Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Всадник по имени Смерть:

Всадник по имени Смерть: Всадник, бледный как Смерть

Ирина КОЗЕЛ, 25 апреля 2004
 
Поставьте фильму оценку!
Всадник, бледный как Смерть

«Всадник по имени Смерть», 2004
По мотивам повести Бориса Савинкова «Конь бледный»
Режиссер: Карен Шахназаров
Автор сценария: Александр Бородянский
Композитор: Анатолий Кролл
В ролях: Андрей Панин, Артем Семакин, Ксения Раппопорт, Анастасия Макеева, Дмитрий Дюжев, Ростислав Бершауэр, Василий Зотов, Алексей Казаков

Давно мы не видели произведений мэтров отечественного кинематографа в широком прокате. Выход на экран нового фильма творческого дуэта Карена Шахназарова и Александра Бородянского о русском терроре начала XX века не есть дань актуальности, не есть попытка погони за горячей темой, не есть пафосно-патриотический жест. Фильм трудно назвать триллером, и уж тем более боевиком, каковым его упорно выставляют прокатчики (хотя их стремление подать его под таким соусом вполне понятно). В этой картине режиссёр, как творец, как инженер человеческих душ, не делает упор на сводки кровавых жертв и ужасы последствий террористических актов, а пытается проникнуть в душу человека, ставшего на путь террора. Того, кто в разные времена, в глазах разных людей был и выродком, и героем. Что творится у него внутри, кто он и кем становится под влиянием своего чёрного выбора? Такой трудный психологический экскурс задумали авторы фильма, взяв за основу книгу революционера и террориста Бориса Савинкова «Конь бледный».

Россия начала века потрясена новой серией жестоких террористических актов, направленных против крупных государственных деятелей. В центре повествования — «Боевая организация», действующая в Москве по заданию Центрального комитета с целью убийства Великого князя. Их четверо: молоденький студент Ваня, пришедший в террор из соображений, по его мнению, возвышенных и идейных, никого еще не убивший, искренне совмещающий свою веру в террор с верой в Бога, чуждый слепой тотальной жестокости, сам по сути жертва; простой рабочий Федор, жену которого забили нагайками на демонстрации, ненавидящий дворянство за незаслуженное богатство; Эрна, женщина с трагической судьбой, изготовляющая для группы бомбы, непонятно зачем примкнувшая к движению, может быть, только из-за любви к руководителю группы Жоржу; сам Жорж, человек на этом пути не новый и не случайный, его внутренний мир уже изуродован, в обычную жизнь ему не вернуться, он еще ищет любовь, но возможно ли это...

Зачем каждый из них пришел в террор? На этот вопрос они отвечают в течение всего фильма, отвечают всей своей жизнью, которая у большинства из них совсем коротка — многие погибают на первом же задании, так и не успев ничего осознать, понять, пережить. В полной мере проходит этот путь только Жорж. Именно в его сознание пытаются проникнуть авторы фильма вместе со зрителем. Мир человека, сначала жаждущего мщения, освобождения, борьбы, потом просто одержимого идеей убийства, наконец, убившего ради себя самого и оказавшегося в совершенной пустоте. «Террор — это способ сокрушить государство силами одного человека, это даёт свободу» — рассуждают герои фильма. Но свобода эта — скорее всеобщее опустошение, внутренняя гибель.

«Всадник по имени Смерть» — фильм очень сложный, смотреть его — тяжелая работа, он не отпускает, держит в постоянном мучительном напряжении. Кадры сплошь состоят из крупных планов — лица, будто бесстрастные и вместе с тем крайне напряженные: эти капли пота на лбу, эти дрожащие губы, ищущие глаза, намеренно неглянцевая, царапающая ухо дикция рассказчика — игра настолько точная, что это почти невозможно выносить.

Всадник, бледный как Смерть

В картине всего одна подчеркнуто кровавая сцена, всё-таки это террор, и кроме самих террористов с их недоступным внутренним миром, есть еще жертвы, и что самое ужасное в терроре — не только прямые, но и неизбежные случайные, ни в чем не повинные. Тут режиссёр короток, но беспощаден к зрителю, снимая оказавшегося рядом с взрывом человека, не кричащего, не голосящего, но растерянно, удивлённо шевелящего кровавым обрубком вместо руки — такое смотреть тяжелее, чем прямо выраженное страдание.

В целом же эстетика фильма очень театральна: и крупные планы, и необычайно выразительные лица, и подчеркнуто тихие диалоги — всё внимание зрителя обращено на актёрскую игру. В эту же канву ложится и особенный антураж — группа проводит свои встречи в трактире, где на сцене пляшут танцовщицы с преувеличенно раскрашенными, почти нарисованными лицами. В первый раз участники группы встречаются в масках, их застывшие черты и приглушенные голоса, а также музыкальные вставки c представлением на сцене создают ощущение не то лицедейства, не то какой-то дьявольской пляски.

Уровень психологического напряжения, погружения героя в свой внутренний мир, граничащий с болезненностью и помешательством очень близок к Достоевскому, именно так нужно было бы его экранизировать — донести до зрителя весь психологизм героя, его мироощущение, не дать остаться в стороне, втянуть в это помимо его воли, измучить, и только потом отпустить. Так и действует Карен Шахназаров, не щадя зрительские души и поворачивая под совершенно другим углом безусловно болезненный, но казалось бы давно известный всем сюжет.

Это как раз то самое русское кино, которое и не умерло, и не потеряло лицо в погоне за коммерческим успехом. Это то кино, которое сохранило свою силу и своё мастерство — продемонстрировав высший профессионализм в возможности воздействия на аудиторию постановкой и актёрской игрой в сочетании с чистотой и художественностью построения кадра. Среди множества современных работ, пусть неплохих, пусть подающих надежды, пусть моментами талантливых, но не дотягивающих до уровня чистого профессионализма, «Всадник по имени Смерть» — редкое настоящее искусство кино, работа мастера.

Побольше бы таких картин, и у нашего кинематографа было бы не только прошлое и будущее, но и великое настоящее. А если бы еще информационную поддержку научились обеспечивать, не ограничиваясь редкими интервью там и сям, то и вообще настало бы нам счастье.

До встречи в кино!


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/04/25/vsadnik.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Улыбка Моны Лизы: Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс


Улыбка Моны Лизы:
Улыбка Моны Лизы за улыбку Джулии Робертс

Ирина КОЗЕЛ

Голливудская комсомолка-спортсменка-красавица никогда не играет роли, способные заметно на зрителя повлиять, задеть настолько, чтобы из зала он вышел потрясенный — её героини рассчитаны на некоторое сопереживание, но строго дозированное, в самый раз, чтобы немного развлечь, но не дай бог, оставить в душе какую-нибудь царапину. Продюсеры и режиссёры, работающие в этом жанре зрительские души тщательно берегут и не травмируют. Получается добротное домашнее видео для добропорядочных граждан

Отзывы: [8]


Страсти Христовы: Страсти Мела Гибсона


Страсти Христовы:
Страсти Мела Гибсона

Роман КОРНЕЕВ

Попытка снять фильм на евангелический сюжет — всегда вызов. Режиссёр хочет, чтобы зритель не увидел, но ощутил и оставил в себе это чувство, а потому осознанно не даёт ему отдушины финала — неминуемое Воскресение наступает в тишине, не изображая катарсис. Зритель покидает зал скорее не возвышенным, а опустошённым, высушенным этой кровавой пьесой. Мел Гибсон добился своего — посмотревший этот фильм не станет больше воспринимать страдания Христа как ритуальную фразу. Они станут для него реальностью

Отзывы: [62]


21 грамм: 21 грамм жизни. Чужой и своей


«21 грамм»:
21 грамм жизни. Чужой и своей

Роман КОРНЕЕВ

Шонн Пенн, Бенисио Дель Торро и Наоми Уоттс сплели воедино большую часть бед современности, без громких слов, без пафоса, без шуток-прибауток, одними своими отрешёнными лицами, потерянными взглядами. Как это удалось режиссёру, не понять, не повторить — финальный катарсис, давно уже расшифрованный и предсказанный мешаниной перепутанных сцен, он настигает даже матёрого скептика и циника, он потрясает оглушительной тишиной, что остаётся в мыслях после завершения экранного действа

Отзывы: [4]


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»


Премьеры мая: «Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра»

Елена ПРАВДА

Стремительно приближаются бесконечные наши майские праздники, самое время взглянуть повнимательней на программу, предлагаемую отечественному зрителю прокатчиками, дабы не пропустить в пылу праздничных мероприятий чего-нибудь важного для нашей синефильской души. В мае-месяце кинопродукция полна жанрами на все вкусы, тут вам и комедии, и мелодрамы, и боевики, но особенно душа наша успокоится на фантастико-приключенческих триллерах и ещё одном — самом ожидаемом фильме сезона — «Троей»

Отзывы: [1]


Затойчи: Великий слепой


«Затойчи»:
Великий слепой

Роман КОРНЕЕВ

Весь фильм Такеши Китано издевается над зрителем, пуская картинку в пляс и превращая действо в форменный мюзикл, и над актёрами, заставляя выделывать на экране немыслимые безобразия на потеху публике, выставляя голым задом и принуждая изображать солдата самурайской армии, приказывая падать в грязь и корчить рожи, вообще вытворять разные глупости в стиле пародийной версии театра «кабуки». И картина в результате получилась — восхитительная. Тонкая, динамичная, необыкновенно оригинальная

Отзывы: [13]


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса: Апокалипсис — не сегодня


Багровые реки 2: всадники Апокалипсиса:
Апокалипсис — не сегодня

Роман КОРНЕЕВ

Ничем, кроме соображений хвастовства и эдакого показного бряцанья отточенным клинком своего таланта, решение Люка Бессонна взяться за продюсирование сиквела в общем-то провалившихся «Багровых рек» объяснить нельзя. И не то чтобы Люк наш Бессон вправду не знал провалов, просто ему, видимо, стало настолько интересно, что он тряхнул стариной и не только нашёл денег и исполнителей, но ещё и сценарий написал. По последним временам, когда «фильмом Люка Бессона» называют всё, что ни попадя, это уже очень интересно


Кто убил Бэмби: Кто убил Бэмби


«Кто убил Бэмби»:
Кто убил Бэмби

Елена ПРАВДА

Фильм причудливым образом сочетает в себе все необходимые качества отличного триллера. Хорошо, но мало. Смотришь фильм, не отрываясь, но вместо загадочности ощущаешь глупость, а вместо фатума — пустоту. Тому способствует и вылизанный больничный интерьер, и стерильные, ни на что не намекающие диалоги. Прекрасный визуально фильм напрочь лишён смысла, мимо которого ни один саспенс (который в фильме достигается, но, увы, исключительно операторскими усилиями) не проскочит, ни один триллер не пробежит


Космическая станция 3D: Космическая станция 3D: Земля в иллюминаторе


Космическая станция 3D:
Космическая станция 3D: Земля в иллюминаторе

Ирина КОЗЕЛ

Масштабные виды Земли из космоса, застывшие над земной поверхностью облака, красота неописуемая; виды на МКС, кадры выхода космонавтов в открытый космос для монтажа блоков станции, перемещение космонавтов по поверхности станции, работа руки-манипулятора; рабочие помещения станции в мельчайших подробностях, все эти гайки, болты, провода, тумблеры, кабели и прочие высокотехнологичные атрибуты, торчащие отовсюду в совершенно неприкрытом виде — вот так оно там устроено, и невозможно смотреть на это не разинув рот

Отзывы: [4]


Премьеры апреля: триллеры и немного всего остального


Премьеры апреля: триллеры и немного всего остального

Елена ПРАВДА

Первые премьеры месяца начались с пылу с жару ещё первого апреля, и мы о них уже писали, осталось уяснить, какую программу подготовили нам прокатчики на оставшиеся четыре недели, и какими блюдами нас накормит мировой кинематограф. Сразу отмечу массовое засилье драматического, мистического кино и просто триллеров. Исключения среди заметных премьер присутствуют, однако заранее скажу, что ценителям иных жанров скорее всего придётся присматривать себе программу просмотра в залах, не претендующих на массового зрителя








25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама