Обычно сиквелы классических фильмов вызывают у киномана раздражение. Первая мысль обычно — «не трогайте святое». Из этого правила есть два исключения — если оригинал с одной стороны был не так давно, чтобы закостенеть «каноном», с другой стороны был не так недавно, чтобы начать обвинять авторов в желании по-быстрому срубить бабла на прежнем успехе. Тогда сиквел воспринимается просто как некое возвращение старых друзей, с которыми давно не виделся. И второе исключение — если к авторам сиквела испытываешь стопроцентное доверие. Эти не допустят лажи, сделают на высшем уровне, не ударят лицом в грязь и не «сольют тему».
В случае «Истории игрушек 3» сошлись оба этих тонких момента. С одной стороны — «Пиксар» не снимает сиквелы», точнее, у них на данный момент всего одна линия «номерных» проектов — именно «История». С другой — вся история великого противостояния «Пиксар» vs «ДримВоркс» если что и доказала нам, так это то, что пиксаровцы не снимают плохого. У них случаются чуть более сильные вещи или чуть более проходные, но даже самый проходной проект «Пиксара» непременно оказывается достоин огромной зрительской любви по всему миру. Исключений просто нет в обширной фильмографии студии.
А потому возвращение База и Вуди спустя десять лет после выхода второй части было обречено на успех. Единственная дилемма — будет это супер-успех, на разрыв жил, до слёз в зале, или это будет ну так, просто успех, мол, надо же было когда-то вернуться к корням, ностальжи и всё такое, народу нравится, пожали плечами и пошли.
Для любых иных парней за глаза хватило бы и последнего. Снимают же вон до сих пор «Шреков Энных», рубка капусты идёт и ладненько. Но Джон Лессетер наверняка «просто успех» в случае с триквелом «Игрушек» счёл бы за провал, и потому те же сценаристы, приступая к сочинению истории о прощании со старыми игрушками, ощущали на себе такой пресс ответственности, что им не позавидуешь.
Это чувствуется по длинной ретроспекции мультфильма, в которой история ну так осторожно выруливает на основную канву, что кажется, будто герои ходят по углям, шаг влево, шаг вправо. Вроде нас и развлекают заставочной поскакушкой, отсылающей к оригинальной дилогии, и устраивают нам триллер с первым побегом из мусорки, но всякому ясно — это ещё так, фильм не про это, будущее ещё не определено, детсад «Солнышко» ещё где-то там, за горизонтом.
То есть ностальгические нотки звучат с экрана почти сразу, но настоящего апогея они достигают именно тогда, когда начинается «побег из тюрьмы», когда на сцену выходит его величество Клоун и начинает свой долгий и печальный рассказ.
Пиксаровские мультфильмы вообще с годами очень сильно продвинулись от почти чистого энтертейнмента к почти голой философии, заменяющей в них, что называется, «мораль» (чему мы сегодня научились). Вот и в «Истории игрушек 3» довольно и шуток (и тут король — испаноязычный Базз), и аттракционов (хотя даже отрёхмерившийся «Пиксар» предпочитает тыканью предметами в зрителя стиль довольно сдержанный), и традиционных для «вселенной ИИ» цитат-отсылок, но фильм в общем и целом — не про взаимоотношения между Барби и Кеном, не про сложный характер персонажей, перешедших на тёмную сторону Силы, и даже не про тяжкую долю игрушек для самых маленьких, которые не доживают до пенсии, будучи разломаны, обслюнявлены или погрызаны.
«История игрушек 3» — о прощании с детством, которое рано или поздно наступает. И кто с ним не прощается, у того нет ума, но кто об этом не жалеет — у того нет сердца. По большому счёту, несмотря на игрушечный антураж и место действия, «Пиксар» снял самое недетское (не считая вставной короткометражки в «Вверх») и самое серьёзное своё произведение за всю карьеру.
Дети смотрят и смеются, что-то своё они в этом видят, но только взрослые понимают истинный смысл происходящего. Старые игрушки тут даже не действующие лица, а как тот самый нуарный Клоун вкупе с кошмарным Мегапупсом и его доктором Франкенштейном мишкой-обнимашкой, они — ничем не замутнённый укор нам, бессердечным, циничным, расчётливым людям, считающим себя взрослыми.
«Пиксар» рассказал эту историю так, как не рассказал бы её никто другой. Осталось сходить и посмотреть. До встречи в кино.
PS Что касается традиционной короткометражки, перед нами оказался очень лаконичный и чрезвычайно концептуальный пример сочетания два- и триде в одной картинке, забавная и очень оптимистичная безделица, которая займёт своё положенное место в иконостасе своих предшественниц.
Посмотрела третью часть "Истории игрушек" еще вчера. Уже сутки маюсь от невысказанности, потому что банальности говорить не совсем не хочется. Тем не менее, третья часть, мне кажется, не просто удалась на все сто, она превзошла предыдущие серии. Возможно, это вполне обоснованно - больше опыта... далее
Скалолаз
Видали мы такие горы...
Видали мы фильмы покруче, но душевнее точно не видели. Полет фантазии сценаристов заставляет поверить, что есть еще какие-то измерения кроме того, в котором мы живем. Вечная история поиска выхода из реальности удается Пиксару как нельзя более достоверно. Смотришь, и веришь, что все так и было на самом деле... далее
Elinor
Хорошо
"Пиксар" в последнее время становится все серьезнее и серьезнее - сначала экологически-робототехнический "ВАЛЛ-И", потом "Вверх", поднимающий совсем не детские темы (мягко говоря). "Историю игрушек 3" тоже не минула эта тенденция. Несмотря на это, а может, благодаря этому, она еще интереснее для всех... далее