Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Господдержка: ударим хартией по бездуховности и фальсификации

Владимир Мединский

Лето 2013 года в отечественной кинотусовке прошло под девизом «больше питчингов, хороших и разных», не проходило и недели, чтобы не приходили очередные вести с полей, сколько и каких заявок на получение госфинансирования Минкульт получил, заслушал, отклонил или подтвердил. Поскольку речь идёт о чужих миллионах, тем самым каждая новость вызывала горячечный ажиотаж в среде, аффилированной с, но для остальных была скучна до вывиха челюстей. Ну да, очередной миллиард госденег попилят между своими. На фоне рекордных сборов американского кинопрокатного лета эта движуха была особенно скучна и безыдейна, так что ваш покорный слуга главвред даже и не парился обо всём этом писать на страницах Кинокадра, но на неделе случилась очередная пачка инфоповодов, которые актуализировали всю эту бюджетно-распределительную тягомотину, так что появился хороший повод осветить всё происходившее, так сказать, ретроспективно. И разумеется, в большинстве случаев ньюзмейкером выступал Владимир Мединский, текущий министр культуры РФ, по совместительству подвинувший в мае своего зама Ивана Демидова с поста ответственного по кинотарелочкам, решив, что надо самому всем царстсовать и всем владети, а музобоз пущай отвечает за цирк.

Для начала небольшой десклеймер, чтобы точнее понимать позицию автора этих строк. Я против господдержки кино, но по факту без неё наше кино мгновенно исчезает, тому пример — печальная история 2008-2009 годов, когда даже «Кинотавр» с трудом наскребал фильмы в конкурс. То есть по факту всё наше кино так или иначе снимается либо на госденьги непосредственно, либо аффилированным образом, через те же госбанки. И если во втором случае бабло дают целевым образом, то абстрактная статья «на господдержку кино» раньше распределялась крайне непрозрачным образом, то есть в основном даже не разворовывалась (что было бы хотя бы логично), а банально разбазаривалась — деньги потрачены, фильмов никто не видел. И идея Мединского навести в этом бардаке порядок — она как раз вполне хороша, да и питчинги, то есть публичная защита авторами проекта его состоятельности перед жюри из специалистов в вопросе, в основном продюсеров, она чудо как хороша. Но в наших реалиях неминуемо превращается в свою противоположность. Следите за руками.

В июле состоялись те самые питчинги, с трансляциями в интернет и прочими элементами «прозрачности», но в результате выяснилось лишь, что наши суперпрофи банально косноязычны и толком не могут сформулировать, о чём их кино, особенно порадовала Лера Германика, которая так и сказала я, мол, социопат, питчинговать не умею. Но когда список прошедших питчинг был оглашён, чудесным образом выяснилось, что туда попали почти все, кто вообще был до питчинга допушен (зачем было огород городить?), например такие проекты как «Ёлки 3» Тимура Бекмамбетова и «Остров везения» Сарика Андреасяна, а не попали в итоговый список полученцев невозвратного госбабла Чухрай, два Прошкина, Досталь и главный предмет скандала — российско-немецкий проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр», который как раз отпичинговался лучше других, но «не прошёл экспертизу военно-исторического и социально-психологических советов» при Минкульте.

Проще говоря, фильм Миндадзе не угодил много лет простаивающей комиссии по фальсификации истории с формулировкой «сотрудничество немцев и СССР до войны имело место быть, но не так широко, как это показано в фильме». Ну и вообще, «ветераны не поймут». Вы поняли, да? Наш борец с мифотворчеством на всякий случай решил побыть святее Папы и натравил на режиссёра аж троих прикормленных «военно-исторических экспертов», дабы те поправили сценарий Миндадзе на более соответствующий текущему курсу партии. А как же, ведь кто девушку ужинает, тот её и танцует. Этот немудрящий подход Мединского к культуре не нов, но впервые проявился так наглядно. Разразился скандал, «красный свет» проекту Миндадзе сменили на жёлтый, в итоге фильму поправили датировку на 30й год (с 39го) и в заветный список таки включили.

Помолясь, минкульт туда же добавил дебюты (среди которых оказался такой подающий надежды молодой режиссёр как Юрий Арабов 1954 года рождения), плюс лонглист из ещё более полусотни фильмов независимых проектов, впрочем, от них ещё много кто отвалится. Но вчитаться в эти названия можно уже сейчас.

Собственно разборкам вокруг Миндадзе был посвящён в итоге весь август, а уже в сентябре Минкульт разразился свежей новацией. Сначала на специально созванной пресс-конференции было объявлено в рамках развития отечественного кина о ещё одном конкурсе минкульта — сценарном, дабы уже не давать денег мэйджорам под их собственные проекты, а тупо заказывать экранизацию конкретного господдержкоугодного духоподъёмного скрипта, вроде того, как после выхода «Легенды номер 17» Мединский чуть не лично потребовал снять по заказу вышестоящих товарищей кино про Яшина. Там же, на прессухе, была дана высокая оценка новой системе питчингов, ещё бы она не была дана.

Ну и наконец 3 сентября Мединский вбросил в медиапространство проект некоей «Этической хартии кинематографистов России», подготовленный вообще чёрт знает кем — мурзилкой по имени Правление Молодёжного центра Союза кинематографистов Российской Федерации (полный список членов этого Правления не упоминается ни на одной из страниц СК, а сам этот Центр, похоже, ограничивает свою деятельность страничкой в фейсбуке). Целиком текст прочитаете тут, приведём лишь одну цитату оттуда:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Отечеству, особенно у молодого поколения. Поддерживать в кинематографических произведениях идеи соборности, коллективизма, нестяжательства и других основополагающих гуманистических традиций, так полно выраженных в произведениях отечественных писателей и философов.

Эту хрень, изначально придуманную, как известно, лично Михалковым на очередном пленуме СК, видимо, предлагается подписать всем, кто не хочет пыль глотать желает получить госбабла, а саму хартию сравнивают аж с приснопамятным американским «Кодексом Хейса», который за океаном похоронили уже 50 лет как, у нас же, вона, назад в будущее. Кто помнит, тот кодекс в своё время строго дозировал степень страстности поцелуев в кадре и намёки на происходящее за кадром, например. Забавляет, что буквально в каждом упоминании этой самой хартии её всегда скромно называют «проектом» и предлагают всем поучаствовать в разработке этого проекта. Такой, понимаете, «юзер генерейтед контент» в стиле «сами предложат, сами же и подпишут, мы здесь ни при чём».

Ну и вдовесок, дабы нужные люди Мединского вдруг как-то не так не поняли, наш духоподъёмный министр тут же разразился в собственной карманной газетке «Культура» (с ней под мышкой он ходит на все мероприятия) огроменной программной портянкой в жанре «интервью с самим собой». Желающие и имеющие запасы силы воли это «блабла» могут прочитать целиком самостоятельно, для ленивых и просто брезгливых, беспокоящихся за свой моцк, приведём здесь пару цитат:

«Да, у нас страшная, кровавая, тяжелая история. Мы не отгорожены от остального мира двумя океанами, как Америка. Через нас Орда проскакала — и не раз, туда — обратно. Перекресток всех дорог. Ну, не повезло с нами: земля богатая и ее немерено, а народ попался заковыристый, не хотим ложиться ни под кого. Сколько ни топтали — никто не вытоптал. А если бы фильм «Штрафбат» был правдой, Русь бы не существовала уже тысячу лет. Поэтому я убежден, что государство подобные картины финансировать не должно».

«Я с сомнением отношусь к термину «совесть нации». Для кого-то сегодня Юрий Шевчук — совесть нации. А для кого-то он просто мелет не пойми о чем. Кто-то скажет, что мой любимый беллетрист Борис Акунин — глас истины в последней инстанции. А я считаю, что он ничего не понимает в политике и в жизненных реалиях. Этакие письма Герцена издалека. Хотя талантливейший человек».

«Я считаю, что идеология, то есть набор идей — это очень правильная вещь. Без идей человек становится животным. Либералы говорят, что идеологии быть не должно, они, видимо, хотят, чтобы мы травку жевали...»

«Я бы сформулировал следующим образом: нужны государству такие легенды или нет? Не вижу оснований поддерживать фильм, пропагандирующий примитивные формы норманской теории о призвании Рюрика и полном отсутствии мозгов и самообразующего начала у наших славянских предков. Это противоречит и здравому смыслу, и государственному самоощущению. Викинги, у которых еще даже письменности не было, просвещали и огосударствляли Киевскую Русь? Просто смешно».

Вот он какой, наш орёл Мединский. Искренне ваш, Главвред.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2013/09/08/3530.shtml
Написать комментарий:
Пседоним
Заголовок
Сообщение:
 
Смотрите также:
Также по теме:
Также в блоге:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама