ММКФ 2017: фото красной дорожки открытия

Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости

Зара АБДУЛЛАЕВА, 10 июня 2014
Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости

На закрытии «Кинотавра», главного фестиваля российского кино Андрей Звягинцев настоял: такое кино есть! Справедливо. Четырнадцать картин, отобранных из семидесяти двух, свидетельствуют о реальности, в которой действуют и опытные режиссёры, и крепкие дебютанты.

Разнообразие фильмов зафиксировало все возможные тренды кинопроцесса: артмейнстрима, документального взгляда, мокьюментари, парадокументального реализма, социального высказывания, жанровой вменяемости. Что же до раздачи призов, то они, как на всех фестивалях, могут быть оспорены, что не отменяет их логики или попросту взвешенности. Остроты решений или хотя бы элегантности не вышло.

Было совершенно очевидно, что единственный в конкурсе фильм — «Испытание» Александра Котта — соответствует традиционному, а может, и допотопному (не в оценочном смысле) понятию «авторского кино». Представлению о том, что главное в кино — изображение, а текст, диалоги противоречат киногении, желательно самодостаточной. Читай выразительной. Это наивное, если не студенческое представление о «задачах кинематографа» по-своему трогательно. Александр Котт, снявший «Брестскую крепость», повернул вспять, в сторону, осуществив, как признался, свою мечту.

Испытание
«Испытание»

История любовного треугольника, длящаяся под прицелом ядерных испытаний близ Семипалатинска в 1953 году, в степи Казахстана, разыграна как серия немых и красивых, чересчур, до банальности красивых картинок-мизансцен. Тщательный оператор Леван Капанадзе получил приз «За лучшую операторскую работу». Закаты, рассветы, изгибы одинокого дерева, просторы грозного пространства, зной и ветер, колебания света и тени — визуальный прейскурант поэтического кино, которое от времени съёмок не зависит, хотя финальный взрыв освидетельствовал конец старого и нового мира. Но не законного наследника авторского кино. Так или иначе в искренности намерений этого режиссёра, прошедшего испытание блокбастером, которое не сгубило его мечту о «настоящем кино», сомневаться не приходится. Что ж, не каждому дано реализовать свою утопию (не место) в текущем времени.

Звезда
«Звезда»

«За лучшую режиссуру» была удостоена Анна Меликян, звезда артмейнстрима, сняв после долгого молчания «Звезду», в которой блеснула литовская актриса Северия Янушаускайте (награда «За лучшую женскую роль»). А также дебютировал талантливый Павел Табаков в роли тихого, но упёртого протестанта сытой гламурной среды, в которой он вырос, которой окружён и от которой его тошнит. Сарказм и монтажный драйв этой картины призваны обессмыслить или хотя бы на время подорвать шик и блеск столичного истеблишмента, о котором грезит молодая провинциалка, мечтающая стать звездой. Для достижения этой цели, уместной, скорее, для персонажей прошлого десятилетия, эта красавица мечтает исправить свои губы, груди, ноги. Где взять деньги на операции?

Ещё один год
«Ещё один год»

Меликян «подгребает» ей сына стареющего олигарха, озабоченного своим здоровьем и секретами молодости. Бунтующий отпрыск богатого папы является обворожительной нищенке как нельзя кстати. Меликян имеет вкус к жгучей мелодраме, но обладает трезвой иронией и пониманием, что попытки вырваться из гламурной среды обречены. Ну, разве только с помощью неминуемой смерти. Она знает эту среду изнутри и как облупленную, но работает с ней в её же стилистике: привлекательной, невыносимой и язвительной.

Приз «За лучшую мужскую роль» достался изумительному актёру Алексею Филимонову, сыгравшему в изящной мелодраме Оксаны Бычковой «Ещё один год» — ещё одной версии пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Название фильма Бычковой, заимствованное у Майка Ли, сверхоправдано дуэтом её героев: Надежды Луповой и Филимонова, вполне способных работать с английским классиком, каждый раз ошеломляющим своими актёрами.

Как меня зовут
«Как меня зовут»

Спецдиплом жюри уплыл в руки уверенной в себе дебютантки Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» с формулировкой «за лёгкое дыхание». В самом деле, эта молодая женщина знает, чего хочет, как смонтировать, а девичьи страсти, грёзы, разочарования для неё не звук пустой. Сценарий Любови Мульменко, которая на «Кинотавре» была автором также сценария фильма «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, пропущенного, к сожалению, жюри, и картины «Ещё один год», отсылает к «Возвращению» Андрея Звягинцева с точностью наоборот.

Дурак
«Дурак»

Две барышни приезжают из столицы в Крым, чтобы познакомиться с отцом, которого никогда не видала одна из них. Кви про кво пружинит действие: девицы в шутку обмениваются своими именами и соответственно ролями, вступая на первый взгляд в опасную игру, смягчённую пресловутым «лёгким дыханием» режиссёра, готового отвечать за «молодёжный стрим» в отечественном кино. А такое ведь есть в любых странах. Так что ниша застолблена.

Но на последнем «Кинотавре» было ещё два фильма, действительно расколовших публику. «Дурак» Юрия Быкова, квалифицированный в кулуарах как «грубая публицистика», получил приз «За лучший сценарий». «Класс коррекции» Ивана Твердовского, потенциальный хит, одобрен наградой «За лучший дебют». А также бесспорным призом прокатчиков, что не является парадоксом, если прокатчики и промоутеры возьмутся за дело, засучив рукава.

Дурак
«Дурак»

Тут возникает вопрос, ответ на который является главным, но допускающим неоднозначность. Мы так долго пеклись о профессионализации нашего кинематографа, что хорошо сделанная вещь, то есть фильм (спектакль, что угодно), сработанный по лекалам хоть «массового», хоть «актуального» кино при очевидной условности таких определений, стала важнее не очень хорошо сделанной вещи. Однако несравненно существенной. И в художественном смысле тоже. Разница между двумя результатами проста, но трудна для восприятия. Она связана с почти физиологическим ощущением правды, не фантомной боли и отличной, бойкой, очень органичной для авторов имитации. Этот конфликт обнажил «Кинотавр 2014», за что ему большое спасибо.

Класс коррекции
«Класс коррекции»

Фильм Быкова наследует лучшие традиции советского кино и (между прочим) русской литературы и снят с той буквальной прямолинейностью, которая отторгает любителей эстетической безупречности. Но это романтическое кино, лишённое всяких иллюзий, засвидетельствовало конец и прекрасной, и совсем не прекрасной эпохи. Дальше — тишина. Тонкости при таком видении, при таком чувстве реальности неуместны.

Не имея никаких утешительных прокладок по поводу всех страт нашего общества, хотя формально представив только чиновников и люмпенов, между которыми затесался «дурак», Быков плакатно объявил о нерушимом единстве электората, которое только дурак может «разводить» на коррумпированных гадов и несчастных полубомжей, вроде бы традиционно призывающих к сочувствию. Пора было бы не только показать, но и повторять: все одним миром мазаны. Все мы. При этом все — они и мы — человеки. Вот и вертись, как дурак.

Класс коррекции
«Класс коррекции»

Такая буквальность совсем не очевидна, как кажется прогрессивно мыслящим ньюсмейкерам. Но жмёт культурных тонких людей «тупость» Быкова, талдычащего про наших людей (не про нас) то, что вроде бы всем известно. А жить все-таки хочется всем, «несмотря ни на что». Если же такой возможности нет, спастись можно, надеясь на чудо.

Это усвоил и Твердовский, одаривший зрителей чудесами в «Классе коррекции». Сначала он увлечённо напугал нравами инвалидов и здоровых людей. Потом поднял с колен героиню-колясочницу, натерпевшуюся в мире грубых учителей, романтических с виду предателей, сердобольных и жестокосердных матерей-одиночек. Зато героиня — совсем не дура, примерив свой финальный жизнеутверждающий выход посерёдке фильма, пошла наконец твёрдой походкой по всегда грязному, теперь отмытому мокрому школьному полу «аки посуху». Все эти, мягко говоря, утешительные смыслы показались на «Кинотавре» мелочью по сравнению с талантливыми актёрами и вполне живой, всегда модной камерой. Ну да. Снимать научились. Кино, прав Звягинцев, есть.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Поиск по Кинокадру:   

Гадкий я 3Трансформеры 5: Последний рыцарьПланета обезьян: ВойнаДюнкеркВзрывная блондинкаЧёрная пантераЧеловек-паук: Возвращение домойТайна Коко


Написать комментарий:
Имя E-mail
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.


Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"

ОБЗОР

Венеция-70. Не юбилейное


Венеция-70. Не юбилейное

Зара АБДУЛЛАЕВА

Юбилейная Мостра не сделала ставку на известные имена. Фестивальной номенклатуре здесь не место. Арт-директор Альберто Барбера составляет программы именно как куратор, балансируя в рискованной зоне между режиссёрами с репутацией и совсем молодыми. Так что — удивиться было чему. Выдать главный приз документальной ленте — не компромисс. В нашем обзоре мы расскажем о наиболее заметных фильмах фестиваля: о новых картинах Ван Биня, Терри Гиллиама, Ким Ки-Дука, Филипа Гёринга и других.

Комментариев: [1]


ОБЗОР

Окно в Европу: Зимний путь в сумерках


Окно в Европу: Зимний путь в сумерках

Александра ИВАНОВА

Лидеры нынешнего «Окна в Европу» были показаны в первые дни работы фестиваля. И чем дальше кинофорум продвигался к своему завершению, тем яснее становилось, что ситуация уже не поменяется. Поэтому итоги фестиваля оказались вполне предсказуемыми. Главными же фильмами оказались отнюдь не сильные, по-канновски радикальные работы, а более традиционные социальные драмы и мейнстрим про потусторонние миры. Выборг всё же - не Канны, а Россия - не Франция.


Премьеры июня: «Грань будущего», «Как приручить дракона 2» и «Трансформеры: Эпоха истребления»


Премьеры июня: «Грань будущего», «Как приручить дракона 2» и «Трансформеры: Эпоха истребления»

Роман КОРНЕЕВ

Летний сезон в разгаре, и хотя май на фоне слишком хорошей погоды и странных решений по построению графика премьер показал слабейшие кассовые результаты за последние 5 лет, заокеанские мэйджоры не спешат сдаваться. На этот раз ставка идёт на классический фантастический боевик, проверенный мульт-франчайз и бешеные терабайты. А поскольку недель в июне четыре, а тяжеловеса всего три, в промежутке афишу успеют пополнить проходные жанровые середнячки, в том числе убоявшиеся мая отечественные.

Комментариев: [1]




Рон Ховард заменит уволенных из спин-оффа «Звёздных войн» о Хане Соло режиссёров Фила Лорда и Криса Миллера...
Сиквел картины 2015 года «Мир Юрского периода» получил официальное название — «Падшее царство»...
Наконец, кинокомпания Paramount Pictures запускается с производством сиквела зомбо-блокбастера Марка Фостера 2013 года «Война миров Z» и официально объявляет Дэвида...



22 июня, четверг

ММКФ-2017, фоторепортаж 39-й Московский кинофестиваль открылся в российской столице 22 июня песней официального представителя МИДа Марии Захаровой...
Netflix пытается спасти анонсированный четыре года назад фильм «Разбойники» о поимке знаменитых американских бандитов Бонни и Клайда техасскими рейнджерами. В...

21 июня, среда
После пяти месяцев съёмок Фил Лорд и Крис Миллер покинули съёмочную площадку картины про Хана Соло — одного из главных персонажей кино-серии «Звёздные войны»...
Легендарный британский актёр Дэниел Дэй-Льюис, единственный в истории Американской киноакадемии удостоенный трёх премий «Оскар» за лучшую мужскую роль...
Шоураннеры «Шерлока» Марк Гэтисс и Стивен Моффат возьмутся за разработку не менее популярного литературного персонажа — Дракулы...
Дэймон Линделоф разрабатывает сериал для HBO «Хранители» по одноимённому комиксу Алана Мура и Дэйва Гиббонса 1980-х годов...
Дэвида Мамета пытаются привлечь к экранизации романа Дона Уинслоу «Сила». В настоящее время он ведёт переговоры со студией 20th Century Fox...
Кори Столл и Кайл Чандлер сыграют вместе с Райаном Гослингом в биографическом фильме Дэмиана Шазелла «Первый человек» об американском астронавте Ниле Армстронге...

Игра престолов


Показать расписание фильма:


 



Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 40%
На DVD или Blu-Ray 9%
По телевизору 4.7%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 32%
В социальных сетях 3.9%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.3%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама