Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Кинокасса России 2011: царство триде и грехопадение отечественного кино

Подводя итоги прошедшего российского кинопрокатного года (отсчитываемого с 1 декабря) можно констатировать, что он не стал прорывным для отечественного кинорынка — с одной стороны на фоне массового разочарования в громких блокбастерах первой половины года всё-таки удалось удержать рекордную миллиардную планку (и даже немного её приподнять), с другой, на фоне не унимающейся тридемании и очередных рекордов по числу копий (главный лидер года «Пираты Карибского моря 4» поставил рекорд и в этом забеге — 1700 экранов, основном цифровые трёхмерные копии) почти остановилось возведение новых кинотеатров (их введено в строй меньше полусотни, общее число доведено до 900 при 2600 залах, тогда как дополнительно переоборудовано под цифру ещё столько же) и совершенно прекратился наметившийся год назад рост числа проданных билетов.

Так общие сборы в рублях достигли 35 миллиардов (рост 8%) или $1,2 млрд (+12%), а число проданных билетов составило 167 млн (всего +0,8%) — таким образом формальный рост сборов почти целиком пришёлся на рост средней цены билета (с 200 до 215 рублей), а в долларах ещё и сказалась хорошая курсовая конъюнктура, в среднем доллар за год подешевел на 1 рубль. Год же назад взрывным образом вырос и билет (на 40 рублей), и число зрителей (+20%), и конънктура валютного рынка была также благоприятна, и всё так же рулило всеобщее триде. Чтобы проиллюстрировать структуру сборов этого года вот таблица десятки лидеров (в скобках указано место в общей таблице рекордов):

1. (2) «Пираты Карибского моря 4» («Дисней») — $64 млн (7 млн билетов)
2. (4) «Кот в сапогах» (ЦПШ, «Парамаунт») — $50 млн (7 млн)
3. (6) «Трансформеры 3» (ЦПШ, «Парамаунт») — $45 млн (5 млн)
4. (10) «Гарри Поттер и Дары Смерти 2» («Каро», «Ворнер бразерс») — $37 млн (5 млн)
5. «Кунг-фу панда 2» (ЦПШ, «Парамаунт») — $32 млн (4,5 млн)
6. «Сумерки 4» («Вест») — $32 млн (5 млн)
7. «Форсаж 5» («Юнивёрсал») — $29 млн (4 млн)
8. «Рио» («Фокс») — $25 млн (3 млн)
9. «Ёлки» («Базелевс») — $23 млн (4 млн)
10. «Трон: Наследие» («Дисней») — $21 млн (2 млн)

Как видно, ввиду толчеи в прокате лишь с большим скрипом в топ попали новогодние релизы, причём одним из них был единственный отечественный существенно коммерчески успешный проект отчётного сезона (а единственный российский лидер всех времён «Ирония судьбы 2» опустился в общем зачёте ещё на два места, закрепившись пока на пятой строчке). В основном же чем-то из ряда вон выходящим в плане сборов порадовали главные летние трёхмерки числом три и осенняя тёмная лошадка (именно на сборы «Котэ» эксперты грешили в плане пусть незначительных, но «накруток»). Таким образом некоторый рост ими и обозначен, остальные же собрали в среднем даже меньше прошлогоднего — ведь число релизов по-прежнему равно четырём сотням, что и послужило причиной продолжения толчеи в прокате (8 премьер в неделю — это просто нереально много, за океаном с их огромным одиннадцатимиллиардным рынком 5 релизов, включая узкопрокатники, уже считается многовато). И эта картина вряд ли изменится в 2012 году, поскольку премьера «Хоббита» будет в декабре и относится уже к сезону-2013. А кроме него пока не очень заметно каких-то особо прорывных блокбастеров, которые могли бы существенно сдвинуть тренд на стагнацию.

Возвращаясь к распределению собранного за год отметим, что прошлогодная тотальная гегемония тандема ЦПШ-«Парамаунт» (который в этом году усердно размежёвывался, но пока только на бумаге) так никуда и не делась:

«Парамаунт» — $220 млн (18%, было 21%)
«Дисней» — $150 млн (13%, было 11%)
«Фокс» — $130 млн (11%, было 16%)
«Сони» — $125 млн (10%, было 7%)
«Ворнеры» — $110 млн (9%, было 15%)

По сути, рынок поровну поделен между двумя никак не расстанущимися супертандемами ЦПШ-Парамаунт и Дисней-Сони-Базелевс (в сумме — больше половины рынка поровну) и остальными прокатчиками, чья доля начинается от 11 процентов и ниже.

Ну а как же поживают наши посконные кинорелизы, что случилось с долей российского кино в российском прокате? Учитывая наличие в топе одних только «Ёлок» («Ёлки 2» и «Высоцкий. Спасибо, что живой» относятся к сезону 2012) доля нашего кино снова снизилась — 13% (на 2% меньше по сравнению с прошлым годом). В деньгах это 4,4 млрд рублей (-7%), $150 млн (-6%) или 23 млн билетов (сразу — 14%). Рекордом тут, кто помнит, был предкризисный 2008 год, когда доля была вдвое больше, а соотв цифры составляли 5 млрд, $200 млн и 36 млн соотв. За это же время иностранные фильмы стали собирать вдвое больше в рублях, в полтора раза больше в долларах и во столько же раз больше в проданных билетах. На этом фоне давешние победные реляции «Базелевса» и «Первого канала» выглядят по меньшей мере неуместными.

Статистика же тут такая — 40 фильмов собрали больше $100 тыс., 24 — больше миллиона, первая десятка собрала всё те же $110 млн, из них половину — первая тройка в лице «Ёлок», «Шамаханской царицы» «Боя с тенью 3». Общее число окупившихся за всю историю новейшего российского кино фильмов таким образом едва достигает сорока названий.

Что же касается прогнозов, то в 2012 году скорее всего сохранятся тенденции года прошлого, будут потихоньку возводиться региональные кинотеатры, в том числе на территории расширяющейся Москвы, будет расти доля цифрового показа (она в этом году достигла вожделенных 50%) и доля иностранного кино, абсолютные же рекорды в тех или иных дерби покуда не просматриваются вовсе, в том числе это касается изменения печальной ситуации с российским кинопроизводством, самозабвенно занятым попилом государева бабла. Одним из превалирующих трендов нового киногода будут продолжающиеся попытки консолидировать разрозненный рынок театрального кинопоказа в руках нескольких меди-групп. Вослед за серией слияний, выведших на первую строчку по количеству залов сеть «Синема-парк», последует объединение «Кронверк-синема» и «Формула кино», но это только начало, ведь в руках трёх лидеров, включая «Каро», таким образом сосредоточится всего треть от общегосударственного количества современных кинозалов.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2012/01/11/2813.shtml
Написать комментарий:
Пседоним
Заголовок
Сообщение:
 
Раздел Бокс-офис
Также в блоге:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама