Этот рассказ мы с загадки начнём,
Даже Алиса ответит едва ли,
Что остаётся от сказки потом,
После того, как её рассказали?
«Алиса в Стране чудес», классический советский аудиоспектакль
Лучше всего зрителям: их домашние коллекции неизменно пополняются любимыми фильмами; киноцитаты дарят речи искромётность и очарование мира Великой Иллюзии; лица и мордочки анимационных персонажей украшают всё от компьютерного рабочего стола до машины, откуда, конечно, звучат лучшие саундтреки. Как раз на днях в одном уютном дворике аккуратно, но не без выдумки парковалась машина с героями «Мадагаскара» на капоте… Продюсерам гораздо сложнее: что делать, когда сняты 4 части «Шрека», и успели подрасти не только маленькие зрители первой серии зелёной саги, но и детки самого́ добродушного людоеда?.. Что же придумать, чтобы кассовые сборы были не меньше радости от похода в кино в пятницу вечером?.. Как продолжить тиражировать любимое и узнаваемое? Сослать знаменитых мультипликационных героев на DVD или вновь отправить на покорение больших экранов? Продюсеры вопрошают аниматоры отвечают, публика предвкушает.
Пока в сердцах зрителей живут тёплые воспоминания о франчайзе, а в студийных компьютерах «Дримворкса» хранятся драгоценные файлы со всеми персонажами, готовыми в любую секунду ожить, стоит их вновь пригласить в сказку, нужно усердно ковать анимационное железо, не отходя от кинокассы. Чем и занялся Крис Миллер. Он знал: каждый режиссёр сам кузнец своего «Шрека», поэтому было важно не ошибиться с выбором главного героя. А в Голливуде, как известно, отказать нельзя только Мерил Стрип, потому что хорошо играет, Брюсу Уиллису, потому что вооружён, и Коту в сапогах, потому что смотрит проникновенно «хитро, но не без ласки».
Тут следует поднять бокал красного сухого за одного из самых востребованных голливудских авторов Шарля Перро: ему определённо повезло больше, чем его знаменитому соотечественнику, у которого из романа сценаристы забрали всё, кроме, собственно, романа о мушкетёрах. Перро отделался лёгким испугом, отдав в цепкие руки голливудских авторов одного небосолапого котика с характером.
Кот в сапогах, промурлыкав что-то по-испански, с удовольствием впрыгнул в собственную сказку, где ему предстояло развить всё то, чем он запомнился зрителям «Шрека»: ловкость лап, чуть-чуть мошенства, «глаза зеркало кота»… Сценаристам повезло: у них с самого начала был главный герой, чья кошачья харизма могла украсить любую, самую незамысловатую историю. Вот тут-то и проявилось своеобразие режиссёрского метода Криса Миллера: в его сказке много несоединимого, но эта мозаичность могла бы стать достоинством картины, если бы режиссёр, увлёкшись узорами собственного калейдоскопа, не забыл соединить в сюжете вещи вполне соединимые.
Например, Шалтай-Болтай, несмотря на свою колоритность, кажется забежавшим на огонёк из другой сказки, и ощущение случайности его пребывания в кадре не покидает даже тогда, когда мы узнаём о его детстве, давней дружбе с Котом и мечте отыскать волшебные бобы. Почему персонаж, чьи мотивации очевидны, а характер выписан и неоднозначен, так и остался чужим на этом кошачьем празднике жизни одному режиссёру известно. Может быть, образ Шалтая-Болтая слишком уж многогранен для столь простой истории, где харизма Кота заменяет всё даже сюжет?..
Сапоги начищены, рыжий Мачете влюбчив и бесстрашен, рвётся в бой и готов к любым приключениям. Победить его нельзя, не полюбить невозможно. Шарм и шпага его главные козыри в борьбе с противниками. Он Кот, который дерется и танцует с одинаковой страстью. Так рассуждали сценаристы и были правы, но всё это относится к характеристике персонажа, известной нам ещё с незапамятных шрековских времён, а не к сказке, сочинить которую оказалось гораздо сложнее, чем рассказать зрителям всё, что они хотели знать о Шалтае-Болтае, но боялись спросить. Лучше всего описывают сюжет слова, однажды придуманные для «Алисы в стране чудес» Высоцким:
Добро и зло в стране чудес как и везде встречаются,
Но только здесь они живут на разных берегах.
Здесь по дорогам разным истории скитаются,
И бегают фантазии на тоненьких ногах.
Порой кажется, что фантазии сценаристов действительно бегают по миру Кота в сапогах на слишком тоненьких ногах: все главные персонажи очаровательны, а вот их приключения совсем не такие увлекательные, какими они могли бы быть у выдумщика Шалтая-Болтая, милой кошечки Мягколапки и самого Кота. История о поисках волшебных бобов и гусыни, несущей золотые яйца, в минуты, когда герои не танцуют и не дерутся, кажется совсем унылой. В фильме Миллера нет по-настоящему колоритных второстепенных персонажей: у Джека и Джил есть яркие эпизоды, но само появление бандитов в картине кажется каким-то случайным: словно они торопятся сыграть злых героев в какой-то другой сказке. Откуда они появились? Куда исчезли? Зачем им волшебные бобы? Крис Миллер решил не отвечать на эти вопросы, оставив сюжетные линии висеть в воздухе. В его мире даже золотые яйца выглядят не богатством, обретённым жителями родного города Кота в сапогах, а необязательными элементами декора.
Трогательные детские воспоминания Кота, его непростые, полные драматизма отношения с Шалтаем-Болтаем; замечательные, динамичные танцевальные номера всё это безусловные заслуги режиссёра, а кошачье чувство юмора заслуга сценаристов, но где же хороший сюжет, достойный этих ярких характеров?.. Кот в сапогах получил свои заслуженные полтора часа славы. Его анимационная мама гордится им, родной город считает его настоящим героем, а зрители радуются самому присутствию на экране рыжего, пушистого Мачете, поэтому кормите его, любите и никогда не бросайте. Вот такое кино.
Повезло тем, кто помер сразу и молча. Ситуация инфернальная до такой степени, что действительно – и печалька, и слёзки, и мат. Одна из лучших сцен фильма заключается в следующем: герои стоят, глядят задумчиво вдаль и довольно улыбаются, грязные такие, замученные, но счастливые, а оператор всё это дело снимает. Фантастическая работа: режиссёр ничего не делает, актеры ничего не говорят, вообще никто ничего не делает, кроме оператора. Стояли бы так весь фильм – ей-богу, он ничего не потерял бы. Может, даже приобрёл.Отзывы: [41]
Яркая индивидуальность уступила место среднестатистическому, хоть и высокому стандарту. Создатели фильма не предложили героям разъезжать по витиеватым тропам новой истории — вместо этого им лишь позволили проехаться по прямому шоссе, на котором из всех развлечений лишь итало-японский разговорник да парочка мировых заговоров, замешанных на экологичном топливе и непреодолимом желании отдельных представителей автопрома, у которых даже бампер блестит от корыстных планов, захватить власть.Отзывы: [11]
Как победить кунг-фу? Ещё более сильным кунг-фу? Заблуждение! Победить кунг-фу можно только артиллерией! Завладев одним из первых образцов огнестрельного орудия, лорд-павлин начинает отстрел мастеров древнего искусства. Конечно же, смысл артиллерии вовсе не в том, что бы шмалять офигительными чугуниевыми ядрами в отдельно взятых панд, пусть у них папа сто раз гусь. Артиллеристы на такие мелочи не размениваются, им подавай цели покрупнее и помасштабнее, им бы всё площадями накрывать.Отзывы: [16]
Мститель из нашего героя тоже получился не очень, вместо того, чтобы вооружиться пламенными речами и уже брать Зимний, он первым делом изображает из себя Бонда и дует в казино. В казине он тут же дружит с олигархом Олигархом, а заодно учит его малахольную дочуру с грацией Аманды Сейфрид плавать голышом в нощи. Богатеньким этот вид времяпровождения отчего-то противопоказан по идейным соображениям. Впрочем, идиллия продолжалась недолго, наш Неуловимый Джо оказался слишком неуловим, а его партийная кличка оказывается Клайд.Отзывы: [18]
Картина ставит нас перед дилеммой, перед которой ставить не должна ни в коем случае. Она заставляет выбирать между Хантером Томпсоном, которому она посвящена, и романом, от которого ничего не осталось. Ведь во всём творчестве автора эта книга, во многом именно художественная, а не автобиографическая, как раз отличается тем, что она полна уникального лиризма, она – квинтэссенция того, что Хантер любил в Фицджеральде, и «Дневник» – его «Великий Гэтсби». В фильме же есть что угодно, но только не это.Отзывы: [5]
Мрут герои, кто со шпецэффектом, кто без, следуют один за другим побеги из курятника, всяческие же попытки отделить агнцев от козлищ максимум доходят до зубоврачебного кабинета, где кариес канает за отмазку. Чужик же спокойственно прячется в убиенной с самого начала хаски, дабы красочным аллюром шугануть в рапиде навстречу первым титрам. В итоге и без буллщита обойтись не удалось, и от европейской фантастики фильму три дня на собаках, без собственных находок, и как приквел — не настолько интересно.Отзывы: [6]
Простая, но изящная операторская работа, играющая за кадром одна и та же светло-грустная мелодия, добросовестно написанные диалоги, не бросающийся в глаза, но насыщенный антураж, колоритные актёры, раскрывающие персонажей не громкими истериками и длинными монологами, но одними движениями глаз, скупыми жестами, интонациями и молчаливыми взглядами куда-то вдаль, которые могут или не могут сопровождаться парой скатившихся слёз. И следящая за всем этим чуткая рука режиссёра. Такая классическая американская драма.Отзывы: [2]
Фильм, изначально задуманный эдаким глобалистическим полотном о том, что всякие птичьи и свиные гриппы — это в нашем мире пока так, детский лепет, и надо быть готовыми к куда более серьёзным угрозам, в итоге распадается на мозаичные фрагменты, которые просто не успеваешь сложить. Наверное, на этом материале получился бы шикарный драматический сериал сезона эдак на три, а так, с одной стороны очень много всего, а с другой — по каждому эпизоду этого всего так мало, что не за что зацепиться.
Гротескные герои, цирк в воздухе, шпионские страсти имени Итана Ханта и абсолютно детсадовские разводки, где побеждает тот, у кого в кустах больше роялей. От титров до титров — один сплошной вау-эффект, исходящий не столько от взрывов, трюков и спецэффектов, сколько от предельной инфантильности и неуёмного кича. Действием в фильме движет исключительно безумие, а единственное, наконец, что движет тобой — любопытство и неверие в то, что из книги Дюма можно сделать такой законченный дурдом.Отзывы: [19]