Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

ММКФ 2014: между нашим и ненашим

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ, 28 июня 2014
начало статьи » окончание

В этом году вместо соревнования в конкурсе Московский кинофестиваль обеспечил себе внутренний конфликт — на неприезд зарубежных звёзд было притянуто за уши 95-летие ВГИКа, обилие российских имён в конкурсе уравновешено с другого борта внезапным приближением к телу фестиваля российских программ, наконец в борьбе за зрительские и профессиональные награды схлестнулись нахальная Германика и академичный Тумаев, некогда первым вручивший ей первый её приз за первую её короткометражку. О чём неоднократно впоследствии успел пожалеть. Вот подобными противопоставлениями (нашего и ненашего, документального и художественного, плохого и хорошего) мы и завершим третью, заключительную часть наших фестивальных обзоров в этом году.

Читайте в этом в обзоре:
«Да и Да»
«Комбинат «Надежда»
«Два дня, одна ночь»
«Свет моих очей»
«Косухи»
«Роджер Иберт: Это и есть жизнь»

В предыдущих обзорах:
«До свидания мама»
«Бети и Амар»
«Зелёный принц»
«Так светел вид»
«Белый ягель»
«Прибежище»
«Самый опасный человек»
«Танец реальности»
«Кино про Алексеева»
«Крёстный путь»
«Казус Блохера»
«Нагима»



Один в темноте

Свет моих очей

«Свет моих очей» (“Gozumun Nuru”, Турция, Франция), 2013
Режиссёры: Хаккы Куртулуш, Мелик Сарачоглу
В ролях: Мелик Сарачоглу, Бильгин Сарачоглу, Исмаил Сарачоглу, Хаккы Куртулуш, Кунейт Кебеноян
Основной конкурс

С первых же секунд объявляя о себе гремящей за кадром «Рапсодией в голубых тонах» Гершвина, этот участник конкурсной программы выбивает твёрдую землю из-под ног заскучавшей было фестивальной публики. Сарачоглу, играющий самого себя (да даже не играющий — нам во многом представлено такое домашнее видео, просто то и дело разбавляемое новыми визуальными приёмами и находками), обращается напрямик, безо всяких извинений, фактически заставляя зрителей смотреть, но ощутимо лишая их какой угодно собственной инициативы. Некоторое время назад у молодого турецкого режиссёра и страстного кинолюбителя произошло отслоение сетчатки в правом глазу; теперь то же самое происходит в левом, и в течение сорока дней после спешно проведённой операции Сарачоглу пролежит на диване, лицом вниз, с широко закрытыми глазами. А для того, чтобы ему было легче, он, при содействии давнего товарища Куртулуша, снимет о себе кино.

Оценивать столь личный фильм так или иначе тяжело, потому как он не допускает практически никакой зрительской отстранённости, однако сам его просмотр оказывается удивительно, по-честному увлекательным. Сарачоглу прекрасно осознаёт, что стоит на кону, но вместе с этим упорно отказывается терять по отношению к ситуации чувство юмора, и примерно так же чувствует себя и зритель. Пафос «Света моих очей» — не трагического, но отчаянного толка: режиссёр, он же центральная фигура, больше всего желает не потерять контроль над происходящим, и, неподвижно лёжа на диване, именно посредством фильма разбирается со своими раздражениями и страхами. (Камео небритого, презрительно настроенного кинокритика, готового разругать фильм, не посмотрев его, неминуемо вызвало у полного зала ММКФ восторженный хохот). Неотложный, необходимый акт кинематографической терапии и самоуспокоения, благодаря быстро налаженному взаимопониманию людей по разные стороны экрана, не отбрасывает в итоге ни малейшей тени самолюбия. Этот фильм действительно нужно было не только снять одним, но и увидеть — другим.



Три извива

Косухи

«Косухи», 2013
Режиссер: Себастьян Аларкон
Cценарий: Себастьян Аларкон, Александр Адабашьян
В ролях: Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Юрий Назаров, Дмитрий Смирнов
Специальные показы

Три героя оказываются в одном месте и в одно время как бы неслучайно — все трое в заглавных «косухах», все трое прячутся за бочкой с бензином от случайной пули, у всех троих день рождения. Но какая разница в судьбе! — восклицают авторы голосом мультгероя и пускаются в жизнеописание, постепенно доводя каждого из трёх героев до ключевой точки сюжета. Один бомбит заборы по задворкам Москвы-Сити с планом социального протеста под мышкой. Другой пишет сценарий, подвозя для этого Адабашьяна до общепита на мопеде. Третий мается от обилия прислуги, вроде как учится и ходит в качалку — его функция в фильме «сын олигарха». И за всеми троими ведётся слежка, почему и отчего — не поясняется.

В идеале это мог получиться альманах про разные страты современного молодого поколения, с не очень ясным мессиджем, но вполне берущий разнообразием сюжетной канвы и вообще, у нас мало снимают про действительность, у нас всегда какие-то выдуманные сценарные извивы. Но в реальности все потенциальные плюсы фильма были убиты на корню отвратительно прописанными диалогами (смесь выспренности и топорности), а вся сценография, вполне богатая находками, безнадёжно погрязла в студенческой задаче «снимать богато, но задёшево». Автор как бы каждую секунду кричит в зал: смотрите, я вот так могу, и ещё вот так могу, а смотрите, где мы снимали, а смотрите, что у нас в кадре! Это утомляет ещё быстрее трескучих диалогов ни о чём.

Ну и вообще многое в этом фильме производит ощущение случайности — случайно подобранные герои, случайные сюжетные повороты, притянутый за уши финал, к тому же снятый невозможно плохо. Геи, качки, папы, революционеры, топтуны, наркоманки, развратные служанки, музыканты, мотоциклы, кавказцы, всё это свалено в огромную кучу и… и даже не взорвано.



Человек пишущий

Роджер Иберт: Это и есть жизнь

«Роджер Иберт: Это и есть жизнь» (“Life Itself”, США), 2014
Режиссёр: Стив Джеймс
Программа документального кино

Съёмки фильма начались ещё в конце 2012 года, однако уход Иберта из жизни пятью месяцами позже — давно назревавший и при этом все равно неожиданный — неминуемо заставил Джеймса продолжать работу уже в одиночестве, параллельно сделав «Жизнь» полноправным памятником с соответствующей долей пафоса. И само собой, закономерно, что первым из представителей своей профессии такого памятника удостоился именно человек, принёсший кинокритическое мышление в массы (со всеми положительными и некоторыми отрицательными последствиями) в такой степени, в какой это не удавалось никому до него.

По своему формату «Это и есть жизнь» немногим отличается от традиционной мейнстримной документалистики, в которой сочетаются говорящие головы, энергичные нарезки и неожиданные (для зрителя-неофита) повороты, а серьёзные куски непременно разбавляются анекдотами. Выделяться из общего потока фильм заставляет, прежде всего, сама фигура в его центре — Иберт в последние месяцы жизни, почти абсолютно сломленный физически, но до последних моментов сохранивший остроту и богатство ума. Смотреть на него без боли тяжело. Без немого восхищения — невозможно.

Роджер Иберт: Это и есть жизнь

Когда же фильм исследует прошлое (а этим он занимается на протяжении большей части хронометража), ему безмерно помогает тот факт, что он является, по сути, экранизацией одноимённой автобиографии своего предмета, в которой тот уже без обиняков высказал всё, что было высказать. Тем самым он уберёг и будущее кино Джеймса от подачи в виде одномерного доклада о жизни замечательных людей. Присутствие Иберта сквозь зачитываемые за кадром пассажи из его книги (а также показанные отрывки из его телешоу) столь велико, его харизма и уверенность в себе (при полном отсутствии высокомерия) проявлены столь открыто, что создаётся отчётливое ощущение, будто он сам здесь режиссёр и полноправный рассказчик.

В финале, уже неподалёку от двухчасовой отметки, фильм всё-таки резко теряет свою прежнюю динамику, когда Джеймс, достигнув логического завершения, не желает отпускать и начинает вдаваться в откровенные отступления. На выручку вновь приходит сам Иберт, чьё послание про «увидимся в кино» оказывается не просто лучшим, но единственно возможным финалом. Он ушёл, но дело его живёт.

19 июня 2014 года в Москве в театре «Россия» состоялась торжественная церемония открытия 36 Московского международного кинофестиваля. Кинофорум открылся российско-американским документальным фильмом «Красная армия», снятым американским режиссёром Гейбом Польски о хоккеистах сборной СССР. Председателем жюри в этом году стал российский режиссёр Глеб Панфилов, ему же была вручена почётная награда за вклад в мировой кинематограф. Церемония открытия в целом прошла под знаком 95-летнего юбилея главного киновуза страны ВГИКа. Организаторов по традиции представлял президент фестиваля Никита Михалков. Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт мероприятия.

См. также: красная ковровая дорожка закрытия ММКФ-2014, фотоотчёт

В столице закрылся 36-й Московский международный кинофестиваль
начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/28/mmkf2014.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Холодное сердце 2Соник в киноДушаПлохие парни навсегдаВойна токовТерминатор: Тёмные судьбыСемейка АддамсМидуэй

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ММКФ 2017
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Обзор » ММКФ-2013: порно, водилы и коррупция Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
ММКФ 2014: кино народов мира


ММКФ 2014: кино народов мира

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ

Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды.


Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости


Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости

Зара АБДУЛЛАЕВА

На закрытии главного фестиваля российского кино Андрей Звягинцев настоял на открытии: такое кино есть! Справедливо. Четырнадцать картин, отобранных из семидесяти двух, свидетельствуют о реальности, в которой действуют и опытные режиссёры, и крепкие дебютанты. Разнообразие фильмов зафиксировало все возможные тренды кинопроцесса: артмейнстрима, документального взгляда, мокьюментари, парадокументального реализма, социального высказывания, жанровой вменяемости. Что до раздачи призов, то они спорные.






Показать расписание фильма:


 




Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама