Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

События недели: шмоскаровский комитет, бабло и кино-литературы псто

Бабло недели: даёшь миллиард, нецелевая господдержка и каркуш-кино

За последний год наш кинематограф превратился в такое окончательное болото, что даже бесконечный сериал «попили государево бабло» уже совершенно не вставляет. Все эти очередные списки «социально значимого кино» просто утомили, ради них вставать с одра и метать молнии просто лень, потому «слово главвреду» последнее время выходит всё нерегулярнее. Однако на прошедшей неделе случилось несколько событий, сподвигших вашего покорного всё-таки двинуть телом. Как всегда у нас, всё самое интересное происходит вокруг денег. Мы так кляли проклятый прогнивший коммерциализированный Запад с его поп-корном, что не заметили, как сами давно уже забыли, когда последний раз рассматривали кино в категориях эститеческих и культурных, сплошные многозначные суммы мелькают.

Собственно, оно и неудивительно, под носом у нашего завалящего кинопрома лежит голливудский миллиард — а именно, 19 октября российский прокат повторно преодолел миллиардный порог. По сравнению с прошлым годом, когда ярд был пробит 14 ноября, валовые долларовые сборы опережают рекордный график на 9,5% в долларовом эквиваленте. Произошло это по двум причинам — согласно статистическим данным средневзвешенный курс доллара в 2011 году был на 4 процента ниже, кроме того, рублёвая инфляция средней цены билета составила почти 7%. Таким образом к настоящему моменту продано почти на 2 процента (считай, на два миллиона) меньше билетов. Вот такие деньги, от которых наше кино не собирает и 13 прошлогодних процентов. Казалось бы, тут бы посыпать голову пеплом и уйти в монастырь каяться, но нет, наши доблестные кинопродюсерА продолжают петь песню «валенки» про засилье ператов и ожирение зрителей.

А именно, не дале как 28 октября состоялась совместная пресс-конференция с участием представителей семи отечественных мэйджоров имени Минкульта: слово держали Федор Бондарчук, Леонид Верещагин, Марк Лоло, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов и прочие уважаемые люди. В общем и целом их речи имели позитивный настрой и в них преобладали восторженные интонации. То есть, резюмируя, заявили урби ет орби собравшиеся, 15 месяцев прошло с момента «создания прозрачной и эффективной системы распределения средств господдержки», система хорошая, годная, через посредство её создаются феноменальные по культурному и художественному уровню кины, ни единой госкопейки не попилено, цветут и пахнут все цветы, в конце все танцуют.

Ой, удивимся фрустрированные мы, а что же это за волшебные фильмы, созданные за отчётные 15 месяцев и два миллиарда рублей, быть может, они ворвались на пьедестал мировых (да хоть бы и отечественных) бокс-офисов, или они открыли нам новые имена или новые вершины киноискусста, заняли все-все места на крупнейших фестивалях класса «А» и вот-вот получат «Оскара» (хотя сейчас не об этом)? Вот вам лишь неполный список шедевров: «Ёлки», «2 дня», «Бабло», «Бой с тенью 3», «Высоцкий. Cпасибо, что живой», «Ёлки 2», «Иван Царевич и Серый волк», «Духless», «Мы из будущего 3», «Одноклассники.ru», «Джентльмены удачи», «Метро», «Шпион». Вам не кажется, что кино как жанр вообще чужое на этом празднике жизни? В это же время, как довольные жизнью господа собирают пресс-конференции, живой Юрий Норштейн по субботам у себя в студии самолично продаёт книжки с автографом, дабы собрать денег на завершение «Шинели». Не стыдно, нет? Или слово «совесть» в нашем кино больше не водится? То есть когда два года назад в вышних сферах разговаривали про то как сейчас вот мы реформируем систему и будем субсидировать исключительно надёжных людей, а не проходимцев всяких, то подразумевалось создание именно вот такого кино, которое в списке? Может, всё-таки, тогда вообще денег не выделять, померла так померла.

Хотя, о чём мы говорим. Вчера, 3 ноября, были оглашены результаты проверки Счётной палаткой деятельности того самого государева Фонда кино за период 2009-2010 годов, то есть с начала его функционирования. И внезапно выяснилось, что «согласно имеющимся данным, в 2010 году фондом было профинансировано 59 проектов. Общий объём предоставленных субсидий превысил 2,8 миллиарда рублей. Однако теперь Счётная палата отмечает, что отдельные организации кинематографии использовали финансовые средства «на цели, не соответствующие условиям заключенных с фондом договоров на производство фильмов». Предоставленные ресурсы, в частности, размещались на депозитах, а также шли на погашение долгов и займов». Всё прозрачненько, говорите, ну-ну. По словам главы Фонда поддержки кинематографии Сергея Толстикова, выявленные нарушения не являются серьёзными. «В таких случаях не бывает совсем без замечаний», — заявил Толстиков нашим коллегам. И действительно, с кем не бывает. У матросов, как говорится, нет вопросов к докладчику.

Оскаровский комитет: всем сестрам по сусалам

Очередное обострение случилось на неделе и в сакраментальном вопросе как нам обустроить Российский оскаровский комитет. А именно, серия кулуарных встреч, открытых писем и громогласных интервью с самим собой наконец сформулировалась в нечто осмысленное. На нейтральной площадке Минкульта противоборствующие стороны в лице «списка семнадцати» слушали-постановили, что в новую структуру Комитета войдут все возжелавшие того режиссёры и продюсеры, когда-либо номинированные на «Оскар» либо получавшие призы крупнейших международных кинофорумов. При этом Никита Михалков сделал вид, что всегда был за независимость этого неформального органа, а остальные сделали вид, что этого не заметили. Представителей Гильдий и киносоюзов в итоге не позвали, но лонг-лист из аж 33 возможных кандидатов в мастера и без того позволяет в будущем нивелировать харизму великого режиссёра великого кино до разумных пределов. Что и требовалось.

Надеюсь, в следующем году обойдётся без цирка с конями, и мы выдвинем что-нибудь менее великое, чем в последние годы. Хотя, такими темпами мы скоро окончательно потеряем всякие виды на чьи бы то ни было награды. Выдвигай не выдвигай, всё равно получишь нуль.

Литература кино: док или не док

И о приятном. В этом жанре главвреду выступать приходится нечасто, поскольку похвалить у нас любой похвалит, а вот поругать почему-то желающих никогда не находится. Тем важнее повод, когда сказать доброе слово не только можно и нужно, но больше почти и некому. Дело в том, что российское книжное киноведение, а речь пойдёт о нём, у нас находится в ещё большем загоне, чем отечественное кино в целом. Какие-то наименования выходят, никто о них даже и не знает, читают в основном, что называется, «свои», то есть знакомые и близкие люди. Публицистическая кинокритика в лице своих отдельных представителей по крайней мере имеет широкие площадки — есть «Российская газета», есть и другие непрофильные издания, знающие толк в нашей профессии, и киноведу академической школы при желании высказаться дадут, не везде царят странные девочки и выписанные из деревень по справкам мальчики (это, если что, я имею в виду себя). Но вот «книга — источник знаний» нашему зрителю-читателю не близка. А между тем книги о кино выходят даже в наше не читающее время, и одна из них имеет к «Кинокадру» опосредованное отношение.

В издательстве «Новое литературное обозрение» в серии «Кинотексты» вышла новая книга нашего фестивального обозревателя Зары Абдуллаевой «Постдок: Игровое / неигровое». Под этой обложкой собраны интервью, эссе и обзоры, посвящённые одному из важнейших вопросов современного кино — вопросу поиска новых киноформ, нового языка, без которых кино просто не сможет отвечать на «вызов истории», на те загадки, которые загадывает нам сама жизнь во всём её цветастом сегодняшнем многообразии.

Поиски эти не просто ведутся — у нас и за рубежом — и зачастую приводят к исканиями и открытиям на поле сращивания кино документального и художественного, остраняя зафиксированную реальность хроники и отстраняя автора от его собственных постановочных кадров. Так возникает жанр «постдока», не только в кино, но и в театре, фотографии, других формах художественной фиксации реальности. Кинематографическая «реальность через реальность» обнаруживается автором книги в широчайшем диапазоне современных киновысказываний — от популярного на фестивалях пара-европейского (нелюбимого лично мной) «социального реализма» с левым уклоном до обстоятельных киновысказываний таких далёких от революционности мэтров, как Михаэль Ханеке. По сути, перед читателем проходит широчайшая ретроспектива самых значимых мировых премьер последних лет — от румынской «новой волны» по такие совсем недавние и заметно недооценённые отечественные кино-открытия, каким был фильм «Россия 88».

При этом, каким бы открытием это ни звучало, наш кинематограф вовсе не выделается в рамках авторского исследования в традиционное гетто, а выступает полноценным элементом общемерового полотна безо всяких экивоков на «переходный период», «финансовый кризис» или модные на «Кинотавре-2011» стенания о недостаточной радикальности и художественной слабости киновысказывания. В книге наше кино плавно переходит в ненаше, классические документалки в арт-эксперимент, и читатель может к собственному удовольствию проследить, как возникают, формируются и проникают в главное русло художественного кинопроцесса ростки нового со своими вехами и провалами, ошибками и прорывами.

Резюмируя, если вы живо интересуетесь современным фестивальным кинематографом, то это издание, даже если большинство упомянутых фильмов вы не видели, не просто станет для вас стимулом это упущение исправить, но и само по себе будет интереснейшим и весьма познавательным чтением.

До встречи, искренне ваш, главвред.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2011/11/04/2736.shtml
Написать комментарий:
Пседоним
Заголовок
Сообщение:
 
Смотрите также:
Также в блоге:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама