Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Кинотавр-2010 конкретно без претензий

Катя ТАРХАНОВА, 13 июня 2010

Нынешний фестиваль важен уже тем, что позволил определиться с «новой русской волной», о которой так долго говорили большевики. Три главных её отличительных признака — притчеобразность, претенциозность и ложная многозначительность. Ими можно, хотя и ненадолго, прикрыть жгучую жажду самопиара при полном непонимании, что, собственно, происходит. Полное ощущение, что новые русские авторы, живущие в принципе благополучно, лезут в это происходящее, нагнетая убийства и убожество, с одной-единственной целью — «чур меня, чур меня». Спустя двадцать лет после «Так жить нельзя» они хором уточняют: «Мне так жить нельзя». «Арт-фильмами» — откупаются. Кстати, каннское «Счастье моё» Сергея Лозницы, пожалуй, лидирует в этом плане и заодно формулирует общий конкурсный сюжет нынешнего фестиваля. На фоне красот природы кто-то куда-то едет и где-то кого-то убивают.

В таких заведомо фальшивых обстоятельствах предпочтительнее артхауса оказывается даже простенькое жанровое кино.

Парень сказал, парень сделал

Слон'

«Слон», 2010
Режиссёр: Владимир Карабанов
Сценаристы: Александр Дорбинян, Владимир Карабанов
Оператор: Сергей Герасименков
Продюсеры: Елена Гликман, Ярослав Живов, Алексей Учитель
В ролях: Сергей Шнуров, Анастасия Багрова, Ирина Шевчук, Александр Адабашьян, Юрий Цурило и другие.

Многие возмутились, как «это» попало в конкурс, так из принципа нельзя не написать. Типичное «телемуви» со слабой режиссурой и облегчённой драматургией. В цирке заболел слон, его везут усыплять, чтобы успеть на парижские гастроли, шофёр скотовозки вместе с забытой гастролёрами юной циркачкой его крадёт, и начинаются приключения. С цыганами, милицией и трогательной развязкой.

Очередная «Каштанка» и фильм нашего детства «Чёрная гора». Целевая аудитория — дети младшего школьного возраста, если бы не одно «но». Шофёра играет Шнур, и он в своём репертуаре, непарламентская лексика присутствует, и вообще при наличии харизмы играть ничего не надо. Это просто Шнур в присутствии слона и как они общаются.

Второй козырь — что сам слон совершенно настоящий. Играла его, как говорят, слониха, но это непринципиально. Глаза умные, хобот длинный, и любопытно смотреть, как это существо лакает сухое красное десятилитровыми вёдрами. Как мимо машины едут, людишки какие-то скапливаются, а ему ногти на ногах недостригли, и живот болит.

Ещё раз — фильм очень слабый, аляповатый, но хотя бы непротивный. Когда больной слон на закате ходит среди берёзок средней полосы, а его ищут и не могут найти, за себя значительно спокойней. И, наверно, так всё и кончится — мы уйдём в Индию пешком.

Он молча ухмылялся

Гастарбайтер

«Гастарбайтер», 2009
Режиссёр и сценарист: Юсуп Разыков
Оператор: Михаил Искандаров
В ролях: Бахадыр Болтаев, Дарья Горшкалева, Наталия Гребенкина, Александр Пашутин и другие.

Профессиональная мелодрама, почти аналогичная по сюжету пресловутому «Другому небу», а по неприкрашенности окружающей среды — фильму «Счастье моё». Старый узбек, лежащий при смерти в родном узбекском ауле, узнаёт от невестки, что на заработках в Москве пропал единственный внук. Встаёт и идёт на поиски. В московском бомжатнике попадает в облаву на наркоторговцев. Из ментовки выпускают, поглядев на боевые медали и ордена. Начинаются странствия по Подмосковью в компании юной молдавской проститутки, которую молдавская мафия в столице нашей родины припахала не меньше, чем деда пыталась припахать узбекская.

Разыков не претендует на самоценное «авторство», честно делает мелодраму. Но он назубок знает законы жанра, справляется с ними одной левой, а «правая» свободна. То есть именно крепкий профи оказался способен гораздо плотнее и осмысленней поговорить о нашем сегодняшнем дне и больше понять, чем некоторые.

Никаких многозначительных пауз, проходов и проездов. Поехали с мафией из аула на станцию — всё, в следующем кадре дед уже на Казанском вокзале с мешком наркоты. Пробурчал дед проститутке, что есть лишь один знакомый, который может помочь — всё, в следующем кадре они уже пьют чай на даче у старого энкавэдэшника, в 1946 году засадившего деда на десятку после немецкого плена (отмотал 12 лет за характер).

Ничего не рассусолено, всё понимается через контекст, намёки немногословны. Ни один план не длится, как у некоторых, в четыре раза дольше, чем стало всё уже ясно. Разыков не абстрактен и не прямолинеен. Он без пафоса работает на мелких, но точных и необычных деталях. Как в ауле невестка всё время выполняла узбекскую домашнюю работу. Как в Подмосковье на даче молдавской мафии целый табор укладывался спать. Как дед спокойно работал судомойкой в придорожной забегаловке (хотя для узбека, да ещё аксакала, мыть посуду немыслимо).

Разыков знает фактуру, поэтому не нуждается в страшных убийствах и людоедствах, как некоторые. У него и без чОрного-чОрного гроба видно: живём в людоедской стране. Вороватой, подлой, лживой, но живём. Люди ещё остались — та же юная проститутка, нормальная девчонка, и без всяких натяжек.

Но главное, конечно — дед. Ему должно быть под девяносто, но глаз не отвести, и лучше с него брать пример, чем с товарища Дзержинского. Воевал. Сидел. Пил. Потерял и жену, и сына. Абсолютно спокоен. Мгновенно ловит любую дикую ситуацию. Умеет с ней разобраться. Овладел технологией жизни, герой ты нашего времени.

В результате фильм вовсе не о поисках внука, а именно об этом — что тут надо, чтобы выжить в человеческом облике. Чтобы не душить кожаным ремнём на крупном плане любимую собаку, за то что гавкала, как у некоторых. Некоторые «авторы» не настолько опытны, чтобы намордник надеть или тем же ремнём пасть обмотать. Им задушить проще. Торжественно клянусь никогда больше не смотреть ни одного произведения арт-дебютанта Юрия Быкова (эта реплика была в сторону конкурсного фильма «Жить»).

И неважно, что дед умирает, так и не встретившись с внуком. С тем всё будет в порядке. Ненавидите ли вы абстракцию так, как ненавижу её я? Любите ли вы конкретность?

Читайте также наш предыдущий обзор фестивальной программы.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/06/13/kinotavr.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Великий уравнитель 2Миссия невыполнима 6: ПоследствияМонстры на каникулах 3Человек-муравей и ОсаНебоскрёбХроники хищных городовМег: Монстр глубиныБамблби

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
Кинотавр-2010 посредине


Кинотавр-2010 посредине

Катя ТАРХАНОВА

Лишь одна заметная тенденция — спустя 20 лет после номинального конца советской власти киношники наконец увидели пространство. Не трупный гламур и не сериальную помойку, а вполне обжитое пространство, в котором есть воздух. Практически все конкурсные картины сняты зрячими людьми. К сожалению, раскрытые глаза, хоть и близко от мозга, не тождественны ему. Нам показывают фактически один и тот же фильм, только снятый в разных местах. У него нет начала, середины и конца, нет собственного смысла.

Отзывы: [4]


60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи


60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи

Зара АБДУЛЛАЕВА

Парадокс: средний, более или менее добротный уровень конкурсной программы юбилейного Берлинале почему-то в этом году не вызвал раздражения журналистов и критиков. Надежды на фильмы из ряда вон угасают медленно, но верно, и наблюдатели смиряются с тем, что фестивальный бизнес — такая же рутина, как любой другой. Не впадая в срамной патриотизм, признаем, что единственным настоящим событием в нынешнем берлинском конкурсе стала работа оператора Павла Костомарова в картине «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.


Британское кино: Роберт Паттинсон, Брайан Кокс и воспитательный момент


Британское кино: Роберт Паттинсон, Брайан Кокс и воспитательный момент

Катя ТАРХАНОВА

Десятая по счету неделя Нового британского кино — один из немногих фестивалей, которые не стоит пропускать, если вы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Посмотреть все, конечно, не удалось, но и по слухам в программе не было ни одного фильма, который нельзя смотреть. А еще приезжали режиссеры и артисты и после сеанса спокойно сидели в буфете рядом со зрителями и разговаривали, разговаривали... Это какая-то совсем другая цивилизация, с другим началом, серединой и концом.


Команда А: По небу танки грохотали


«Команда А»:
По небу танки грохотали

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Кто бы мог подумать, что весельчак Карнахан в забеге летних блокбастеров окажется впереди всех апрельско-майских чудовищ. Все сценарные проколы, надоедливый речитатив «объяснялок» и дуб морёный на некоторых ролях — скоропостижно теряются за фееричностью происходящего, внезапной многочисленностью метких шуток, актуальным стёбом над триде, дорогой на Берлин и тремя главными харизмами — Нисона, Купера и Копли. Последний так и вовсе скоропостижно украл всё шоу своим развесёлым безумием. Отзывы: [25]


Секс в большом городе 2: Королевы бензоколонки


Секс в большом городе 2:
Королевы бензоколонки

Надежда ЗАВАРОВА

Особенности поедания картошки-фри в никабе занимательны; крепнущая с годами женская дружба трогательна; семейные ценности умилительны; винтажные часы с гравировками, кольца с большими камнями, влюблённые в собственных жён индусы, следящие за модой восточные женщины — всё это мило, но эти яркие детали не складываются в киноисторию. Всё в фильме превращается в поблёскивающий под палящим солнцем бутафорский хлам. Ни живости, ни веселья, ни лёгкости. Поэтому — Гюльчатай, закрой личико. Отзывы: [24]


Премьеры июня: «Рыцарь дня», «История игрушек 3», «Сумерки 3: Затмение»


Премьеры июня: «Рыцарь дня», «История игрушек 3», «Сумерки 3: Затмение»

Роман КОРНЕЕВ

Казавшийся героическим май закончился сливом и отстоем, а поскольку вторая плотная порция ударных летних блокбастеров нас ждёт аж в начале июля, отечественный прокат пускается во все тяжкие, и местами настолько тяжкие, что волосы на голове шевелятся от ужаса. Начнётся это увлекательное занятие на ход ноги с несостоявшегося покуда по сугубо мистическим причинам выхода «Человека с бульвара Капуцинок». Мистер Фёст, вы уверены, что это тоже называется «синематограф»?

Отзывы: [1]


Принц Персии: Пески времени: Генерал песчаных карьеров


Принц Персии: Пески времени:
Генерал песчаных карьеров

Роман КОРНЕЕВ

«Мелкий бизнесмен» со своим нуарным визави блещет остроумием и становится героем, ассасины пужают змием, милые ругаются только тешатся, коварные планы раскрываются, не менее коварные злодеи выводятся на чистую воду, принцесса играет мебель, а хеппи-энды наступают фактически против всякой логики, сами собой. Вот только сама история принца Дастана целиком и полностью умещается в эпиграфе этой статьи, так что Гилленхаалю остаётся махать руками и ногами, поминая недобрым словом позабытый в каптёрке сценарий. Отзывы: [80]


Шрек навсегда: Пуэр Йорик


«Шрек навсегда»:
Пуэр Йорик

Роман КОРНЕЕВ

Заключительная часть «шрекианы», которая, кажется, сделала всё, чтобы действительно стать таковой. Шутки давно кончились, клоуны давно разбежались, а цирк всё никак не уедет, ибо сборы только растут от раза к разу. И самое грустное тут в том, что все проблемы второй половины сериала — банальная лень сценаристов, которым почему-то отлично удаются драматические (а потому необязательные) эпизоды, но которым просто влом придумать пару шуток. Ведь семейная жизнь — это так скучно, не так ли? Отзывы: [22]


Пропущенные фильмы: британское кино


Пропущенные фильмы: британское кино

редакция Кинокадра

Покуда отечественное кино на глазах окончательно погрязает в собственном величии, а заокеанские блокбастеры оказались ни о чём, мы обращаем наши взоры и надежды в сторону чего-нибудь более другого, на этот раз наша рубрика «пропущенные фильмы» вновь поворачивается к кинематографу Туманного Альбиона — от драм до триллеров, от мелодрам до трэша, весь спектр того, что стоит непременно посмотреть. В этот раз у нас случилось аж два прекрасных видеорелиза, составивших достойную конкуренцию «большому» кино.









20 июля, пятница





19 июля, четверг




Великий уравнитель 2

18 июля, среда

Акции онлайн-сервиса Netflix резко подешевели после публикации квартальной отчётности компании. Это произошло несмотря на рост её доходов и выручки...
В Санкт-Петербурге начались съёмки сериала «Агент национальной безопасности...



17 июля, вторник
Режиссёр Джосс Уэдон разрабатывает для HBO фантастический сериал "The Nevers"...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.6%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.8%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.3%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама