Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Канны-2008: «Слепота», «Вики Кристина Барселона», «Токио»

Надежда ЗАВАРОВА, 18 мая 2008
Канны-2008

Утром 14 мая на Круазетт было людно: рабочие в спешке устанавливали вдоль набережной кадки с недостающими пальмами, у входа в дорогие отели, где поселяются звёзды, уже дежурили в радостном предвкушении поклонники их таланта: всё свидетельствовало о том, что вот-вот начнётся знаменитый киносмотр.

Представляем первый обзор нашего специального корреспондента Надежды Заваровой с проходящего в эти дни в Каннах 61-ого международного кинофестиваля. Смотрите также фоторепортаж с церемонии открытия, красной дорожки, а также фестивальных будней.

В этом выпуске:
«Слепота»
«Вики Кристина Барселона»
«Линия пути»
«Токио»

В других выпусках:
«Граница рассвета»
«Хортен»
«Вы должны это помнить: История Warner Bros.»
«Обожание»
«Голод»
«Подменыш»
«Сервис»
«Молчание Лорны»



Поднимите мне веки

Слепота

«Слепота» ("Blindness"), 2008
По роману Хосе Сарамаго
Режиссёр: Фернанду Мейреллес
Автор сценария: Дон Маккелар
Оператор: Сезар Шарлон
Композитор: Марко Антонио Гимараеш
В ролях: Джулианна Мур, Марк Руффало, Гаэль Гарсия Берналь, Элис Брага, Дэнни Гловер, Сандра О и другие.
Фильм открытия, основной конкурс

61-й Каннский кинофестиваль открылся новым фильмом Фернанду Мейреллеса «Слепота». Легко понять, что привлекло Мейреллеса в знаменитом бестселлере Жозе Сарамаго: возможности, которые открывает перед режиссёром апокалиптическая сказка, поистине безграничны. Степень условности, изначально заложенная в подобного рода сюжетах, позволяет режиссёру использовать практически любые выразительные средства для того, чтобы с головой погрузить зрителя в мир метафор и философских обобщений; при этом автор может не бояться быть обвинённым в преувеличении чего-то или чрезмерности, потому что сама история о внезапно поразившем людей вирусе слепоты позволяет утрировать, подчёркивать и обобщать; и это не будет раздражать зрителя, скорее — увлекать, ведь ничего другого от фантастической притчи-триллера он и не ждет.

Слепота

Но у Мейреллеса вышла иллюстративная экранизация: он не делает ни единой попытки отыскать кинематографический образ, для отображения на экране мыслей Сарамаго, он последовательно рассказывает историю, оставаясь полностью зависимым от текста первоисточника, причём не интерпретированного кинематографически, а высказанного. Отсюда постоянные закадровые комментарии происходящего на экране героем Дэнни Гловера: «Мы не слепнем. Я думаю, мы всегда были слепыми. Слепыми, которые видят; людьми, которые могут разглядеть, но лишены зрения».

Свою порцию закадрового разъяснения получает любое событие фильма, из-за чего картина теряет собственно кинематографическую самодостаточность, а у зрителя остаётся впечатление, что ему навязывают выводы (хотя порой и верные), не давая самому задуматься над страданием невидящих зрячих и «видящих» слепых.

Слепота

Фильм мог стать захватывающей фантастической притчей с холодящей душу атмосферой триллера, а на деле превратился в ещё одно киновысказывание на тему человеческих отношений. И несмотря на то, что с героями происходят нестандартные вещи (внезапная слепота, полная изоляция, жизнь в гетто), вся их история кажется стандартной, обыкновенной по форме и содержанию.

Проникновенная игра Джулианны Мур, Марка Руфалло Гаэля Гарсии Берналя, да и остальных их собратьев по цеху не спасает ситуацию, а лишь подчёркивают умение режиссёра работать с актёрами, в которых он, как «хороший садовник», открывает лучшие стороны их таланта, но вот к другим цветам своего киносада он отнесся не так тщательно. Словно в своём собственном фильме «мог увидеть что-то, но так и не разглядел». Интересно, что разглядит в картине жюри, ведь фильм открыл ещё и показы основного конкурса. Или все: и персонажи, и зрители, и жюри так и останутся «с широко закрытыми глазами»?



Вуди Хавьер Пенелопа

Вики Кристина Барселона

«Вики Кристина Барселона» ("Vicky Cristina Barcelona"), 2008
Режиссёр и автор сценария: Вуди Аллен
Оператор: Хавьер Агирресаробе
Продюсеры: Летти Аронсон, Чарльз Джофф, Хелен Робин, Джек Роллинз, Стефен Тененбаум.
В ролях: Хавьер Бардем, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Патрисия Кларксон и другие.
Внеконкурсный показ

Если бы звукового кино не существовало, его следовало бы придумать специально для Вуди Аллена. Он относится к тому редкому числу режиссёров, которые умеют и любят писать в сценарии диалоги, а главное — знают, как снять актёров, произносящих и без того хороший текст так, чтобы реплики казались ещё легче, смешнее и, благодаря индивидуальности исполнителя и всегда яркому характеру персонажа, наполнялись бы новым смыслом.

Вики Кристина Барселона

Казалось бы, фильмы Аллена всегда перенасыщены текстом; но его диалоги и закадровый комментарий являются полноправными героями картины: актёры произносят их с нескрываемым удовольствием, понимая, что в их устах искромётные реплики заиграют новыми красками, и характеры героев сразу станут живее и выразительнее. Редкому сценаристу удаётся ввести в диалог шутку таким образом, что над репликой будут смеяться не только зрители, но и сами герои в кадре, а у Алена это прекрасно получается.

Что режиссёру удалось блестяще, так это создать на экране неповторимый образ Испании. Интересно, что добился этого Аллен, используя известные каждому, знаменитые и растиражированные кинематографистами образы-символы Испании: гитара, мужественный музыкант с томным взглядом, вино, уютные ресторанчики... К этому списку можно добавить и Гауди, чей архитектурный гений уже давно связан в сознании обывателя с обыкновенной почтовой открыткой с видом Барселоны, а вовсе не с могучим и страстным сердцем каталонской архитектуры. Жонглируя до боли знакомыми образами Каталонии, Аллен словно даёт зрителю вдохнуть воздух этого замечательного края — и откуда-то приходит уверенность в том, что такая история любви могла и должна была случиться только здесь, под палящим испанским солнцем.

Вики Кристина Барселона

И тут мы возвращаемся к актёрам. Пенелопа Крус сыграла свою лучшую роль после «Возвращения». Она и Хавьер Бардем искусно воплотили на экране Испанию, какой её хотел показать зрителю Вуди Аллен: непредсказуемую, абсурдную, страстную, жизнерадостную и влюблённую в жизнь. Хуан Антонио и Мария Элена гораздо больше, чем Гауди, передали атмосферу Каталонии, где случаются самые невероятные события (даже с американцами).

Рассказывая историю любви, Аллен с трогательной искренностью и почти уайлдовской иронией поведал о том, сколь разнообразны источники вдохновения и как непредсказуема личная жизнь летом в Барселоне и Овьедо.

Читайте далее:
«Линия пути»
«Токио»

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Поиск по Кинокадру:   

ДушаНа связиНе время умиратьТоп Ган: МэверикФорсаж 9ДоводЧудо-женщина 1984Главный герой

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
«Завтра» вы увидите


«Завтра» вы увидите

Ирина КОЗЕЛ

Первый международный фестиваль «новой волны», обещавший показать, что хорошее авторское кино вполне может претендовать на зрительский успех у широкой, а не узкой, как это принято считать, аудитории — на деле оказался удивительно близок заявленной концепции. Организаторам фестиваля удалось собрать образцы именно такого авторского кино, которое одновременно с необыкновенным удовольствием от просмотра вызывает вопрос — почему эти картины не показывают в прокате, разве кто-то может такое не оценить?


ММКФ-2007: Озон, Лелуш, Гитлер и пёс


ММКФ-2007: Озон, Лелуш, Гитлер и пёс

Ирина КОЗЕЛ, Роман КУЛАНИН

Представляем последний обзор фильмов программы 29-го Московского международного кинофестиваля, завершившего в субботу свою работу победой фильма Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». В нашем заключительном обзоре читайте о фильме церемонии закрытия - новой работе Клода Лелуша, одной из самых громких гала-премьер фестиваля - новой картине Франсуа Озона, а также об одной из самых интересных работ конкурсной программы.


ММКФ-2007: «Незнакомка», «Путешествие с домашними животными» и другие


ММКФ-2007: «Незнакомка», «Путешествие с домашними животными» и другие

Ирина КОЗЕЛ, Роман КУЛАНИН

Фестиваль завершился, уже подведены итоги, мы же продолжаем публиковать обзоры фестивальных программ, сегодня в частности мы уделим внимание победителю основного конкурса и обладателю приза за лучшую режиссуру, во вторник ждите окончания нашего цикла рецензий, а чуть позже будут опубликованы рецензии на выходящие в российский прокат фильмы из числа показанных в рамках ММКФ.


Хроники Нарнии 2: Принц Каспиан: Дубы-колдуны


Хроники Нарнии 2: Принц Каспиан:
Дубы-колдуны

Роман КОРНЕЕВ

В отличие от «Ведьмы и шкафа» герои не просто занимают отведённые им по канону места, но начинают взаимодействовать друг с другом, находя место и интриге, и чуть ли не драке. Да и сам фильм, начиная с замка тильмаринцев, это не столько приключения британских детей при дворе царя Мираза, сколько действительно история принца Каспиана, который должен стать королём и освободить Нарнию. Режиссёр с радостью углубился в приключения, не ограничиваясь дословным воспроизведением оригинала. Отзывы: [76]


Молодость без молодости: Коппола без Копполы


Молодость без молодости:
Коппола без Копполы

Роман КУЛАНИН

Румынские кинематографисты держат планку, предоставляя режиссёру первоклассный материал, только вот сам маэстро немного страдает от мегаломании, превращая понятную концепцию в какое-то пышно цветущее барокко. Перегруженный и многослойный фильм — как раз то, что сделало Копполе мировое имя и прочие почести — по иронии судьбы, именно это же и погубило интересную идею, распластав на два часа технически прекрасно выполненное подобие внутреннего монолога на тему «как хорошо быть молодым». Отзывы: [2]


Однажды в Вегасе: Бег на месте


Однажды в Вегасе:
Бег на месте

Надежда ЗАВАРОВА

Романтическая часть картины не только минимализирована, но известна ещё до знакомства главных героев, то каждый зритель автоматически превращается в человека, который «слишком много знал», а удовольствие это небанальное: стопроцентно быть в курсе, над чем должен смеяться и чему сопереживать в ближайшие полтора часа. Кино — искусство тиражируемое, но касаться это должно исключительно возможности печатания кинокопий, а не методов создания фильмов. Голливудские продюсеры, очевидно, считают иначе. Отзывы: [19]


Остров Ним: Алиса здесь больше не живёт


«Остров Ним»:
Алиса здесь больше не живёт

Надежда ЗАВАРОВА

Все и вся, что есть в фильме, не является плодом фантазии авторов. Скорее можно говорить об их расчёте на то, что если взять хорошо известные, любимые и узнаваемые ингредиенты, перемешать их, добавить немного планктона, то получится вкусный коктейль, который непременно понравится зрителю. Но загвоздка в том, что коктейль этот никогда не войдёт в моду, потому что публика, однажды попробовав, едва ли закажет его вновь. Фильм как повторение пройденного материала в школе: полезно, но скучно. Отзывы: [6]


Железный человек: Гражданин Старк


Железный человек:
Гражданин Старк

Роман КОРНЕЕВ

Весь этот плавильный котёл героев и сюжетных линий не устаёт вариться промеж испытательных полётов, творческих отсидок в талибских пещерах, пресс-конференций с выходом, а также некоторого амура, довольно там и неизбежного пафоса, и вполне занятных шуток в оригинальном жанре, вот только чем дольше всё это смотришь, тем увереннее мнение — «Марвел» так старался одновременно нагородить деталей и никого не упустить, что в итоге основное противостояние почти теряется в тумане, а завершается слишком банально. Отзывы: [36]


Александр. Невская битва: Домашнее задание


Александр. Невская битва:
Домашнее задание

Марина ГАВРИЛОВА

Режиссёрскому дебюту Игоря Каленова не откажешь в стремлении твёрдо следовать исторической канве. Никакой эротики и кровищи в фильме не сыскать. Побочные персонажи сведены к минимуму, и перед нами разворачивается история с тем же уровнем неожиданности, что и параграф в школьном учебнике. Тоскливо, не то слово. Приехал татарин — уехал татарин. Начали пировать — закончили пировать. Заснули — проснулись и так далее. Действие, конечно, движется вперед, только уж очень тихой поступью. Отзывы: [55]






Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама