Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Кинотавр-2010 конкретно без претензий

Катя ТАРХАНОВА, 13 июня 2010

Нынешний фестиваль важен уже тем, что позволил определиться с «новой русской волной», о которой так долго говорили большевики. Три главных её отличительных признака — притчеобразность, претенциозность и ложная многозначительность. Ими можно, хотя и ненадолго, прикрыть жгучую жажду самопиара при полном непонимании, что, собственно, происходит. Полное ощущение, что новые русские авторы, живущие в принципе благополучно, лезут в это происходящее, нагнетая убийства и убожество, с одной-единственной целью — «чур меня, чур меня». Спустя двадцать лет после «Так жить нельзя» они хором уточняют: «Мне так жить нельзя». «Арт-фильмами» — откупаются. Кстати, каннское «Счастье моё» Сергея Лозницы, пожалуй, лидирует в этом плане и заодно формулирует общий конкурсный сюжет нынешнего фестиваля. На фоне красот природы кто-то куда-то едет и где-то кого-то убивают.

В таких заведомо фальшивых обстоятельствах предпочтительнее артхауса оказывается даже простенькое жанровое кино.

Парень сказал, парень сделал

Слон'

«Слон», 2010
Режиссёр: Владимир Карабанов
Сценаристы: Александр Дорбинян, Владимир Карабанов
Оператор: Сергей Герасименков
Продюсеры: Елена Гликман, Ярослав Живов, Алексей Учитель
В ролях: Сергей Шнуров, Анастасия Багрова, Ирина Шевчук, Александр Адабашьян, Юрий Цурило и другие.

Многие возмутились, как «это» попало в конкурс, так из принципа нельзя не написать. Типичное «телемуви» со слабой режиссурой и облегчённой драматургией. В цирке заболел слон, его везут усыплять, чтобы успеть на парижские гастроли, шофёр скотовозки вместе с забытой гастролёрами юной циркачкой его крадёт, и начинаются приключения. С цыганами, милицией и трогательной развязкой.

Очередная «Каштанка» и фильм нашего детства «Чёрная гора». Целевая аудитория — дети младшего школьного возраста, если бы не одно «но». Шофёра играет Шнур, и он в своём репертуаре, непарламентская лексика присутствует, и вообще при наличии харизмы играть ничего не надо. Это просто Шнур в присутствии слона и как они общаются.

Второй козырь — что сам слон совершенно настоящий. Играла его, как говорят, слониха, но это непринципиально. Глаза умные, хобот длинный, и любопытно смотреть, как это существо лакает сухое красное десятилитровыми вёдрами. Как мимо машины едут, людишки какие-то скапливаются, а ему ногти на ногах недостригли, и живот болит.

Ещё раз — фильм очень слабый, аляповатый, но хотя бы непротивный. Когда больной слон на закате ходит среди берёзок средней полосы, а его ищут и не могут найти, за себя значительно спокойней. И, наверно, так всё и кончится — мы уйдём в Индию пешком.

Он молча ухмылялся

Гастарбайтер

«Гастарбайтер», 2009
Режиссёр и сценарист: Юсуп Разыков
Оператор: Михаил Искандаров
В ролях: Бахадыр Болтаев, Дарья Горшкалева, Наталия Гребенкина, Александр Пашутин и другие.

Профессиональная мелодрама, почти аналогичная по сюжету пресловутому «Другому небу», а по неприкрашенности окружающей среды — фильму «Счастье моё». Старый узбек, лежащий при смерти в родном узбекском ауле, узнаёт от невестки, что на заработках в Москве пропал единственный внук. Встаёт и идёт на поиски. В московском бомжатнике попадает в облаву на наркоторговцев. Из ментовки выпускают, поглядев на боевые медали и ордена. Начинаются странствия по Подмосковью в компании юной молдавской проститутки, которую молдавская мафия в столице нашей родины припахала не меньше, чем деда пыталась припахать узбекская.

Разыков не претендует на самоценное «авторство», честно делает мелодраму. Но он назубок знает законы жанра, справляется с ними одной левой, а «правая» свободна. То есть именно крепкий профи оказался способен гораздо плотнее и осмысленней поговорить о нашем сегодняшнем дне и больше понять, чем некоторые.

Никаких многозначительных пауз, проходов и проездов. Поехали с мафией из аула на станцию — всё, в следующем кадре дед уже на Казанском вокзале с мешком наркоты. Пробурчал дед проститутке, что есть лишь один знакомый, который может помочь — всё, в следующем кадре они уже пьют чай на даче у старого энкавэдэшника, в 1946 году засадившего деда на десятку после немецкого плена (отмотал 12 лет за характер).

Ничего не рассусолено, всё понимается через контекст, намёки немногословны. Ни один план не длится, как у некоторых, в четыре раза дольше, чем стало всё уже ясно. Разыков не абстрактен и не прямолинеен. Он без пафоса работает на мелких, но точных и необычных деталях. Как в ауле невестка всё время выполняла узбекскую домашнюю работу. Как в Подмосковье на даче молдавской мафии целый табор укладывался спать. Как дед спокойно работал судомойкой в придорожной забегаловке (хотя для узбека, да ещё аксакала, мыть посуду немыслимо).

Разыков знает фактуру, поэтому не нуждается в страшных убийствах и людоедствах, как некоторые. У него и без чОрного-чОрного гроба видно: живём в людоедской стране. Вороватой, подлой, лживой, но живём. Люди ещё остались — та же юная проститутка, нормальная девчонка, и без всяких натяжек.

Но главное, конечно — дед. Ему должно быть под девяносто, но глаз не отвести, и лучше с него брать пример, чем с товарища Дзержинского. Воевал. Сидел. Пил. Потерял и жену, и сына. Абсолютно спокоен. Мгновенно ловит любую дикую ситуацию. Умеет с ней разобраться. Овладел технологией жизни, герой ты нашего времени.

В результате фильм вовсе не о поисках внука, а именно об этом — что тут надо, чтобы выжить в человеческом облике. Чтобы не душить кожаным ремнём на крупном плане любимую собаку, за то что гавкала, как у некоторых. Некоторые «авторы» не настолько опытны, чтобы намордник надеть или тем же ремнём пасть обмотать. Им задушить проще. Торжественно клянусь никогда больше не смотреть ни одного произведения арт-дебютанта Юрия Быкова (эта реплика была в сторону конкурсного фильма «Жить»).

И неважно, что дед умирает, так и не встретившись с внуком. С тем всё будет в порядке. Ненавидите ли вы абстракцию так, как ненавижу её я? Любите ли вы конкретность?

Читайте также наш предыдущий обзор фестивальной программы.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/06/13/kinotavr.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Райя и последний драконОбратная связьДушаОхотник на монстровЧестный ворГлавный геройМайор Гром: Чумной ДокторНе время умирать

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
Кинотавр-2010 посредине


Кинотавр-2010 посредине

Катя ТАРХАНОВА

Лишь одна заметная тенденция — спустя 20 лет после номинального конца советской власти киношники наконец увидели пространство. Не трупный гламур и не сериальную помойку, а вполне обжитое пространство, в котором есть воздух. Практически все конкурсные картины сняты зрячими людьми. К сожалению, раскрытые глаза, хоть и близко от мозга, не тождественны ему. Нам показывают фактически один и тот же фильм, только снятый в разных местах. У него нет начала, середины и конца, нет собственного смысла.

Отзывы: [4]


60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи


60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи

Зара АБДУЛЛАЕВА

Парадокс: средний, более или менее добротный уровень конкурсной программы юбилейного Берлинале почему-то в этом году не вызвал раздражения журналистов и критиков. Надежды на фильмы из ряда вон угасают медленно, но верно, и наблюдатели смиряются с тем, что фестивальный бизнес — такая же рутина, как любой другой. Не впадая в срамной патриотизм, признаем, что единственным настоящим событием в нынешнем берлинском конкурсе стала работа оператора Павла Костомарова в картине «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.


Британское кино: Роберт Паттинсон, Брайан Кокс и воспитательный момент


Британское кино: Роберт Паттинсон, Брайан Кокс и воспитательный момент

Катя ТАРХАНОВА

Десятая по счету неделя Нового британского кино — один из немногих фестивалей, которые не стоит пропускать, если вы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Посмотреть все, конечно, не удалось, но и по слухам в программе не было ни одного фильма, который нельзя смотреть. А еще приезжали режиссеры и артисты и после сеанса спокойно сидели в буфете рядом со зрителями и разговаривали, разговаривали... Это какая-то совсем другая цивилизация, с другим началом, серединой и концом.


Команда А: По небу танки грохотали


«Команда А»:
По небу танки грохотали

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Кто бы мог подумать, что весельчак Карнахан в забеге летних блокбастеров окажется впереди всех апрельско-майских чудовищ. Все сценарные проколы, надоедливый речитатив «объяснялок» и дуб морёный на некоторых ролях — скоропостижно теряются за фееричностью происходящего, внезапной многочисленностью метких шуток, актуальным стёбом над триде, дорогой на Берлин и тремя главными харизмами — Нисона, Купера и Копли. Последний так и вовсе скоропостижно украл всё шоу своим развесёлым безумием. Отзывы: [25]


Секс в большом городе 2: Королевы бензоколонки


Секс в большом городе 2:
Королевы бензоколонки

Надежда ЗАВАРОВА

Особенности поедания картошки-фри в никабе занимательны; крепнущая с годами женская дружба трогательна; семейные ценности умилительны; винтажные часы с гравировками, кольца с большими камнями, влюблённые в собственных жён индусы, следящие за модой восточные женщины — всё это мило, но эти яркие детали не складываются в киноисторию. Всё в фильме превращается в поблёскивающий под палящим солнцем бутафорский хлам. Ни живости, ни веселья, ни лёгкости. Поэтому — Гюльчатай, закрой личико. Отзывы: [24]


Премьеры июня: «Рыцарь дня», «История игрушек 3», «Сумерки 3: Затмение»


Премьеры июня: «Рыцарь дня», «История игрушек 3», «Сумерки 3: Затмение»

Роман КОРНЕЕВ

Казавшийся героическим май закончился сливом и отстоем, а поскольку вторая плотная порция ударных летних блокбастеров нас ждёт аж в начале июля, отечественный прокат пускается во все тяжкие, и местами настолько тяжкие, что волосы на голове шевелятся от ужаса. Начнётся это увлекательное занятие на ход ноги с несостоявшегося покуда по сугубо мистическим причинам выхода «Человека с бульвара Капуцинок». Мистер Фёст, вы уверены, что это тоже называется «синематограф»?

Отзывы: [1]


Принц Персии: Пески времени: Генерал песчаных карьеров


Принц Персии: Пески времени:
Генерал песчаных карьеров

Роман КОРНЕЕВ

«Мелкий бизнесмен» со своим нуарным визави блещет остроумием и становится героем, ассасины пужают змием, милые ругаются только тешатся, коварные планы раскрываются, не менее коварные злодеи выводятся на чистую воду, принцесса играет мебель, а хеппи-энды наступают фактически против всякой логики, сами собой. Вот только сама история принца Дастана целиком и полностью умещается в эпиграфе этой статьи, так что Гилленхаалю остаётся махать руками и ногами, поминая недобрым словом позабытый в каптёрке сценарий. Отзывы: [80]


Шрек навсегда: Пуэр Йорик


«Шрек навсегда»:
Пуэр Йорик

Роман КОРНЕЕВ

Заключительная часть «шрекианы», которая, кажется, сделала всё, чтобы действительно стать таковой. Шутки давно кончились, клоуны давно разбежались, а цирк всё никак не уедет, ибо сборы только растут от раза к разу. И самое грустное тут в том, что все проблемы второй половины сериала — банальная лень сценаристов, которым почему-то отлично удаются драматические (а потому необязательные) эпизоды, но которым просто влом придумать пару шуток. Ведь семейная жизнь — это так скучно, не так ли? Отзывы: [22]


Пропущенные фильмы: британское кино


Пропущенные фильмы: британское кино

редакция Кинокадра

Покуда отечественное кино на глазах окончательно погрязает в собственном величии, а заокеанские блокбастеры оказались ни о чём, мы обращаем наши взоры и надежды в сторону чего-нибудь более другого, на этот раз наша рубрика «пропущенные фильмы» вновь поворачивается к кинематографу Туманного Альбиона — от драм до триллеров, от мелодрам до трэша, весь спектр того, что стоит непременно посмотреть. В этот раз у нас случилось аж два прекрасных видеорелиза, составивших достойную конкуренцию «большому» кино.







22 октября, четверг



21 октября, среда




20 октября, вторник






19 октября, понедельник
После череды пустых уикендов заокеанский прокат наконец получил какую-никакую, а заметную премьеру в лице «Честного вора»...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.5%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама