Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

ММКФ 2014: кино народов мира

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ, 25 июня 2014
начало статьи » окончание

Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды.

Читайте в этом в обзоре:
«До свидания мама»
«Бети и Амар»
«Зелёный принц»
«Так светел вид»
«Белый ягель»
«Прибежище»

В предыдущем обзоре:
«Самый опасный человек»
«Танец реальности»
«Кино про Алексеева»
«Крёстный путь»
«Казус Блохера»
«Нагима»
«Да и Да»
«Комбинат «Надежда»
«Два дня, одна ночь»
«Свет моих очей»
«Косухи»
«Роджер Иберт: Это и есть жизнь»



Обрушение

Так светел вид

«Так светел вид» (“Atat de stralucitoare e vederea”, Румыния), 2014
Авторы сценария и режиссёры: Джоэль Флореску, Майкл Флореску
В ролях: Бьянка Валеа, Роби Урс, Овидиу Никулеску, Кристина Олтеану, Дана Апостол, Валентина Попа
Программа «Европа плюс Европа»

Прошёл почти десяток лет, а румынская новая волна не только не заканчивается, но и прямо на наших глазах обогащается новыми именами. Дебют братьев Флореску стал отнюдь не первым фильмом этого ММКФ, снятым застывшей неподвижно камерой и рассказывающим, среди прочего, о ломаных взаимоотношениях дочери и матери — в первом случае ему предшествовал «Крёстный путь», во втором он же и «Нагима» — однако «Так светел вид» по итогам оказывается наиболее цельной и оригинальной картиной из трёх. Здесь режиссёрам для достижения цели не нужно демонстративно ставить путь своей героини рядом с чьим-то другим, и драматического материала из ограниченного числа действующих лиц они выжимают более чем достаточно.

Поскольку в кадре ни разу не присутствует одновременно больше трёх человек, а камера, подвластная строжайшему формализму авторов, действительно не совершает ни малейшего движения ни в одной из сцен, фильм куда более откровенно, чем «Крёстный путь», похож на театр, однако перед нами вовсе не сухой и плоский «заснятый спектакль». Наоборот — здесь каждый кадр умудряется мерно и глубоко дышать в течение 10-15 минут, пока его не сменит другой, и благодаря тому, как в нём располагаются персонажи и с каким богатством деталей разыгрываются ситуации, изображение нередко становится по-настоящему глубоким. Трёхмерным.

Так светел вид

Ну и, наконец, в том, что касается самой истории, создатели и не думают о том, чтобы как-то её удешевлять, хотя такой соблазн выпадает им неоднократно. Да, начиная с определённого момента, каждый эпизод наносит новый удар по миру главной героини, до тех пор, пока этот мир не остаётся лежать в развалинах. Но этот процесс для братьев Флореску — не самоцель, а повод разобрать и обстоятельно повертеть в руках некоторые варианты того, как может сложиться попытка молодого человека взять жизнь в свои руки в сегодняшней Румынии (сюда, впрочем, подойдёт как минимум любое государство, открывшее для себя демократию в начале девяностых). Вопрос по итогам просмотра остаётся лишь один — почему это кино томится на ММКФ в одной из второстепенных программ, тогда как, участвуя в основном конкурсе, оно могло бы с лёгкостью претендовать практически на любую награду.



Мороз и солнце

Белый ягель

«Белый ягель», 2014
Режиссёр: Владимир Тумаев
Сценарий: Валерий Бакиров, Савва Минаев
В ролях: Евгений Сангаджиев, Галина Тихонова
Основной конкурс

Отборщики основного конкурса 36 ММКФ настойчиво называют в последний момент добавленный в программу «Белый ягель» «аудио-визуальной апологией», но в реальности жанр фильма ближе к классической, пусть и видовой мелодраме, во всяком случае для следования современным тенденциям «мокументари» авторы, со вкусом рассказывающие на пресс-конференции о сложностях съёмок на морозах и про творческий подвиг, слишком много хронометража уделили отчётливо заметному хромакею и павильонным съёмкам (при классической киношной, а не субьективно-документальной камере), чтобы претендовать на документальность в достаточной степени. Да и использование московских театральных актёров на заглавных ролях, пусть они сколь угодно тесно вжились в ненецкий быт, не работает в заявленном жанре.

На фоне вполне сложившейся отечественной (да и зарубежной) школы документального кино о народах крайнего севера откровения Тумаева о том, что «они там тоже смотрят свадьбу принца Уильяма на айпаде» не настолько важны, чтобы на них строить целое кино. А в остальном пафос возвращения к корням и «где родился там и пригодился» больше постулируется закадровым голосом, нежели происходит на экране.


трейлер

В чём соль жития с оленями вместо городской жизни, иллюстрируется на примере двух полудурков-гопников, приехавших отжимать у папы «свою долю», но эта история лучше бы смотрелась в глухой российской деревне средней полосы, а северяне народ суровый, им подобная расточительность в стиле «так не доставайся же ты никому» не может быть свойственна никогда. Как и эдакий нарочито фольклорный подход к волчьим набегам.

В итоге от просмотра остаётся лишь история неудачной женитьбы и несколько идеализированной подростковой любви, слишком патриархальная, чтобы быть правдой при живых айпадах в чуме.

Отдельный вопрос к авторам — на ваш взгляд, для заполярья действительно свойственна столь регулярная смена звёздной ночи и белого дня, как у вас в фильме?



Маленькая война

Прибежище

«Прибежище» (“Hafsakat esh”, Израиль), 2013
Автор сценария и режиссёр: Амикам Ковнер
В ролях: Лана Эттинджер, Ротем Зуссман, Ошри Коэн, Нево Камхи Основной конкурс

Жарким летом 2006 года, спасаясь от всполыхнувшей Второй ливанской войны, живущие у границ израильтяне временно перебираются в центр страны, где их, по такому поводу, как раз поджидают гостеприимные комнаты и диваны местных. Для Ковнера и его актёров, впрочем, переселение одной пары к доселе незнакомой другой — лишь закономерный повод немедленно построить крепкую драму. В тесной квартире практически моментально начинает искриться напряжение сексуального, идеологического и религиозного характера, а когда оно мало-помалу разряжается, становится ясно, что главный конфликт здесь — вовсе не между парами, а между двумя главными героями, из отношений которых с недавних пор трагически вышел весь воздух.

Общая динамика разворачивающегося в кадре взаимодействия всех четырёх персонажей выставляет фильм такой скромной попыткой усидеть на одной лавочке с «Разводом Надера и Симин», и учитывая, что съёмки начались в 2011 году, вполне возможно, что источником вдохновения послужил как раз прорыв Асгара Фархади. На сюжетную и психологическую сложность последнего Ковнер даже не пытается претендовать, но для того, чтобы выполнить свою собственную задачу, ему это и не требуется — перед нами предельно честная, правдивая, в чём-то предсказуемая, в чём-то прокладывающая собственные тропы драма, которая разве что в кульминации начинает нависать над пафосной мелодраматической пропастью, но успевает, к счастью, вовремя отдёрнуться назад.

См. также: красная ковровая дорожка открытия ММКФ-2014, фотоотчёт

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/25/mmkf2014.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме: ММКФ 2017
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Обзор » ММКФ-2013: порно, водилы и коррупция Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости


Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости

Зара АБДУЛЛАЕВА

На закрытии главного фестиваля российского кино Андрей Звягинцев настоял на открытии: такое кино есть! Справедливо. Четырнадцать картин, отобранных из семидесяти двух, свидетельствуют о реальности, в которой действуют и опытные режиссёры, и крепкие дебютанты. Разнообразие фильмов зафиксировало все возможные тренды кинопроцесса: артмейнстрима, документального взгляда, мокьюментари, парадокументального реализма, социального высказывания, жанровой вменяемости. Что до раздачи призов, то они спорные.


Саундтреки весны: блокбастеры и Джармуш


Саундтреки весны: блокбастеры и Джармуш

Роман КОРНЕЕВ, Александр ТВЕРСКОЙ

Весна для жанра саундтреков время скучное — в марте обычно рулит кондовое триде с его пафосными звуковыми дорожками, а май добивает слушателя в танце первыми летними блокбастерами, как правило, столь же типовыми. Но в этом году всё пошло не так. Март остался почти без тяжеловесов, май тоже сильно в этом смысле недобрал, но от этого свежие альбомы музыки из фильмов не стали беднее или скучнее. Ко всем сюрпризам нашлось новое имя в жанре, а Джармуш дал мастер-класс авторского подхода.

Отзывы: [2]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама