Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

События недели: наш международный прокат и поддержка всякого

Мы и бал: приключения российского кино за рубежом

Три месяца, прошедшие с предыдущего выпуска нашей сардонической рубрички, не были прожиты зря — отечественный кинобиз, впав в затяжную зимнюю спячку, во время которой не случилось ни достойных новостей, ни стоящих скандалов, сумел так крепко накопить силы, что с наступлением весеннего обострения сезона трубы выбило вместе с накопившейся в них массой, причём первый сигнал к атаке подало «то, чаво не может быть», а именно — зарубежный прокат отечественного кина.

Август. Восьмого

А начиналось всё совершенно безобидно. Российский «социально-значимый» проект разлива «Главкино» «Август. Восьмого» внезапно сделал то, что обычно делает всё социально-значимое, а именно — вышел у нас на туче экранов, был громогласно обласкан телеканалами и... не собрал и половины шестнадцатимиллионного государева бюджета. Что составило, к слову, сразу половину всей господдержки нашего кинематографа за позатот год. Но не суть, не за тем, как говорится, бабосы выделялись (в теории, их надо бы возвращать, но вы же понимаете). Но тут нашим продюсерам, джаст фор лулз, захотелось прокатить это дело и немножко за рубежом. И действительно, что мы доблестно победили грозную Грузию, наш народ и так знает, от Константина Львовича лично, заказчику хотелось бы, чтобы эта глубокая мысль была донесена и до ещё кого-нибудь более другого.

На эту тему выступил и продюсер Фёдор Сергеевич: «Нашу картину прокатывает американская компания «Двадцатый Век Фокс», успешно идут переговоры о прокате в Европе и даже Америке. Раз фильм выходит в международный прокат, значит, международное сообщество его принимает». Американская так американская. Только о дате выхода кина «даже в Америке» что-то не слышно, а слышно стало, причём сразу, что у наших близлежащих соседей, не из числа признанных только Нуару и Тувалу, желаний прокатывать наше всё у себя чой-то нету. И если за Молдавию, Армению и Азербайджан не так обидно — что там за прокат, полтора кинозала, то внезапно сорванный украинский прокат стал весьма горькой пилюлей. Украинский Минкульт долго тянул с вопросом, и даже с устатку выдал фильму прокатную лицензию, но 11 марта всё-таки её отозвал (это притом что прокат должен был начаться 1 числа).

Наши тут же разобиделись и ну раздавать интервью. Слово предоставляется Джахонгиру Хабибуллаевичу: «Мы делали фильм о простых людях и о человеческих чувствах: о любви матери к ребенку, женщины к мужчине, человека к человеку. Давайте не будем забывать, что фильм — это прежде всего художественное произведение. Я видел лица людей, выходивших из зала после показов, я много общался с первыми зрителями в Москве и других городах России. Очень обидно, что из-за запрета многие простые зрители в странах СНГ не смогут посмотреть картину — мне было бы важно услышать и их мнение». Нувыпонели. Говорят, на самом верху за это дело тоже крепко разобиделись, даром что у нас и без того хватает газовых скандалов в межгосударственных отношениях, и уже 12 числа вроде как этот отзыв лицензии дезавуировали, но не до конца — никто в прокате в четверг не оказался. Народная игра ромашка.

По сути, единственный «прорыв» на международных фронтах случился только в братской Белоруссии — там Бацька хучь и не признает ничего-никада, но кино таки пустил, в рамках алаверды за стабилизационный кредит. Такая вот, простите речь, геополитика.

Елена

Впрочем, борьба за мировой прокат — дело благое, если бы она ещё шла мирным путём да в мирных целях, а не чтобы показать кому-то там козью морду или заставить жевать галстук. Вопрос — как. Вот тут на днях мелькало два пресс-релиза, мол, компания «СовЭкспортФильм» (оно же «Роскино») открывает офис в самом гнезде разврата и Голливуда, а наш Фонд кино непосредственно в ГУМе организует для потенциальных экспортёров киносмотр Red Square Screenings, «проведением которого займется инициативная группа RAC (Russians Are Coming!), созданная Фондом кино при содействии КиноСоюза». Партнёрское участие в смотре уже подтвердили... Украина, Белоруссия и Казахстан. Движуха идёт, придумываются десятки неплохих так сказать рабочих мест с постоянными перелётами первым классом, в реальности же, а не на бумаге, что-нибудь делается?

Вчитайтесь в следующую новость за 14 марта, ни к «ред сквеару», ни к «расу», ни к «совэкспорту» никакого отношения не имеющую: драма Андрея Звягинцева «Елена» вышла на экраны французских кинотеатров. За первые пять дней проката в 56 кинозалах лента собрала $242 тыс. В России фильм на старте заработал ровно столько же, но в 75 кинозалах. Сумма сборов «Елены» на одну копию во Франции ($4 тыс.) в первый уик-энд заметно превышает аналогичный показатель в России ($3 тыс.). Таким образом, во французском прокате «Елена» может собрать сумму, превосходящую её общую кассу в России ($0,7 млн). Показ этой картины также запланирован в Бельгии (21 марта), Польше (23 марта), Швеции (4 мая) и США (16 мая).

Нет, вы мне на ушко, на ушко скажите, куда всех этих ваших капитанов российского кинопроката и прочие роскины?

Государева поддержка: достаём и показываем

Более удачно у нас складывается с системой господдержки. Точнее, так считают сами господа господдерживаемые, в то время как все остальные, включая щедрого царя-батюшку, как-то не видят в этом всём никакого смысла. Ведь у нас как получается, главным достижением и по сей день признаётся лишь тот факт, что панночка пока не померла на аппарате искусственной вентиляции лёгких, но вечно так продолжаться не может, и хотелось бы, чтобы сердце и печень пациентки таки заработали самостоятельно, без помощи питательной клизмы. А клизма эта за последний год возросла в разы. Далее будет много цифр, привыкайте. Цитирую постановление о предоставлении субсидий в поддержку кинематографии: в 2012 году государство чохом выделит 5,4 млрд рублей, из них 2,8 млрд Фонду кино (семи «лидерам рынка» плюс то самое «социально-значимое»), ещё миллиард на полнометражную анимацию и мультсериалы, и полтора — Минкульту на артхаус и прочие дебюты. Сюда же входят суммы на ту самую поддержку экспорта, а также ко-продукции.

Сергей Толстиков
Сергей Толстиков
руководитель Фонда кино

Чтобы вы поняли, о чём идёт речь в последнем случае — по итогам Берлинского кинорынка российско-немецкий совет по ко-продукции распределил аж сто тысяч долларов на круг пяти совместным русско-немецким артхаусным проектам. Дикие деньги, нечего говорить. То ли дело ярды, раздаваемые нашим неувядающим мэйджорам. Но тут государство, кажется, сообразило, что что-то пошло не так, поскольку семёрка смелых явно не спешит на полученные бабки чего-то там развивать или хоть как-то конкурировать если не друг с другом, то хотя бы с иностранцами. Тут же было собрано очередное заседание, проведены совещания, заслушаны доклады, в итоге всего этого «слушали-постановили» было решено... что надо что-то менять. Не то количество мэйджоров увеличить до двух десятков, не то перестать делить поровну, а глядеть сперва на финансовые успехи прошлых лет (и тут опять всплывает всё тот же идиотизм про поддержку и так самых кассовых проектов, это как если бы льготные студенческие проездные выдавали только студентам-платникам), а может сперва посчитать число проектов в разработке, а может нарисовать синий круг в зелёном квадрате... В общем, жизнь кипит, у всех масса идей и пока никакой конкретики.

Отдельная тема — возврат средств. Сейчас, вроде как, нужно отдавать взад аж пять процентов от прибыли с проката. Но потом. В смысле — никто ещё ничего не отдал. Мэйджорам грозят пальчиком и обещают повысить планку до двадцати. Двадцать процентов от ничего — это да, больше, чем пять процентов от этого же самого ничего.

А чтобы это самое ничего повысить, надо что? Правильно, сперва отнять, чтобы потом разделить. А именно, самой свежей новацией случилась на неделе идея о квотировании иностранного кино. Цифра 24% там взята с того же потолка, с которого и все наши цифры. Разумеется, всегда со ссылкой на иностранный опыт: во Франции такая доля достигает 43%, в Италии — 21%, в Великобритании и Австрии — 16%. Не вспоминая, в каком анусай нынче находится стараниями лично медиамагната Берлускони (царствовать он стал позже) итальянский кинематограф, а уж про австрийское кино и тем паче вспоминать не будем, обратимся всё-таки в французскому и британскому опыту. Большая часть коммерческого кино там производится на полуиностранные деньги, а потому является национальным лишь формально, ко всему там, в отличие от нас, настоящий, а не надувной кинопром, отточенная система распределения разного рода поддерживающих спецналогов, а также таких изощрённых инструментов финансирования как Британский совет и Фонд Национальной лотереи, которые вкладывают в кинопроизводство схожие с нами по порядку цифры, но вот с окупаемостью вложений там всё куда лучше, чем у нас, не говоря уже об отсутствии аналогов нашему «социально-значимому» и о вполне успешном, в отличие от нас, «коммерческом» секторе кинематографа.

Так что, хватаясь с разных концов то за квоты, то за налоги с болванок, то за субсидии, наше правительство очередной раз показывает полную неспособность к комплексному подходу к проблемам, занимаясь исключительно компанейщиной. Ну, будут теперь, если чо, сельские кинотеатры в пять утра формально показывать — ради соблюдения квоты — очередной наш шедевр, а заодно продавать на него так и не заработавший за год «единый билет». А наши киноделы — получать всё те же ноль собранных копеек в рамках работы засуженного в Дагестане РСП (почитайте по ссылке последний абзац, там самая мякотка). Все при деле, все довольны, продолжаем починять примус.

китайский кинотеатр

А вот теперь я проведу перед вами сеанс симпатической магии без всякого её развенчания. То есть продемонстрирую, как это делается у взрослых, то есть у китайцев. Итак, в этом году трудолюбивый народ хань увеличит квоту проката на иностранное кино сразу в два раза. С прошлогодних двадцати (не процентов — штук) фильмов. Сборы китайского кинопроката в прошлом году составили $1,9 млрд (рост 18%), китайские чиновники обеспокоены слишком быстрым ростом цен на билеты, собираясь установить на них ряд ограничений. При этом китайская киноиндустрия весь год переживала стремительный рост — ежедневно в стране вводилось в строй 8 новых экранов, и в результате их общее количество уже перевалило за 9 000 (рост 50%). В 2011 году в Китае было произведено более 500 фильмов. Отчего же это происходит, неужто это всё китайское вроде как патерналистское государство? Читаем февральскую новость:

5 китайских компаний создали инвестиционный фонд, изначальный объём которого составляет $800 млн. Средства будут расходоваться на финансирование частных компаний (особенно представителей китайского и азиатского рынков) с целью их дальнейшего роста путем слияний и приобретений, на создание дистрибуционной и маркетинговой платформы по всей Азии, а также непосредственно на кинопроизводство. Фонд сейчас ведет активные переговоры о некоторых сделках и в течение ближайших 30 дней объявит имена трёх кинорежиссеров, которые первыми получат финансирование. Компания также будет инвестировать в англоязычное кинопроизводство в качестве со-продюсера, что позволит иностранным фильмам обойти систему квот на китайском рынке. Помимо гарантированного выхода в прокат мимо квот, заметно увеличится выручка — 44% от кассовых сборов фильмов ко-продукции, тогда как от фильмов по квотам всего 12-17%.

Добро пожаловать в новый мир, господа киноделы.

До встречи, искренне ваш, главвред.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2012/03/16/2896.shtml?post
Написать комментарий:
Пседоним
Заголовок
Сообщение:
 
Смотрите также:
Также по теме:
Также в блоге:




31 мая, воскресенье


30 мая, суббота




29 мая, пятница



28 мая, четверг



22 мая, пятница




21 мая, четверг




 




Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама