Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Российская кинокасса 2010: итоги и выводы

Роман КОРНЕЕВ, 19 декабря 2010

Ещё в начале года стало ясно — текущий кинопрокатный период, по традиции отсчитываемый с 1 декабря, станет для отечественного проката не просто прорывным, но его итоги надолго определят дальнейший вектор развития как рынка кинопроката (включая сектор театральных сетей и собственно кинопрокатного бизнеса), так и виды на развитие отечественного кинопроизводства. В частности, первый квартал 2010 целиком прошёл под знаком «Аватара», абсолютные и локальные рекорды следовали один за другим, в целом же валовая касса оказывалась вдвое большей, чем в прошлом году, что давало поистине невероятные перспективы на итог.

Затем штурм-унд-дранг заокеанских трёхмерок был поддержан выходом сначала «Алисы в Стране чудес», а потом «Битвы титанов» и «Шрека 4». Обозреватели разводили руками, эта музыка казалась вечной, неужели так всё и пойдёт? Но нет, сначала поздняя весна, а затем лето показали, что поход в кино для нашего зрителя был обеспечен скорее репертуаром, нежели классовым самосознанием, а потому вся вторая половина года прошла в относительном миноре, разочарования следовали одно за другим, и только ближе к самому финалу случилась череда ударных уикендов, которая в итоге и вывела суммарную кассу к искомой цифре в один миллиард долларов, что и стало главным событием кинопроката-2010.

По уточнённым данным сборы российского проката в долларовом эквиваленте достигли $1,05 млрд, то есть выросли на 43% по отношению к прошлому 2009 или на 30% по отношению к рекордному докризисному 2008 году. В рублёвом эквиваленте сборы достигли 32 млрд рублей, а в количестве проданных билетов — 166 миллионов (+20%), впервые превысив планку в один купленный билет на жителя нашей страны.

Поделить миллиард

Однако главные изменения в финансовой картине проката случились не в численном (146 фильмов-миллионников против 148 в 2008 году), а в качественном выражении. А именно, ключевую роль в прокате в этом году начало играть триде. Если в прошлом сезоне львиную долю из 15 широкопрокатных трёхмерных релизов составляли компьютерные мультфильмы, в частности, «Ледниковый период 3» стал самым кассовым проектом года, и в сумме они собрали всего полторы сотни миллионов или одну пятую от общей кинокассы, то в этом году число фильмов, хотя бы частично выходивших в стереоскопии, достигло 30, в сумме собрав $420 млн или 40% от общей суммы проката, то есть рост российской кинокассы в этом году полностью обеспечен сборами трёхмерок. Если считать только ту часть их сборов, которая пришлась на триде-залы (частично эти фильмы демонстрировали и в 2D), то сборы всё равно составили $290 млн.

Из них только «Аватар», как мы помним, достиг суммы $117 млн или 14 миллионов проданных билетов. Только одному этому фильму мы обязаны половиной годичного прироста как по билетам, так и по деньгам. Для сравнения, в этом году число релизов, собравших больше миллиона долларов, составило полторы сотни, то есть былой рекорд 2008 года побит на какой-то десяток наименований, что ещё раз подтверждает источник прокатного роста. В целом же десятка лидеров 2010 выглядит следующим образом (обратите внимание на тесноту в нижней половине):

1. (1) «Аватар» («Фокс») — $117 млн (14 млн билетов)
2. (2) «Шрек навсегда» (ЦПШ, «Парамаунт») — $51 млн (8 млн)
3. (5) «Алиса в Стране чудес» («Дисней») — $42 млн (5 млн)
4. «Сумерки. Сага. Затмение» («West») — $26 млн (5 млн)
5. «Битва титанов» («Каро», «Warner bros.») — $25 (3 млн)
6. «Как приручить дракона» (ЦПШ, «Парамаунт») — $24 (3 млн)
7. «Наша Раша» (ЦПШ) — $22 (4 млн)
8. «Мегамозг» (ЦПШ, «Парамаунт») — $22 (3 млн)
9. «Гарри Поттер и Дары смерти» («Каро», «Warner bros.») — $22 млн (4 млн)*
9. «Начало» («Каро», «Warner bros.») — $22 (3 млн)
9. «Принц Перснн» («Дисней») — $22 млн (3 млн)
* данные на 1 декабря, с учётом сборов декабря фильм расположен на 5 месте

В скобочках указано место в таблице рекордов всех времён, из чего заметно, что 2010 год стал годом окончательного падения такого явления как «российский блокбастер», но к этому мы вернёмся позже, а пока завершим разговор о трёхмерках. Если главным приводным ремнём их бенефиса был «Аватар», то основной причиной подобного успеха в целом стал взрывной рост числа цифровых залов — в 2008 году их было меньше сотни, в конце прошлого года — уже 350, а к настоящему моменту введено в строй 600 цифровых проекторов, предназначенных для демонстрации триде. То есть по стране — это уже каждый четвёртый зал (всего в стране действует 2245 кинозалов). Стремительно растёт и число триде-залов премиум-класса (IMAX и RealD), в том числе под них переоборудуются уже существовавшие площади, чего раньше не происходило. При сохранении темпа вложений в современное оборудование кинопоказа уже через два года мы можем достичь европейского уровня цифровизации, а именно половина аппаратов будет на электронных носителях, а не на слишком дорогой (прежде всего — в части печати копий) плёнке. Также триде стало основной причиной взрывного роста средней стоимости билета в этом году — на 25% (2009 — 160 рублей, 2010 — 200 рублей).

Не только триде

В связи с «революцией триде» в отчётном году изменилось также и распределение сборов между прокатчиками. Собственно, те мэйджоры кинопроката, которые оказались обладателями трёхмерок в своих пакетах (ни один двумерный фильм не сумел в этом году собрать больше тридцатки), и показали заметные результаты. Драка за прибыли на этот раз, как видно из десятки лидеров, разразилась между ЦПШ (пакет «Дримворкса», доставшийся «Парамаунту»), «Диснеем» в составе WDSSPR, «Каро» (пакет «Ворнеров») и «Фоксом» (собственно, «Аватар»). В итоге суммы поделились следующим образом:

1. ЦПШ — 27%
2. «Фокс» — 16%
3. «Каро» — 15%
4. «Дисней» — 11%

Следом с заметным разрывом следуют «Сони» (7%), «Юнивёрсал» (6%), «Вест» (5%) и «Парадиз» (4%). Как видно, с прошлого года подвижки следующие — серьёзно просела «Сони», чьим главным фильмом в этом году оказалась трёхмерка «Обитель зла 4» (да и то, её 20 миллионов составили почти треть всех сборов мэйджора), а вырвался вперёд, соответственно, «Централ Партнершип», чьи отечественные премьеры местами собирали приличные деньги, а заокеанские релизы чаще всего собирали больше плана (к тому же ЦПШ выпустил больше всех релизов — 39 штук).

Наша Кинораша

Так мы подходим к одному из главных итогов года, непосредственно касающемуся отечественного кино. Как мы видим из таблицы лидеров, «Ирония судьбы 2» за отчётный период дважды была подвинута с места в абсолютной таблице рекордов, новых желающих поместиться в топ не возникло, единственный отечественный фильм в десятке («Чёрная молния» и «Кандагар» довольствовались серединой второй десятки за год) по имени «Наша Раша» в абсолютном зачёте входит лишь в тридцатку всех времён. То есть вослед полуторагодичному простою отечественного кинопрома смерть «патриотического блокбастера» теперь подтвеждается конкретными цифрами статистики.

Так суммарные сборы российского кино в этом году составили всего 154 миллиона долларов (столько же, сколько в 2007 году, 64 фильма собрали хотя бы 10 тыс. долларов, 45 — больше 100 тыс., 25 — больше миллиона, первая десятка собрала суммарно $115 млн), то есть снова меньше, чем в прошлом году (рекордным же тут был предкризисный 2008 с его $211 млн, заработанными отечественным кино ещё по тому курсу, который 25 рублей за у.е.), или в рублях — 4,7 млрд руб. (рекорд тут — 2009 год и 5,5 млрд руб., в 2008 было 5,3 млрд), те самые давно напророченные несчастные 15% от общей суммы сборов. Где тот золотой 2005, когда доля отечественного кино составляла почти треть? Да что так далеко ходить, в 2008 она была 26%, а в 2009 — 24%.

Впрочем, в 2010 году случилось аж 6 наших фильмов (общее их число таким образом стало равно 30), окупивших расходы на своё производство. Это, опять же «Наша Раша» (соотношение кассы и официального бюджета — 6,3), «О чём говорят мужчины» (6,2), «Любовь в большом городе 2» (3,4), «Чёрная молния» (2,5), «Кандагар» (2,1) и «Ирония любви» (2,0).

В свете этой печальной картины основные надежды на хоть какой-то позитив на этом фронте возлагаются сейчас на строительство к 2015 году нескольких сотен киноклубов по всей стране, которые бы показывали исключительно наше кино. Кто в них будет ходить, не уточняется, но деньги на строительство уже выделяются. Также к 2015 году планируется увеличение производственных бюджетов на наше кино до трёх сотен миллионов долларов в год (при двух сотнях — последние три года). Эти меры, как полагают некоторые эксперты, позволят увеличить годовую кассу российского кино до четырёх сотен миллионов долларов, а долю — до докризисных 25%. Вот такой предел оптимистических планов на пятилетку.

Что касается следующего года — как отечественный, так и заокеанский нетрёхмерный кинематограф заготовили несколько ожидаемых релизов, так что перекос 2010 года скорее всего будет частично скомпенсирован, однако число цифровых залов продолжает расти, и пусть новых абсолютных рекордов не ожидается, триде прочно вошло в наш мир, и без боя сдавать позиции не станет.

Впрочем, всё зависит от нас, зрителей. До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/12/19/boxoffice.shtml
Поиск по Кинокадру:   

ДоводКровавые машиныНеистовыйТоп Ган: МэверикДушаНа связиНе время умиратьПила: Спираль

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Иллюзионист: Обыкновенное чудо


«Иллюзионист»:
Обыкновенное чудо

Надежда ЗАВАРОВА

В фильме Шомэ чувствуется милое очарование и уют тех рассказов О.Генри, где обычные люди творят друг для друга обыкновенные чудеса, где любовь и забота помогают осуществить самые невероятные мечты. Однако Шомэ не смог полностью освободиться от влияния Тати и его произведения. Возможно, он ошибся, выбирая материал для своего второго фильма. Но подарки следует принимать с радостью и относиться к ним с благодарностью. А это подарок Сильвена Шомэ зрителям, однажды полюбившим его «Трио из Бельвилля». Отзывы: [2]


Вам письмо, Фрэнк Синатра


Вам письмо, Фрэнк Синатра

Надежда ЗАВАРОВА

Это письма, обращённые к Фрэнку Синатре. Их написали разные люди — кто-то был неотъемлемой частью его жизни, на кого-то талант и судьба замечательного певца оказали большое влияние. Каждый из них по-своему поздравляет Фрэнка с днём рождения. Согласно завещанию Синатры, эти письма публикуются только после его 95-летия, которое весь мир отпраздновал 12 декабря сего года. Все письма основаны на реальных событиях, истории — не вымышлены, любое сходство с чем бы то ни было — не случайно.


Хроники Нарнии 3: Покоритель зари: Поспешая к закату


Хроники Нарнии 3: Покоритель зари:
Поспешая к закату

Роман КОРНЕЕВ

И цельности в должной мере добиться не удалось, и антракты на очередной вымученный диалог между приключениями такие огромные, что зритель успевает в процессе успешно выспаться, и заканчивается всё так же внезапно, как и начиналось, зачем всё это было нужно? Загадка. Разве что для того, чтобы поразвлечь почтенную публику моралью о том, что будучи помещённым в шкуру огнедышащего дракона, даже самый распоследний поц поневоле станет героем. Может, на этом всё-таки закончим? Отзывы: [37]


Саундтреки осени: «Легенды ночных стражей», «Мегамозг», «Рапунцель» и другие


Саундтреки осени: «Легенды ночных стражей», «Мегамозг», «Рапунцель» и другие

Роман КОРНЕЕВ, Александр ТВЕРСКОЙ

В прошедшем сезоне почти не было блокбастеров, зато была масса душевного олд-скула, неожиданных дуэтов и вообще случилось много открытий чудных, каковые немедленно были проэкстраполированы во вселенную звуковых дорожек, за которой мы ведём своё ценительское наблюдение уже без малого семь лет. Итак, лучшие саундтреки завершившейся осени в порядке выхода фильмов в российский прокат.


Премьеры декабря: «Трон: Наследие», «Хроники Нарии 3» и три богатыря


Премьеры декабря: «Трон: Наследие», «Хроники Нарии 3» и три богатыря

Роман КОРНЕЕВ

В этом году декабрь — не декабрь. Прокат зияет такими пустотами, что начинает казаться, будто все ушли на фронт. Собственно, отечественный зритель оставлен один на один с парой настоящих заокеанских блокбастеров да парочкой отечественных претендентов на это звание, разной степени нахальности. Все же остальные желающие погреться у финансового костра внезапно перехотели тягаться с Голливудом, благополучно переключив своё внимание на март.


Рапунцель: Запутанная история: Олдскул три ноль


Рапунцель: Запутанная история:
Олдскул три ноль

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Рапунцель, трясущая хаирам во славу фонариков, вместе со строптивым и циничным проводником бежит по зелёным лесам и пещерам, мимо опасной крольчатины и пабов с добряками-разбойниками, взрослеет на ходу, находит себя и погружается в романтику. Триде сидит смирно, аттракцион возникает лишь однажды и шустренько исчезает с горизонта, а каноны остаются — и радуют глаз. Мечты сбываются, принцессы хлопают большими глазами, а лошади летают — без привкуса сахара, выпученности и равнодушия. Отзывы: [35]






29 мая, пятница



28 мая, четверг



22 мая, пятница




21 мая, четверг







20 мая, среда



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.2%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама