Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

26-й Московский кинофестиваль, российская программа

Ирина КОЗЕЛ, Роман КОРНЕЕВ, 27 июня 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Завершается кинофестиваль, однако ещё очень много фильмов ждут рецензий. Среди них значительную долю составляют участники российской программы. Обозреватели КиноКадра спешат поделиться c вами вслед за первым отчётом о работе ММКФ, а также последовавшим за ним вторым обзором впечатлениями от некоторых картин отечественных режиссёров, участвующих в основном конкурсе и в конкурсе «Перспективы», которые они смогли посетить за прошедшую неделю. Надо отметить, ажиотаж на них был велик, так что на такие фильмы как «Папа» и «Свои» мы попасть не смогли, так что они останутся неосвещёнными до их скорого выхода в прокат, однако как мы расскажем ниже, помимо них, Россию на фестивале представляли ещё много очень сильных картин. На следующей же неделе ждите финальную порцию обзоров, которых казалось так много, что они не вместились даже в вышедшие уже три статьи.


«Русское» (Россия), 2003
По мотивам харьковской трилогии Эдуарда Лимонова: «Подросток Савенко», «Молодой негодяй» и «У нас была великая эпоха»
Режиссер: Александр Велединский
Сценарий: Александр Велединский
В главных ролях: Андрей Чадов, Галина Польских, Михаил Ефремов, Дуся Гермaнова
Участвует в программе конкурса «Перспективы»

Экранизируют у нас нынче с удовольствием и вкусом. За последние годы только и разговоров, что об очередных экранизациях громких авторов всех жанров и направленностей. Много шума в преддверии целой череды экранизаций отечественной фантастики (начиная с «Дозоров» Лукьяненко), мастера продолжают искать тему в классике (в первую очередь тут стоит помянуть «О любви» Соловьёва), продюсеры не забывают и культовые современные имена (по части «продюсерских» кино главной темой для ёрнических замечаний остаётся успешный кассово, но крайне слабый художественно фильм «72 метра» по Покровскому). Однако культовость — понятие растяжимое, кому хорош и военно-морской юмор, кому бандитский флёр, а кому — фигуры политические.

Самым «политическим» из диссидентов современности и самым сидевшим из литературных монстров наших дней называют признанного мастера современной прозы и поэзии Эдуарда Лимонова, чей литературный герой так близко подошёл к грани реальности, что уже и не поймёшь, то ли это автор Лимонов сидел за своего «подростка Савенко», то ли это персонаж книг создал партию, которая и загнала волею не слишком умной государственной машины литератора Лимонова на нары.

В любом случае, не Владимир Сорокин и не уважаемый редакцией КиноКадра Виктор Ерофеев будет в веках в ряду главнейших культурологических фигур современности, там станет именно Эдуард Лимонов. А посему экранизация этого автора, не важно, ранних или поздних его произведений, должна стать не только поводом просиять новым звёздам отечественного кинопроцесса, но и потенциально интереснейшим зрелищем как для специалистов и ценителей, так и для простого зрителя, который помнит ту «у нас бывшую великую эпоху» не понаслышке, и готов смотреть на неё не сквозь запотевшее стекло ностальгических воспоминаний, а сквозь ясную призму неоспоримого таланта Автора.

Режиссёр Александр Велединский, дебютируя на столь сложном фундаменте, объединил под крышей одного фильма целый пласт творчества Лимонова, помянув и его стихи, и раннюю, харьковскую, во многом автобиографическую его прозу. Действие фильма проходит в Харькове, на родине писателя, в 59 году, и повествует о передрягах в жизни молодого поэта Эдика Савенко, его молодой любви, стихах, первых разочарованиях в жизни.

Режиссёр по собственному признанию выбирал конкретные сюжетные ходы из трилогии Лимонова, ориентируясь на передачу настроения эпохи и стремясь заинтересовать зрителя. Герой читает стихи, ворует деньги, борется с несправедливостью, пытается завоевать девушку своей мечты, разочаровывается в ней, после попытки несколько показного самоубийства попадает в «тихую палату», бежит оттуда, попадает снова. Круговорот событий единым вихрем несёт зрителя сквозь эпоху, напоминая и «Покровские ворота» и «Собачье сердце» степенностью и натиском. Сказка и быль, как всегда у Лимонова, складываются воедино, вынося на поверхность своего потока свежие версии об особенностях неизбывной русской души. На вопрос, что же главное в нашем характере, бунт или закон, сам режиссёр ответил «любовь», «доброта» и «терпение».

Несомненно, фильм — одно из ярчайших открытий фестиваля, и его участие в конкурсе «Перспективы» оправдано и яркой актёрской игрой, и ясно различимым талантом молодого режиссёра, ранее известного только своими сценарными работами, а также великолепной операторской работой и музыкальным оформлением. Судьба у картины была нелёгкой — изначально она создавалась как сериал для канала ТВС, однако с его закрытием лёг на два года на полку и недомонтированный фильм. Тем не менее, харьковских и московских съёмок оказалось достаточно, чтобы создать на их основе полнометражное кино, достойное и широкого проката, и международных кинофестивалей.


«Время жатвы» (Россия), 2004
Режиссер: Марина Разбежкина
Сценарий: Марина Разбежкина
В главных ролях: Людмила Моторная, Вячеслав Батраков, Дима Ермаков
Участвует в программе основного конкурса

Документальное кино часто забывают. Этот могучий пласт современной отечественной кинокультуры, признаваемый на Западе часто лучше с трудом вновь входящего во вкус российского игрового кино, с нашей же публикой совершенно не познакомленный, редко выступает с настоятельным требованием немедленно его усмотреть и возгордиться. Документалисты титанической мощи живут в своём мире, не признавая ценности отыгранного на фоне реальной жизни, никому ничего не втолковывая — смотрите наши фильмы и всё поймёте. Но не смотрят. Навскидку — назовите хотя бы два имени известных отечественных документалистов. Многие не назовут и одного, а потому каждый заметный повод рассмотреть шедевр документалистики — уже достоин пристального взгляда и внимательного анализа. Чуть ниже будет представлен пример почти чистого жанра, а пока побеседуем о предложенном организаторами ММКФ участнике основного фестивального конкурса — полудокументальном кино «Время жатвы» выдающегося режиссёра-документалиста Марины Разбежкиной.

Вообще, картины на грани жанров казалось бы несовместимых невероятно интересны. Совмещение пристального взгляда камеры, непрофессиональных актёров, привычных режиссёру, специфических выкрутасов монтажом и музыкальным оформлением, природной натуры и жизненного сюжета производит неизгладимое впечатление как на зрителя неискушённого, так и на матёрого профессионала. Все помнят прошлогодний триумф «Старух», которые даже за костюмы призы получали, хотя героини ходили, что называется, в своём. И вот, новое открытие. Изначально задуманное как короткометражка, «Время жатвы» было перемонтировано в семидесятиминутный «полный метр», и на выходе вышла история о послевоенной колхозной жизни с редкими мужчинами-инвалидами, маленькими детьми, борьбой за урожай и мечтой об отрезе ситца. Вместо ситца дают переходящее знамя, вместо песен об урожае с губ героини за рулём комбайна срывается хрип сквозь зубы, вместо старых икон возникает легенда о Боге, спускающемся с мёртвого дерева и камлания духам, а само знамя вытесняет из жизни сначала любовь, потом семью, а потому и обоих детей. Муж спивается и умирает. Старшего сына убивают в драке. Младший сын гибнет в Афгане, а знамя, поеденное в бесконечной борьбе с мышами, остаётся лишь клочком ткани — модной совиет-стайл косынкой для современной девицы, извлёкшей его из старушечьего сундука.

И вместе с тем — в фильме ни малейшего следа чернухи, озлобленности или наоборот, попыток оправдать бредовость и античеловечность многого в нашем прошлом. Режиссёр лишь наблюдает, отмечая всё, что было, во многом напоминая зрителю Кустурицу с его «Андеграундом». Кошки, козы, гуси, бесконечная борьба с обстоятельствами и финальный проигрыш — смерть. И финал такой же — светлый, с надеждой обращающий в будущее, которое ещё можно исправить, показав ему его прошлое. Оно было такое, хотим мы того или нет, с этим нам жить.

Огромное спасибо молодому композитору, который работал над фильмом, без его звука фильм бы получился не таким эмоционально-насыщенным, ведь в нём почти нет слов, оператора тоже поблагодарим — за гуся и за комбайны на фоне заката, за сами закаты — чёрные, кровавые, голубые, разные. И надеемся на благополучную дальнейшую судьбу картины.


«Страсти по Марине» (Россия), 2004

Режиссер: Андрей Осипов
Участвует в Российской программе

«Страсти по Марине» — биографическая документалистика о жизни Марины Цветаевой, художественная реконструкция жизни одного человека, судьбы одного Поэта, лента, собранная из старых фотографий, стихов, писем, кинохроники того времени.

Хотя так сложилось, что Цветаева известна не только своим творчеством, но и не менее широко — своей сложной судьбой, картина «Страсти по Марине» несомненно заслуживает интереса даже тех, кто считает, что ничего нового о Цветаевой ему уже не скажут. Этот фильм-поэма, фильм-притча, фильм-картина, фильм-трагедия несёт в себе не просто рассказ о жизни, а настоящее духовное просветительство.

Трагедия жизни Цветаевой, все её личные страсти-ураганы и личные её несчастья, истории местами просто чудовищные, кто им судия? — всё это усилиями создателей картины так отражается в стихах, так преломляется в нездешнем, не от мира сего, то ли богоизбранном, то ли проклятом образе Поэта, что из зала уносишь с собой впечатление очень трудное, такое не переварить слёту, такое надо выносить и пережить.

Документальному кино не нужно ничего придумывать. Казалось бы, оно жестко ограничено в инструментах воздействия на аудиторию, но по влиянию на отношение зрителя к поднимаемой теме кино документальное без всяких скидок бывает куда более мощным инструментом, чем кино игровое. «Страсти по Марине» — ярчайший тому пример.

Ждите наш последний отзыв о фестивальной программе, а также загляните, кто ещё не читал, в специальный раздел где собраны наши прошлые обзоры, а также все новости прошедшего кинофестиваля.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/06/27/mmkf.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Соник в киноХолодное сердце 2ДушаFord против FerrariПлохие парни навсегдаВойна токовТерминатор: Тёмные судьбыСемейка Аддамс

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ММКФ 2017
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
26-й Московский кинофестиваль, очередные премьеры


26-й Московский кинофестиваль, очередные премьеры

Ирина КОЗЕЛ, Роман КОРНЕЕВ

XXVI Московский кинофестиваль в самом разгаре. Пролетело уже семь насыщенных фестивальных дней, прошла масса громких премьер как основного конкурса, так и тематических ретроспектив и других программ. Обозреватели КиноКадра посетили некоторые из них и спешат поделиться с читателями свежими впечатлениями, новыми именами и эмоциями. На наш взгляд картина ММКФ на вечер четверга выглядела так


26-й Московский кинофестиваль, день за днём


26-й Московский кинофестиваль, день за днём

Ирина КОЗЕЛ, Роман КОРНЕЕВ

XXVI Московский кинофестиваль в самом разгаре. Помимо нашумевшего «Убить Билла-2» за три фестивальных дня уже прошла масса громких премьер как основного конкурса, так и тематических ретроспектив и других программ. Обозреватели КиноКадра посетили некоторые из них и спешат поделиться с читателями свежими впечатлениями. На наш взгляд картина ММКФ на вечер воскресенья выглядела так


Каннский кинофестиваль-2004


Каннский кинофестиваль-2004

Елена ПРАВДА

В Каннах продолжается 57-й международный кинофестиваль, открывшийся в среду, 12 мая фильмом Педро Альмодовара «Плохое воспитание». Фестиваль, в момент открытия находившийся буквально под угрозой срыва из-за протестов французских актёров-почасовиков, несмотря на продолжающиеся беспорядки проходит в обычной атмосфере большого кинофорума — с шумными премьерами, часть которых уже прошла, а часть ещё впереди, восторженными фанатами, гурманствующей богемой и критически настроенной кинопрессой

Отзывы: [5]


Убить Билла, часть 2: Увидеть «Убить Билла» и не умереть


Убить Билла, часть 2:
Увидеть «Убить Билла» и не умереть

Роман КОРНЕЕВ

Тарантино всегда был ужасом кинокритиков. Тарантино не вписывается ни в какие каноны, Тарантино не разберёшь по кирпичикам, не упустив при этом того неуловимого, что и составляет смысл его творчества. Он идёт вразрез со всеми правилами и традициями, наступает всем на ноги, заимствует самые затёртые клише вековой истории кино и, потешаясь над теоретиками и практиками, делает зрителю конфетку, которую недостаточно посмотреть раз или два, которую можно и нужно смотреть из года в год под всё новым и новым впечатлением

Отзывы: [46]


Гоблин устроил «Бурю в стакане»


Гоблин устроил «Бурю в стакане»

Роман КОРНЕЕВ

Подробности издевательского сюжета уже известны всем — на просторах Крайне-северной галактики налажено производство палёного алкоголя, для разбирательства в адрес выдвигаются матёрые сотрудники секты Оперуполномоченных Кришны, по дороге им придётся повстречаться с гениальным мальчиком Эникеем Сковородкером, подводным рэпером-оленеводом по кличке Мудила Страшный, королевой Задолбалой, ведроидом «е-два-е-четыре» и даже мега-переводчиком, отличающимся умом и сообразительностью

Отзывы: [7]


Законы привлекательности: Скромное, но законное обаяние


Законы привлекательности:
Скромное, но законное обаяние

Ирина КОЗЕЛ

Такие фильмы всегда смотрели наши мамы, умеющие ценить в жизни простое и доброе, и от этого комедия приобретает традиционный оттенок ностальжи. К таким фильмам всегда пренебрежительно относились ироничные отпрыски этих мам, имевших неосторожность родить их в век постмодернизма, в век поколения, разучившегося ценить простоту. Контрасты здесь берутся из создания заведомо нереальных обстоятельств, тогда как, по мнению нашей аудитории, комичных ситуаций, и куда более смешных, полно в обычной жизни, умей только видеть

Отзывы: [3]


Гарри Поттер и узник Азкабана: Гарри Поттер — узник формата


Гарри Поттер и узник Азкабана:
Гарри Поттер — узник формата

Роман КОРНЕЕВ

Режиссёр Альфонсо Куарон очень старается. Он шутит всю дорогу, носится с камерой по площадке. Профессор Люпин и бывший узник, а ныне борец за правду Сириус Блэк непрерывно зажигают, отодвигая на задворки повествования харизматичного Алана Рикмана в роли профессора Северуса Снэйпа. Анимированный портрет кривляющегося Гэри Олдмана вообще радует весь фильм, мешая вслушиваться в глубокомысленные авторские диалоги. Однако увы, в остальном фильм выходит ужасно вторичным. Как-то всё-таки не впечатляет

Отзывы: [33]


Другой: Попутали клонирование с божьим даром


«Другой»:
Попутали клонирование с божьим даром

Елена ПРАВДА

Пугали-пугали, а чего пугали, мне лично не стало понятно. Когда полнометражный фильм выдаёт в финале сверхидею на уровне короткометражки «Баек из склепа», это из рук вон. А уж логики в поведении вполне себе здоровых и разумных взрослых героев фильма с определённого момента и вовсе не видно, я уж молчу о мини-детективе, который замутили режиссёр со сценаристом вокруг подозрительной деятельности доктора Уэллса. Тщательней надо, ребята. Я уж молчу про псевдонаучные идеи о переносе памяти оригинала в тело клона

Отзывы: [1]


Послезавтра: Послезавтра невер дайз


«Послезавтра»:
Послезавтра невер дайз

Роман КОРНЕЕВ

Фильм-катастрофа по всем статьям выходит квинтэссенцией всего хорошего, что зритель жаждет получить от голливудского кинопродукта. И когда закончатся все катаклизмы и отзвучит могучий саундтрек, когда экипаж МКС в тишине космоса будет парить, разглядывая заснеженную Землю, слова о том, что «воздух стал чистый на всей планете» будут тем самым катарсисом, которого мы не дождались на многих и многих из вышедших в этом сезоне замечательных фильмов. А вывод какой? Правильно. Берегите природу, мать вашу!

Отзывы: [16]





За океаном заведомо слабый уикенд целиком был построен на противостоянии «Ford против Ferrari» и «Ангелов Чарли»...
В отечественном прокате очередной масс-старт, и очередной недобор, и интрига на неделе если и была, то исключительно в том...


16 ноября, суббота






15 ноября, пятница




Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.1%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама