Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Страсти Христовы:

Страсти Христовы: Страсти Мела Гибсона

Роман КОРНЕЕВ, 6 апреля 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 60

Топ 60

«Страсти Христовы» (“Passion of the Christ”), 2004
Режиссёр: Мел Гибсон
Оператор: Калеб Дешанель
Композитор: Джон Дебни
Координатор визуальных эффектов: Маркус Александер
Специальный макияж: Грег Кэнном
В ролях: Джеймс Кавизел (Иисус), Моника Белуччи (Мария Магдалена), Майя Моргенштерн (Мария), Клуадия Джерини (Клавдия, жена Понтия Пилата), Франческо де Вито (Пётр), Христо Живков (Иоанн), Люка Лионелло (Иуда Искариот), Йареф Мерц (Симон), Маттиа Сбраджиа (Каиафа), Христо Шопов (Понтий Пилат), Люка де Доминикис (царь Ирод), Розалинда Челентано (Сатана)

Сама идея снять фильм на евангелический сюжет — всегда вызов. Когда обществу, когда конкретным конфессиям, когда морали, когда — всему понемногу. Попыток экранизации мотива, не нуждающегося в представлении, могучего уже тем немыслимым пластом общечеловеческой культуры, которая за ним постоянно незримо стоит, было и будет не счесть. Большая их часть безвозвратно канет в лету, как те апокрифические Евангелия, которые нынче благополучно известны лишь избранным знатокам — по поводу таких никто особо и не ломает копий.

А часть фильмов о последних днях жизни Христа уже, похоже, не забудут. Из-за скандалов, демонстраций о запрете показа, даже отлучений от церкви. Причём тут неважно — хотел режиссёр устроить скандал, или наоборот, действовал исключительно из лучших побуждений. Слишком тонкая тема, слишком много только официально оформленных мнений на её счёт — в виде многовековых традиций религиозных течений, а уж в наше-то время каждый имеет всякую возможность измыслить свой собственный истинный путь понимания Божественной миссии Христа, смысла Его слов, значения Его жертвы.

Что уж говорить о не вполне серьёзных и вполне несерьёзных обращениях к тому времени и месту. «Житие Брайана» и «Иисус Христос — суперзвезда» знамениты именно необычным ракурсом, который до наших дней никому бы и в голову не мог прийти. Проблема тут даже не в возможном богохульстве или неуместности (художник делает уместным что угодно, если он настоящий художник), а в том, что такие фильмы, при должном уровне таланта автора и его ответственности перед творением — это всегда вызов самому себе, планка, которую чтобы преодолеть, нужно обладать поистине недюжинной верой в себя. Или недюжинной Верой.

Мел Гибсон, известный своей католической набожностью, пошёл в своём стремлении снять «Страсти» так далеко, как только мог зайти истово верующий человек. Во всех сообщениях о специальном показе фильма для Папы мне виделось одно — упорное стремление идти до конца. Наложи Иоанн-Павел II (предположим) свой запрет на картину, Гибсон всё равно вывел бы её в прокат. Потому что он так видит, потому что именно так он видит своё служение, в этом символ его веры.

Сложно, очень сложно писать о плодах такого труда. Некоторые сразу зарылись в анналы, поспешили начать спорить о тонкостях произношения западноарамейского (особенно его галилейского наречия), латинского, древнеиудейского языков. Вспомнили иконопись и тут же попеняли Гибсону о неправильно показанном процессе распятия. Дальше пошли споры уже о сути, а не о частностях — позволительно ли столь прямолинейно трактовать страдания Христа. И совсем далеко — так есть всё-таки в «Страстях Христовых» элементы антисемитизма, или нет.

И приходится авторам оправдываться — исторические исследования приводить в свою защиту, настаивать на недублированном переводе фильма в других странах, даже руки эти, что точными ударами всаживают огромные гвозди в ладони и ступни актёра, это руки самого Мела Гибсона, не пожелавшего взваливать такой груз на других. И титр — о тысячах евреев, распятых на крестах за время римской оккупации. И правда, что-то не то, наносное, люди всё находят в фильме, который ведь не о том, совсем не о том — это личное, очень личное визуализированное переживание той жертвы, которую Иисус принёс и ради него, актёра и режиссёра Мела Гибсона.

И потому важно пытаться понять не что чувствует при этом автор, а что можем почувствовать, сидя перед экраном, мы сами. Ведь фильм, вопреки всему, нашёл невероятно широкий отклик у зрителя, а в главных католических странах, к жителям которых, по сути, и должен быть обращён фильм, прокат ещё только начинается. Значит, есть та струна, которая вибрирует в человеке, смотрящем эту картину. Такую, какая она есть.

Невероятно мощное по затаённой энергетике, сумрачное, гнетущее, насыщенное физиологической болью, наполненная страданием действо разворачивается на экране. Оно, с одной стороны, предельно схематично, многих действующих лиц за всё время даже по имени не называют — Гибсон не пересказывает Евангелия, он лишь пишет репортаж, сухой, но изобилующий кровавыми крупными планами. С другой стороны они так настойчивы, что ты словно переполняешься этой болью, людям со слабым здоровьем, вправду, такое зрелище противопоказано. Жертва Христа приносится по капле, по капле крови, проливаемой на белые камни воображаемого Иерусалима (сам же фильм снимался в Италии).

Каждый шаг закованного Спасителя сопровождается новой и новой болью — от плетей, камней, кандалов, тернового венца, неподъёмного креста. Но гораздо глубже видна не физическая боль — хотя от неё Сын Божий на экране буквально раз за разом валится на камни, заставляя зрителя содрогаться. Боль душевная, ужасные муки Того, кто должен был искупить все человеческие грехи, вот что превращает «Страсти» в ужасающее, повергающее в шок действо. Самоубийство Иуды Искариота кажется лёгким, доступным и бессмысленным облегчением рядом с непрекращающейся мукой, растянутой на добрых два часа, сопровождающейся ухмылкой сатаны и каплями, каплями, каплями густой крови.

И всё это время вокруг — люди. Апостолы, Мария — Мать Скорбящая, гонители-первосвященники, римские солдаты, просто любопытная толпа. Сквозь череду измывательств над Христом зритель раз за разом выхватывает из этой толпы новое лицо, полное отчаяния, лицо человека, чьё горе невосполнимо. Но — тому должно случиться, так тому и быть, человеку не дано вмешаться в ход событий. И потому смерть Христа наступает в том же полном одиночестве, с которого фильм начинается, наедине с Богом, в руки которого Он отдаётся.

Режиссёр хочет, чтобы зритель это не увидел, но ощутил и оставил в себе это чувство, а потому осознанно не даёт ему отдушины финала — неминуемое Воскресение наступает в тишине, не изображая катарсис. Зритель покидает зал скорее не возвышенным, а опустошённым, высушенным этой кровавой пьесой, до конца титров пытаясь высмотреть что-то на пустом экране, по которому бегут молчаливые буквы. Мел Гибсон добился своего — посмотревший этот фильм не станет больше воспринимать страдания Христа как ритуальную фразу. Они станут для него реальностью. Вполне физической. Вполне ощутимой.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/04/06/passion.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Александр Шевченко

Какой сатанизм?! Какое чрезмерное голливудское насилие?! Вы, товарищи, просто слепцы, если не увидели в картине главного - страдали ЗА ВАС. ЗА НАС ВСЕХ вырывали клочья мяса, заплевывали и закидывали камнями! Но нет, вы все еще слепы, как и те первосвященники, что вынесли приговор без суда. Не поняли этого в Новом завете... далее

 Надежда

На меня этот фильм действительно сильно подействовал. Многие говорят, что как бы сильно человеку он не понравился, как бы он не поверил, что нужно, нужно думать о душе - все равно через неделю это пройдет. Но я не согласна с такими мнениями. Я посмотрела этот фильм год назад в первый раз. Слезы катились из глаз без перерыва... далее

 Анна-Мария

Я, наверное, одна из последних пишу про этот фильм. Прошло уже несолько месяцев, как он прошел по экранам и я его посмотрела, а как будто вчера. Хочется о нем говорить(сразу не хотелось), и из головы не выходит. Смотрю все фильмы с участием Гибсона(благо, ТВ как будто специально их часто показывает)... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
21 грамм: 21 грамм жизни. Чужой и своей


«21 грамм»:
21 грамм жизни. Чужой и своей

Роман КОРНЕЕВ

Шонн Пенн, Бенисио Дель Торро и Наоми Уоттс сплели воедино большую часть бед современности, без громких слов, без пафоса, без шуток-прибауток, одними своими отрешёнными лицами, потерянными взглядами. Как это удалось режиссёру, не понять, не повторить — финальный катарсис, давно уже расшифрованный и предсказанный мешаниной перепутанных сцен, он настигает даже матёрого скептика и циника, он потрясает оглушительной тишиной, что остаётся в мыслях после завершения экранного действа

Отзывы: [4]


Мечтатели: «Мечтатели» — фильм обо всём сразу


«Мечтатели»:
«Мечтатели» — фильм обо всём сразу

Роман КОРНЕЕВ

Называть фильм «Мечтатели» провокационным стало таким же общим местом, как называть его автора — живым классиком. Так и тянет порассуждать о сексуальной подоплёке, о дедушке Фрейде, о революции в умах и брожении в них же. Хочется вволю повосторгаться животворным ветром французских шестидесятых и американских тридцатых. Заедает ностальгия о старом кино, которое важно было смотреть на первом ряду, а не на последнем. Словно это не один фильм, а эдак с десяток: коротких зарисовок в одних и тех же декорациях…

Отзывы: [8]


Монстр: Cледственный эксперимент налицо


«Монстр»:
Cледственный эксперимент налицо

Роман КОРНЕЕВ

Правда, монстр — это город, общество, оно виновато, что порождает таких Айлин себе на горе, не выпуская свою жертву и своего палача из этого круга ада? Или монстр — сама Айлин, которая решает сначала, что имеет право убивать, а потом решает, что её недооценили, что её потенциал не виден этому скудоумному стаду клерков, и потому она снова может убивать? Город пользуется ею за гроши, а потом она пользуется его жителями – бездарно, за гроши, убивая. А может, сама Айлин — это лишь символ?

Отзывы: [4]


Тайное окно: Тайное окно


«Тайное окно»:
Тайное окно

Роман КОРНЕЕВ

Жанры в кинематографе бывают разные. Каждый пишет сценарии и снимает в ту степь, в которую ему позволяет продюсер и собственные возможности. И только один человек может похвастаться тем, что он и есть — целый жанр в одном флаконе, под одним именем и с одним по сути, распространённым в пространстве и времени, переходящим из фильма в фильм уже десятками, смыслом. Зовут этого короля сборов и стоической выдержанности, не замутнённой никакими перипетиями мирового кинопроцесса — Стивен Батькович Кинг, человек и бренд

Отзывы: [8]


Забирая жизни: Забирая жизни


«Забирая жизни»:
Забирая жизни

Елена ПРАВДА

Направляясь на просмотр голливудского киношедевра, я думала — а ну как Анжелину нашу Джоли опять прокатят, поматросят и бросят. А ведь уже и несолидно — «актриса является послом доброй воли Управления Верховного комиссара ООН», читаем в прессе и ужасаемся. Как же так, человеку столь изрядному, и пистолетами да ногами в обтягивающем трико размахивать. А ведь и талантом бог не обделил, и сказать может, и изобразить какие эмоции, и сыграть может, что твой Шекспир, а вот не дают девушке нормальных ролей


Счастливого пути: Счастливого пути, счастливого просмотра


Счастливого пути:
Счастливого пути, счастливого просмотра

Ирина КОЗЕЛ

А где же комедия? Она там, где проявляются характеры конкретных людей, там, где люди остаются людьми, потому что хоть и война, а у каждого из них свои проблемы. Надвигающаяся угроза лишь поместила этих людей в особые обстоятельства, ускорила темп жизни, втиснула в ничтожный двухдневый срок немыслимое количество событий, перевернула всё с ног на голову, уравняла и столкнула между собой совершенно разных людей, кому-то дала шанс, кого-то оставила у разбитого корыта, обнажила всё истинное, смела всё наносное


О любви: О любви и жизни


«О любви»:
О любви и жизни

Ирина КОЗЕЛ

«Концептуальный триптих о чеховском понимании любви» — так сам режиссёр называет свой новый фильм. Сергей Соловьев объединил в одну сюжетную линию три чеховских рассказа: «Доктор», «Медведь» и «Володя», обогатив тем самым каждый из них истоками, последствиями и отражениями, а затем снял по ним собственную интерпретацию трёх чеховских историй любви и жизни. Одна из них печальна, другая трагична, третья — шутлива, и каждая — мозаика неисчислимого множества образов того, что люди называют любовью


Крутящий момент: Крутящий момент, самый крутящий


«Крутящий момент»:
Крутящий момент, самый крутящий

Елена ПРАВДА

Вот вам идеальное воплощение жанра. В качестве базового плацдарма берётся мир байкеров (мотоцикл круче машины в сто мильёнов раз!), показываем кукиш всем этим новомодным «Форсажам», расставляем героев. Пусть они будут ездить на офигенно крутых байках, сделанных на заказ, и питаясь подножным кормом. Пусть самый главный (и самый крутой) герой по фамилии Форд вернётся в родное Эль Пасо из-за моря, из-за гор, потому что настала пора надрать тут всем чёрные (ну, не только чёрные, разные) задницы


Питер Пэн: Питер Пэн: мы верим в сказку


«Питер Пэн»:
Питер Пэн: мы верим в сказку

Елена ПРАВДА

Режиссёру удалось воспроизвести неуловимую атмосферу детства по версии Питера Пэна, не соскользнуть с тонкой грани, где начинается назидательность и дидактичность, где жёсткими рёбрами глупости и пафоса глумятся упрощённость и надуманность. Ведь многие деятели до сих пор думают, что детям надо попроще, чтобы персонажи выходили глупыми и бесполыми. Режиссёр «Питера Пэна» не пошёл по этой простой дорожке. Светлые и радостные улыбки, правдивые эмоции и вовсе недетские настроения

Отзывы: [4]





"Отверженные"
"Водитель для Веры"
"Миллионер из трущоб"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама