Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

9/11 по Фаренгейту:

9/11 по Фаренгейту: Документальное чтиво


Анекдот:
— У нас в Америке — демократия. Каждый может выйти к Белому дому и сказать, что Буш — идиот.
— А у нас тоже демократия. Каждый может выйти на Красную площадь и сказать, что Буш — идиот.
Елена ПРАВДА, 26 сентября 2004
 
Поставьте фильму оценку!
9/11 по Фаренгейту

«9/11 по Фаренгейту» (“Fahrenheit 9/11”), 2004
Режиссёр, сценарист и продюсер: Майкл Мур
Композитор: Джефф Гиббс
В фильме вольно или невольно участвуют: Майкл Мур, Джордж Буш младший, Джордж Буш старший, Билл Клинтон, Ал Гор, Саддам Хусейн, Усама бин Ладен, Дик Чейни, Колин Пауэл, Кондолиза Райс, Дональд Рамсфельд, Джеймс Бейкер, Том Фульфовитц.

Бывают такие фильмы, которые ценны самим фактом свого существования. Первый блокбастер (сиречь фильм, собравший в прокате больше ста миллионов долларов) в истории документального кино, первый случай, когда Каннскую Золотую пальмовую ветвь вручили политической агитке, впервые автор документального кино по-настоящему напугал тех, против кого оно было направлено, так что в преддверии американских выборов пострадавшая сторона даже поспешила снять опровержение всё в том же жанре политдокументалистики, наконец, впервые создатель фильма сам просит распространять своё детище по пиратским каналам — по сути, ему не нужно миллионов, ему нужно добиться результата, лежащего далеко за пределами кино.

Майкл Мур после «Фаренгейта» уже не просто известный документалист (сколько вы вообще можете вспомнить режиссёров документального кино? Лени Рифеншталь разве что… уже лишь немногие зрители помнят Ромма, снявшего «Обыкновенный фашизм»), Майкл Мур заочно коронован низвергателем основ и потрясателем столпов. Он первый в истории киношник-рупор и политик-символ в одном лице. А потому не посмотреть на большом экране то, что сделало его таким — миссия невыполнимая. Тем более что документалка (снова впервые в истории!) оказалась в списках широкого проката. Пусть с заметным опозданием, детище Майкла Мура теперь у нас. С чем же его едят?

9/11 по Фаренгейту

Право, со времён упомянутой выше документальной эпопеи «Обыкновенный фашизм» не видал кинематограф такого разоблачительного пафоса, такой широты охвата и таких масштабов. И дело тут даже не в конкретных прикладных моментах кинопроцесса вроде выборов президента США, интересно понять, чем именно Мур разобрал честную публику, что принудил её раскошелиться аж на $200 млн. Что же есть в его творческой манере, что заставляет сдаться такого мастера как Тарантино. Ведь не тема тому причиной — ежедневно в мире снимается пара-тройка документальных фильмов об 11 сентября 2001 года, о Буше старшем и младшем, об Аль-Каеде и Саддаме, о войне в Ираке и простых солдатах с обеих сторон от неё. Но знают только один фильм, ставший интересным всем сразу.

9/11 по Фаренгейту

В первую очередь замечу, что жанр политического памфлета Майкла Мура — очень специфичен. Это не документальное кино в прямом смысле, хотя и закадровый комментарий, и игры с монтажом и звуком — всё это приёмы именно документального кино. Не очень честные, потому что призваны не позволить зрителю самому ответить на интересующие вопросы, глядя на экран, а именно что внушить колеблющимся — прав только режиссёр. Фильм действительно полон спорных приёмов и стилистических натяжек. Он не ищёт этих самых ответов — Майк Мур по обыкновению сформулировал их для себя ещё перед началом работы над проектом. В трагедии школы Коламбайн виноваты продавцы оружия, сознательно закрывающие на многое глаза, лишь бы увеличить свои прибыли. В войне в Ираке виноват Буш, сознательно вводящий общественность в заблуждение относительно своих связей с семьёй бин Ладена и своей долей в прибылях нефтяных компаний, которые должны будут разрабатывать богатейшие иракские запасы углеводородов. И если при этом пострадают невинные — это их проблема.

По версии Мура — вот правда. Именно её он хочет нарисовать зрителю. Именно потому «Фаренгейт» стал художественным фильмом без единого постановочного кадра. Именно потому Мур безжалостно достаёт на свет микроскоп своей камеры и направляет его на те участки поражённого болезнью общественного организма, которые посинее цветом, оставляя за кадром всё ненужное.

9/11 по Фаренгейту

Для достижения никем не скрываемых целей Мура-политтехнолога Муру-шоумену на время даже приходится потесниться, уйти в тень. Ради этого Буш перед нами не давится рогаликами, не падает с велосипеда, не мычит перед камерой, ясно ориентируется в окружающей действительности, держит руку на пульсе страны и твёрдо знает, что делает. Его дочки не попадают в полицию за распитие алкогольных напитков, а сам Буш в состоянии сказать, где на карте находятся Афганистан, Ирак, Каспийское море и Персидский залив.

Нет, правда, зрелище под названием «Фаренгейт 9/11» далеко от определения журналистского расследования. Оно очень эмоционально, пронизано тонким юмором, острой сатирой, полно иронии, в нужных местах почти театрально, а уж исконный драматизм дыхания реальной, не придуманной жизни, взятый на вооружение Муром-документалистом, идёт в дело по полной программе. Начало фильма, где на промежутке времени между неправомерным по мнению режиссёра избранием Буша на пост президента и падением башен-близнецов только оглушительных звуков метронома не хватает, чтобы зритель начал в ужасе хвататься за подлокотники кресла. Это начало оставляет неизгладимое впечатление — будто ты сам, вместе с Америкой Майкла Мура катишься в отвратительную, страшную пропасть.

9/11 по Фаренгейту

Чтобы пять минут спустя уже снова смеяться над колоритными шутками-прибаутками, сменившими пустой чёрный экран с ужасными звуками трагедии за кадром. Трагедия и фарс сменяют друг друга на протяжении двух часов фильма постоянно. Вот два бравых рекрутера с орденами на груди договариваются — ты справа, я слева, нужно брать этих парней тёпленькими, а через пять минут завербованные в армию США афроамериканцы из пригородов уже гибнут под пулями в Ираке. И каждый раз крупно — потная физиономия молодцеватого офицера, потом сразу — разорванное пулями колено бойца, из которого толчками льётся кровь, мёртвые дети грудой в кузове пикапа, голая кость бьющегося в руках врачей маленького мальчика, всё, что осталось у него от руки. Бравые марши как фон для запуска ракет с борта американского военного корабля, молчание как фон для разрывающихся в ночном Багдаде боеголовок.

Смех, слёзы, непонимание, ряды могил, улыбки бизнесменов, делящих будущие иракские прибыли. И над всем этим — Буш, который напал на Ирак и лишил Америку её свободы, но отпустил из неё семью бин Ладена.

9/11 по Фаренгейту

Трагикомедия жизни через призму личной цели кинодокументалиста. Сброшен последний балласт, на пост заступил Мур-политик. Он вездесущ, как тот хвост, что виляет собакой, разве что в его цели не входит быть невидимкой или делать вид, что риторические вопросы требуют каких-то ответов. Его лозунг — позор правления Буша должен быть смыт с его страны. А потому все средства хороши — умолчания, натяжки, ёрничанье и шутовство. Ценно только то, что действенно. Удар в морду вместо иронии. Плевок вместо перчатки.

А потому фильм получился сильным, художественным, экспрессивным, трагическим, смешным, каким угодно, только не документальным. Этим пунктом программы пришлось пожертвовать. Увы.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО"
Космическая станция 3D: Космическая станция 3D: Земля в иллюминаторе


Космическая станция 3D:
Космическая станция 3D: Земля в иллюминаторе

Ирина КОЗЕЛ

Масштабные виды Земли из космоса, застывшие над земной поверхностью облака, красота неописуемая; виды на МКС, кадры выхода космонавтов в открытый космос для монтажа блоков станции, перемещение космонавтов по поверхности станции, работа руки-манипулятора; рабочие помещения станции в мельчайших подробностях, все эти гайки, болты, провода, тумблеры, кабели и прочие высокотехнологичные атрибуты, торчащие отовсюду в совершенно неприкрытом виде — вот так оно там устроено, и невозможно смотреть на это не разинув рот

Отзывы: [4]


Соучастник: Боевик сыграем на двоих


«Соучастник»:
Боевик сыграем на двоих

Роман КОРНЕЕВ

Режиссёр Майкл Манн рисует образ трудолюбивого шофёра такси, который докатит любого с точностью до минуты, мечтая по дороге о тропическом острове с открытки и о частном лимузинном извозе. А пока к нему в машину садится сначала барышня известной наружности, а потом и тот самый седовласый-голубоглазый. Он представляется Винсентом и, понятное дело, начинает разговоры за душу. Удивительно импозантный киллер. С таким приятно работать

Отзывы: [9]


Десять ярдов: Джимми Тюльпан прощается и не уходит


«Десять ярдов»:
Джимми Тюльпан прощается и не уходит

Елена ПРАВДА

Уиллис ограничивается фирменным выпячиванием челюсти и грамотным пусканием слезы. А там, где не дают сказать, начинаются шутки специфичного нижеплинтусного юмора. В остальном же кино вышло на мой вкус всё-таки выше среднего, по крайней мере обычных для средней комедии последних лет приступов тошноты при просмотре никто не испытывал. Более того, зритель часто и громко смеялся, особенно маленькие дети. Общее действо может покоробить нежную душу фаната, но в общем и целом — нормально


Папа: Подмостки большого кино


«Папа»:
Подмостки большого кино

Роман КОРНЕЕВ

Босоногое детство тридцатых годов, скрипка как ключ к покорению Москвы, «чуждое происхождение» как шлагбаум на этом пути, красные полотнища и белые дворцы, чёрные воронки с надписью «хлеб», холокост и победа над фашизмом, бегство от любви и бегство за любовью, санитарный поезд и трамвайчик «Аннушка». Это всё — фильм «Папа», его нельзя не любить, потому что иначе это было бы предательством по отношению ко всему светлому, о чём писал Галич

Отзывы: [6]


Хеллбой: Прохожий парень краснокожий


«Хеллбой»:
Прохожий парень краснокожий

Елена ПРАВДА

Этот жанр — единственный в своём роде, потому что шутят тут исключительно с умным выражением лица и обязательно спасают мир от Нашествия Хаоса. Ни больше, ни меньше. Такова задача. Супергерой с красной мордой и подпиленными рогами должен с усмешкой разбираться с осьминогоподобными богами, одной левой разрывать пасть немецко-фашистской гидре, а в перерыве изучать тонкости прикуривания сигар от спички. Вопросы «зачем» да «почему» тут бесполезны, их нет в сценарии

Отзывы: [7]


Жизнь это чудо: Балканская модель для сборки


«Жизнь это чудо»:
Балканская модель для сборки

Ирина КОЗЕЛ

Кустурица как режиссёр очень музыкального склада всегда снимает кино так, будто дирижирует большим оркестром. Только вместо музыкантов и инструментов у него простые люди и их непредсказуемый жизненный мир. Весь этот сложнейший и с виду очень хаотический ансамбль под управлением умелой дирижерской палочки выдаёт зажигательные аккорды и звучит неожиданно слаженно для такого разномастного и эмоционального состава

Отзывы: [6]


Превосходство Борна: Бегом от инфаркта


Превосходство Борна:
Бегом от инфаркта

Елена ПРАВДА

Берётся измордованный до потери памяти суперкиллер, не помнящий даже своего настоящего имени, сочиняется история его побега из лап системы спецслужб, а после начинается непрерывная лютая погоня, где все гоняются друг за другом с целью «произвести зачистку», а главный герой бегает ещё и от собственных кровожадных воспоминаний. Или за ними. Ему не может не удаться эта роль. Потому что согласно схеме дилогии он не актёр, он манекен. За него играет камера

Отзывы: [5]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама