Двухтысячные годы кино: выпуск второй, 2003-2005Отечественный прокат притормаживает в скорости роста, достигнув четверть-миллиардного порога, однако почти половина из относительно небольшого прибытку достаётся отечественным фильмам (сразу двукратный рост, другое дело, что это всё — заслуга единственного фильма, настоящий прорыв настанет в 2005 году). Зритель, наконец, распробовал российское кино благодаря массированной рекламе, но сперва появляется новоязовский термин «патриотический блокбастер». А начался он с фильма «72 метра», исполненного по всем канонам «Сибирского цирюльника» (музыка Энио Морриконе, ага), но настоящим прорывом так и не ставшего. Сергей Гармаш так с тех пор и кочует из проекта в проект, играя талантливо, но однообразно. Мода на фильмы про подлодки на фоне трагедии «Курска» ещё один раз попытается остаться на перископной глубине, но ничем внятным история так и не кончится. В этом же году выходит и первый «патриотический боевик» по заказу контор вроде госнаркоконтроля «Личный номер». Этот номер ещё сумеют отрепетировать и поставить более удачно, пока народ просто привыкает видеть на экранах русские лица. Некоммерческое кино выпускает сразу несколько исторических драм: «Водитель для Веры», «Всадник по имени Смерть», «Русское», «Оккупация. Мистерии». Некоторые станут классикой, некоторые будут позже подзабыты, но что в прокат отныне ходят не только бандитские саги — уже грандиозный шаг вперёд. Самое же культовое кино 2004 года в этой когорте: «Богиня: как я полюбила», режиссёрская работа Ренаты Литвиновой — несомненно, одна из знаковых работ на фоне всего десятилетия. Одновременно продолжает снеспешно творить в своей Одессе наречённая мама актрисы-Литвиновой Кира Муратова, в этом году выходит «Настройщик», и в дальнейшем выйдет ещё много фильмов. Прорыв начинается и в анимации — полнометражка студии «Мельница» «Алёша Попович и Тугарин Змей» открывает самый долгоиграющий отечественный кинофранчайз двухтысячных — четвёртая часть выйдет в конце 2010 года. Звание самого кассового российского мультфильма до сих пор принадлежит третьему мультфильму, про Илью Муромца. Ну и наконец, событие не только года, но всего десятилетия. Без объявления войны выходит в прокат фильм Тимура Бекмамбетова, известного дотоле только по рекламным роликам «Банка Империал», при финансировании и пиар-поддержке «Первого канала» и лично Константина Эрнста, по роману Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор». Месячный непрерывный рекламный марафон по ТВ (см. «пиар-машина Первого канала»), массированные, хотя и недорогие спецэффекты, непривычная визуальная стилистика, итог — 16 миллионов сборов дома (абсолютный рекорд не только среди отечественный проектов, но вообще в российском прокате), попадание в не слишком широкий, но всё-таки международный прокат. Бекмамбетов снимает обещанное продолжение и уезжает в Голливуд снимать Анжелину Джоли. Его продюсерское возвращение домой — уже история нашего времени, в рамки обзора, увы, никак не входит. Это был первый настоящий отечественный блокбастер, к тому же оказавшийся в итоге прибыльным, к превеликому удивлению даже самих создателей. За океаном же бурного роста, мягко говоря, не наблюдается. Голливуд переживает период стагнации середины двухтысячных — два года валовая касса не растёт (а предстоит ещё и падение в абсолютном выражении на фоне никуда не девающейся инфляции 4 процента в год), рекордные же полтора миллиарда проданных билетов 2002 года так и будут падать, чуть-чуть скорректировавшись вверх только в 2006 и 2009 годах. Голливуд целиком находится во власти кризиса идей. Для начала весь год хоронят жанр пеплума, ещё недавно казавшегося живым и здоровым. Если «Троя» Вольфганга Петерсена почти окупила свой грандиозный бюджет, то «Александр» Оливера Стоуна так внезапно открыл гомосексуальность Александра Великого американской школоте, что грандиозный провал был гарантирован. Другие заметные провалы года: тяжеловесный байопик Мартина Скорсезе «Авиатор» добрался лишь до условной окупаемости, как и попытка создать ещё один комикс-франчайз «Ван Хельсинг», далее «Девушка из Джерси» — первая и последняя попытка Кевина Смита снимать что-то кроме трешевых комедий, ещё один кинокомикс «Женщина-кошка» вообще стал символом того, как не надо снимать кинокомиксы, равно как первые попытки того, что позже назовут «серьёзными кинокомиксами», вроде «Карателя». А «Короля Артура» с только-только озвездившейся Кирой Найтли и также свежепереехавшим из Великобритании Клайвом Оуэном обзывают «историческим комиксом» и ругают чёрными словами. Время спартанцев ещё близко не пришло. С треском проваливается фантастический триллер «Окончательный монтаж», очередной техно-шпионско-гоночный триллер «Крутящий момент» идёт следом, полирует всё последний представитель тупиковой покуда ветви компьютерного кино, французские «Бессмертные: война миров». Впрочем, шедевральный и тоже культовейший «Небесный капитан и мир будущего» также проваливается в тартарары, так же, как и высокобюджетный сиквел «Чёрной дыры» по имени «Хроники Риддика». Из обидных провалов сюда же ещё можно добавить очень стильный и во многом компьютерный «Лемони Сникет: 33 несчастья». Интересны не совсем провалы, но близкие к тому по своему следу в киноистории. Так «Подводная братва» отбрасывает «Дримворкс» назад в дуэли с «Пиксаром», выпускающим не столь шедевральную, сколь просто очень крепкую «Суперсемейку», и лишь выход лучшего и, в одном флаконе, самого успешного мультфильма ДВ за всё время существования «Шрек 2» исправляет положение, да, с тех пор прошло 6 лет, а ничего лучше так и не снято. Ну и наконец вопиющий пример «неуспеха с продолжением». Выходит первый из цикла монструозных моушен-кепчер-проектов Роберта Земекиса «Полярный экспресс». Условная окупаемость, а на самом деле просто провал ничему не научила продюсеров. Земекис бродит от «Ворнеров» к «Парамаунту», от него к «Диснею» и лишь в 2010 году шарашку наконец прикрывают, поскольку на фоне успехов «Аватара» эти невнятные трёхмерные поделки уже никому не нужны. На фоне этих неуспехов и откровенных провалов тут же подхватили флаг неформатные и маргинальные авторы, жанры, проекты и целые национальные кинематографы (это помимо прорыва российского кино). Бессон продолжает свой крестовый поход против Голливуда, «13-й район» окончательно привносит в международный киноязык слово «паркур». Чжан Имоу больше не ждёт два года, прежде чем выйти в международный прокат — «Дом летающих кинжалов» становится достойным развитием жанра китайского эпика. Испаноязычное кино выпускает сразу два знаковейших проекта: «Машинист» делает новый шаг в карьере Кристиана Бэйла (многие до сих пор считают эту его роль лучшей), «Дневники мотоциклиста» и «Дурное воспитание» делают Гаэля Гарсию Берналя звездой первого класса. Ещё одно касательное к испаноязычному кино событие вошло в историю с окончательно большой буквы. После ряда довольно проходных кинокомиксов Гильермо дель Торо выпускает «Хеллбоя». Знаковость тут даже не в успехе, а потом и успехе сиквела, а в том, что на месте просто режиссёра Дель Торо появился продюсер Дель Торо, и именно этот статус позволит ему впоследствии стать у руля многострадального «Хоббита», именно продюсер Джексон поверил и доверился как соавтору продюсеру Дель Торо. Наконец, франкофон британского происхождения Мишель Гондри добивается невероятного зрительского успеха своим фильмом-фантазией «Вечное сияние безупречного разума». Получите ещё одно знаковое имя современного артхауса. Переходим к коллекции знакового, уже полностью американского неформата рейтинга R. «Евротур» открывает для американских подростков, что Европа — это эротично. Позже эта тема закруглится небанально — расчленёнка-триллером «Хостел» о двух частях. Кстати о триллерах, стартует главный хоррор-франчайз двухтысячных «Пила», доживший в итоге до шести частей и вроде бы останавливаться не планирующий. Одновременно трэш-комедия «Зомби по имени Шон» британского телевизионщика Эдгара Райта позволяет тому раз и навсегда забить на тэвэ и заняться очень атмосферными и авторскими независьками. Классик же зомботриллеров, автор основы для творчества Райта нестареющий Джордж Ромеро оказался в 2004 году успешно римейкизирован в виде «Рассвета мертвецов», внезапно после этого восстав с одра и выпустив с тех пор целых три новых фильма. Римейки прежних работ на этом тоже не закончились, но повторить успех новичка Зака Снайдера удалось, кажется, только в 2010 году фильмом «Безумцы». Сам же Снайдер уйдёт в кинокомиксы и произведёт там два переворота подряд — фильмами «300 спартанцев» и «Хранители», становясь ещё одним ключевым именем второй половины двухтысячных. Тему римейков завершает успешный кросс-овер «Чужой против хищника», самый кассовый фильм в карьере умельца Пола Андерсона. Наконец совсем на грани рейтинга R со скандалом и фурором выходит в мировой прокат фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Чудовищные словесные баталии вокруг фильма приводят к тому, что проект ценой 30 миллионов личных денег Гибсона приносит $600 млн международных сборов. На сеансах люди падают в обмороки и приходят в религиозный экстаз, режиссёра проклинают и чествуют как нового евангелиста. Гибсон же снова становится знаковым режиссёром, а не чудесным шотландским оскароносцем десятилетней давности. Позже будет и ещё один, не менее пафосный, но менее культовый фильм «Апокалипсис», после режиссёр надолго призадумается. Джим же Кавизель звездой первой величины так и не стал. Наконец выходит первый из двух документальных фильмов, собравших в американском прокате больше сотни миллионов — «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура наделает шуму, однако пересчёт голосов в Майами всё-таки снова сделает Буша-младшего президентом, последующие картины Мура уже не будут иметь такого фурора. В традиционных для Голливуда жанрах тоже всё в порядке: околобританские «Бриджит Джонс 2» и «Гарри Поттер 3» собирают хорошие деньги (последний вообще почитается единственным прилично снятым ГП, спасибо режиссёру Альфонсо Куарону, к слову об успехах неамериканских реджи). Удачно новеллизируется сериал про кота Гарфильда. Могучим природным катаклизмом «Послезавтра» Роланд Эммерих снова показывает, что только он умеет снимать настоящие фильмы-катастрофы. «Превосходство Борна» с Гринграссом в режиссёрском кресле выводит франчайз на новую высоту. Музыкальные фильмы представлены музбайопиком «Рэй» (они вообще будут регулярно возникать на оскароносном небосклоне) и мюзиклом «Призрак оперы» (Батлер после дуплета с «Дорогим Фрэнки» вдруг просыпается звездой, уже не покидая этой ступеньки в карьере). Из фантастических, околофантастических и совсем не фантастических проектов выделим «Я, робот» Алекса Пройаса (он снимет позже ещё всего один фильм — не вполне успешное «Знамение»), «Таинственный лес» М. Найт Шьямалана (хитрый индус продолжает дурить людям головы, даря им выражение «те, кого не называем»), «Сокровище нации» (балаганный приключенческий франчайз Кейджа-Туртельтауба до сих пор живее всех живых, вовсю троллит поклонников Дэнобрауна), «Человек-паук 2» в неизменном составе (вторая часть признаётся лучшей в имеющейся к настоящему моменту трилогии, на планы перезапуска франчайза все смотрят как на явный признак смерти мозга у начальников «Коламбии»). Наконец «Эффект бабочки» — просто очень неплохой и финансово успешный фильм без каких бы то ни было последствий для всех участников. Из прочих фильмов осталось вспомнить шедевральное продолжение дилогии про убийство Билла и очень необычного Тома Круза и, самое главное, ещё более непривычного Джейми Фокса (уже нашумевшего с «Рэем») в киллер-триллере «Соучастник», который, между тем, едва-едва окупился. Ну, а главной оскаровской драмой становится «Малышка на миллион» Клинта Иствуда (4 статуэтки), уводя вожделенную железяку у многострадального Скорсезе. Тут история ещё далека от завершения. Обзор 2004 года из нашего архива
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/03/28/2003-2005.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|