Фестиваль завершился, победители названы, призы вручены, прошла мимо нас зелёная дорожка, самое время досказать недосказаное и попрощаться до следующего года. Сегодня в обзоре нас ждут очень старая школа, очень концептуальные китайцы, трагические возвращеное домой и польские штирлицы.
«Пятна на солнце» (“Guangban”, Гонконг), 2009
Режиссёр и автор сценария: Ян Хэн
В ролях: Тянь Ли, Чэн Юй Лин, Лян Юй
Программа «Вокруг света»
Первый план длится около пяти минут, второй — тоже не отстаёт, на третьем становится понятно, что это — то самое, что называется азиатским артхаусом и вполне логично включается в программу азиатского экстрима из-за невысокой смотрибельности среди отечественных граждан. Но нет — даже сбегающие каждые пару минут кинокритики не реабилитируют картину «Пятна на солнце» в программе «Вокруг света».
Весь фильм кажется, что это — огромный комментарий к какой-то непоказанной картине, именно в ней развивается сюжет, обозначается драматургия и логика персонажей, а то, что показывает режиссер Ян Хэн, — рудимент, непонятно как добравшийся до большого экрана. Меду тем естественный минимализм картины (около 10 коротких диалогов на два часа, 20-30 планов) сначала вызывает сочувствие, потом — понимание и, наконец, и вовсе сопереживание. История про китайского пацана, который работает на мелкого мафиози, и девушки без определенных привязанностей рассказана таким проникновенным языком недомолвок, что, кажется, будто это и не кино, а какой-то разговор на кухне.
Во многом этому способствует чётко отработанный и безумно логично прописанный визуальный инструментарий картины. В этом ритме: ловля рыбы на реке (привет Цай Минь Ляню), раскуривание сигареты и неприятный писк мобильника, — ничего не оказывается зашифрованным. Наоборот, Ян Хэн через будничность мелочей буквально оголяет своих персонажей, ломает традиционную драматургию и, самое главное, остаётся невероятно честным и открытым. Как с собой, так и со зрителем — в результате, фраза, что все мы когда-нибудь будем китайцами, становится гораздо понятнее.
Начинающая, но уже подающая надежды режиссёр Анна Чернакова на излёте совка, а точнее, уже в самый разгар «проклятых девяностых» снимает у нас свой «Вишнёвый сад» и немедленно уезжает в Канаду, а затем в Великобританию, где снимает для телевидения. Лишь в 2008 она вновь возвращается в большое кино, чтобы снова всплыть в программах российских кинофестивалей.
И вот, торжественное возвращение под крылышко к Адабашьяну с эдаким вольным сиквелом былой собственной постановки, со Стояновым в роли себя и переодетой в байкершу Раневской в исполнении женщины-коммуниста Елены Драпеко. Руины московского театра посещает с визитом, пузатый и успешный, режиссёр с говорящей фамилией Сорин. В его чемодане немедленно начинают искать бомбу, а в нём самом, точнее, как почти сразу выясняется, в его смерти — шанс для всех, кто некогда остался.
Всё это пиршество самобичевания в интерьерах пафосных гостиниц и облезлых театров было бы вполне печальным делом, особливо весь этот немудрящий символизм с возвращением в родные пенаты и прочие «сени мои, сени», если бы не, действительно, заметная выстраданность автором темы «никому мы там не нужны». Автор при этом Стояновым не выглядит, вполне позитивная молодая ещё женщина, но про «российский театр в жопе» снимает вполне искренне (и волосатые подмышки Безрукова — отдельный нахальный символ). Другое дело, что вставные «утомлённые садом» всё равно оказываются лучшим, что Анна Чернакова сняла в свои годы.
Фестиваль в разгаре, и ко всеобщему удивлению в его программах с потеплевшим московским солнышком прорезались и значимые премьеры, и громкие имена, и свежие интонации, и даже конкурс, наше всегдашнее горе, заблестал какими-то красками, кроме серого. Впрочем, наибольшее внимание всё одно достаётся внеконкурсным программам и ретроспективам, в которых сегодня будет всё - война одна и война другая, больничная койка, тело как холст, мировая революция и международный терроризм.
Московский кинофестиваль по традиции немедленно запрягает, но едет совсем не туда. Как это обычно бывает на ММКФ, самое интересное происходит не в конкурсе (хотя «Перспективы» могут и удивить), а в ретроспективах и жанровых программах на любой вкус. С них и начинаем наши фестивальные дневники — экстремалы-корейцы, немцы-порнографы, американцы-душеспасители и японцы-юмористы. Впрочем, фест в разгаре, так что рано или поздно и про конкурс можно будет вспомнить.
Нынешний фестиваль важен уже тем, что позволил определиться с «новой русской волной», о которой так долго говорили большевики. Три главных её отличительных признака — притчеобразность, претенциозность и ложная многозначительность. Общий конкурсный сюжет нынешнего фестиваля: на фоне красот природы кто-то куда-то едет и где-то кого-то убивают. В таких заведомо фальшивых обстоятельствах предпочтительнее артхауса оказывается даже простенькое жанровое кино.
Выбранный Натали сценарный стиль фактически «производственной драмы» доводит градус безумия главгероев в финале до настоящей древнегреческой трагедии. И речь тут идёт не о том, как двое сумасшедших учёных создали нечто на погибель себе и людям, а вообще о тех странноватых взаимоотношениях плодов научного эксперимента со своими создателями, которые сплошь и рядом встречаются в обыденной жизни, разве что эти плоды обычно не умеют разговаривать и не норовят улететь в окно.
Отзывы: [17]
Можно как угодно относиться к вечному сайентологу, к тому, что он делал, теперь делает и куда двигается, но только слепой или пожарник не заметит, с каким удовольствием Круз носится, прыгает, летает по кухне и банально треплется посреди авиакатастрофы. И если для того, чтобы ко всему этому вернуться, ему следует играть смайл и стебаться, он явно готов в это вкладываться. А следом за ним ловит фан и Диас, так что в итоге им мешает только режиссёр, который явно лишний на этом празднике жизни.
Отзывы: [15]
Мультфильм о прощании с детством, которое рано или поздно наступает. И кто с ним не прощается, у того нет ума, но кто об этом не жалеет — у того нет сердца. По большому счёту, несмотря на игрушечный антураж и место действия, «Пиксар» снял самое недетское и самое серьёзное своё произведение за всю карьеру. Дети смотрят и смеются, что-то своё они в этом видят, но только взрослые понимают истинный смысл происходящего, именно в их сторону направлен главный укор со стороны нуарного Клоуна.
Отзывы: [19]
Весна в этом году удалась не очень, череда неудач одних фильмов сопровождалась финансовыми успехами других, не самых удачных художественно. Однако всё это не помешало музыкальному цеху выступить более чем достойно, презентовав нам массу материала для обзора. Особенно богато представлены нечастые последнее время наши гости оригинальные дорожки. Гест-стар саундтрек всего один, зато какой! Приступим, как обычно, в порядке выхода фильмов в российский прокат.
Кто бы мог подумать, что весельчак Карнахан в забеге летних блокбастеров окажется впереди всех апрельско-майских чудовищ. Все сценарные проколы, надоедливый речитатив «объяснялок» и дуб морёный на некоторых ролях скоропостижно теряются за фееричностью происходящего, внезапной многочисленностью метких шуток, актуальным стёбом над триде, дорогой на Берлин и тремя главными харизмами — Нисона, Купера и Копли. Последний так и вовсе скоропостижно украл всё шоу своим развесёлым безумием.
Отзывы: [25]
Особенности поедания картошки-фри в никабе занимательны; крепнущая с годами женская дружба трогательна; семейные ценности умилительны; винтажные часы с гравировками, кольца с большими камнями, влюблённые в собственных жён индусы, следящие за модой восточные женщины — всё это мило, но эти яркие детали не складываются в киноисторию. Всё в фильме превращается в поблёскивающий под палящим солнцем бутафорский хлам. Ни живости, ни веселья, ни лёгкости. Поэтому — Гюльчатай, закрой личико.
Отзывы: [24]