Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

«Кайе дю синема»: бесконечная любовь

Надежда ЗАВАРОВА, 31 мая 2011

Ночь нежна на Лазурном берегу

Каннский кинофестиваль

«В одном приятном уголке Французской Ривьеры, на полпути от Марселя к итальянской границе, красуется большой розовый отель. Пальмы услужливо притеняют его пышущий жаром фасад, перед которым лежит полоска ослепительно яркого пляжа. За последние годы многие светские и иные знаменитости облюбовали это место в качестве летнего курорта; но лет десять назад жизнь здесь почти замирала с апреля. К началу нашего рассказа лишь с десяток стареньких вилл вянущими кувшинками белели в кущах сосен, что тянутся на пять миль, до самого Канна.» Так начинается знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна», увидевший свет в 1934. Эти строки удивительно точно передают дух этих мест, который остался неизменным: здесь счастливая праздность и расслабляющая вальяжность вмиг сменяются страстными всплесками, и всё, внезапно вспыхнув, так же стремительно угасает, утонув в море, солнечных лучах и тени пальм — угасает, чтобы через мгновение вспыхнуть с новой силой.

В далёком 1934 до первой попытки провести Каннский кинофестиваль оставалось 5 лет, а 22 мая 2011 Лазурный берег уже в 64 раз попрощался со знаменитым кинофорумом. Новые победители, громкие и тихие скандалы, большие и маленькие звёзды, знаменитости, в одно и то же время и спешащие на вечеринки, и стремящиеся к уединению — всего было вдоволь, а главное, у зрителей и участников фестиваля была возможность получить массу киновпечатлений — ровно столько, чтобы захотеть вернуться в этот по-своему очаровательный, скромный по происхождению и тянущийся к роскоши по призванию приморский городок, который в следующем году на две недели вновь станет столицей киномира.

Самые знаменитые в мире «тетради»

Кайе дю синема

Начав со скромного соперничества с Венецианским фестивалем, постепенно обретая собственное лицо, с годами Каннский кинофорум превратился в одно из самых значительных событий киногода, без сомнения, став одним из символов Франции. Таким же символом кинематографической Франции по праву считается, возможно, самый знаменитый в мире киножурнал «Кайе дю синема», в этом году отметивший 60-летие. «Кинематографические тетради» отпраздновали свой юбилей, как и подобает уважающему себя изданию — активной работой.

Уже вышел майский — 667 по счёту номер прославленного ежемесячника, ровно как за месяц до этого, нетрудно догадаться — 666. Новая «тетрадь» традицонно освещает события Каннского фестиваля, предлагает читателям интервью с композитором Александром Деспла — «засланным казачком» из Франции в Голливуд, а также не публиковавшуюся ранее беседу с Сидни Люметом, что стало своеобразным посвящением последнему из могикан, к сожалению, «присоединившемуся к большинству хороших режиссёров» в апреле этого года. Кроме того, на страницах журнала опубликованы обзоры новинок французского кинопроката — в частности, есть материалы о «Крике 4» и «Безбрачной неделе».

Кто-то удивится тому, что солидный журнал с богатой историей вообще обращает внимание на весьма проходной фильм братьев Фаррелли, но в этом-то и секрет многолетнего успеха «Кайе»: журнал всегда пристально следит за кинематографом и никогда не отвернётся от него, что бы ни происходило на экране. «Кайе» не просто держит руку на пульсе, он во многом задаёт сердечный ритм европейского кинопроцесса.

Годар и Шаброль в редакции
Годар и Шаброль в редакции

Конечно, в большей степени последнее утверждение справедливо для старого «Кайе» и — того, чью славу составили Андре Базен, Эрик Ромер, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жак Риветт. Но ведь не зря эти разные и исключительно одарённые люди столько лет, труда, усердия, любви к кино подарили именно «Кайе», на страницах которого в полной мере нашли выражение их теоретические взгляды на киноискусство, их личные кинематографические привязанности и предпочтения.

Они полемизировали друг с другом, со всем киномиром, они пытались сформулировать то, чем другие только пользовались — язык кино. Многие статьи, опубликованные в «Кайе», до сих пор считаются классикой кинокритики. Высказывания авторов «Кайе» были одновременно ёмкими, воздушными, врезающимися в память и по-киноведчески глубокими. Вспоминается, как Робер Лашене писал в 1955 о Хэмфри Богарте: «Начало каждой фразы приоткрывает неровный ряд зубов. Сжатые челюсти непреодолимо напоминают оскал весёлого трупа, последнее выражение лица печального человека, который теряет сознание, улыбаясь. Именно такова улыбка смерти».

Спустя всего лишь два года, когда Богги покинет не самый лучший, но самый кинематографичный из миров, Андре Базен назовёт эти слова вещими, сам опубликует в «Кайе» статью «Смерть Хэмфри Богарта», которую начнёт вопросом: «Кто не скорбит по Хэмфри Богарту, скончавшемуся в возрасте пятидесяти шести лет от рака пищевода и полумиллиона рюмок виски?..» Пройдёт год, и «Кайе» потеряет одного из своих отцов-основателей: Андре Базен умер в возрасте 40 лет, но, несмотря на ранний уход, он успел написать так много и сформулировать столько важнейших для развития теории кино идей и мыслей, сколько иному кинокритику не высказать и за 80 лет ежедневных публикаций.

О бедном синефиле замолвите слово

Кайе дю синема

Но вернёмся к началу. В апреле 1951 года среди богатого ассортимента французских газетчиков появляется журнал с жёлтой обложкой, на которой красуется выразительная чёрно-белая фотография Глории Свенсон из замечательного фильма Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» (1950). Примечательно, что в 1950 Каннский фестиваль не проводился из-за финансовых проблем, а в 1952 наконец-то был благоразумно передвинут организаторами с сентября, где он чувствовал себя весьма неуютно в соседстве с практически совпадающим по срокам Венецианским кинофестивалем, на май, когда все — от фоторепортёров до режиссёров и любителей яхт — почувствовали себя свободными, вдохнув волнующий воздух весны. Кинофестиваль и «Кайе» развивались бок о бок, постепенно обретая собственную индивидуальность.

Вкусы авторов «Кайе» далеко не всегда совпадали с предпочтениями отборщиков и тем более жюри фестиваля. Периодически журнал публиковал списки лучших по мнению своих авторов фильмов года и, к примеру, среди 10 лучших так и не нашлось места «Сладкой жизни» Феллини (1960), что не помешало картине завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Выбор режиссёров и фильмов для анализа был неразрывно связан с личными кинематографическими пристрастиями авторов.

Хичкок и Трюффо
Хичкок и Трюффо

Трюффо любил Хичкока и много писал о нём, Годара увлекала режиссёрская манера Джона Форда: «Форд исповедовал мысль, что кино — это только кино, что в нем все должно быть просто. Этот человек неизменно обращался к одним и тем же сюжетам. Это обычно свойственно писателям, особенно европейским. И ещё меня привлекал документализм его фильмов — лошадь, поющий человек, девушка, пейзаж и… всё. Так он поступал всю жизнь. Его можно назвать абсолютным режиссёром.»

Точно так же, прежде чем попасть на страницы «Кайе», фильмы проходили сквозь увлечённые синефильские сердца авторов: Чарли Чаплин, Фриц Ланг, Жан Виго, Николас Рэй — о них не просто писали, их фильмы не только тщательно анализировали — их в первую очередь любили, любили страстно — до исступлённого желания препарировать любую мизансцену и внимательно изучить раскадровку.

К слову, среди разнообразных аккредитаций Каннского кинофестиваля есть специальная категория «синефилы». Честно говоря, с таким пропуском на многие фестивальные показы не попадёшь, но сам факт существования такой категории «бэджиков» свидетельствует о глубоком уважении кинофестиваля к киноманам, полжизни проводящим в киноклубах и синематеках. А уважение каннского форума дорогого стоит, учитывая тот факт, что во многих своих организационных проявлениях фестиваль позволяет себе некоторую долю высокомерия. При этом снобизм какого-нибудь фестивального охранника легко забываешь, стоит попасть в зал на показ отреставрированной копии «Орфея» Жана Кокто или «Детей райка» Марселя Карне. Шедевр Карне стал настоящей жемчужиной ретроспективной программы Каннского кинофестиваля в 2011 году.

И уж тем более любые организационные неурядицы напрочь улетучиваются, как только оказываешься на просмотре фильма прямо на пляже перед фестивальным дворцом. Классическое кино и освежающий морской бриз в одно мгновение объединяют и аккредитованных завсегдатаев фестиваля, и скромных киноманов, и местных клошаров.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/05/31/parallel.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Великий уравнитель 2Миссия невыполнима 6: ПоследствияМонстры на каникулах 3Человек-муравей и ОсаНебоскрёбХроники хищных городовМег: Монстр глубиныБамблби

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим


Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим

Надежда ЗАВАРОВА

Кажется, буквально с первого дня своего существования Рим готовился к тому, чтобы сыграть одну из главных ролей в жизни искусства, которое появится на свет лишь спустя века — в то время, как Рим уже нарекут Вечным городом. Кинематограф не мог не обрадоваться встрече с городом, где эпохи не сменяют друг друга, а живут бок о бок; где повседневная жизнь и искусство переплелись так тесно, что стали неразделимы. И ими можно только наслаждаться, окунувшись в бурную жизнь города, который легко любить и куда всегда приятно вернуться — и в жизни, и на киноэкране.


Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда


Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда

Надежда ЗАВАРОВА

Сегодня «Параллельный монтаж» посвящён человеку, который, не будучи кинематографистом, сделал для кино так много, что избалованное талантами дитя братьев Люмьер до сих пор относится к нему с благодарностью и обожанием, знаменуя каждое десятилетие новыми экранизациями его произведений. 26 марта 2011 года исполнилось 100 лет лучшему, на наш взгляд, американскому драматургу XX века — Теннесси Уильямсу. Более 70-ти экранизаций, которых стали классикой и гордостью Голливуда — вот его неоценимый вклад в кинематограф.

Отзывы: [3]


Параллельный монтаж: Великие оскаровские неудачники


Параллельный монтаж: Великие оскаровские неудачники

Надежда ЗАВАРОВА

27-го февраля Американская киноакадемия объявит имена победителей. О победителях ещё не раз напишут, а параллельный монтаж расскажет сегодня о тех, кто так и не получил заветную статуэтку. История американской киноакадемии пестрит именами замечательных кинематографистов, на чьих каминных полках так и не появился «Оскар» — награда, которую всегда получают не только за заслуги в профессии, а по стечению обстоятельств. И это означает лишь, что получившим дядюшку просто повезло чуть больше коллег

Отзывы: [3]


Кунг-фу панда 2: Уравнитель шансов


«Кунг-фу панда 2»:
Уравнитель шансов

Олег ДЕНЕЖКА

Как победить кунг-фу? Ещё более сильным кунг-фу? Заблуждение! Победить кунг-фу можно только артиллерией! Завладев одним из первых образцов огнестрельного орудия, лорд-павлин начинает отстрел мастеров древнего искусства. Конечно же, смысл артиллерии вовсе не в том, что бы шмалять офигительными чугуниевыми ядрами в отдельно взятых панд, пусть у них папа сто раз гусь. Артиллеристы на такие мелочи не размениваются, им подавай цели покрупнее и помасштабнее, им бы всё площадями накрывать. Отзывы: [16]


Сериалы: трупы, империи и немного сарказма


Сериалы: трупы, империи и немного сарказма

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Не секрет, что за последние годы, на фоне стагнирующего кинематографа, западные сериалы начали привлекать к себе больше внимания. Именно среди них стали чаще встречаться оригинальные сюжетные повороты и герои, которых днём с огнём не сыщешь теперь в кинотеатрах. На глазах всё больше громких имен отвлекается на телевидение — и талантливейшие актёры, актрисы, режиссёры выкладываются по полной. А потому игнорировать сериалы уже попросту не получается.

Отзывы: [8]


Пираты Карибского моря и Цветочек Аленький


Пираты Карибского моря и Цветочек Аленький

Роман КОРНЕЕВ

Испанские инквизиторы, чтоб их, потоптали всю поляну, но один Цветочек, вона, сохранился. А кто его занюхает, тот непременно враз-зараз оживёт и сможет отведать сексуальных утех и извращений! Сведи меня ты в дом куда-нибудь, иль я лишусь сознанья. Чума, чума на оба ваши дома! Я из-за них пойду червям на пищу, пропал погиб. Ишь как заговорил, пиратов насмотревшись, ты погляди, герой, а между тем о трёх шагах лежит другая, что дочерью тебе приходится, охальник, уж лучше б ты по ней слезу пролил, другую.


Пираты Карибского моря 4: На странных берегах: В темноте


Пираты Карибского моря 4: На странных берегах:
В темноте

Роман КОРНЕЕВ

Внезапно оказывается, что наш Джонни-Джек в данном конкретном кино не более чем свадебный генерал, он бродит, фехтует, шуткует, тырит по карманам и сражает наповал, но не совершает ни одного сюжетообразующего действия, и Пенелопочка в этом смысле — тоже тот ещё голос за кадром. Русалки, зомби и прочие испанцы так и вовсе не тянут на основую для сюжета. Остаётся ударный Джеффри Раш со своей щербатой улыбкой и, совсем немного, матримониальный капитан Тич Чёрная Борода. Два старых негодяя, кто кого перенегодяит. Отзывы: [68]


Пропущенные фильмы: парад би-муви


Пропущенные фильмы: парад би-муви

редакция Кинокадра

Если какой-то категории кино никогда не грозит упадок и забвение, так это фильмам класса «бэ», или би-муви. Снятые за копейки, наплевавшие на все и всяческие условности, донельзя конептуальные грайндхаусы, трэшаки, расчленёнка-триллеры и безумные боевики без страха и упрёка всегда найдут своего зрителя, с удовольствием растащенные по торрентам и пиратским видеолавкам. Славы и миллионов своим создателям они не принесут, но это и неважно. Встречайте, очередной выпуск посвящён сексу, насилию и безумию.


Пастырь: Клерик


«Пастырь»:
Клерик

Роман КОРНЕЕВ

Здесь намешано много всего. И традиционно поверхностный голливудский католицизм, и наивняцкий такой заход в антиутопию, и уже вполне традиционное нео-вампирское фэнтэзи про «гемофаков», и даже какие-то более незначительные отсылки чуть ли не к «Старкрафту». Но больше всего авторы усиленно изображают эдакие реверансы в сторону стимпанка, с любовью удаляясь куда-то в девятнадцатый век, и местами у них это даже получается. Было бы этого добра поболе, был бы и концепт в итоге покрепче. Отзывы: [24]






20 июля, пятница





19 июля, четверг




Великий уравнитель 2

18 июля, среда

Акции онлайн-сервиса Netflix резко подешевели после публикации квартальной отчётности компании. Это произошло несмотря на рост её доходов и выручки...
В Санкт-Петербурге начались съёмки сериала «Агент национальной безопасности...



17 июля, вторник
Режиссёр Джосс Уэдон разрабатывает для HBO фантастический сериал "The Nevers"...
Данкан Джонс, режиссёр фильмов «Варкрафт», «Немой», «Исходный код» и «Луна 2112», разместил в своём Твиттере небольшое видео...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9%
кадры, постеры 3.4%
блоги, бокс-офис 2%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 4.1%
афиша 3%
другое 3.1%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама