«Кайе дю синема»: бесконечная любовьначало статьи » окончание
Все дороги любого французского киномана вели в те времена в Синематеку. Франсуа Трюффо вспоминал: «С 10 до 19 лет я буквально бросался на фильмы, и с тех пор моя любовь к кино не ослабевала… Синематека стала для нас настоящим пристанищем, родным домом. Там был маленький зал мест на пятьдесят, где обычно, особенно когда показывали популярные фильмы, мы растягивались прямо на полу перед первым рядом. Здесь-то мы все и перезнакомились: Ж. Риветт, Ж.-Л. Годар…» Именно здесь развивался вкус к хорошему кино, здесь кинокритики и будущие практики учились любить то, о чём вскоре напишут в «Кайе», и то, чем будут вдохновляться, когда начнут снимать собственные фильмы. Жан-Люк Годар Пройдёт совсем немного времени, и Францию захлестнёт Новая волна, самыми яркими представителями которой станут кинокритики «Кайе дю синема». В 1960 Жан-Люк Годар выпустит свой замечательный фильм «На последнем дыхании». С тех пор каждой своей картиной он с радостью будет доказывать справедливость для собственного режиссёрского мира своего высказывания о том, что он «убежден, что при наличии достаточного материала монтаж все исправит». А годом ранее его коллега по «Кайе» Франсуа Трюффо снимет один из лучших своих фильмов «400 ударов», который не останется незамеченным и Каннским фестивалем, где фильму вручат приз «за режиссуру». Так Новая волна накроет и каннское побережье. И это был не единичный случай. Например, однажды Новая волна устроила на кинофестивале настоящий шторм. Случилось это в 1968 году — в не самое спокойное время для Франции, которую буквально истерзали забастовки студентов, профсоюзов и им сочувствующих. Правительство Шарля де Голля среди прочих проблем в социальной и политической жизни сумело создать для себя ещё и проблему в области культуры, уволив с поста директора Синематеки её основателя и вдохновителя Анри Ланглуа. Анри Ланглуа Завсегдатаи Синематеки не могли вынести такого удара, поэтому полку негодующих на улицах Парижа прибыло. А киноман в гневе — это страшная сила, способная если не горы свернуть, то уж точно сорвать проведение кинофестиваля. Не успел 18 мая открыться очередной каннский кинофорум, как Трюффо, Годар, Лелуш и их друзья открыто объявили общественности о том, что они против смещения Ланглуа, и вообще не стоит проводить каннский кинематографический пир во время общефранцузской чумы. Противники проведения фестиваля без тени смущения направились в зал, где должен был начаться показ фильма Карлоса Сауры «Охлаждённый мятный коктейль» (1967), и где они, быстро сориентировавшись, повисли на занавесе, не давая ему открыться… На следующий день было объявлено об отмене фестиваля. Каннский кинофестиваль, конечно, пережил собственную отмену без всякого удовольствия, но он далеко не впервые сталкивался с подобными превратностями судьбы: например, самый первый Каннский кинофестиваль должен был пройти в сентябре 1939 года, его президентом был готов стать сам Луи Люмьер, но в этот раз «прибытие поезда» на каннский вокзал так и не состоялось: фестиваль отменили из-за трагического начала Второй мировой войны. Что же до Анри Ланглуа, ему в конце концов вернули пост директора Синематеки, а в 1974 году этому страстному фанатику своего дела вручили почётный «Оскар» с красноречивой формулировкой: «За преданность искусству кино, весомый вклад в сохранение его прошлого и непоколебимую веру в его будущее». Влюблённые по собственному желанию За 60 лет своего существования «Кайе дю синема» пережил многое: смены главных редакторов, концептуальные изменения в отношении своих авторов к кинопроцессу вообще и к современному кино, в частности. Журнал критиковал, был свидетелем и фиксатором процесса, полемизировал с коллегами, кроме того, полемика ни на минуту не прекращалась и в самой редакции; новые времена, новые взгляды; финансовые проблемы, попытки с ними справиться; неизбежное для современного киноиздания обращение к телевидению. Так на страницах нового «Кайе» можно встретить аналитическую статью о том, стоило ли сценаристам закалывать ножом студентку доктора Картера в сериале «Скорая помощь», и к каким последствиям может привести столь жестокое обращение с персонажами; а в апрельском номере этого года нашлось место для материала о мини-сериале «Милдред Пирс» с Кейт Уинслетт в главной роли. Это уже совсем другой журнал, чем тот, в котором работали Трюффо, Годар и Ромер. В своих статьях они делились с читателями своим талантом точно так же, как в своих фильмах со зрителями. Синематека, «Кайе», а потом и съёмочная площадка были для них настоящим домом. Здесь они жили, любили, разочаровывались и пускались в творческие поиски. Может быть, в этом и заключается один из секретов мирного сосуществования теории и практики кино?.. Как бы там ни было, но благодаря этим мастерам — таким разным и таким талантливым — кинокритика и собственно практика кино наконец-то стали частью единого целого: местом применения и способом выражения дарования личности. Теория и практика в искусстве не антагонистичны — они дополняют и развивают друг друга, находя одновременно и вдохновение, и поводы для творческих дискуссий. Безусловно, не всякая кинокритика способна подарить вдохновение. Но так было всегда. Стоит вспомнить хотя бы статьи Трюффо «Семь смертных грехов кинокритики» или «Асфиксия кинокритики. Мы все обречены». И всё же сегодня, в год 60-летия «Кайе», хочется надеяться, что всё чаще будут появляться фильмы, способные вдохновить зрителей, и кинокритики, которые напишут об этих произведениях с таким же глубоким знанием кино и трепетной любовью к нему, какая отличала классических авторов «Кайе дю синема». До встречи на набережной Круазетт. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/05/31/parallel.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Обзор » Канны 2008: «Граница рассвета», «Хортен», «Обожание» Надежда ЗАВАРОВА
Обзор » Канны-2008: «Подменыш», «Сервис», «Молчание Лорны» Надежда ЗАВАРОВА
Обзор » Канны-2008: «Слепота», «Вики Кристина Барселона», «Токио» Надежда ЗАВАРОВА
Канны 2015: церемония открытия, фестивальные премьеры, гости, участники конкурса, фоторепортаж (173 фото)
Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|