Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

300 спартанцев:

300 спартанцев: Адреналин

Роман КОРНЕЕВ, 25 марта 2007
 
Поставьте фильму оценку!
300 спартанцев

«300 спартанцев» (“300”), 2007
По одноимённому циклу графических романов Фрэнка Миллера и Линна Вэрли
Режиссёр: Зак Снайдер
Сценарий: Зак Снайдер, Курт Джонстад, Майкл Гордон
Оператор: Ларри Фонг
Композитор: Тайлер Бэйтс
В ролях: Джерар Батлер (царь Леонид), Лена Хейди (царица), Доминик Вест (Терон), Дэвид Венам (Дилий), Родриго Санторо (Ксеркс), Винсент Реган (командир спартанцев), Эндрю Тьернан (Эфиальт) и другие
См. также: упрощённый сценарий Романа Корнеева

Во времена межсезонья, когда хлипкие бокс-офисные отчёты минорно бубнят старое — всё пропало, зритель устал от блокбастеров, ему подавай малобюджетный трэш и малобюджетные же драмы — временами начинает казаться, что правы классики, кинематограф развивается не из продюсерских планов, а из фильма тихого, авторского, а потом эти находки подбирают и, пересыпав звёздной пылью, выдают на-гора людям, дабы те усладились, а заодно принесли вожделенную кассу. Однако кино не было бы самым волшебным из современных искусств, если бы не было устроено куда сложнее. И не тыкало раз от раза иного знатока носом — на, а вот я ещё как могу, и вот так, и вот разэдак.

300 спартанцев

Ну кто изначально мог предполагать, что детище Зака Снайдера выйдет тем, чем оно вышло? Мы наблюдали, как одетые в резиновые «кубики» мужики бегали по синему экрану дружною толпой и выкрикивали что-то под стрёкот высокоскоростных камер. Мы наблюдали пластмассовые скалы и искусственную рожь, мы сравнивали первые кадры со съёмочной площадки с оригинальным творением Фрэнка Миллера, поминали добрым словом Роберта Родригеса и его «Город грехов», рассуждали сами с собой, что дескать Миллер хоть и фанат классических «Трёхсот спартанцев» 1962 года, но видение всей этой истории в комиксе имел своё, равно как вкладывал в действо идеи, далеко уходящие от цели «просто» оживить царя Леонида и его известных числом величайших воинов в истории.

300 спартанцев

Мы помнили о не очень большом, но всё-таки «блокбастерном» бюджете, который требует от создателей известной доли коммерческой жилки, и наоборот, накладывает свои ограничения на художественную составляющую, помнили и о том, что комикс, это конечно один из самых близких кино искусств, но всё-таки для своей даже самой дословной экранизации требует опыта, мастерства и таланта, которых у Зака Снайдера даже авансом могло и не набраться. В общем, мы думали о грядущем проекте что угодно, только не то, чем он оказался на самом деле.

300 спартанцев

Уже с первыми кадрами ролика стало понятно — цементирующим элементом сверхсекретного состава, превращающего комикс в кино, будет не талант оператора, не работа художника, не терабайты спецэффектов, и даже не харизма актёров, хотя всего этого нам обещали разом на три полноценных современных блокбастера. Главным героем в фильме «300 спартанцев» на месте царя Леонида поместится чистый, незамутнённый ничем адреналин в лошадиных дозах, воплощённый в яростном крике “Madness? This is SPARTA-A-A!!!” И ногой в грудь.

300 спартанцев

И после этого детали уже были по большому счёту не важны. То есть — важны, конечно важны, безмерно важны, но исключительно в том смысле чтобы не испортить, не исказить, не замылить это кристально-чистое решение, когда большие бородатые мужики в шлемах, плащах, со щитами и мечами, с диким криком бросаются в бой при первой возможности, жаждая славы в бою. А Фермопилы, греки и персы, Ксеркс и Леонид, искусственная рожь и компьютерные скалы, всё это призвано было послужить одному — не разрушить это чудовищное напряжение, и его столь же чудовищное обаяние.

300 спартанцев

В этом фильме герои отказываются рычать только по очень важным личным причинам, трупы складывают штабелями, копьё, щит и меч работают в полный контакт, если друзья — то верные, если враги — то чудовищные создания или безликие муравьи, если цель — то простая и прямая, как стрела, если подлость — то по полной программе, если честь — то до самой смерти.

Неправы те, кто пытается искать тут историческую реальность, мир Фрэнка Миллера гораздо проще, он состоит из простых максим, его герои — Герои только с заглавной буквы, его негодяи — обойдутся строчными. И на каждую из этих максим режиссёр Зак Снайдер давит, не опасаясь показаться чрезмерным. Хорошего в фильме должно быть много, говорит он себе, и даёт команду «Мотор!»

300 спартанцев

Каждая эмоция на лице, каждая скупая фраза, каждое движение руки или копья педалируется так, что весь фильм от начала до конца кажется не проходящим слоу-мо, и только переходы между этими напряжёнными кадрами-скетчами, отточенными, переполненными энергией и предельно детализованными, происходят со скоростью пули, придавая этой статике необходимый элемент движения и динамизма.

В борьбе этих двух составляющих — слоу-мо скетчей с вкрадчивым голосом за кадром, и взрывного экшна между ними под фанфары саундтрека — и проходит весь фильм. И если в ролике безусловно побеждало движение, то в фильме эта борьба проходила куда напряжённее и, удивив многих, в итоге победу одержала статика.

300 спартанцев

Ритм «300 спартанцев» — даже посредине череды сражений — невероятно плавен и полон размеренности вальса. Вальсирующие воины рвут врага на куски, рвут зубами и ногтями, каждый удар щитом — как молотом о наковальню, каждый клич спартанцев — как рёв обрушивающегося на берег цунами, каждый кадр — шедевр баталиста. Всё это нужно показать во всей красе, а на это нужно время, которое в итоге и расходуется с избытком, пусть и ценой общего снижения темпа.

Зато всё это позволяет нам разглядеть оскал царя Леонида, пасть волка, нервный тик Ксеркса, согбённую фигуру Эфиальта, тень от стрел, Древо Мёртвых, развевающиеся складки плаща персидского посла, деву-оракула, капище эфоров… перечислять можно бесконечно. Всё это красиво, нечеловечески красиво. Если же прибавить к этому чеканные формулировки миллеровского текста, которого в его графических романах всегда очень много, то на выходе получается тот самый эффект «ожившего комикса», который пока удавалось зацепить и воссоздать считанным единицам авторов. Теперь и Зак Снайдер вошёл в этот закрытый клуб.

300 спартанцев

А нам удалось к этому приобщиться. Если, конечно, не считать слабоватый голос нашего актёра, который хоть и старался, но всё-таки не дотянул до бешеного батлеровского рыка, в остальном локализация хоть и заметно понизила чеканный пафос английских фраз, но уровень дискуссии в той ли иной степени выдержала, за что нашим переводчикам и спасибо. Равно как и за то, что фильм попал в наш прокат всего на две недели позже мира, не припомню, когда в последний раз фильма так ждали все настоящие киноманы. Пожалуй, это было перед премьерой «Возвращения Короля», а было это больше трёх лет назад. И недаром главный хорал из феерического — под тяжёлый рок и восточные дудки — называется «Царь возвращается».

Безусловно, «300 спартанцев» теперь — знаковое явление мирового киноискусства, ведь когда Голливуд из своих промышленных недр нечаянно выпускает нечто в высшей степени нештампованное, необычное, это нечто автоматически становится частью большой истории, ведь это посмотрел каждый, в отличие от большинства культовых артхаусных картин, удел которых — внимание немногих.

300 спартанцев

Зак Снайдер проснулся мэтром, с чем его стоит и поздравить, хотя за львиную долю этого фильма стоит благодарить всё-таки самого Фрэнка Миллера, которых вдохнул в него дух своих произведений. И интонации почти прореспубликанского политпамфлета, и сценарные вольности с неожиданной реакцией спартанского военачальника на смерть сына, всеми этими советами-эфорами, малочисленными греками-рыболовами «в помощь спартанцам» — это всё тоже Фрэнк Миллер. Но он же весь — в диалоге царя Леонида с Ксерксом, в последнем броске царского копья, в бушующем море и развевающихся красных плащах.

Финальные титры, основанные на графике оригинального комикса, пытливому зрителю много расскажут, как связан формально не присутствовавший на площадке Фрэнк Миллер с получившимся в итоге кинопродуктом высочайшей энергетической насыщенности, пропитанной потом и адреналином. Кто следующий попробует повысить планку?

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/03/25/300.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Война токовДостать ножиСоник в киноХолодное сердце 2ДушаFord против FerrariПлохие парни навсегдаТерминатор: Тёмные судьбы

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензия » Наследие Леонида Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
Призрачный гонщик: Аццкоя сотона


Призрачный гонщик:
Аццкоя сотона

Роман КОРНЕЕВ

Готичный байк рассекает городские окраины, неся хаос и разрушения, с этого, как говорится, и надо было начинать, Семён Семёныч. Ну их эти прежние любови, сотонинских выскочек с их дурацкими договорами, полицейских детективов и прочую тягомотину. Главное что? Правильно, чтобы горело и неслось. Лучший кадр фильма — когда два огненных всадника движутся в направлении мексиканской границы. Унушаить, как говаривал коллега Хрюн. Однако карму «отложенного проекта» до конца преодолеть так и не удалось. Отзывы: [31]


Меченосец: Бойцовая рыбка


«Меченосец»:
Бойцовая рыбка

Роман КОРНЕЕВ

В то время как мир, наигравшись, сворачивает программу «важен оператор, остальное приложится», Филипп Янковский не делает ни единого шага навстречу зрителю, не пытается подвести логику, рассказать историю, он показывает набор картинок, кивая на фэнтэзийную составляющую как замену осмысленности. Да, красиво, да, спецэффекты, экшн-сцены, да, кадры, пролёты камерой, декорации, да, любимый трэшак в кадре. Нет, чего-то цельного из этого не вышло. Так красота становится гламуром, а то и просто кичем. Отзывы: [36]


Возвращение Супермена: Вот тихий кто-то пролетел...


Возвращение Супермена:
Вот тихий кто-то пролетел...

Роман КОРНЕЕВ

Фанаты скандируют — человек из стали вернулся! Да ради бога. Графика действительно впечатляет. Но столь бессмысленные и беспощадные сюжеты Голливуд рожает не так уж часто. Все эти пулицеровские премии, спасение утопающих силами самих утопающих, вред курения, возрождение из мертвых и обязательное «я твой отец — я твой мать» заставляет смеяться до икоты. При этом — ни единой шутки, ни единого момента хотя бы самоиронии — одно большое голубое бронированное трико и красные трусы поперёк экрана. Отзывы: [12]


Очень эпическое кино: Зеркальная болезнь


Очень эпическое кино:
Зеркальная болезнь

Роман КОРНЕЕВ

Сладкая парочка Фридберг-Зельтцер вышла за рамки «очень тупого кино», посягнув на Наше Всё. Небритого Гарри Поттера и сексуально озабоченного Аслана острословам простить было нельзя. И потому уже спустя полторы миллисекунды после американкой премьеры IMDb было заполнено отзывами «самое ужасное кино, которое я видел за последние 10 лет», прочно утверждающими проект в недра почётного списка «боттом-100», в то время как рейтинг на Роттентоматосах вторил реакции непрофессиональной публики. Феноменально. Отзывы: [37]


Реальные кабаны: Байкеры среднего возраста


«Реальные кабаны»:
Байкеры среднего возраста

Илья ЩИБРИК

Сюжетная канва, образуемая похождениями четырех самозванных байкеров, абсолютно незамысловатой и прямой дорогой ведет зрителя от старта к финишу. Безалкогольное пиво, офисная работа, обрыдлая семейная жизнь и, разумеется, кризис среднего возраста — вот список пунктиков, сподвигших главных героев надеть верные кожанки со сварганенным умелыми руками жены одного из «кабанов» логотипом, и отправиться в спонтанную поездку на верных байках через тридевять американских штатов к океану. Отзывы: [15]


Саундтреки зимы: «Апокалипсис», «Вавилон», «Разрисованная вуаль» и другие


Саундтреки зимы: «Апокалипсис», «Вавилон», «Разрисованная вуаль» и другие

Елена ПРАВДА, Роман КОРНЕЕВ

Зима — время декабрьских блокбастеров и январско-декабрьского затишья перед мартовскими праздниками, заполненного независимым авторским кино. Ценитель качественного саундтрека найдёт себе новинки по вкусу и в межсезонье. Со всем богатством заполученных в руки обозревателей КиноКадра альбомов спешим познакомить вас в традиционной рубрике «Лучшие саундтреки прошедшего сезона». Как обычно, будем двигаться по хронологии выхода фильмов в российский прокат.


Такси 4: Фальшивые шашечки


«Такси 4»:
Фальшивые шашечки

Илья ЩИБРИК

Складывается впечатление, что мсье Бессон, ориентируясь на западный рынок, для своей очередной комедии брал в пример строго самые заштампованные картины — на корню выдирая из оных сугубо самые бредовые диалоги и ситуации. В результате, ощущение дежавю возникает едва ли не на каждой второй сцене. Наклонная, по которой медленно, но верно, катилась серия, прервалась ожидаемым обрывом. В итоге имеем абсолютно вторичную жвачку, в четвертый раз кряду подаваемую зрителю под все тем же — опостылевшим уже — соусом. Отзывы: [50]


Экс-любовник: Мысль семейная


«Экс-любовник»:
Мысль семейная

Роман КУЛАНИН

Молодые, будучи предоставлены самим себе, видимо, и не догадываются, что же они делают в кадре — многочисленные ужимки да прыжки упорно пытаются мимикрировать труп института семьи как данности под нечто более удобоваримое, но как бы не старался режиссер чередовать неотвратимые бурлески с умильными сценами с участием младенца и вытекающими отсюда, иногда буквально, сладостно-приторными монологами молодой мамы — вот тут и возникает ощущение, что в комнату внесли тот самый труп.


Любовь-морковь: Мистер и миссис Шмидт


«Любовь-морковь»:
Мистер и миссис Шмидт

Елена ПРАВДА

Получилось ли в итоге «переселение душ»? Да запросто, с превеликим удовольствием. Получилось ли Гоше Куценко сыграть? Ну, с некоторыми оговорками — да. Получился ли из Кристины Орбакайте мужик в юбке? Замечательно получился. Сумели ли создатели фильма нас позабавить? Сумели, несмотря на гремучие ожидания. А поймает ли кто себя после сеанса на попытке поставить собственное эго на место дражайшей половины — это уже вы сами «следите за руками». Отзывы: [31]





"Город грехов"
"Мстители 3: Война бесконечности"
"Человек-паук 3: Враг в отражении"
"Мстители 4: Финал"



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.1%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама