Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Превосходство Борна:

Превосходство Борна: Бегом от инфаркта

Елена ПРАВДА, 5 сентября 2004
 
Поставьте фильму оценку!
Превосходство Борна

«Превосходство Борна» (“Bourne Supremacy”), 2004
По роману Роберта Ладлэма
Режиссёр: Пол Гринграсс
Оператор: Оливер Вуд
Продюсер: Патрик Кроули
В ролях: Мэтт Дэймон, Брайан Кокс, Карл Урбан, Джоан Ален

Существует классический рецепт экшн-боевика. Берётся главный герой выдающейся внешности и/или мускулатуры, ему доверяется некоторое количество огнестрельного оружия, мало-мальский повод начать действие (захват семьи в заложники, просто приказ её Величества), далее в кадре нарисовывается сто сорок здоровенных нехороших парней, которых герой должен по ходу дела порубить в капусту, что и демонстрируется весь остальной отведённый хронометраж, чем в более крупных и красочно-кровавых подробностях, тем лучше для сборов.

Такие фильмы делают имена исполнителям ролей суперменов, являются хорошей площадкой для продакт-плейсмента, вызывают лютое раздражение у эстетов, а также заслуженно получают злобный рейтинг R, то есть детям до шестнадцати.

Превосходство Борна

Это я всё к чему? А к тому всё, что это у нас нынче в кинотеатрах детей спокойно водят на «Страсти Христовы», а «Красную жару» показывают в вечерний прайм-тайм по телевизору. В самой же лакомой по части сборов стране США в наши дни такой рейтинг означает одно — неизбежное падение в строчках бокс-офиса. Это всё к тому, что безотказные рецепты начала девяностых нынче не в моде. Вот и изворачиваются голливудские киношники, изобретают велосипед, как сделать красиво, энергично и «про оперуполномоченных», но чтобы без мочилова в кадре. Вон «бондиана» давно уже превратилась в красочный паззл для любителей сексапильных суперагентов на крутых тачках. Долгоиграющее решение, проверенное временем и сборами, но в новом веке как-то устаревшее. Для кого и «Дети шпионов» боевик.

Разродившийся сиквелом цикл «Длинное-чего-нибудь-там Борна» — редкий, из ряда вон выходящий случай современного боевика, обладающего всеми качествами, нужными народу, но вместе с тем напрочь лишённого естественных для кристально чистого жанра недостатков. Идеальный случай, каких не бывает. Как возникает это чудо расчудесное, разберём подробно да со всевозможным тщанием.

Превосходство Борна

Берётся измордованный до потери памяти суперкиллер, не помнящий даже своего настоящего имени, сочиняется история его побега из лап системы спецслужб, а после начинается непрерывная лютая погоня, где все гоняются друг за другом с целью «произвести зачистку», а главный герой бегает ещё и от собственных кровожадных воспоминаний. Или за ними. Канва проста до безобразия, и по части не слишком нова. Но она в этом деле и не главное, нужно лишь правильно сориентировать любимца нашего Борна на местности и пустить его галопом.

Мэтт Дэймон для такой роли подходит идеально — не склонный к рефлексии персонаж, скупая мимика, не слишком выпирающие мышцы, колючий взгляд, чёрное пальто и хороший низкий старт. С самого начала первого фильма он носится, кружит, бьёт и отскакивает. Это вам не элегантный Бонд или прямолинейные персонажи Шварценеггера. Это настоящий агент — делающий то, что должен, если раскаивающийся — так только про себя, совершающий ошибки — исключительно в попытке снова стать человеком.

Оператор Оливер Вуд — «Превосходство Борна», «Идентификация Борна», «Скуби-ду 2», «Приключения Плуто Нэша», «Без лица», «Крепкий орешек 2», «U-571»

Ему не может не удаться эта роль. Потому что согласно схеме дилогии он не актёр, он манекен. За него играет камера. Оператор берёт на себя и перевыполняет — из креативного звена съёмочной группы кроме исполнителя главной роли только имя Оливера Вуда, имеющего в своём багаже не один выдающийся фильм, связывает всё воедино. Камера убивает врагов Джейсона Борна, камера демонстрирует зрителю его марафонскую побежку, она мечется от глазка снайперского прицела к пальцам на курке, она отражает скупые эмоции на его лице. Даже вся детективная составляющая фильма — сплошь она. В начале десятилетия операторы который раз доказывают, что снова настала их эпоха.

Превосходство Борна

Сами понимаете, в такой трактовке при сохранении вышеуказанных императивов второй фильм не мог оказаться хуже первого. Что бы там ни придумал сценарист, как бы ни мучил массовку режиссёр, сколько бы денег ни желал заработать на картине продюсер — всё равно зритель вопьётся в экран с первого кадра, и не будет отворачиваться до самого финала. Какие там походя загубленные героини, какие ностальжи-нелепости в стиле «ТАСС уполномочен заявить» времён холодновоенного всевластия зловредных спецслужб.

Даже тот факт, что за всё время фильма на экране не было пролито ни единой капли крови, дойдёт до зрителя только много позже, уже дома, на диване.

Нет, конечно, режиссёр постарался придумать способов подпортить впечатление от незамутнённого операторского искусства — все эти натянутые душевные метания, воспоминания, все эти тётеньки из ЦРУ, то командующие локальной операцией у чёрта на рогах, то вдруг строящие всех подряд. Смешно смотрятся и фигурирующие в сценарии цифры в 30 миллионов долларов. А вот та часть сюжета, что географически и по смыслу отсылает к отечественным реалиям, получилась кстати очень неплохой.

Превосходство Борна

Русский политик, якобы убитый женой; негодяйский нефтяной олигарх; киллер, по совместительству агент ФСБ, гоняющий на серебристом «Опеле»; чёрные Мерседесы с мигалками. Таксисты у обшарпанного Киевского вокзала, каменные коробки спальных районов, заснеженная Тверская. Отдельное спасибо за то, что события, происходящие в Москве, сняты именно в Москве, похожи на Москву, а уж как спасибо за громадный рекламный ролик Горьковского автозавода — какие там «мерсы», наше жёлтое такси «Волга» — вот лучшее лекарство от погони. Наряду с водкой в качестве универсального дезинфицирующего. Вообще, Борн во втором фильме вышел каким-то удивительно похожим на брата-Багрова. Разве что там, где Джейсон пошёл «рассказывать правду», Данила просто молча дал бы денег. Но кино получилось действительно чем-то неуловимо нашим. Лишний повод оценить киношку хорошим отечественным прокатом.

Главное, чтобы в случае ещё одного продолжения (учитывая успех в прокате и высокую зрительскую оценку, сие неизбежно) Джейсон Борн так толком ничего и не вспомнил, а врагов давил не интеллектом и душевными метаниями. Не за то его ценим, а за бодрость, выносливость, изворотливость и напор.

Отличный фильм, отличный. Ничуть не хуже первого. Хотя и вряд ли сильно лучше.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/09/05/bourne.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Плохие парни навсегдаВторжениеЗвёздные Войны: Скайуокер. ВосходПолицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел 2Джуманджи: Новый уровеньВперёдВойна токовСоник в кино

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ДЖЕЙСОН БОРН
Рецензия » Усталость Борна Роман КОРНЕЕВ
Рецензия » Гоу хоум Роман КОРНЕЕВ
Рецензии в рубрике "ЭКШН"
Убить Билла, часть 2: Увидеть «Убить Билла» и не умереть


Убить Билла, часть 2:
Увидеть «Убить Билла» и не умереть

Роман КОРНЕЕВ

Тарантино всегда был ужасом кинокритиков. Тарантино не вписывается ни в какие каноны, Тарантино не разберёшь по кирпичикам, не упустив при этом того неуловимого, что и составляет смысл его творчества. Он идёт вразрез со всеми правилами и традициями, наступает всем на ноги, заимствует самые затёртые клише вековой истории кино и, потешаясь над теоретиками и практиками, делает зрителю конфетку, которую недостаточно посмотреть раз или два, которую можно и нужно смотреть из года в год под всё новым и новым впечатлением

Отзывы: [46]


Затойчи: Великий слепой


«Затойчи»:
Великий слепой

Роман КОРНЕЕВ

Весь фильм Такеши Китано издевается над зрителем, пуская картинку в пляс и превращая действо в форменный мюзикл, и над актёрами, заставляя выделывать на экране немыслимые безобразия на потеху публике, выставляя голым задом и принуждая изображать солдата самурайской армии, приказывая падать в грязь и корчить рожи, вообще вытворять разные глупости в стиле пародийной версии театра «кабуки». И картина в результате получилась — восхитительная. Тонкая, динамичная, необыкновенно оригинальная

Отзывы: [13]


Крутящий момент: Крутящий момент, самый крутящий


«Крутящий момент»:
Крутящий момент, самый крутящий

Елена ПРАВДА

Вот вам идеальное воплощение жанра. В качестве базового плацдарма берётся мир байкеров (мотоцикл круче машины в сто мильёнов раз!), показываем кукиш всем этим новомодным «Форсажам», расставляем героев. Пусть они будут ездить на офигенно крутых байках, сделанных на заказ, и питаясь подножным кормом. Пусть самый главный (и самый крутой) герой по фамилии Форд вернётся в родное Эль Пасо из-за моря, из-за гор, потому что настала пора надрать тут всем чёрные (ну, не только чёрные, разные) задницы


Вокруг света за 80 дней: Вокруг смеха за пару часов


Вокруг света за 80 дней:
Вокруг смеха за пару часов

Роман КОРНЕЕВ

Если Джеки Чан в роли Паспарту кое-как прижился, Фогг в роли мечтателя о винтокрылой машине тоже в принципе гармоничен, Фикс в роли рыжего идиота и мальчика для битья с натяжкой воспринимаем как таковой, то вот остальные персонажи, все эти китайские воительницы, индийские принцы (sic!) с бицепсами Арни, нефритовые деревеньки, английские академики наук… мда. Даже кукольная Королева куда ближе нашему станиславскому сердцу, чем весь этот высосанный из пальца балаган

Отзывы: [4]


Премьеры сентября: Супермены, Буш и немного нормальных людей


Премьеры сентября: Супермены, Буш и немного нормальных людей

Елена ПРАВДА

С окончанием летних отпусков прокатчик дружной толпой вываливает все свои богатства, заполняя строчки киноафиш продуктом всех стилей и направленностей, от незамутнённого боевичка или комедийки до грандиозных художественных и философских полотен. Нашлось место и отечественному кино, и малобюджетному ужастику, и фантастическому блокбастеру, и милой семейной сказке. Смотрите на экранах!


Гарфильд: Усы, лапы и хвост — его документы


«Гарфильд»:
Усы, лапы и хвост — его документы

Роман КОРНЕЕВ

Гарфильд не был бы Гарфильдом без могучего характера, вулканическая активность которого сотрясает все сюжетные штампы и знакомые ходы. Правда, какая там детская комедия о животных или семейная лав-стори, когда в кадре живая шерстяная торпеда. Гарфильд исполняет всю свою кошачью обязательную программу — прыжки с явным недолётом, захват максимально возможного внимания и места в доме, а пожирание всего, что можно пожрать

Отзывы: [13]


Шрек 2: Зеленомордый герой снова с нами!


«Шрек 2»:
Зеленомордый герой снова с нами!

Роман КОРНЕЕВ

Мультфильм и правда вышел лучше своей первой части. Не потому, что шутки смешнее или персонажи симпатичнее. А именно потому, что получился он поистине фильмом для всех. Для тех, кто жаждал увидеть Шрека в точности прежним, с тем же грубоватым юморком и милой улыбкой. И для тех, кто хотел нового - и сказка, и блокбастер, и фантазия, и постмодернистский трэшак, комедия и своеобразный фэнтэзи-детектив. Массу всего нового можно будет узнать о старых-добрых героях. Наконец-то!

Отзывы: [19]


Король Артур: Артуром можешь ты не быть...


«Король Артур»:
Артуром можешь ты не быть...

Роман КОРНЕЕВ

Нам предстоит познакомиться с нетривиальным Мерлином (не колдуном, но вроде того), с дикаркой-Джиневрой, вызволенной из темницы, но живо дерущейся на мечах и неплохо стреляющей из лука, мы получим представление о своеобразной трактовке раннего христианства, увидим настоящее ледовое побоище и несколько более схематичную, нежели принято по канонам, историю любви Артура и Джиневры (не без ещё более схематичного участи Ланселота). Ах, да, ещё будет финальное сражение с саксами и поучительная история предателя родины

Отзывы: [14]


Натали: Психоанализ по-французски


«Натали»:
Психоанализ по-французски

Ирина КОЗЕЛ

«Натали» — как раз такое типично французское кино о любви. Как поступает женщина, когда узнает, что ей изменяет муж? Идет в стриптиз-бар и нанимает одну из тамошних девиц, чтобы та соблазнила ее мужа и рассказывала бы в подробностях обиженной жене обо всех перипетиях процесса обольщения. Начинается курс очень специальной такой, вывернутой психотерапии. И не так всё просто, как кажется на первый взгляд — всю правду вам скажут только в конце





"Ультиматум Борна"
"Эволюция Борна"



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама