Российская кинокасса 2010: итоги и выводыЕщё в начале года стало ясно — текущий кинопрокатный период, по традиции отсчитываемый с 1 декабря, станет для отечественного проката не просто прорывным, но его итоги надолго определят дальнейший вектор развития как рынка кинопроката (включая сектор театральных сетей и собственно кинопрокатного бизнеса), так и виды на развитие отечественного кинопроизводства. В частности, первый квартал 2010 целиком прошёл под знаком «Аватара», абсолютные и локальные рекорды следовали один за другим, в целом же валовая касса оказывалась вдвое большей, чем в прошлом году, что давало поистине невероятные перспективы на итог. Затем штурм-унд-дранг заокеанских трёхмерок был поддержан выходом сначала «Алисы в Стране чудес», а потом «Битвы титанов» и «Шрека 4». Обозреватели разводили руками, эта музыка казалась вечной, неужели так всё и пойдёт? Но нет, сначала поздняя весна, а затем лето показали, что поход в кино для нашего зрителя был обеспечен скорее репертуаром, нежели классовым самосознанием, а потому вся вторая половина года прошла в относительном миноре, разочарования следовали одно за другим, и только ближе к самому финалу случилась череда ударных уикендов, которая в итоге и вывела суммарную кассу к искомой цифре в один миллиард долларов, что и стало главным событием кинопроката-2010. По уточнённым данным сборы российского проката в долларовом эквиваленте достигли $1,05 млрд, то есть выросли на 43% по отношению к прошлому 2009 или на 30% по отношению к рекордному докризисному 2008 году. В рублёвом эквиваленте сборы достигли 32 млрд рублей, а в количестве проданных билетов — 166 миллионов (+20%), впервые превысив планку в один купленный билет на жителя нашей страны. Однако главные изменения в финансовой картине проката случились не в численном (146 фильмов-миллионников против 148 в 2008 году), а в качественном выражении. А именно, ключевую роль в прокате в этом году начало играть триде. Если в прошлом сезоне львиную долю из 15 широкопрокатных трёхмерных релизов составляли компьютерные мультфильмы, в частности, «Ледниковый период 3» стал самым кассовым проектом года, и в сумме они собрали всего полторы сотни миллионов или одну пятую от общей кинокассы, то в этом году число фильмов, хотя бы частично выходивших в стереоскопии, достигло 30, в сумме собрав $420 млн или 40% от общей суммы проката, то есть рост российской кинокассы в этом году полностью обеспечен сборами трёхмерок. Если считать только ту часть их сборов, которая пришлась на триде-залы (частично эти фильмы демонстрировали и в 2D), то сборы всё равно составили $290 млн. Из них только «Аватар», как мы помним, достиг суммы $117 млн или 14 миллионов проданных билетов. Только одному этому фильму мы обязаны половиной годичного прироста как по билетам, так и по деньгам. Для сравнения, в этом году число релизов, собравших больше миллиона долларов, составило полторы сотни, то есть былой рекорд 2008 года побит на какой-то десяток наименований, что ещё раз подтверждает источник прокатного роста. В целом же десятка лидеров 2010 выглядит следующим образом (обратите внимание на тесноту в нижней половине):
В скобочках указано место в таблице рекордов всех времён, из чего заметно, что 2010 год стал годом окончательного падения такого явления как «российский блокбастер», но к этому мы вернёмся позже, а пока завершим разговор о трёхмерках. Если главным приводным ремнём их бенефиса был «Аватар», то основной причиной подобного успеха в целом стал взрывной рост числа цифровых залов — в 2008 году их было меньше сотни, в конце прошлого года — уже 350, а к настоящему моменту введено в строй 600 цифровых проекторов, предназначенных для демонстрации триде. То есть по стране — это уже каждый четвёртый зал (всего в стране действует 2245 кинозалов). Стремительно растёт и число триде-залов премиум-класса (IMAX и RealD), в том числе под них переоборудуются уже существовавшие площади, чего раньше не происходило. При сохранении темпа вложений в современное оборудование кинопоказа уже через два года мы можем достичь европейского уровня цифровизации, а именно половина аппаратов будет на электронных носителях, а не на слишком дорогой (прежде всего в части печати копий) плёнке. Также триде стало основной причиной взрывного роста средней стоимости билета в этом году на 25% (2009 160 рублей, 2010 200 рублей). В связи с «революцией триде» в отчётном году изменилось также и распределение сборов между прокатчиками. Собственно, те мэйджоры кинопроката, которые оказались обладателями трёхмерок в своих пакетах (ни один двумерный фильм не сумел в этом году собрать больше тридцатки), и показали заметные результаты. Драка за прибыли на этот раз, как видно из десятки лидеров, разразилась между ЦПШ (пакет «Дримворкса», доставшийся «Парамаунту»), «Диснеем» в составе WDSSPR, «Каро» (пакет «Ворнеров») и «Фоксом» (собственно, «Аватар»). В итоге суммы поделились следующим образом:
Следом с заметным разрывом следуют «Сони» (7%), «Юнивёрсал» (6%), «Вест» (5%) и «Парадиз» (4%). Как видно, с прошлого года подвижки следующие — серьёзно просела «Сони», чьим главным фильмом в этом году оказалась трёхмерка «Обитель зла 4» (да и то, её 20 миллионов составили почти треть всех сборов мэйджора), а вырвался вперёд, соответственно, «Централ Партнершип», чьи отечественные премьеры местами собирали приличные деньги, а заокеанские релизы чаще всего собирали больше плана (к тому же ЦПШ выпустил больше всех релизов — 39 штук). Наша Кинораша Так мы подходим к одному из главных итогов года, непосредственно касающемуся отечественного кино. Как мы видим из таблицы лидеров, «Ирония судьбы 2» за отчётный период дважды была подвинута с места в абсолютной таблице рекордов, новых желающих поместиться в топ не возникло, единственный отечественный фильм в десятке («Чёрная молния» и «Кандагар» довольствовались серединой второй десятки за год) по имени «Наша Раша» в абсолютном зачёте входит лишь в тридцатку всех времён. То есть вослед полуторагодичному простою отечественного кинопрома смерть «патриотического блокбастера» теперь подтвеждается конкретными цифрами статистики. Так суммарные сборы российского кино в этом году составили всего 154 миллиона долларов (столько же, сколько в 2007 году, 64 фильма собрали хотя бы 10 тыс. долларов, 45 больше 100 тыс., 25 больше миллиона, первая десятка собрала суммарно $115 млн), то есть снова меньше, чем в прошлом году (рекордным же тут был предкризисный 2008 с его $211 млн, заработанными отечественным кино ещё по тому курсу, который 25 рублей за у.е.), или в рублях — 4,7 млрд руб. (рекорд тут 2009 год и 5,5 млрд руб., в 2008 было 5,3 млрд), те самые давно напророченные несчастные 15% от общей суммы сборов. Где тот золотой 2005, когда доля отечественного кино составляла почти треть? Да что так далеко ходить, в 2008 она была 26%, а в 2009 24%. Впрочем, в 2010 году случилось аж 6 наших фильмов (общее их число таким образом стало равно 30), окупивших расходы на своё производство. Это, опять же «Наша Раша» (соотношение кассы и официального бюджета — 6,3), «О чём говорят мужчины» (6,2), «Любовь в большом городе 2» (3,4), «Чёрная молния» (2,5), «Кандагар» (2,1) и «Ирония любви» (2,0). В свете этой печальной картины основные надежды на хоть какой-то позитив на этом фронте возлагаются сейчас на строительство к 2015 году нескольких сотен киноклубов по всей стране, которые бы показывали исключительно наше кино. Кто в них будет ходить, не уточняется, но деньги на строительство уже выделяются. Также к 2015 году планируется увеличение производственных бюджетов на наше кино до трёх сотен миллионов долларов в год (при двух сотнях — последние три года). Эти меры, как полагают некоторые эксперты, позволят увеличить годовую кассу российского кино до четырёх сотен миллионов долларов, а долю — до докризисных 25%. Вот такой предел оптимистических планов на пятилетку. Что касается следующего года — как отечественный, так и заокеанский нетрёхмерный кинематограф заготовили несколько ожидаемых релизов, так что перекос 2010 года скорее всего будет частично скомпенсирован, однако число цифровых залов продолжает расти, и пусть новых абсолютных рекордов не ожидается, триде прочно вошло в наш мир, и без боя сдавать позиции не станет. Впрочем, всё зависит от нас, зрителей. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/12/19/boxoffice.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|