Я заходила куда-нибудь погреться… В художественный музей или в птичник в зоопарке. Я каждый день ходила к пингвинам. Иной раз вместо завтрака я брала билет в кино.
Теннесси Уильямс «Стеклянный зверинец»
Голливудский Мадагаскар, похоже, один из последних островков стабильности в нашем зыбком мире. Что бы ни творилось с ценами на нефть и недвижимость, зрители всегда могут быть уверены: их пригласят воспользоваться услугами компании «Пингвин Эйр» и отправят куда-нибудь далеко, в мир, полный приключений, где при некоторой сноровке можно взять милости у природы, поучаствовать в героическом возвращении диким зверям воды, понаблюдать за тем, как король лемуров бойко руководит жертвоприношением, зебры весело плюются, а бегемоты — просто наслаждаются жизнью.
Даже если вспомнить только о некоторых сюжетных поворотах, становится ясно, что приключений у героев будет не меньше, чем у детей по фамилии Грант, путешествующих по 37 параллели в поисках папы. Вот и лев Алекс найдёт родителей, только, в отличие от мужественных отпрысков Гранта, король Нью-Йорка сделает это как-то случайно, словно получив бонус после аварийной посадки в тропиках: неожиданное и радостное для самих персонажей воссоединение короля джунглей с королём Большого яблока произойдёт под музыку Ханса Циммера, которая самому простому сюжетному ходу способна придать динамику, драматизм и даже некоторую сентиментальность.
Итак, долгожданная встреча со старыми друзьями состоялась. Весёлая четвёрка бывших обитателей нью-йоркского зоопарка предстаёт перед зрителями во всей красе и без каких бы то ни было изменений в сравнении с самими собой трёхлетней давности. С той только разницей, что теперь они «хотели бы жить на Манхеттене…», а тут из-за сломанных самолётов и бастующих обезьян приходится «делиться секретами» со своими дикими братьями — как потерять друзей-зебр и заставить всех тебя ненавидеть, а потом победить вооружённых до зубов фотоаппаратами и фонариками туристов танцами, талантом и искренностью. Такая вот американская мечта, поскользнувшаяся на банановой кожуре.
Почему, собственно, поскользнувшаяся?
А потому, что всё было бы хорошо, весело и замечательно, если бы «Мадагаскар 2» не стал явным доказательством того, что, как и было сказано однажды, компьютерная анимация вступила в нелёгкий период жанрового кризиса, связанного не только с постоянной эксплуатацией не раз проверенных способов создания беспроигрышного анимационного продукта, но ещё и с частыми победами анимационных фильмов в межвидовой борьбе с картинами художественными. Совсем недавно «Валл-И», будучи одним из самых успешных фильмов года, завоевав преданную любовь зрителей и собрав отличную кассу, заслуженно по многим статьям переиграл своих конкурентов, не имеющих к анимации никакого отношения. Но, как ни странно, победы одних аниматоров расшатали почву под ногами их коллег по цеху.
Конечно, при живом «Пиксаре» говорить о кризисе компьютерной анимации как-то неловко. Но всё же он очевиден. У фильма «Мадагаскар 2» масса достоинств: смешные и разнообразные шутки, красочность, харизматичные главные персонажи, бешеные пингвины и воинствующая пожилая леди, словно оттачивающая мастерство рукопашного боя по фильмам Квентина Тарантино.
Но всё это буйство цветов, ритмов и фантазии не вызывает особого восторга или желания ещё раз встретиться с любимыми персонажами. Если авторы и хотели направить взоры зрителей на уже маячащую на горизонте третью часть «Мадагаскара», то они, скорее, добились обратного результата: зрители охотнее оглядываются назад, стремясь пересмотреть первую серию, где лев, зебра, бегемотиха и жираф только начинали веселить публику и где пингвины навсегда покорили зрительские сердца.
В последовательном эксплуатировании собственных идей и придумок, в создании новых приключений для любимых публикой персонажей нет ничего зазорного. Но надо быть готовым к тому, что в определённый момент достижения жанра в целом и отдельно взятого фильма в частности могут превратиться из явных удач в неудачи и обернуться разочарованием для зрителя.
Что же пошло не так? Ведь есть же и пародийность, и юмор, и даже своего рода джунгли-сатира — с профсоюзом обезьян-самцов, требующих для себя декретных отпусков. Есть бруклинская амазонка, восклицающая: «Если мы выжили в Бруклине, мы сделаем это где угодно!» Есть она же — готовая за любимую сумочку льву «пасть порвать, моргала выколоть». В конце концов, есть пингвины. Абсолютно всё, что в фильме связано с ними, по традиции — смешно, изобретательно, абсурдно и тонко: начиная от их захватнического вторжения в заставку «Дримворкса», где они не совсем корректно ведут себя с мальчиком с удочкой, и заканчивая аварийной посадкой под лозунгом «кто сказал, что пингвины не летают!», включая отлично спланированное нападение на туристический транспорт и напряжённые переговоры с профсоюзами.
Короче говоря, Шкипер и компания — неподражаемы. Но, как говорится, пока гром не грянет, пингвин не перекрестится. Беда пришла откуда не ждали: из недр анимационного прогресса.
Несколько лет компьютерная анимация активно развивалась, графика становилась всё более выразительной, детали всё более живыми и реалистичными, а «объёмность» всё более впечатляющей. Компьютерная анимация внутренне всё дальше отходила от анимации рисованной и кукольной. При этом она практически полностью утратила ту степень условности, которая была в старой анимации. А свою условность так и не обрела, заблудившись в собственных возможностях: если раньше пластичность формы помогала создать выразительный, иногда подчёркнуто утрированный образ, то теперь, в компьютерной анимации, пластичность формы используется чаще всего только для достижения пущей натуралистичности и похожести.
Интересно, что ни первая, ни вторая серия «Мадагаскара» к особым достижениям на ниве графики не стремились (хотя вода, конечно, «как живая»), но, может быть, именно поэтому их скромные по современным меркам модельки подтверждают некое подвешенное состояние всего жанра, оторвавшегося от корней, а нового, собственного художественного языка так и не создавшего.
А ведь именно особая мультипликационная условность позволяет наполнять мультфильмы разнообразными смыслами, делать их интересными для детей и взрослых. Именно благодаря ей говорящие звери и их «семейные и жизненные ценности» могут казаться интересными зрителям; и то, что в любом другом кино могло бы показаться банальностью, в анимации становится искренним высказыванием на интересующую всех тему.
В документальном и художественном кино — звери живые. В кино анимационном они — это наш стеклянный зверинец, который оживает благодаря игре воображения, индивидуальным для каждого ассоциациям, обретшему визуальный образ ритму («ви лайк ту мув ит, мув ит!») и музыке. Именно в анимации музыка всегда занимала и будет занимать одно из главных мест в ряду выразительных средств кино: не случайно в полнометражные анимационные проекты всегда приглашают таких мастеров, как Ханс Циммер, Томас Ньюман и Джон Пауэлл.
Во втором «Мадагаскаре» что-то случилось со «стеклянным зверинцем». Что-то надломилось, раскололось... В любом случае стало понятно: мало хорошо делать то, что умеешь, надо ещё работать, непрерывно ища что-то новое, выразительное, чтобы в весёлом мире африканских джунглей не стало вдруг «и скучно, и грустно», и некому лапу подать.
Но есть хорошая новость: у нас всегда будут пингвины. Их анимационная жизнь ещё не до конца изучена. А посему — до встречи в кино!
Комментарий редактора:
Каждый отдельностоящий пример качественной локализации западного мультфильма, по старой привычке — не столько повод для редкой (да на самом деле уже и не такой редкой) радости, сколько наглядное пособие того, с какой целью вообще дримворксы и прочие диснеи тратят немалые деньги, нанимая дорогостоящих звёзд первой величины для озвучки своих произведений. Голос актёра — зачастую то единственное, что делает компьютерную, как-никак машинную анимацию по-настоящему живой. Потому недавний Буг-Бондарчук и вот теперь, также повторно, Алекс-Хабенский сотоварищи совершают для нас это чудо.
В каком-то смысле мы смотрим не западный, а вполне наш мультфильм. Потому что актёр, если он действительно актёр, в отличие от полубезымянных многостаночников «Мосфильм-мастера», он не озвучивает, он играет роль. Его задача — не набубнить текст в микрофон и пойти дальше кочумать, он всё-таки отвечает за работу своим именем, и результат не заставляет себя ждать в виде приятного настроения зрителя и хороших сборов.
Последние годы прокатчики крепко задумались над этой небанальной мыслью, и даже малобюджетные «Феи» выходят из студии озвучания именными, а не безымянными. Может, настанут скоро и такие времена, когда ни один анимационный проект не будет выходить без авторизованного перевода и хороших отечественных голосов в титрах. Вот «Вольта» озвучивает «Квартет И». Кто там на очереди следующий? «Игорь». Вот и посмотрим, как справится с задачей прокатчик «Вест».
А прокатчикам «Мадагаскара 2» — отдельное спасибо за Серёгу в образе Мото-Мото.
Всенародная любовь ко льву, зебре, жирафу, бегемотихе и особенно пингвинам сделала продолжение Мадагаскара лишь делом времени. А что собственно нужно от продолжения? Правильно, всего того же и побольше. Вряд ли создатели собрались бы что-то кардинально менять в наборе тех ингридиентов... далее
Олег
Улыбаемся и машем, v2.0
Первое слово, пришедшее на ум после просмотра - не "____", но СИТКОМ. Наверное, режиссер и сценаристы такого не хотели, но получился разбросанный набор эпизодов, которые связаны не намного больше чем отдельные серии Южнопарка.
В итоге даже трудно оценить то, что получилось. Пингвинья SWAT-команда - великолепна... далее
Социальная антиутопия в декорациях фэнтези, да ещё и в жанре детской сказки — бывает ещё более путанная эклектика? Вряд ли, но именно в ней и кроется привлекательность фильма. Конечно, он далёк от жанровой исключительности. Аналогий можно обнаружить сколько угодно: вы отправитесь из «Тёмного города» кварталами «Матрицы», следуя прямиком через «Город потерянных детей» и придя неожиданно в «Таинственный лес» тропинкой «Сокровища нации». И не забудьте передать привет Тиму Бёртону.Отзывы: [11]
Постмодернизм тоже не всем под силу. Некоторым режиссёрам, видимо, кажется, что достаточно пары цитат, немного узнаваемой современности, замешанной на «Русь. Времена неизвестны», и вот — чудо свершилось. Ан нет. Не буди лихо, пока оно тихо — ведь можно не справиться со стёбом и собственным хамоватым весельем. Стёб ведь в своём роде «дерзость, получившая образование». А если авторы фильма по какой-то неведомой причине где-то когда-то «не доучились», то их попытки пошутить обернутся крахом. Отзывы: [15]
Локализация, это, наверное, самое сильное, что есть в этом мультфильме. Акценты таксы и уток, крайне удачные интонации и местами гармоничный сценарию идиотский перевод — всё это уже само по себе удачная шутка. Ну, и конечно, Бондарчук. Федя. Как же он хорош, демон, когда его нет в кадре. Совсем. Вот слышно голос и славно, чёрт побери. Думаю, Феде надо полностью переключится на мультики, больно хорошо у него это выходит.Отзывы: [16]
Всё-таки у каждого жанра есть набор атрибутов, без которых никуда. У компьютерного шутера — это собственно стрельба с двух рук. Вид от первого или от третьего лица, выбор оружия, боевых приёмов и узнаваемых сцен, всё это детали, главное — стрельба. И Ольга Куриленко. А какая стрельба в нуар-комиксе? Беретта, шляпа, плащ, виски в пустом полуночном баре, неоновые вывески и длинные монологи на мосту, под мостом, в машине или во время клинической смерти. И никакой Ольги Куриленко.Отзывы: [47]
Усилиями гвардии недоделанных постмодернистов доверие к отечественным боевикам за последнее время категорически подорвалось. Тогда как в «Непобедимом» действительно есть всё, что требуется от хорошего качественного жанрового кино, и немного того, что от него не требуется и вообще не желательно, отчего после просмотра остается двоякое впечатление. Впрочем, каким бы неровным во всех смыслах фильм ни был, но развлекает вполне успешно. «Отечественный боевик», к счастью, не всегда диагноз.Отзывы: [16]
Попытка смелости обернулась своей противоположностью. В фильме сценарные проблемы вылезают буквально через каждую сценарную удачу. Те самые слова «все помрут, а я останусь», которые хоть что-то должны значить, вдруг становятся пафосными. Фильм было бы нужно расклеить и снова склеить — без сюжета, вот просто о том, насколько ничего не происходит. Тогда, может, был бы шедевр, хотя уже строго по гамбургскому счету. Хотя на фоне сегодняшнего совкового кино фильм все равно выглядит прилично.Отзывы: [26]
Фестиваль «Завтра» в этом году получился на удивление душевным и радушным. Мало того, что в Москву приехали некоторые очень известные люди, такие как Мишель Уэльбек, Пётр Зеленка и Абель Феррара. Они показали свои очень известные фильмы. Организаторы не забыли пригласить на показы и известных российских киноперсон. Фестиваль, в прошлом году заявивший о себе как о маленьком, но очень достойном кинособытии, набирает обороты, и в этом году уже вдвое расширил свою программу.
Невероятно тяжело быть вторым, да ещё каким вторым. «Дьявол носит Prada», конечно, стилистически совсем в другой плоскости лежит. Там — высокая мода, она не бывает «негламурная», тут — индустрия «звёзд кино» и связанная с этой индустрией пресса. Но это не мешает зрителю подсознательно проводить свои параллели, часто — в пользу права первородства. Кто первый встал, того и тапки, хотя соцсоревнование Бриджес — Стрип во многом, к превеликому удивлению, ограничилось ничьей.Отзывы: [6]
В 1932 году, когда экономика США переживала пик Великой депреcсии, на экраны вышёл фильм Фрэнка Борзеджа «Прощай, оружие». Абсолютно мелодраматическая картина, лишь фабульно связанная с первоисточником, заканчивалась сценой, где птицы взлетали в небо. Говорят, что Хэмингуэй, увидев последний эпизод, воскликнул: «А вот и птички!», поднялся и быстро вышел из зала. Зрителям «Ночей в Роданте» предоставится шанс почти процитировать Хэмингуэя, разве что здесь киноколокол прозвонит не по птичкам.