Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Кинокасса России 2012: царство триде-мультфильмов и отсутствие российского кино

Кинокасса России 2012: царство триде-мультфильмов и отсутствие российского кино

В 2012 году профессиональные издания, пищущие об отечественном кинобизнесе, окончательно перешли от привычной отчётности «с декабря по декабрь» к более логичному календарному году (то есть финансовый кинопрокатный год теперь отсчитывается на с 1 декабря, а с 1 января, как у всех), поэтому финансовые итоги завершившегося года с одной стороны публикуюся только в середине января, а с другой стороны они во многом противоречат прошлогодним данным, которые не учитывали декабрьские сборы, поэтому многие опорные данные, от которых будут отсчитываться рост-падение, могут быть не совсем корректными.

Итоги же 2012 года таковы, что общая валовая касса российского проката составила $1,35 млрд (+15% по сравнению с прошлым годом), 40 млрд руб. (+14%) или 175 млн проданных билетов (+3%). Рост средней цены билета с 215 до 230 рублей составил 7% и 2% составила курсовая разница. Как видно, прошлогоднюю тенденцию по отсутствию роста количества проданных билетов в этом году прокатчикам частично удалось переломить, однако служившая с 2009 года главным локомотивом роста сборов «наценка на триде» уже практически исчерпала себя — средняя цена билета явно достигла того порога, когда дальнейшее повышение цен начнёт понижать спрос и рост кассы остановится. Рассчитывать на повторение послекризисного рывка 2010 года, когда только число проданных билетов выросло на 20%, больше не приходится.

Этому же способствует и достаточно вялый рост числа кинозалов — в отчёном году он составил всё те же скромные 10%, общее число современных залов достигло 3100 (из них половина цифровые), а кинотеатров — 1100. Этого показателя мы ждали последние три года, но революции, как видим, даже эти цифры не принесли. Формальным утешением прокатчикам служат лишь формальные рекорды этого года — на 2100+ экранах стартовал «Хоббит» (а до этого за год было ещё два аналогичных рекорда), рекордная же сатурация одновременно выходящих фильмов достигала 4000+ копий (то есть на один зал приходилось по полтора фильма). Однако это показатель скорее роста конкуренции, чем реальных прибылей прокатчиков.

Десятка лидеров российской кассы в этом году выглядит так (указаны цифры на 1 января без учёта сборов Украины, в скобках указано условное место в общем зачёте):

1 (3) «Ледниковый период 4» (XX век Фокс) — 1,64 млрд руб, $50 млн, 7,7 млн билетов
2 (3) «Мадагаскар 3» (ЦПШ-Парамаунт) — 1,6 млрд руб, $49,4 млн, 7,4 млн билетов
3 (9) «Сумерки 4: Рассвет часть 2» (Вест) — 1,35 млрд руб., $45,8 млн и 6,2 млн билетов
4 (10) «Мстители» (Дисней) — 1,27 млрд руб., $43,3 млн, 4,9 млн билетов
5 «Люди в чёрном 3» (Сони) — 1,15 млрд руб., $36,6 млн, 4,6 млн билетов
6 «Джон Картер» (Дисней) — 0,99 млрд руб., $33,4 млн, 3,7 млн билетов
7 (8) «Хоббит» (Каро-Ворнеры) — 0,82 млрд руб., $26,6 млн, 2,8 млн билетов
8 «Координаты Скайфолл» (Сони) — 0,79 млрд руб., $25,1 млн, 3,2 млн билетов
9 «Новый человек-паук» (Сони) — 0,72 млрд руб, $22,2 млн, 3,0 млн билетов
10 «Прометей» (XX век Фокс) — 0,71 млрд руб, $21,8 млн, 2,7 млн билетов

Традиционно, всю десятку лидеров поделили между собой майско-летние блокбастеры, даже такие относительно неуспешные как «Прометей», исключения составляют один декабрьский тяжеловес («Хоббит» за отчётный период не стал третьим только формально, половина его кассы приходится на январь нового года) и одна мартовская трёхмёрка («Джон Картер» также является единственным лидером, кто не был частью долгоиграющего франчайза, хотя всё равно был экранизацией). А вот какого обязательного элемента тут нет, так это отечественных хитов — начиная с успеха «Ночного Дозора» ни один год не обходился без одного-двух тяжеловесов российского производства, а в этом году даже «Ирония судьбы 2» оказалась вытеснена из десятки лидеров в таблице рекордов всех времён. Верхнюю же половину первой десятки сразу за «Аватаром» и прошлогодними «Пиратами Карибского моря 4» плотно оккупировали вокруг пятидесятимиллионного майлстоуна уже четыре заокеанских трёхмерных мультфильма — гандикап между «Шреком 4», «Котом в сапогах», ЛП4 и «Мадагаскаром 3» такой небольшой, что выделить среди них заметного лидера не получится. Формально в этом году немыслимыми усилиями победил «Ледниковый период», но какой ценой это давалось российскому офису «Фокса»! Впрочем, результат у этих усилий был, о нём речь пойдёт ниже.

Иван Царевич и Серый волк

Что же касается российских премьер, то «Три богатыря на дальних берегах» хоть и стартовал в 2012 году, но его касса на 1 января не составляла и 7 миллионов, так что его слава ещё ждёт своего часа — через год, в обзоре сборов 2013 года. Сейчас же лидером среди российских картин является другой хит студии «Мельница» — «Иван Царевич и Серый волк» не попал в десятку лидеров с кассой $24,6 млн (при бюджете $2,7 млн) лишь потому, что стартовал 29 декабря 2011 года и за первые три дня проката успел собрать без малого 4 миллиона, которые в итоговой таблице за 2012 год не учитываются. Второе и третье место в российском дерби досталось в итоге вполне ожидаемому новогоднему хиту «О чём ещё говорят мужчины» ($17,8 млн) и достаточно неожиданному проекту «Духлесс» ($13,4 млн) — бюджет у обоих $3 млн. А вот возглавляют антирейтинг самых затратных картин в этом году арт-хиты «Фауст» и «Орда» (при малозаметных сборах каждый из фильмов стоил $14 млн).

Всего же 74 отечественные картины собрали в отчётном году 6 млрд руб., 26 млн билетов или $190 млн, что составило 14% от общей кассы (год назад было $150 млн и 13%, то есть ситуация осталась на всё том же невыразительном уровне, рекордным в этом смысле по-прежнему остаётся предкризисный 2008 год, когда валовые сборы отечественного кино составили $200 млн или 36 млн билетов при вдвое большей доле в общем прокате). Затраты на производство в отчётном году равнялись $250 млн, окупились или принесли прибыль в кинотеатральном прокате лишь 16 картин.

Что касается распределения долей между прокатчиками, то в этом году окончательно ушла в прошлое гегемония тандема ЦПШ-Парамаунт. Сказалось тут резкое падение числа отечественных релизов ЦПШ (и тотальный неуспех всё-таки вышедших фильмов, что в прошедшем году привело к очередной смене руководства компании), и недобор в этом году анимационных хитов ДримВоркс (который до конца 2012 года прокатывал Парамаунт, об этом нюансе опять-таки речь пойдёт ниже) — на одном хите годичной кассы не сделаешь. Первенство же в итоге формально оставил за собой другой супертандем под монструозным названием WDSSPRR (Дисней и Сони). Поскольку он носит весьма условный характер (над релизами одной и другой компании работают разные команды), в итоговом отчёте компании будут указываться отдельно. Итак:

«Ворнеры-Каро» — 27 релизов, $184 млн (14%, было 9%)
«Парамаунт-ЦПШ» — 31 релиз, $170 млн (13%, было 18%)
«XX век Фокс» — 17 релизов, $160 млн (12%, было 11%)
«Сони» — 14 релизов, $160 млн (12%, было 10%)
«Дисней» — 14 релизов, $150 млн (11%, было 13%)
«Юнивёрсал» — 23 релиза, $150 млн (11%, было 8%)

Как видим, почти миллиард сборов, который достаётся шестёрке мэйджоров, распределён вполне равномерно (собственно отстававший прошлые годы «Юни» догнал остальных, а Парамаунт сократил свой отрыв от основной группы), но в следующем году всё изменится.

Итак, в результате размолвки заокеанского Саммита с Вестом его пакет переходит к ЦПШ (хотя «Сумерки» и закончены, но у новоявленного тяжеловеса большие планы на будущее), в то время как пакет мультфильмов ДримВоркса с 1 января уходит от Парамаунта к Фоксу, а значит — от ЦПШ к Фоксу же в учётах отечественных реалий. В следующем году мы будем продолжать наблюдать за тем, как всё тот же Парамаунт будет пытаться расстаться с ЦПШ и всё-таки открыть собственный офис, а также продолжать недоумевать, почему Ворнеры не сделают выводы из недоборов своих главных хитов в России (когда в Новый год «Хоббит» собирает едва лучше, чем какие-нибудь «Сумерки» осенью) и не начнут поглядывать куда-нибудь в сторону от Каро. Так что какими будут доли прокатчиков по итогам 2013 года, сейчас предсказать очень непросто.

В мире же театрального показа главный вопрос — будут ли введены пресловутые квоты на российское кино, а также будет ли введён НДС на показ кино зарубежного (что может поднять среднюю цену билета до 270 рублей и серьёзно деформировать спрос, что в первую очередь больно ударит по региональным кинотеатрам, находящимся на грани самоокупаемости). Кроме того, в новом году окончательно вводится система обязательной отчётности кинотеатров перед прокатчиками, что с одной стороны сделает рынок кинопоказа более прозрачным (прокатчики уверены, что скрывается до трети всей выручки), с другой опять же всё это ударит по мелким несетевым кинозалам и продолжит тенденцию последних лет на укрупнение сетей, в частности в рамках освоения стомиллионных инвестиций начнёт массово скупать и реконструировать устаревшие кинозалы «Каро Фильм», в 2012 году проданная отдельно от прокатной части холдинга новому владельцу. Ну, и конечно станет под большой вопрос рентабельность введения в строй новых региональных кинозалов, за счёт чего происходила основная доля роста этого сегмента рынка последние по крайней мере два года. Также будет продолжать шириться процесс реконструкции старых и возведения новых залов в формате IMAX, чья доля в общих сборах продолжает расти заметно быстрее рынка. Следите за нашими новостями.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2013/01/18/3249.shtml
Написать комментарий:
Пседоним
Заголовок
Сообщение:
 
Также по теме:
Раздел Бокс-офис
Также в блоге:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама