Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Троя:

Троя: И оставалась только Троя от «Одиссей» и «Илиад»

«Пеплум»: в общем, все умерли

Роман КОРНЕЕВ, 23 мая 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 152

Топ 152

«Троя» (“Troy”), 2004
Режиссёр: Вольфганг Петерсен
Основано на поэме Гомера «Илиада»
Композитор: Джеймс Хорнер
В ролях: Брэд Питт (Ахилл), Эрик Бана (Гектор), Орландо Блум (Парис), Дайана Крюгер (Елена), Питер О’Тул (царь Приам), Брайан Кокс (царь царей Агамемнон), Брендан Глисон (царь Минелай), Шон Бин (Одиссей), Тайлер Мэйн (Аякс), Роуз Бирн (Брисеида), Джон Шрапнель (Нестор)

Нечасто, ой нечасто сподобляется даже голливудская финансовая машина на эпические полотна. Потому что каждый раз это — сотни миллионов, выданных режиссёру на закланье, и что путного выйдет из всех этих щедрых денежных вливаний, и выйдет ли вообще — загадка из загадок вплоть до самого мгновения мировой премьеры — пан или пропал, грандиозный успех или столь же грандиозное падение под улюлюканье возмущенной критики и ругающихся промеж собой на киношных форумах зрителей.

Нет, всё-таки я не понимаю настроений многих как моих коллег по цеху, так и просто любителей кино, выходящих из кинозала. Возникает странное впечатление, что многим из них доставляет искреннее удовольствие поругать, побрюзжать, повспоминать разные нехорошие слова, будто сам поход в кино для них — тяжкий труд и жестокая обязанность, от которой им не избавиться никак, и потому они предпочитают найти в фильме побольше слабых мест, а если фильм получился действительно плохой — так и просто потоптаться на теле поверженного врага. Да врага ли?

Для меня поход в кино — это всегда праздник, а если кино многообещающее, красочное и дорогое во всех смыслах этого слова — не ждите от меня плохих слов и критического разбора полётов с попутным заклеймлением всех и вся. Потому что каждый фильм — это масса неблагодарного труда, месяцы, а то и годы кропотливого технологического и творческого процесса, и уж этим самым его создатели заслужили невероятное уважение. Ну, а уж если фильм действительно хорош — тогда я буду хвалить.

Фильм немецкого режиссёра Вольфганга Петерсена «Троя», было ясно с самого начала, является одной из самых долгожданных премьер сезона наряду со «Страстями» и вторым «Шреком». Почему — это уже хороший вопрос. Вовсе не из-за знакомой всем темы — как известно, список кораблей старика-Гомера не смог прочесть даже классик отечественного стихосложения, что уж нам, смертным. То есть — название Трои помнят, а дальше уже затрудняются. Гектора от Агамемнона с трудом отличают. Тогда, может, дело в грамотной рекламе? Ну, не знаю как на Западе, а у нас ничего экстраординарного не предпринималось — плакатики висели, ролики показывались, всё как обычно. Смотреть так, ведь на «Ван Хельсинга» того же куда больше денег на промоушен вбухано.

Вполне вероятно, что дело в солидном актёрском составе, о котором поспешили сообщить читателям и мы. Уже Брэда Питта с Орландо «Леголасом» Блумом и Шоном «Боромиром» Бином хватило бы на фильм любой тематики и любого масштаба. Действительно, сильная команда, во многом напоминающая проверенную супербригаду «Властелина». Но зрительский интерес этим не ограничивается.

На мой взгляд, именно ожидание чуда, ожившей реальности придуманного, в общем-то, мира — масштабной, красочной, эмоциональной истории о любви и вражде — вот чего ждал зритель, вот что он должен был получить. Непременно, во что бы то ни стало. Именно потому в премьерный день рекордное для нас количество кинозалов, одновременно показывающих «Трою», было забито под завязку. Ждали второго «Гладиатора», второго «Властелина». Именно потому уже фильм заранее обречён или на феноменальный успех, или на феноменальный провал.

И вот вам секрет Полишинеля. Тот, кто ходил, не даст соврать — зал смотрел молча, замерев, уйдя туда, по ту сторону экрана, не шурша попкорном и не разговаривая (пару уродов, которые найдутся в любом зале, мы считать не будем). Два с половиной часа напряжённого внимания к экрану. Что бы я ни говорил дальше, это всё лишнее — «Троя» заслужила право на успех, это свершившийся факт.

Помню свои опасения перед сеансом — мне была очень подозрительна идея режиссёра убрать из истории греческих богов, превратить её в повествование о людях — героях и не очень — которые прожили жизнь, сыграли свою роль в истории, чтобы навеки в ней остаться, превратившись в миф. Право, древнегреческая трагедия вообще и персонально легендарная, а потому вряд ли существовавшая на самом деле фигура Гомера не слишком лестно относились к судьбам «персонажей из народа», удостаивая своим вниманием только богов, а также их земных отпрысков-героев да земных царей. История легенды о Троянской войне самих древних греков интересовала именно как сказка о распрях Олимпийцев. Как же без них-то?!

Оказалось, без них — замечательно! Времена изменились, люди видят людей — сильных, слабых, героев и не очень, правителей по праву рождения и завоевателей-императоров, людей, рождённых для подвига, но противящихся ему, и людей, которые могли бы посылать на подвиги других, но настолько благородны, что берут эту миссию на себя. Совсем другой поворот истории с теми же действующими лицами и в тех же обстоятельствах. Интересный уже сам по себе, без привязки к костям слепого певца-аэда. В фильме Троя из легенды становится реальностью, тысяча кораблей — тысячью кораблей, гибель троянцев и ахейцев — смертью, в которой нет красоты и чести, в ней только смерть. И уже это делает повествование величественным и прекрасным, без богов и гекзаметра. А с чем же?

Собственно, «Троя», как и положено эпопее в стиле «пеплум», состоит из противопоставлений пар персонажей: героя Ахилла, которого исполняет блистательный Брэд Питт, и Гектора, старшего сына царя Трои Приама — двух прирождённых бойцов и великих полководцев; царей Агамемнона и Приама, стоящих за враждующими армиями; мужа Елены царя Спарты Менелая и её возлюбленного царевича Трои Париса, такие пары можно продолжать долго — как тот список кораблей. Актёрский состав оправдал себя, подчас даже роли второстепенные, произносящие на экране полторы фразы, блистают так, что впору задуматься, а так ли плоха голливудская школа актёрского мастерства? Брэд Питт в роли Ахилла так хорош, что аж дух захватывает, его скупые эмоции воина, а не проповедника, просто электризуют атмосферу в зале. Эрик Бана, до сих в излишних актёрских изысках не замеченный, в роли Гектора показывает не силу, а благородство, любовь к брату, а не гордыню за царское величие, страх за жену и ребёнка, а не боязнь потерять трон. Гибель обоих противников становится на экране большей трагедией, чем разрушение Трои.

Старик Приам и самовлюблённый Агамемнон тоже удивительно хороши. В них обоих есть мощь истинных властителей, только каждый из них использует данную ему власть по-своему, одному хватает сил униженно просить убийцу своего сына отдать ему тело, а другой готов использовать чужую слабость себе на пользу.

Вообще, в фильме действительно много очень сильных ролей, разве что играющая Елену «миска» с неблагозвучной фамилией Крюгер скорее служит декорацией, нежели действующим лицом. Вынуждено «полупрозрачен» и играющий хитрейшего из греков — Одиссея — Шон Бин. Тут скорее дело не в личном обаянии или актёрском таланте, Одиссей пострадал из-за и без того солидного хронометража картины, в который уже не поместился внятный рассказ об изобретателе Троянского коня, равно как там не нашлось места Аяксу, другим героям Греции. Надежда на расширенную режиссёрскую версию. Да и само взятие Трои, в пику другим сражениям, коих в фильме не меньше чем любовных историй, тоже вышло каким-то сумбурным и скомканным. К тому времени уже почти «все умерли», пришлось повествование срочно сворачивать.

Но в остальном сценарий фильма на редкость целен и последователен — без рывков и торможений, гладкое повествование о героях вечной истории. Нет, конечно же, осада Трои по фильму не длилась десять лет, зато кораблей было уж точно — тысяча. И статистов в эпических мегабитвах ровно столько, сколько было по легенде в ней воинов — сто тысяч. И всё это под ударный саунд, моду на который ввёл ещё Ханс Цимммер в «Гладиаторе». Эдакий восточный угрожающий ритм с женским вокалом, символизирующий неведомую древность. Джеймс Хорнер, оркестровавший «Трою», тоже не последний человек в цехе американских кинокомпозиторов, особенно после «Титаника», изобразил для зрителя всё, что его душе угодно. И только многоголосые крики масштабных битв, пожалуй, будут посильнее любого музыкального творения.

Что же касается остальных, чисто технических деталей кинопроцесса — например к стилизованной амуниции греков и троянцев у меня почти не нашлось претензий — куда там «Гладиатору» с его стальными мечами. Нормальный бронзовый век, часто деревянные щиты, короткие мечи, беспорядочное наступление пехоты при полном отсутствии конницы — примерно так представляется современному человеку война 12 века до н.э. Единственно — пара занятных моментов сражений на берегу (как первого, так и второго) да ни разу за фильм не расколовшийся в кадре щит — вот и все претензии. А уж боевая техника, которую продемонстрировали Брэд Питт и Эрик Банна — тут просто нужно снимать шляпу, эксперт по боёвкам у «Трои» был хорош — переплюнул многие достижения Питера Джексона, и дело тут не в собственно технике, а в красочности, энергетике — удары такие, что искры летят. А почему там у героев в фильме не нашлось тривиальных наплечников, это дело десятое.

Единственная внятная претензия, которую можно высказать Вольфгангу Петерсену — это работа с камерой на вертолётах и прочей летающей технике. Троя за весь фильм всего один раз была продемонстрирована хоть сколько-нибудь панорамно. Пролёты на толпами несущихся воинов в полном боевом облачении это, конечно, правильно и здорово, но после того, как Питер Джексон показал, что можно сделать с самым обычным ландшафтом при должной его подаче, все эти просторы и красоты — чего-то подобного очень не хватает в «Трое». Декорация, какой бы масштабной она ни была, остаётся декорацией, пока камере не хватает простора для её демонстрации во всей красе. Да, для этого часто картона и камней недостаточно, нужны могучие нелюбимые многими пуристами компьютерные эффекты, без этого уже современный кинематограф немыслим, если уж даже вполне малобюджетные проекты позволяют себе дерзать на этом поприще.

Впрочем, фильм и без того чудо как хорош, так что даже фирменный отечественный перевод не смог испортить впечатления. Даже эта радостная пародия не то на гекзаметр, не то на Вильяма нашего Шекспира, чего вовсе не было в оригинале, воспринималась скорее со смехом, нежели с раздражением. Единственно что, в результате слабого владения материалом выходило у господ переводчиков скорее нечто в стиле речей Мастера Йоды: «война Троянская началась». Да и то, быстро с этой бодягой завязав, персонажи заговорили просто, не пытаясь где не надо многозначительно переставлять слова, так что на слух их речь к концу фильма воспринималась без позывов читать по губам.

Тем более что переводы уже давно нам, привыкшим, не портят просмотра даже более слабых фильмов, а уж отличный фильм, отличных актёров и бессмертный сюжет мы видим издалека. «Троя» удалась, уважаемые киноманы и синефилы, она удалась!

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/05/23/troy.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Плохие парни навсегдаВторжениеЗвёздные Войны: Скайуокер. ВосходПолицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел 2Джуманджи: Новый уровеньВперёдВойна токовСоник в кино

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ФИЛЬМ «ТРОЯ»
Рецензии в рубрике "ИСТОРИЧЕСКИЙ"
Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли


Последний самурай:
Последний самурай. Япония, которую они потеряли

Роман КОРНЕЕВ

Авторам, берущимся за Японию именно как Страну-Неизвестность, должно обладать должной толикой здравого смысла, равно как тонкого чувства равновесия, чтобы не скатиться в кич, не сделать персонажей картонными, а красивые закатные пейзажи — намалёванным на заднике шаржем «хайку-стайл». Так вот, Том Круз и Эдвард Цвик со товарищи справились — фильм вышел идеологически добротным, на уровне лучших представителей жанра, и визуальное решение — тоже не подкачало

Отзывы: [7]


Бессмертные: война миров: Бессмертные: война режиссёра со зрителем


Бессмертные: война миров:
Бессмертные: война режиссёра со зрителем

Роман КОРНЕЕВ

Сложные и исполненные своей внутренней логики диалоги на ура становятся пустыми и полубессмысленными, выглядывание Гора из пирамиды — глюком рендеринга, когда модели случайно заползают за границы друг друга, сам сюжет с египетскими богами, вернувшимися на Землю — перепевкой заигранного сюжета, а самые динамичные (для комикса!) образы и сцены — статичным провисанием. Слишком много требуется знать о первоисточнике, слишком много сюжетных лакун, слишком много случайного, наносного, да и откровенно лишнего полно

Отзывы: [50]


Каннский кинофестиваль-2004


Каннский кинофестиваль-2004

Елена ПРАВДА

В Каннах продолжается 57-й международный кинофестиваль, открывшийся в среду, 12 мая фильмом Педро Альмодовара «Плохое воспитание». Фестиваль, в момент открытия находившийся буквально под угрозой срыва из-за протестов французских актёров-почасовиков, несмотря на продолжающиеся беспорядки проходит в обычной атмосфере большого кинофорума — с шумными премьерами, часть которых уже прошла, а часть ещё впереди, восторженными фанатами, гурманствующей богемой и критически настроенной кинопрессой

Отзывы: [5]


Ван Хельсинг: Ван Хельсинг


«Ван Хельсинг»:
Ван Хельсинг

Роман КОРНЕЕВ

За два с половиной часа непрерывного экшна каких только чудес на фильме не навидишься — тут вам и летающие вампирши во всей красе, и франкенштейново жалостливое создание с такими забавными зелёненькими лампочками внутри, и Хью Джекман с небритой челюстью и автоматическим арбалетом на сгибе локтя, и уже знакомый нам мистер Хайд во-от такого размера. А уж когда перекинувшийся оборотень вступает в поединок с самим графом Дракулой и они начинают друг дружку мочалить о древние каменные стены — вах!

Отзывы: [74]


Грязные танцы 2: Танцы вдвоём, странные танцы


«Грязные танцы 2»:
Танцы вдвоём, странные танцы

Ирина КОЗЕЛ

В сюжетной основе фильма — лав-стори. Приехавшая в знойную, но угнетенную Гавану дочь гринго влюбляется сначала в кубинские танцы, потом в простого кубинского парня, который «не пара» — работает официантом, помогает семье, и умеет чувствовать музыку. Это мелодрама? Да нет же, пара невинных конфликтов между влюбленными, пара сцен с родителями не слишком большого накала, одно романтическое расставание — ни драматизма, ни страстей, ни сантиментов. Мелодрама только слегка обозначена для кой-какого сужету

Отзывы: [2]


Вечное сияние безупречного разума: Сияние разума, вечное сияние


Вечное сияние безупречного разума:
Сияние разума, вечное сияние

Роман КОРНЕЕВ

Впервые, быть может, после «Человека на луне», Джим Керри получил возможность играть, не кривляясь, играть во всю мощь своего таланта — излучать добродушие в по-догмовски незакреплённую камеру, тушеваться перед ней человеком, к которому зритель залез в самую душу, смеяться и плакать чему-то своему, словно и не имеющему отношения к режиссёру с оператором. Кейт же Уинслет наконец-то сыграла свою роль — роль не очень красивой, легкомысленной девахи, живущей в странном мире, постоянно перекрашивающейся то в рыжий, то в синий цвет

Отзывы: [12]


В ловушке времени: Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов


В ловушке времени:
Ни денег, ни времени. Ловушка для археологов

Елена ПРАВДА

Смотришь эдак на всю эту суету, и не понимаешь, то ли времени ребятам на досъёмку не хватило, то ли режиссёр в процессе бросил это дело, махнув на процесс рукой, то ли актёров уже ждали другие контракты и пришлось работать с тем, что успели снять. Даже спецэффекты в фильме отсутствуют. Перемещение во времени заняло ровно полторы секунды экранного времени, а то, что оно из себя представляло, можно было нарендерить даже у нас. Итого получается — в меру бодро, в меру маразматично, в меру интересно





"Царство Небесное"
"Властелин Колец: Возвращение Короля"
"Робин Гуд"
"Александр"



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.1%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама