![]() |
![]() ММКФ-2012: Любовь, секс, смерть и снова любовьначало статьи » окончание
Итоги фестиваля подведены, красная дорожка прошла, но как это водится в случае Московского кинофестиваля, они нас как раз мало волнуют. Куда интереснее всё то, что происходит в кинозалах, отыскать те зёрна истины и высокие творческие порывы, которые можно было найти на афишах «Октября», и которые на самом деле составляют суть любого большого кинофорума. Завершающий обзор посвящён разнообразным историям про любовь, любовь как вполне телесную, так и в каком-то высочайшем смысле этого слова. ![]() «Последняя сказка Риты», 2012 Некогда кинокарьера Ренаты Литвиновой начиналась со сценариев, про которые педагоги пеняли автору, что «так не говорят». Так говорила только сама Рената. С тех пор ничего не изменилось, был роман с Муратовой, началась собственная телевизионная и кинокарьера, теперь вот следует стадия увлечения Земфирой, а «так» по-прежнему говорит только сама Рената. И «Последняя сказка Риты» в этом смысле даже особенно показательна, потому что она во многом состоит из ранних сюжетов сценариста Литвиновой, дополненных и переработанных режиссёром Литвиновой специально для актрисы Литвиновой. И если бы не естественные физиологические причины (разорваться же невозможно), Рената сыграла бы все заявленные в фильме роли, но, увы, приходится делиться с товарками, сама же себе продюсер Литвинова оставила роль девушки-смерть по фамилии Неубивко. На этот раз никаких интриг и загадок. За кем пришла смерть — становится понятно с первой сцены, что она именно смерть — со второй, трагический образ жениха-Хомерики молчаливо раскрывается в третьей (всего в фильме полторы мужских роли с тремя абзацами текста на весь роман), далее фильм выходит на традиционное литвиновское бесконечное сюжетное плато, на просторах которого и будет произвольно дрейфовать до самого финала. Саркастический юмор Ренаты — почти то единственное, что живёт на этой поляне, остальное — дань авторскому произволу, который интересен разве что особым ценителям из числа театралов, знакомых с творчеством ранней Петрушевской и той же Литвиновой. Вот что одна из героинь неудачно жената — можно вычитать из синопсиса, но непонятно, что это добавляет истории в целом. Или этот вставной номер с «разрушенными порталами», имея в виду уничтожение старой Москвы — причём он к истории про девочку и смерть? То есть если начать вдаваться, история скорее теряет целостность, нежели просто плыть по течению, смеяться над репризами и любоваться сюрреализмом по-литвиновски. ![]() Последнему, кстати, безумно мешает операторская работа. Если в «Богине» оператор Опельянц делал своё дело и отгонял Литвинову от аппарата, то теперь в чисто женский междусобойчик Рената набрала аж пять непонятных девочек, не умеющих правильно выставить выдержку и сделать нормальную панораму (не говоря уже о том, чтобы выставить кадр), так что в итоге при монтаже всё это приходится фигачить безо всякого монтажа трёхминутными планами, потому что оно тупо не монтируется между собой. Да, работа художников (тоже трёх девочек) вполне хороша и аутентична литвиновской шизе, но это же всё ещё надо как-то снять? Стоит героиня в витрине, в своеобразном «венке» из подсветки. Прекрасно. Но почему зритель должен мучительно догадываться, что мы за стеклом? Очередная девочка-оператор думала только о том, чтобы не попасть вместе с камерой в отражение, ей-богу. Так что в итоге кино оставляет послевкусие хорошо задуманного, но «как получилось» реализованного театрализованного бардака, так что даже набившаяся в зал «Художественного» пишущая публика больше была увлечена переругиванием друг с другом, нежели происходящим на экране, хотя текст — ну изумительный, смешной, и Рената традиционно хороша. А вот всё остальное, включая, что особенно небанально, музыку Земфиры, стоило поменять на нечто менее вставное. ![]() «Детские истории» (“Kids Stories”, Франция), 2012 А вот, наконец, и европейская реакция на оглушительный каннский успех двухлетней давности тайского режиссёра Апитчатпона Вирасетакуна точнее такого «нового кино», которому уже лет пять как предрекают счастливое и безаппеляционное будущее. Тут, правда, география идёт на попятную если таец Вирасетакун учился в Европах, а снимать вернулся домой, то француз Зигфрид решил, что будущее в старушке уже наступило (или попросту невозможно) и отправился снимать в Индию и Казахстан. В результате получились две новеллы, из которых и состоят «Детские истории», не связанные сюжетом, зато породнённые тематикой и, что важнее, эстетической калибровкой. В первой мальчик Кабир, сбежавший из школы из-за невыполненного домашнего задания, бродит по улицам Калькутты, чтобы узнать, как ему попасть в Париж. Во второй истории, которая происходит в селе почти родного Казахстана, мальчик Алтымбек влюбляется в девочку Умут, которая приехала в гости к бабушке. А сестра Алтымбека Аруджан несёт письмо для своей бабушки, проживающей в соседней деревне, да теряется ночью в степи. Неясные, почти ускользающие не только от очевидных интерпретаций, но и от обычного восприятия, «Детские истории» напоминают разноцветные блики выхватить суть которых невозможно, но, раз увидев их, оторвать глаз уже не получится. И дело тут не в потрясающей ручной камере, которая ловит, кажется, даже дыхание маленьких героев, и не в обычных детях, которые стараются играть свои роли, а в самой магии кино. Когда движущиеся картинки соединяются с музыкой и превращаются в сны, создавать которые способен только волшебник. И на этот раз его зовут Зигфрид. Единственная в мире женщина-бог ![]() «Марина Абрамович. В присутствии художника» (“Marina Abramovic: The Artist is Present”, США), 2012 На неё невозможно смотреть без восхищения. Когда она в сотый раз за вечер поднимает на камеру красные слезящиеся глаза мученицы, восходящей на костёр, этот взгляд пробирает до костей. Такова сила документального искусства, вооружённого новейшими техническими средствами фиксации реальности, и получившего, в кои-то веки, в качестве объекта наблюдения не безвестных «тёть маш» с их жизненными неурядицами и бытовыми трагедиями, а объект поистине космического масштаба, который останется в истории искусства с фильмом или без, абсолютно неважно. Документалисты так долго искали правильную интонацию для подачи восхитительного в обыденном, что истинное, несконструированное, не требующее мелкоскопа для своего обозрения величие человека неподготовленного документалиста ослепит и уж точно убьёт в нём художника. Для работы с такими персонажами нужна особая тактика, закопчённое стёклышко вместо подзорной трубы, отстранённость вместо остранения. Потому в случае фильма о Марине Абрамович, фигуры для современного искусства предельно знаковой, режиссёру Эйкерсу понадобилось выстроить максимально безэмоциональную историю, в которой распахнутые глаза зрителей и растущие очереди в нью-йоркский Музей современного искусства говорили бы куда больше и героев, и самого автора. И это срабатывает. С одной стороны, даже если вы чужды всем этим «инсталляциям», «перформансам» и прочему художественному декадансу, к концу фильма вы будете буквально физически ощущать смысл этого трёхмесячного самоотречения на глазах у тысяч людей, а с другой — если вы и сами горазды прочесть лекцию о современном искусстве, то перед вами этот мир предстанет на непривычный взгляд «изнутри головы художника», вам станет понятнее, каково это — не просто смотреть на её произведения, но быть Мариной Абрамович, войти за кулисы драмы и даже трагедии подобного человека. И тогда все эти голые тела и странные поступки артиста отойдут на второй план и растворятся вдали. А останется только величие момента и величие создающего этот момент человека. ![]() «Барбара» (“Barbara”, Германия), 2012 С этой лентой было многое понятно ещё до самого просмотра, но когда «Барбару» вышел представлять куратор Института Гёте, последние сомнения совсем улетучились. И слова «фильм похож на «Жизнь других», но выполнен в несколько другой манере» как нельзя точнее описывают то, что получилось у представителя новой берлинской школы Кристиана Петцольда. Хотя поначалу в это и не сильно верилось — ГДР 80-х, провинциальная больница, красавица-врач Барбара, выдворенная из столицы за желание уехать в лучшую часть Германии, вездесущая Штази. Согласитесь, выглядит всё очень знакомо. Но вместо размашистого полотна фон Доннерсмарка камерная, почти интимная мелодрама, где кадр занимают не берлинские многоэтажки и прочие чудеса урбанистики 80-х, а тихие поля и леса, тревожимые лишь стрёкотом велосипеда да случайно проехавшим мимо «Трабантом». Ну и герои тут под стать немногословные, почти всю ленту сохраняющие ледяное спокойствие, но тем сильнее действует финал. Который, точно древнегреческий катарсис, ставит несколько расплывающуюся, но уверенную в своей этической и художественной выверенности точку в этой истории. «Барбара», без всяких сомнений, одна из самых крупных удач нынешнего кинофестиваля недаром с августа она выйдет в общечеловеческий прокат. И сомневаться в этом не дают повода ни несколько поднадоевшие переживания немцев насчёт некогда разделённой страны, ни почти чеховский врач (тоже красавец и умница), про которого иначе как про «честь и ум эпохи» и не скажешь. Но самое главное во всём это то, что у Петцольда вышла на удивление цельная и мощная картина, координаты которой задают не тренды и веяния, а ясные (читай вечные) нравственные и эстетические категории. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/07/01/mmkf.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
![]()
![]() ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
![]()
«Игра теней», отзыв
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |