«Суперсемейка» (“Incredibles. the”), 2004
Режиссёр и автор сценария: Брэд Бёрд
Композиторы: Тим Симонек, Микаель Гаиччино
Производство студии Pixar
Роли озвучивали: Крейг Нельсон, Холли Хантер, Сэмюэль Л. Джексон, Джейсон Ли, Спенсер Фокс, Сара Воуэлл, Брэд Бёрд
Студия «Пиксар» для компьютерной анимации это как студия Уолта Диснея в анимации рисованной. Первопроходцами быть трудно, ещё сложнее — продолжать держать марку из года в год. За последнее десятилетие технологическая революция сбросила с постаментов бюсты многих и многих былых авторитетов, возвеличивая новых кумиров. Но «Пиксар» продолжает задавать ориентиры, несмотря на вконец избитые конкурентами в лице «ДримВоркс» и «Фокс Анимейшон» пятки. Снова прошло время и снова на арене те же и лампочка на ножке — фирменный знак «Пиксара». За это время успел совершить невозможное «Шрек-2», побивший все мировые рекорды сборов анимационных лент, к тому же сильно потеснивший с поляны уберблокбастеров кино игровое. За это время вышло сразу два технологически революционных CGI–фильма: «Небесный капитан и мир будущего» и «Полярный экспресс IMAX 3-D». Грядущие релизы у конкурентов идут внушительным списком, а что же наш заслуженный мэтр? Он не торопится. Он медленно спускается с холма, и медленно… впрочем, это анекдот не по рейтингу. Потому что сегодня на арене кино исключительно семейное, то есть для детей и их родителей, как впрочем, и всегда у «Пиксара».
«Суперсемейка» впервые была анонсирована публике по старой традиции студии — перед показом тогда ещё новинки мирового кинопроката «В поисках Немо». В этом вся радость проверенного временем рецепта — когда каждый новый фильм ориентирован на всё ту же аудиторию от детей и старше. Никто не услышит из уст персонажа низкопотребной шутки, грубого слова, равно как не дождётся от положительного героя неправильного поступка. В этом отношении «Суперсемейка» — такое же детское кино, как «История игрушек», «Корпорация монстров» или «Немо». Однако, как показывает практика, дети нынче погоду в кассовых сборах не делают, а кинокритикой вообще не занимаются и премий не раздают. На резонный вопрос — что делать, ответ каждый находит сам для себя. «Фокс» придумывает чумную саблезубую белку, «ДримВоркс» зажигает шутками на грани фола, знаменитыми голосами и пародиями на всё, что движется. «Пиксар» традиционно берёт историей, универсально интересной, забавной и в чём-то поучительной. Последнее — дань целевой аудитории. Впрочем, Голливуд без морали даже кондовые боевики не выпускает, не вижу в этом ничего плохого. Итак…
На свете существуют супергерои. Более того, их так много, что они начинают собираться в клубы по интересам, женятся друг на дружке, а также рядами заступают на службу государству с целью устранения всяческих асоциальных психов и фриков всех мастей с улиц, дабы не мутили там воду. Так тянется некоторое время, пока на супергероев не обрушивается машина массовых исков соображающих граждан, «не просивших, чтобы их спасали». Супергерои собирают манатки и уходят в тень по программе «защиты суперсвидетелей».
Бывший Мистер Исключительный и его жена Эластика обзавелись детишками (тоже с приставкой «супер»). Девица старшего возраста по имени Фиалка носит готичную причёску и умеет становиться невидимой, а также орудовать силовыми полями. Пацан младшего возраста, названный отечественными переводчиками Шастик (небось, от слова «шастать»), умеет быстро-быстро бегать по прямой и пересечённой. Самый же младший грудничок Джек-Джек пока непонятно в кого пошёл — особенностей не проявляет, только агукает. Небось, подменили в роддоме. Эластика, ставшая в одночасье Хелен Парр, сидит на хозяйстве — распаковывает последнюю после очередного вынужденного переезда коробку. Мистер Исключительный под псевдонимом Боб Парр помогает старушкам, работая в страховой конторе. Ему за это попадает от начальства. А потому он по вечерам со своим старым чернокожим супертоварищем Фреоном под псевдонимом Люциус Бест слушают втихаря полицейскую частоту и время от времени нет-нет, да кого-нибудь и спасут.
И вот, однажды эта скучная идиллия расцвечивается новыми красками — Мистер Исключительный находит таинственного работодателя. Он разживается новым суперкостюмчиком от супермодельерши Эдны Моуд и бросается в новую работу с головой…
Как уже говорилось, «Суперсемейка» — классическая авантюрная семейно-боевичковая комедия, если хотите, ушами растущая из «Правдивой лжи» и родригесовских «Детей шпионов». Только с налётом супергеройства и джеймсбондства. На этих четырёх темах построена основная часть шуток, пародий и экшен-сиквенсов. Причём всё вышеперечисленное сделано со вкусом и без надоевшего уже вот до сюда стандартного, знаете, такого надрыва. Забавная мимика персонажей, тонкие подколы зрителя по ходу дела, отличный в своём благородном безумии антигерой — тут многие участники фантастической фэн-тусовки узнают своих хороших знакомых (в первую очередь — кое-кого из своего круга). Достаточно детальная, не отданная на откуп хохмам детективная, а также давшая бы фору многим игровым фильмам семейно-лирическая линия. Самое главное — не знаю как детей, а взрослых младшая половина героев не раздражает, уже грандиозный успех! Ведь как, знаете, наснимают в кинах эдаких тупых подростков ака «один дома, мозги в гостях оставил». Тут же — совсем другая картина, дети ведут себя как дети, не умничают и кривляются строго по делу. Да и вообще — множество мелких бытовых деталей исполнено мастерски, с тончайшим юмором. Одна сцена поисков Фрозоном своего костюма или сцена с пацаном на улице стоят всех потуг «Подводной братвы».
Другая же сторона фильма — техническая, тоже выполненная «Пиксаром» на все сто, как и положено лидеру. Несчётное количество погонь снято просто отменно: несмотря на нарочитую пластмассовость многих деталей картинки, изображение очень подробное, физические модели воды, огня, причёсок персонажей и остальных машинок-самолётиков в кадре выполнены так, что к ним начинаешь специально приглядываться в поисках неправильностей… и не находишь. И отдельно разговор о моделях персонажей. Начнём с того, что «Пиксару», похоже, первому удалось полноценно избавиться от тридешной болезни чурбанообразности случайных второстепенных персонажей за кадром. Уже браво. А как там поживают главные герои? Отлично поживают. Эластика и Мираж таки вообще настолько секси, что невольно начинаешь поглядывать краем глаза на рейтинг фильма. Что, всё ещё детский? Хм. Местами даже старушка Аки отдыхает. Ну, и Мистер Исключительный (ну всё-таки, почему Исключительный, когда Невероятный?..) тоже не подкачал. Реальный такой Иван Поддубный. С задатками буддиста. И внешностью культуриста.
В свете всего этого становится понятно, что в сотню самых популярных фильмов сайта IMDB «Суперсемейка» попадает без всяких «если». Если поднатужится, то попадёт и в двадцатку. Критики тоже в восторге — рейтинг свежести фильма на Rottentomatoes просто зашкаливает, чудеса. Да и 430 текущих миллионов мировых сборов — тоже не предел, прокат за пределами США ещё не начал сбавлять послепремьерных оборотов. Некоторые скажут: давно наработанные приёмы, классический рецепт, долго так продолжаться не может.
Может, и не может, а только продолжает. К тому же «Суперсемейка» в некотором плане революционна для «Пиксара», прежде делавшего ставку исключительно на таланты режиссёра Эндрю Стэнтона. Приглашение создателя знаменитых «Симпсонов» Брэда Бёрда в режиссёрское кресло может означать многое, а может ничего не означать — да, студия продолжает, в отличие от конкурентов (кто помнит имена двух десятков режиссёров «Фокса» и «ДримВоркса»?), доверять режиссёру авторские, а не механические функции. Никаких этих, знаете, железных продюсерских хваток на горле у таланта — фильмы у «Пиксара» выходят за вполне разумные деньги, так что поводов нервничать не возникает. И потом, как видим, пока «Пиксар» продолжает сопротивляться мировой очевидной тенденции компьютерной анимации делать «попроще да посмешнее». На неудержимый хохот в зале кино не рассчитано, и в таком случае его успех — хороший знак нам всем.
Пока же, помимо классического бонуса в виде короткометражки про прыгающе-танцующего барашка, нам традиционно продемонстрировали анонс нового проекта. Припоминая, что «Суперсемейка» год назад на сеансе «В поисках Немо» как-то не впечатлила, будем надеяться, что «Машинки» окажутся тоже отличным мультиком, тем более что рулить процессом на должности режиссёра будет партнёр Эндрю Стэнтона по нескольким фильмам Джон Лэссетер — тоже знатный трёхмерщик со стажем, он же продюсер «Суперсемейки».
Пока же — просто скажем спасибо господам хорошим, особенно отечественным локализаторам, редкость это видеть, что потраченные на перевод и озвучку недели были использованы с толком, к переводу приложен талант, а не патентованные халтуроделательные машины. Не подкачали и голоса и актёрские способности озвучивающих. Просто здорово!
В таком варианте у вашего покорного слуги не возникает даже единого повода, почему бы вам не сходить на сие кино (или, может, по второму разу), а? До встречи в кино!
Правило кинокомикса — герой, даже если он супермногоплановая сложная личность с элементами брутальности и даже шизофрении, должен в финале спасать мир. Что же за вселенская катастрофа должна постигнуть Землю, если не могучее вовремя подставленное плечо женщины-кошки? Правильно, нашествие в магазины того самого супернеправильного экологически, но ужасно бронебойного крема. Одно в фильме хорошо. Природные, обыкновенные кошары и котяры, у которых усы лапы и хвост, справились со своей задачей
Этот жанр — единственный в своём роде, потому что шутят тут исключительно с умным выражением лица и обязательно спасают мир от Нашествия Хаоса. Ни больше, ни меньше. Такова задача. Супергерой с красной мордой и подпиленными рогами должен с усмешкой разбираться с осьминогоподобными богами, одной левой разрывать пасть немецко-фашистской гидре, а в перерыве изучать тонкости прикуривания сигар от спички. Вопросы «зачем» да «почему» тут бесполезны, их нет в сценарии
Где ваш террор, где вырезание зла под корень, я вас спрашиваю! И только эхо было ему ответом. Нет, всех плохих в конце замочат, а друзья даже останутся живы и верны, машин будет взорвано — море, тлен и разорение пойдёт по теневому миру от руки его. И зажигалова в лучших традициях дрыгоножества и рукомашества вроде будет немало, и даже очень неплохие (ну, в таком смысле) моменты попадаются по ходу действа. Но вот же какая незадача, всё равно — слабовато, один пень слабовато. Хотя б начало бодрое...
За океаном есть такой рейтинг — G. Отличная буква алфавита, означает — для любой аудитории. Знатоки поймут. В переводе с казуистического на русский — на такой фильм можно взять пятилетнего ребёнка и тому ничего за это не будет. В смысле, его не напугают, не научат плохому, и вообще будут всячески воспитывать в любви к маме, папе и Санте. Если вы готовы к такому повороту событий — за вас я рад вдвойне, вы — юный душой, неиспорченный жизнью человек
Так уж получилось, что из всех комедий комедии рождественские как жанр слишком зажаты своими естественными рамками. Художнику в таких рамках тесно, зрителю — умилительно, но скучно, всё комедийное жанровое великолепие исчерпывается комедиями положений. Приходится сценаристам изворачиваться, придумывая истории, достойные экранизации, и при этом не повторяющие по сотому разу всю ту же песню. Хо-хо-хо и джинглбеллз. Ибо совсем другим этот жанр быть не может
Ассиметричный ответ вовсе не призрачной угрозе. Бюджет в несколько миллионов (начинаем к этому привыкать), съёмки под патронажем ФСБ и МВД, боевые вертолёты в кадре, главный герой — суперагент, главные негодяи — арабские наёмники и один лондонский олигарх. Вокруг этих танцев с волками и продвигается сюжет - c таким размахом вытеснять из общественного сознания реальные трагедии виртуальными терактами у нас ещё не брались
Что в этом сюжете от Амели? Практически всё. Детективная сюжетная канва, флэшбэки главной героини, красочная камера Бруно Дельбоннеля, интимная, осторожно рассказанная история двух влюблённых. И если кому хочется корить режиссёра за эту одинаковость — мне, если честно, нет. Идея осталась свежей, краски не потускнели, инструмент художника отточен и не дрожит в твёрдой руке. Заставляя второй план картины — окопную войну — двигаться, жить по тем же правилам нереальной реальности
Так уж получилось, что все значительные психологические триллеры или приравненные к ним картины смешанных жанров крутятся в своей идеологии вокруг шаткой границы между мистикой, психоанализом и барабашками. Вряд ли я открою страшную тайну, если скажу, что усилиями Голливуда и мистика, и «напланитяни», и уж тем более психиатрическая лирика нынче пребывают в жутком запустении. Придумать по этому поводу что-то действительно оригинальное и трогающее душу зрителя нынче практически невозможно
Часть камрадов тщательно штудирует особо выдающиеся моменты свежих работ студий «Божья искра» и «Полный пэ», другая же часть категорически крутит при упоминании имени Дмитрия «Гоблина» Пучкова у виска и спешит в ответ обзываться. И те и другие относятся к происходящему очень неравнодушно. В истории с «Антибумером» перевод с русского на русский, да ещё и с одновременным выходом в нишу «официальных релизов» — это ли не тот пассаж, которого истинные поклонники ждали от Дмитрия?