Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Вечное сияние безупречного разума:

Вечное сияние безупречного разума: Сияние разума, вечное сияние

Роман КОРНЕЕВ, 3 мая 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 6

Топ 6
Сияние разума, вечное сияние

«Вечное сияние безупречного разума» (“Eternal Sunshine of the Spotless Mind”), 2004
Режиссёр: Майкл Гондри
Сценарий: Чарли Кауфман, Майкл Гондри, Пьер Бисмут
Оператор: Елен Курас
Композитор: Джон Брион
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Марк Руффало, Том Уилкинсон

За что не любят Голливуд эстеты, мы все знаем: погоня за наживой, конвейер, низкопотребство и низкопоклонство. Можно Голливуду попенять и за надувание мыльных пузырей бездарностей всех мастей, за бесконечных этих гаррипоттеров и спайдерменов. Соглашаюсь. С засильем не слишком интеллектуального кинопродукта приходится мириться, как с ядерной опасностью, тут уж даже кивки на независимый (в основном — европейский) кинематограф не помогут — потому что кино должно приносить деньги. И прокату, и кинотеатрам, и создателям. К тому же в погоне за необычностью, оригинальностью «независимые» часто скатываются в претенциозность и халтуру, а уж некоторые попытки господ режиссёров «снимать как у голливуди» часто ничего кроме слёз не вызывают.

Западный коммерческий кинематограф — это огромная машина, способная создать как дорогостоящую пустышку, так и столь сильное, красивое и безупречное кино, что многим и многим оного кинематографа нелюбителям останется только локти кусать — как же так, это же наше поле! Не ваше. Общее. Потому как что у Голливуда не отнимешь — если там из серенького материала делают для зрителя конфетку, то на кино серьёзное, вдумчивое они также смогут привести зрителя, обеспечив ему сборы, о которых в иных местах только мечтают.

Фильм «Вечное сияние безупречного разума» (или, как его обозвали переводчики, «Вечное сияние страсти») — это тот самый случай, когда зритель приходит на голливудское кино, а уходит уже недоумевая — и такое у них тоже снимают?! Снимают, да. Всмотритесь в обложку первого попавшегося киножурнала, пролистайте страницы, что мы там читаем? Джим Керри и Кейт Уинслет в романтической комедии. Имена знакомые, жанр подходящий для проведения уикенда, название в меру подозрительное. Сюжет в пересказе — соответствующий. Влюблённая пара никак не может разобраться в собственных взаимоотношениях, и потому оба по очереди обращаются в компанию «Лакуна», которая по заказу стирает участок памяти, связанный с определённым человеком, так что наутро ты просыпаешься, просто не помня о вчерашних переживаниях, и начинаешь новую жизнь. Только расстаться двум героям будет очень непросто. Потому что они встретятся вновь.

Сияние разума, вечное сияние

О, я уже вижу скептические усмешки не смотревших фильм. Правда, из этого сюжета можно слепить что угодно — от откровенной порнухи («о, я-я, дас ист фантастиш!») до вполне фантастического боевика в стиле «Вспомнить всё». Не спешите нас хоронить. Потому что смотревшие не дадут соврать — сделали из этой истории и из этого актёрского состава — то, до чего многим и многим как отсюда до Парижа. Сотворили историю запутавшегося человека, по незнанию лишающего себя всего того, что он любил, но забывал об этом в ежедневной суете быта. Нарисовали страх человека перед собственной памятью, страх человека, который бродит по ней тенью, постоянно оглядываясь — что там ещё исчезло безвозвратно. Он уже хочет помешать заботливым обкуренным докторам, но не может, спасаясь только в бегстве — в дальние закоулки памяти, где девушки Клементины и быть-то не должно. Потому что они действительно встретятся вновь.

Собственно, фильм так небогат на сюжетные события и так полон планами, эпизодами, картинами, вмятинами на бортах машин, поездами и захламлёнными квартирами, что тут даже опытный зритель просто обязан удивиться и восхититься. «Если я обернусь, она исчезнет». Кристофер Боэ со своей «Реконструкцией» настолько близко подошёл к той же теме — и насколько же он оказался далёк от чистоты и гармонии «Сияния»! Перетряхивая в голове после просмотра вольные или невольные ассоциации, я поражался — до чего же датский режиссёр умудрился снять фильм напыщенный и надуманный, несмотря на свою заявленную видеорядом простоту. Каждый жест, да и композиция в целом кажется теперь выпендрёжем «любимого ученика фон Триера». Потому что в «Сиянии» всё — почти так же. Только тоньше, точнее и ближе зрителю.

Впервые, быть может, после «Человека на луне», Джим Керри получил возможность играть, не кривляясь, играть во всю мощь своего таланта — излучать добродушие в по-догмовски незакреплённую камеру, тушеваться перед ней человеком, к которому зритель залез в самую душу, смеяться и плакать чему-то своему, словно и не имеющему отношения к режиссёру с оператором. Кейт же Уинслет волей создателей картины наконец-то сыграла свою роль — роль не очень красивой, легкомысленной девахи, живущей в странном мире, постоянно перекрашивающейся то в рыжий, то в синий цвет, любимой, без обожаемых этих титаниковских «лав сторей», простым человеком и любящей его в ответ.

Сияние разума, вечное сияние

Вот эта обыкновенность, без чудес и красочных приключений, наряду с замечательной естественностью игры актёров, и является тем крючком, которым вяжет режиссёр ткань сюжета, заставляя зрителя не замечать огромного пролога, замерев, ловить с экрана каждое слово, сопереживать героям, не давая прорезаться врождённому нашему цинизму, погружая в трагедию человека, который боится своего прошлого и ещё больше боится его потерять.

Вы знаете, когда полный зал зрителей (если это не какой-нибудь кинозал для избранных) затихает на первых же кадрах и на едином дыхании проглатывает все полтора часа экранного времени, не шурша попкорном, не разговаривая по телефону и не вставляя тупые замечания, сопровождаемые громким смехом — вот это я называю силой искусства. Сделать из разношерстной публики Зрителя не так просто, но, как видим, возможно.

Даже жуткое напряжение мозгов представителей отечественной школы перевода в стиле «читайте по губам» не помешало насладиться зрелищем. Голоса подбирать мы уже умеем, а заикания и запинания переводчиков можно и не заметить, если оригинал тому способствует. Тем более есть повод дождаться DVD-релиза, дабы отсмотреть фильм в оригинальном звуке, а также для пополнения коллекции — произведение того стоит.

В развитие темы «Фореста Гампа», «Помни» и «Человека на луне» появился фильм, который можно и нужно смотреть не раз и не два, находя в нём для себя новые черты и ноты. Память — странная штука, что-то ты помнишь, что-то забываешь, но всегда возвращаешься лишь туда, где тебе было хорошо. Даже если тебе это только приснилось.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/05/03/sunshine.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Терминатор: Тёмные судьбыХолодное сердце 2Зомбилэнд 2: контрольный выстрелВперёдМидуэйМалефисента: Владычица тьмыГеминиХищные птицы

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
Крупная рыба: Крупная рыба клюёт!


«Крупная рыба»:
Крупная рыба клюёт!

Ирина КОЗЕЛ

«Мюнхгаузен знаменит не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт», — сказал о себе герой всем известного фильма. Эту вечную историю фантазера, вдохновенного человека, который никогда не врёт, что бы там ни думали окружающие, нам уже показывали не раз и под всяким соусом — от веселых приключений до утонченной рефлексии вокруг грубости мира и возвышенности творческой души. В «Крупной рыбе», можно найти отголоски той же вечной и благодарной темы, со своим уровнем погружения и своими ценностями

Отзывы: [8]


В ловушке времени: Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов


В ловушке времени:
Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов

Елена ПРАВДА

Смотришь эдак на всю эту суету, и не понимаешь, то ли времени ребятам на досъёмку не хватило, то ли режиссёр в процессе бросил это дело, махнув на процесс рукой, то ли актёров уже ждали другие контракты и пришлось работать с тем, что успели снять. Даже спецэффекты в фильме отсутствуют. Перемещение во времени заняло ровно полторы секунды экранного времени, а то, что оно из себя представляло, можно было нарендерить даже у нас. Итого получается — в меру бодро, в меру маразматично, в меру интересно


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»

Елена ПРАВДА

Стремительно приближаются бесконечные наши майские праздники, самое время взглянуть повнимательней на программу, предлагаемую отечественному зрителю прокатчиками, дабы не пропустить в пылу праздничных мероприятий чего-нибудь важного для нашей синефильской души. В мае-месяце кинопродукция полна жанрами на все вкусы, тут вам и комедии, и мелодрамы, и боевики, но особенно душа наша успокоится на фантастико-приключенческих триллерах и ещё одном — самом ожидаемом фильме сезона — «Троей»

Отзывы: [1]


Всадник по имени Смерть: Всадник, бледный как Смерть


Всадник по имени Смерть:
Всадник, бледный как Смерть

Ирина КОЗЕЛ

Выход на экран нового фильма творческого дуэта Карена Шахназарова и Александра Бородянского о русском терроре начала XX века не есть дань актуальности, не есть попытка погони за горячей темой, не есть пафосно-патриотический жест. В этой картине режиссёр, как творец, как инженер человеческих душ, не делает упор на сводки кровавых жертв и ужасы последствий террористических актов, а пытается проникнуть в душу человека, ставшего на путь террора


Затойчи: Великий слепой


«Затойчи»:
Великий слепой

Роман КОРНЕЕВ

Весь фильм Такеши Китано издевается над зрителем, пуская картинку в пляс и превращая действо в форменный мюзикл, и над актёрами, заставляя выделывать на экране немыслимые безобразия на потеху публике, выставляя голым задом и принуждая изображать солдата самурайской армии, приказывая падать в грязь и корчить рожи, вообще вытворять разные глупости в стиле пародийной версии театра «кабуки». И картина в результате получилась — восхитительная. Тонкая, динамичная, необыкновенно оригинальная

Отзывы: [13]


Улыбка Моны Лизы: Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс


Улыбка Моны Лизы:
Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс

Ирина КОЗЕЛ

Голливудская комсомолка-спортсменка-красавица никогда не играет роли, способные заметно на зрителя повлиять, задеть настолько, чтобы из зала он вышел потрясенный — её героини рассчитаны на некоторое сопереживание, но строго дозированное, в самый раз, чтобы немного развлечь, но не дай бог, оставить в душе какую-нибудь царапину. Продюсеры и режиссёры, работающие в этом жанре зрительские души тщательно берегут и не травмируют. Получается добротное домашнее видео для добропорядочных граждан

Отзывы: [8]


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса: Апокалипсис — не сегодня


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса:
Апокалипсис — не сегодня

Роман КОРНЕЕВ

Ничем, кроме соображений хвастовства и эдакого показного бряцанья отточенным клинком своего таланта, решение Люка Бессонна взяться за продюсирование сиквела в общем-то провалившихся «Багровых рек» объяснить нельзя. И не то чтобы Люк наш Бессон вправду не знал провалов, просто ему, видимо, стало настолько интересно, что он тряхнул стариной и не только нашёл денег и исполнителей, но ещё и сценарий написал. По последним временам, когда «фильмом Люка Бессона» называют всё, что ни попадя, это уже очень интересно





"Крупная рыба"
"Загадочная история Бенджамина Баттона"








Что хочу сказать, да, красиво, да ностальгия, но нет, не зацепило. В мультике была эмоция, у Львов было видно чувства, за них переживали... далее

17 октября, четверг





16 октября, среда






Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама