Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Двухтысячные годы кино: выпуск второй, 2003-2005

Роман КОРНЕЕВ, 28 марта 2010

2004

Отечественный прокат притормаживает в скорости роста, достигнув четверть-миллиардного порога, однако почти половина из относительно небольшого прибытку достаётся отечественным фильмам (сразу двукратный рост, другое дело, что это всё — заслуга единственного фильма, настоящий прорыв настанет в 2005 году). Зритель, наконец, распробовал российское кино благодаря массированной рекламе, но сперва появляется новоязовский термин «патриотический блокбастер».

72 метра

А начался он с фильма «72 метра», исполненного по всем канонам «Сибирского цирюльника» (музыка Энио Морриконе, ага), но настоящим прорывом так и не ставшего. Сергей Гармаш так с тех пор и кочует из проекта в проект, играя талантливо, но однообразно. Мода на фильмы про подлодки на фоне трагедии «Курска» ещё один раз попытается остаться на перископной глубине, но ничем внятным история так и не кончится.

В этом же году выходит и первый «патриотический боевик» по заказу контор вроде госнаркоконтроля «Личный номер». Этот номер ещё сумеют отрепетировать и поставить более удачно, пока народ просто привыкает видеть на экранах русские лица.

Некоммерческое кино выпускает сразу несколько исторических драм: «Водитель для Веры», «Всадник по имени Смерть», «Русское», «Оккупация. Мистерии». Некоторые станут классикой, некоторые будут позже подзабыты, но что в прокат отныне ходят не только бандитские саги — уже грандиозный шаг вперёд. Самое же культовое кино 2004 года в этой когорте: «Богиня: как я полюбила», режиссёрская работа Ренаты Литвиновой — несомненно, одна из знаковых работ на фоне всего десятилетия. Одновременно продолжает снеспешно творить в своей Одессе наречённая мама актрисы-Литвиновой Кира Муратова, в этом году выходит «Настройщик», и в дальнейшем выйдет ещё много фильмов.

Прорыв начинается и в анимации — полнометражка студии «Мельница» «Алёша Попович и Тугарин Змей» открывает самый долгоиграющий отечественный кинофранчайз двухтысячных — четвёртая часть выйдет в конце 2010 года. Звание самого кассового российского мультфильма до сих пор принадлежит третьему мультфильму, про Илью Муромца.

Ночной дозор

Ну и наконец, событие не только года, но всего десятилетия. Без объявления войны выходит в прокат фильм Тимура Бекмамбетова, известного дотоле только по рекламным роликам «Банка Империал», при финансировании и пиар-поддержке «Первого канала» и лично Константина Эрнста, по роману Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор».

Месячный непрерывный рекламный марафон по ТВ (см. «пиар-машина Первого канала»), массированные, хотя и недорогие спецэффекты, непривычная визуальная стилистика, итог — 16 миллионов сборов дома (абсолютный рекорд не только среди отечественный проектов, но вообще в российском прокате), попадание в не слишком широкий, но всё-таки международный прокат. Бекмамбетов снимает обещанное продолжение и уезжает в Голливуд снимать Анжелину Джоли. Его продюсерское возвращение домой — уже история нашего времени, в рамки обзора, увы, никак не входит. Это был первый настоящий отечественный блокбастер, к тому же оказавшийся в итоге прибыльным, к превеликому удивлению даже самих создателей.

За океаном же бурного роста, мягко говоря, не наблюдается. Голливуд переживает период стагнации середины двухтысячных — два года валовая касса не растёт (а предстоит ещё и падение в абсолютном выражении на фоне никуда не девающейся инфляции 4 процента в год), рекордные же полтора миллиарда проданных билетов 2002 года так и будут падать, чуть-чуть скорректировавшись вверх только в 2006 и 2009 годах. Голливуд целиком находится во власти кризиса идей.

Троя

Для начала весь год хоронят жанр пеплума, ещё недавно казавшегося живым и здоровым. Если «Троя» Вольфганга Петерсена почти окупила свой грандиозный бюджет, то «Александр» Оливера Стоуна так внезапно открыл гомосексуальность Александра Великого американской школоте, что грандиозный провал был гарантирован.

Другие заметные провалы года: тяжеловесный байопик Мартина Скорсезе «Авиатор» добрался лишь до условной окупаемости, как и попытка создать ещё один комикс-франчайз «Ван Хельсинг», далее «Девушка из Джерси» — первая и последняя попытка Кевина Смита снимать что-то кроме трешевых комедий, ещё один кинокомикс «Женщина-кошка» вообще стал символом того, как не надо снимать кинокомиксы, равно как первые попытки того, что позже назовут «серьёзными кинокомиксами», вроде «Карателя». А «Короля Артура» с только-только озвездившейся Кирой Найтли и также свежепереехавшим из Великобритании Клайвом Оуэном обзывают «историческим комиксом» и ругают чёрными словами. Время спартанцев ещё близко не пришло.

С треском проваливается фантастический триллер «Окончательный монтаж», очередной техно-шпионско-гоночный триллер «Крутящий момент» идёт следом, полирует всё последний представитель тупиковой покуда ветви компьютерного кино, французские «Бессмертные: война миров». Впрочем, шедевральный и тоже культовейший «Небесный капитан и мир будущего» также проваливается в тартарары, так же, как и высокобюджетный сиквел «Чёрной дыры» по имени «Хроники Риддика». Из обидных провалов сюда же ещё можно добавить очень стильный и во многом компьютерный «Лемони Сникет: 33 несчастья».

Шрек 2

Интересны не совсем провалы, но близкие к тому по своему следу в киноистории. Так «Подводная братва» отбрасывает «Дримворкс» назад в дуэли с «Пиксаром», выпускающим не столь шедевральную, сколь просто очень крепкую «Суперсемейку», и лишь выход лучшего и, в одном флаконе, самого успешного мультфильма ДВ за всё время существования «Шрек 2» исправляет положение, да, с тех пор прошло 6 лет, а ничего лучше так и не снято.

Ну и наконец вопиющий пример «неуспеха с продолжением». Выходит первый из цикла монструозных моушен-кепчер-проектов Роберта Земекиса «Полярный экспресс». Условная окупаемость, а на самом деле просто провал ничему не научила продюсеров. Земекис бродит от «Ворнеров» к «Парамаунту», от него к «Диснею» и лишь в 2010 году шарашку наконец прикрывают, поскольку на фоне успехов «Аватара» эти невнятные трёхмерные поделки уже никому не нужны.

На фоне этих неуспехов и откровенных провалов тут же подхватили флаг неформатные и маргинальные авторы, жанры, проекты и целые национальные кинематографы (это помимо прорыва российского кино).

Бессон продолжает свой крестовый поход против Голливуда, «13-й район» окончательно привносит в международный киноязык слово «паркур». Чжан Имоу больше не ждёт два года, прежде чем выйти в международный прокат — «Дом летающих кинжалов» становится достойным развитием жанра китайского эпика. Испаноязычное кино выпускает сразу два знаковейших проекта: «Машинист» делает новый шаг в карьере Кристиана Бэйла (многие до сих пор считают эту его роль лучшей), «Дневники мотоциклиста» и «Дурное воспитание» делают Гаэля Гарсию Берналя звездой первого класса.

Хеллбой

Ещё одно касательное к испаноязычному кино событие вошло в историю с окончательно большой буквы. После ряда довольно проходных кинокомиксов Гильермо дель Торо выпускает «Хеллбоя». Знаковость тут даже не в успехе, а потом и успехе сиквела, а в том, что на месте просто режиссёра Дель Торо появился продюсер Дель Торо, и именно этот статус позволит ему впоследствии стать у руля многострадального «Хоббита», именно продюсер Джексон поверил и доверился как соавтору продюсеру Дель Торо.

Наконец, франкофон британского происхождения Мишель Гондри добивается невероятного зрительского успеха своим фильмом-фантазией «Вечное сияние безупречного разума». Получите ещё одно знаковое имя современного артхауса.

Переходим к коллекции знакового, уже полностью американского неформата рейтинга R. «Евротур» открывает для американских подростков, что Европа — это эротично. Позже эта тема закруглится небанально — расчленёнка-триллером «Хостел» о двух частях. Кстати о триллерах, стартует главный хоррор-франчайз двухтысячных «Пила», доживший в итоге до шести частей и вроде бы останавливаться не планирующий. Одновременно трэш-комедия «Зомби по имени Шон» британского телевизионщика Эдгара Райта позволяет тому раз и навсегда забить на тэвэ и заняться очень атмосферными и авторскими независьками. Классик же зомботриллеров, автор основы для творчества Райта нестареющий Джордж Ромеро оказался в 2004 году успешно римейкизирован в виде «Рассвета мертвецов», внезапно после этого восстав с одра и выпустив с тех пор целых три новых фильма. Римейки прежних работ на этом тоже не закончились, но повторить успех новичка Зака Снайдера удалось, кажется, только в 2010 году фильмом «Безумцы». Сам же Снайдер уйдёт в кинокомиксы и произведёт там два переворота подряд — фильмами «300 спартанцев» и «Хранители», становясь ещё одним ключевым именем второй половины двухтысячных. Тему римейков завершает успешный кросс-овер «Чужой против хищника», самый кассовый фильм в карьере умельца Пола Андерсона.

Страсти Христовы

Наконец совсем на грани рейтинга R со скандалом и фурором выходит в мировой прокат фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Чудовищные словесные баталии вокруг фильма приводят к тому, что проект ценой 30 миллионов личных денег Гибсона приносит $600 млн международных сборов. На сеансах люди падают в обмороки и приходят в религиозный экстаз, режиссёра проклинают и чествуют как нового евангелиста. Гибсон же снова становится знаковым режиссёром, а не чудесным шотландским оскароносцем десятилетней давности. Позже будет и ещё один, не менее пафосный, но менее культовый фильм «Апокалипсис», после режиссёр надолго призадумается. Джим же Кавизель звездой первой величины так и не стал.

Наконец выходит первый из двух документальных фильмов, собравших в американском прокате больше сотни миллионов — «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура наделает шуму, однако пересчёт голосов в Майами всё-таки снова сделает Буша-младшего президентом, последующие картины Мура уже не будут иметь такого фурора.

В традиционных для Голливуда жанрах тоже всё в порядке: околобританские «Бриджит Джонс 2» и «Гарри Поттер 3» собирают хорошие деньги (последний вообще почитается единственным прилично снятым ГП, спасибо режиссёру Альфонсо Куарону, к слову об успехах неамериканских реджи). Удачно новеллизируется сериал про кота Гарфильда. Могучим природным катаклизмом «Послезавтра» Роланд Эммерих снова показывает, что только он умеет снимать настоящие фильмы-катастрофы. «Превосходство Борна» с Гринграссом в режиссёрском кресле выводит франчайз на новую высоту. Музыкальные фильмы представлены музбайопиком «Рэй» (они вообще будут регулярно возникать на оскароносном небосклоне) и мюзиклом «Призрак оперы» (Батлер после дуплета с «Дорогим Фрэнки» вдруг просыпается звездой, уже не покидая этой ступеньки в карьере).

Я, робот

Из фантастических, околофантастических и совсем не фантастических проектов выделим «Я, робот» Алекса Пройаса (он снимет позже ещё всего один фильм — не вполне успешное «Знамение»), «Таинственный лес» М. Найт Шьямалана (хитрый индус продолжает дурить людям головы, даря им выражение «те, кого не называем»), «Сокровище нации» (балаганный приключенческий франчайз Кейджа-Туртельтауба до сих пор живее всех живых, вовсю троллит поклонников Дэнобрауна), «Человек-паук 2» в неизменном составе (вторая часть признаётся лучшей в имеющейся к настоящему моменту трилогии, на планы перезапуска франчайза все смотрят как на явный признак смерти мозга у начальников «Коламбии»). Наконец «Эффект бабочки» — просто очень неплохой и финансово успешный фильм без каких бы то ни было последствий для всех участников.

Из прочих фильмов осталось вспомнить шедевральное продолжение дилогии про убийство Билла и очень необычного Тома Круза и, самое главное, ещё более непривычного Джейми Фокса (уже нашумевшего с «Рэем») в киллер-триллере «Соучастник», который, между тем, едва-едва окупился.

Ну, а главной оскаровской драмой становится «Малышка на миллион» Клинта Иствуда (4 статуэтки), уводя вожделенную железяку у многострадального Скорсезе. Тут история ещё далека от завершения.

Обзор 2004 года из нашего архива


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/03/28/2003-2005.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Охотник на монстровСемейка Крудс 2: НовосельеОбратная связьБосс-молокосос 2Чудо-женщина 1984ДушаОхотники за привидениями: наследникиТом и Джерри

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Двухтысячные годы кино: выпуск первый, 2000-2002


Двухтысячные годы кино: выпуск первый, 2000-2002

Роман КОРНЕЕВ

Завершилась целая эпоха в кино — «жирные нулевые». Как далеко мы ушли за прошедшие годы от «гремящих девяностых» до «кризисных десятых», какие жанры родились, а какие умерли за прошедшее десятилетие, кто стал новым лицом кинематографа, а кто, наоборот, утратил былую популярность. История мирового и отечественного кинематографа в именах и названиях, часть первая посвящёна годам, когда ещё толком не было российского проката, да и Кинокадр ещё не был создан.

Отзывы: [16]


Хлоя: Что скрывает ложь


«Хлоя»:
Что скрывает ложь

Роман КУЛАНИН

И пусть вас не смущает откровенно эротический подтекст фильма и обилие обнажёнки — по сравнению с фокусами Шерон Стоун, навеки смутившими детское сознание, это выглядит как штукарство уличного фокусника. Фильм напоминает тот дом, где живёт семья Мур-Нисон: изящный, просторный, гордящийся каждой неповторимой деталью, но при этом совершенно искусственный и рациональный, выдающий холодный расчёт архитектора. Формально Эгоян не отступил от французского оригинала почти ни на шаг, но утерял европейскую интимность.


Помни меня: Не судьба


«Помни меня»:
Не судьба

Роман КОРНЕЕВ

Перед нами вовсе не слёзовыжимательная драма и даже не завуалированный соцреализм вроде «Столкновения», суть которого — показать, какие мы, мол, все взаимосвязанные и подставь другую щёку. Это вполне бытовая, камерная и даже клаустрофобическая история про мятущегося Паттинсона, мятущегося Купера, железобетонного Броснана и одну маленькую девочку-художницу. Им даже и разговоры-то не совсем нужны для выстраивания внутри себя комбинаторики треугольников и дуэтов, сопоставлений и противопоставлений. Отзывы: [31]


Как приручить дракона: Как обустроить рабкрин


Как приручить дракона:
Как обустроить рабкрин

Роман КОРНЕЕВ

Стичеобразный дракончик оказался не только мимими, но и вполне себе огого. Потому что финальная аэрокосмическая битва почти догнала мощи самого Кэмерона, а это, знаете, само по себе серьёзная заявка. В итоге же мультфильм берёт скорее своей сдержанностью. Да, овец можно и побольше, а вот драконов, полётов, аморов, подростков, викингов, шуток, отцов-детей и красивых закатов — отмерили на этот раз в самую тютельку, не вызывая пресыщения и раздражения. И только ценители теорий заговоров заметят подвох. Отзывы: [35]


Охотник за головами: Дорогой Джерард


Охотник за головами:
Дорогой Джерард

Надежда ЗАВАРОВА

Спасибо, что нашли время поучаствовать в нашей новой экшен-комедии. Говорите, сценарий не смешной? Но у нас же есть Вы! Считаете, что это не роль для серьёзного актёра? Сыграйте так, чтоб зал засмеялся, а на худой конец мы Вам рубашечку смешную подкинем. Кто ж от этого проиграет? Считаете, зритель? А Вы улыбнитесь ему, мистер Батлер, так ласково и доверительно. Да, конечно, Вы сможете засунуть Анистон в багажник — отличная идея! Даже странно, что Вы стали актёром, а не сценаристом. Отзывы: [9]


Саундтреки зимы: «Аватар», «Шерлок Холмс», «Милые кости»


Саундтреки зимы: «Аватар», «Шерлок Холмс», «Милые кости»

Роман КОРНЕЕВ, Александр ТВЕРСКОЙ

Зима - время предоскаровской гонки, новогодних блокбастеров и жанрового разливанного межсезонья. Разнообразие саундтреков пусть поредело, но зато ярче засверкали отдельные бриллианты. Мэтры жанра на равных соревнуются с новичками, именитые авторы не гнушаются заимствований и халтуры, блокбастеры рвут статуэтки друг у друга. Особенно прекрасно смотрится в этом обзоре засилье разнообразных братьев.


Не брать живым: Суета вокруг войны


«Не брать живым»:
Суета вокруг войны

Роман КОРНЕЕВ

Перед нами, по сути, экшн-парафраз давешнего многократного оскароносца, и вопрос в итоге не в том, что вот этот — предатель, вот этот — цепной пёс, а вон те трое — лохи, которых позволили провести на мякине поддельных «отчётов разведки». То есть создатели чуть не насильно заставляют себя, сказав «а» не говорить «бэ», всё время отвлекаясь то на бассейн с красотками, то на «Абу-Грейб», то на миллион непонадобившихся долларов, вопчем, давят фактурой, оттягивая неизбежное. Ответ на вопрос «что они тут вообще делают?» Отзывы: [10]






4 декабря, пятница






3 декабря, четверг


2 декабря, среда



30 ноября, понедельник
Если заокеанские продюсеры и рассчитывали на чудо, решив выпустить на День благодарения хоть что-то заметное...



29 ноября, воскресенье
По итогам прошлой недели отечественный прокат имел все шансы удержаться от дальнейших падений, учитывая обилие премьер и наличие явного лидера среди новичков...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 




Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама