Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Вечное сияние безупречного разума:

Вечное сияние безупречного разума: Сияние разума, вечное сияние

Роман КОРНЕЕВ, 3 мая 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 6

Топ 6
Сияние разума, вечное сияние

«Вечное сияние безупречного разума» (“Eternal Sunshine of the Spotless Mind”), 2004
Режиссёр: Майкл Гондри
Сценарий: Чарли Кауфман, Майкл Гондри, Пьер Бисмут
Оператор: Елен Курас
Композитор: Джон Брион
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Марк Руффало, Том Уилкинсон

За что не любят Голливуд эстеты, мы все знаем: погоня за наживой, конвейер, низкопотребство и низкопоклонство. Можно Голливуду попенять и за надувание мыльных пузырей бездарностей всех мастей, за бесконечных этих гаррипоттеров и спайдерменов. Соглашаюсь. С засильем не слишком интеллектуального кинопродукта приходится мириться, как с ядерной опасностью, тут уж даже кивки на независимый (в основном — европейский) кинематограф не помогут — потому что кино должно приносить деньги. И прокату, и кинотеатрам, и создателям. К тому же в погоне за необычностью, оригинальностью «независимые» часто скатываются в претенциозность и халтуру, а уж некоторые попытки господ режиссёров «снимать как у голливуди» часто ничего кроме слёз не вызывают.

Западный коммерческий кинематограф — это огромная машина, способная создать как дорогостоящую пустышку, так и столь сильное, красивое и безупречное кино, что многим и многим оного кинематографа нелюбителям останется только локти кусать — как же так, это же наше поле! Не ваше. Общее. Потому как что у Голливуда не отнимешь — если там из серенького материала делают для зрителя конфетку, то на кино серьёзное, вдумчивое они также смогут привести зрителя, обеспечив ему сборы, о которых в иных местах только мечтают.

Фильм «Вечное сияние безупречного разума» (или, как его обозвали переводчики, «Вечное сияние страсти») — это тот самый случай, когда зритель приходит на голливудское кино, а уходит уже недоумевая — и такое у них тоже снимают?! Снимают, да. Всмотритесь в обложку первого попавшегося киножурнала, пролистайте страницы, что мы там читаем? Джим Керри и Кейт Уинслет в романтической комедии. Имена знакомые, жанр подходящий для проведения уикенда, название в меру подозрительное. Сюжет в пересказе — соответствующий. Влюблённая пара никак не может разобраться в собственных взаимоотношениях, и потому оба по очереди обращаются в компанию «Лакуна», которая по заказу стирает участок памяти, связанный с определённым человеком, так что наутро ты просыпаешься, просто не помня о вчерашних переживаниях, и начинаешь новую жизнь. Только расстаться двум героям будет очень непросто. Потому что они встретятся вновь.

Сияние разума, вечное сияние

О, я уже вижу скептические усмешки не смотревших фильм. Правда, из этого сюжета можно слепить что угодно — от откровенной порнухи («о, я-я, дас ист фантастиш!») до вполне фантастического боевика в стиле «Вспомнить всё». Не спешите нас хоронить. Потому что смотревшие не дадут соврать — сделали из этой истории и из этого актёрского состава — то, до чего многим и многим как отсюда до Парижа. Сотворили историю запутавшегося человека, по незнанию лишающего себя всего того, что он любил, но забывал об этом в ежедневной суете быта. Нарисовали страх человека перед собственной памятью, страх человека, который бродит по ней тенью, постоянно оглядываясь — что там ещё исчезло безвозвратно. Он уже хочет помешать заботливым обкуренным докторам, но не может, спасаясь только в бегстве — в дальние закоулки памяти, где девушки Клементины и быть-то не должно. Потому что они действительно встретятся вновь.

Собственно, фильм так небогат на сюжетные события и так полон планами, эпизодами, картинами, вмятинами на бортах машин, поездами и захламлёнными квартирами, что тут даже опытный зритель просто обязан удивиться и восхититься. «Если я обернусь, она исчезнет». Кристофер Боэ со своей «Реконструкцией» настолько близко подошёл к той же теме — и насколько же он оказался далёк от чистоты и гармонии «Сияния»! Перетряхивая в голове после просмотра вольные или невольные ассоциации, я поражался — до чего же датский режиссёр умудрился снять фильм напыщенный и надуманный, несмотря на свою заявленную видеорядом простоту. Каждый жест, да и композиция в целом кажется теперь выпендрёжем «любимого ученика фон Триера». Потому что в «Сиянии» всё — почти так же. Только тоньше, точнее и ближе зрителю.

Впервые, быть может, после «Человека на луне», Джим Керри получил возможность играть, не кривляясь, играть во всю мощь своего таланта — излучать добродушие в по-догмовски незакреплённую камеру, тушеваться перед ней человеком, к которому зритель залез в самую душу, смеяться и плакать чему-то своему, словно и не имеющему отношения к режиссёру с оператором. Кейт же Уинслет волей создателей картины наконец-то сыграла свою роль — роль не очень красивой, легкомысленной девахи, живущей в странном мире, постоянно перекрашивающейся то в рыжий, то в синий цвет, любимой, без обожаемых этих титаниковских «лав сторей», простым человеком и любящей его в ответ.

Сияние разума, вечное сияние

Вот эта обыкновенность, без чудес и красочных приключений, наряду с замечательной естественностью игры актёров, и является тем крючком, которым вяжет режиссёр ткань сюжета, заставляя зрителя не замечать огромного пролога, замерев, ловить с экрана каждое слово, сопереживать героям, не давая прорезаться врождённому нашему цинизму, погружая в трагедию человека, который боится своего прошлого и ещё больше боится его потерять.

Вы знаете, когда полный зал зрителей (если это не какой-нибудь кинозал для избранных) затихает на первых же кадрах и на едином дыхании проглатывает все полтора часа экранного времени, не шурша попкорном, не разговаривая по телефону и не вставляя тупые замечания, сопровождаемые громким смехом — вот это я называю силой искусства. Сделать из разношерстной публики Зрителя не так просто, но, как видим, возможно.

Даже жуткое напряжение мозгов представителей отечественной школы перевода в стиле «читайте по губам» не помешало насладиться зрелищем. Голоса подбирать мы уже умеем, а заикания и запинания переводчиков можно и не заметить, если оригинал тому способствует. Тем более есть повод дождаться DVD-релиза, дабы отсмотреть фильм в оригинальном звуке, а также для пополнения коллекции — произведение того стоит.

В развитие темы «Фореста Гампа», «Помни» и «Человека на луне» появился фильм, который можно и нужно смотреть не раз и не два, находя в нём для себя новые черты и ноты. Память — странная штука, что-то ты помнишь, что-то забываешь, но всегда возвращаешься лишь туда, где тебе было хорошо. Даже если тебе это только приснилось.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/05/03/sunshine.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Плохие парни навсегдаВторжениеЗвёздные Войны: Скайуокер. ВосходПолицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел 2Джуманджи: Новый уровеньВперёдВойна токовСоник в кино

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
Крупная рыба: Крупная рыба клюёт!


«Крупная рыба»:
Крупная рыба клюёт!

Ирина КОЗЕЛ

«Мюнхгаузен знаменит не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт», — сказал о себе герой всем известного фильма. Эту вечную историю фантазера, вдохновенного человека, который никогда не врёт, что бы там ни думали окружающие, нам уже показывали не раз и под всяким соусом — от веселых приключений до утонченной рефлексии вокруг грубости мира и возвышенности творческой души. В «Крупной рыбе», можно найти отголоски той же вечной и благодарной темы, со своим уровнем погружения и своими ценностями

Отзывы: [8]


В ловушке времени: Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов


В ловушке времени:
Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов

Елена ПРАВДА

Смотришь эдак на всю эту суету, и не понимаешь, то ли времени ребятам на досъёмку не хватило, то ли режиссёр в процессе бросил это дело, махнув на процесс рукой, то ли актёров уже ждали другие контракты и пришлось работать с тем, что успели снять. Даже спецэффекты в фильме отсутствуют. Перемещение во времени заняло ровно полторы секунды экранного времени, а то, что оно из себя представляло, можно было нарендерить даже у нас. Итого получается — в меру бодро, в меру маразматично, в меру интересно


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»

Елена ПРАВДА

Стремительно приближаются бесконечные наши майские праздники, самое время взглянуть повнимательней на программу, предлагаемую отечественному зрителю прокатчиками, дабы не пропустить в пылу праздничных мероприятий чего-нибудь важного для нашей синефильской души. В мае-месяце кинопродукция полна жанрами на все вкусы, тут вам и комедии, и мелодрамы, и боевики, но особенно душа наша успокоится на фантастико-приключенческих триллерах и ещё одном — самом ожидаемом фильме сезона — «Троей»

Отзывы: [1]


Всадник по имени Смерть: Всадник, бледный как Смерть


Всадник по имени Смерть:
Всадник, бледный как Смерть

Ирина КОЗЕЛ

Выход на экран нового фильма творческого дуэта Карена Шахназарова и Александра Бородянского о русском терроре начала XX века не есть дань актуальности, не есть попытка погони за горячей темой, не есть пафосно-патриотический жест. В этой картине режиссёр, как творец, как инженер человеческих душ, не делает упор на сводки кровавых жертв и ужасы последствий террористических актов, а пытается проникнуть в душу человека, ставшего на путь террора


Затойчи: Великий слепой


«Затойчи»:
Великий слепой

Роман КОРНЕЕВ

Весь фильм Такеши Китано издевается над зрителем, пуская картинку в пляс и превращая действо в форменный мюзикл, и над актёрами, заставляя выделывать на экране немыслимые безобразия на потеху публике, выставляя голым задом и принуждая изображать солдата самурайской армии, приказывая падать в грязь и корчить рожи, вообще вытворять разные глупости в стиле пародийной версии театра «кабуки». И картина в результате получилась — восхитительная. Тонкая, динамичная, необыкновенно оригинальная

Отзывы: [13]


Улыбка Моны Лизы: Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс


Улыбка Моны Лизы:
Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс

Ирина КОЗЕЛ

Голливудская комсомолка-спортсменка-красавица никогда не играет роли, способные заметно на зрителя повлиять, задеть настолько, чтобы из зала он вышел потрясенный — её героини рассчитаны на некоторое сопереживание, но строго дозированное, в самый раз, чтобы немного развлечь, но не дай бог, оставить в душе какую-нибудь царапину. Продюсеры и режиссёры, работающие в этом жанре зрительские души тщательно берегут и не травмируют. Получается добротное домашнее видео для добропорядочных граждан

Отзывы: [8]


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса: Апокалипсис — не сегодня


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса:
Апокалипсис — не сегодня

Роман КОРНЕЕВ

Ничем, кроме соображений хвастовства и эдакого показного бряцанья отточенным клинком своего таланта, решение Люка Бессонна взяться за продюсирование сиквела в общем-то провалившихся «Багровых рек» объяснить нельзя. И не то чтобы Люк наш Бессон вправду не знал провалов, просто ему, видимо, стало настолько интересно, что он тряхнул стариной и не только нашёл денег и исполнителей, но ещё и сценарий написал. По последним временам, когда «фильмом Люка Бессона» называют всё, что ни попадя, это уже очень интересно





"Крупная рыба"
"Загадочная история Бенджамина Баттона"



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.4%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама