ММКФ-XXVII: «Космос как предчувствие», «Дитя» и «Время прощания»Журнал КиноКадр продолжает знакомить своих читателей с заметными премьерами различных программ Московского кинофестиваля. Напоминаем, что итоги фестиваля уже подведены. Сегодня, 26 июня, были объявлены победители в основном конкурсе и конкурсе "Перспективы", а также вручены дополнительные награды кинофорума. Ранее мы представили вашему вниманию фильмы «Последние дни», «Входите без стука», а также «Проклятие», «Хористы», «Дорогая Венди» и «Вера Дрейк», «Скрытое», «Самая печальная музыка на свете». «Космос как предчувствие», 2005 Алексей Учитель снимает мало, но каждый его фильм становится событием. Широкая известность пришла к нему в 2000 году с выходом фильма «Дневник его жены». Картина была выдвинута на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм», получила множество отечественных наград, в том числе три премии «Ника», участвовала во многих международных фестивалях. В 2003 году вышел следующий фильм «Прогулка» и снова был отмечен несомненным успехом на родине и за рубежом: призы за выдающееся художественное решение, за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль на международных фестивалях и отечественных кинофорумах, премия «Золотой орел» за лучшую женскую роль Ирине Пеговой. И вот теперь, в 2005 новая картина «Космос как предчувствие» впервые демонстрируется в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля. «Космос как предчувствие» — результат совместной работы талантливейшей команды. Один лишь список имён создателей обеспечивает картине нешуточный интерес публики и ожидание серьезного, высочайшего профессионализма. Над сценарием работал Александр Миндадзе, постоянный сценарист Вадима Абдрашитова (совместные картины: «Парад планет», «Плюмбум или опасная игра», «Магнитные бури» и другие), перечислять регалии не стоит и пытаться, их список слишком велик. Оператором выступил Юрий Клименко, прежде работавший с Кирой Муратовой, Георгием Данелией, Сергеем Параджановым, Юрием Грымовым, Сергеем Соловьевым, каждое имя из этого списка — не имя, а лейбл визуального искусства, в котором художественная сторона настолько значима и сильна, что часто происходит уход из классики кино в некий концептуальный арт. Художник-постановщик — Вера Зелинская, в её послужном списке работа с Александром Сокуровым, Сергеем Соловьевым и самим Алексеем Учителем. Аллегоричность и многозначительность созданной режиссёром истории начинается уже с названия. Между тем, международное название картины гораздо проще: «Dreaming of space» («Мечтая о космосе»), здесь нет никакого подтекста и никакой метафоричности, отражена лишь исходная тема картины — 57-й год, время после запуска первого искусственного спутника Земли, люди живут ожиданием полета человека в космос. Время надежд, время романтического фантастического будущего для всего человечества. Дыхание космической эры. В СССР хрущевская эпоха сменила сталинскую. В маленьком северном городке на границе с Норвегией идёт своя простая жизнь. Ресторанный повар Конёк, молодой наивный и добрый парень, жарит котлеты, сочиняет стихи, занимается боксом, катает на велосипеде девушку Лару, всё как всегда, лишь в небе ночью можно заметить движущуюся звездочку — спутник, а на Земле всё пронизано предчувствием космоса, предчувствием своей судьбы, ощущением какой-то значительности, судьбоносности и трагичности как ни странно — трагичности маленького человека перед большой эпохой. История начинается с того, как одно мировоззрение в виде невероятно светлого образа Конька, родного и всепрощающего, талантливо воплощенного Евгением Мироновым, встречается с другим мировоззрением в виде тёмного «засекреченного» персонажа Германа, к которому простодушно и искренне привязывается Конёк — жёсткого, циничного, узнавшего «всю правду» в тюрьме, мечтающего сбежать и просить политического убежища в Норвегии. У каждого из них своя свобода, каждого ждёт свой путь. Путь Германа оказывается печален, путь Конька — светел и как будто бы открыт будущему. Нарочитая аллегоричность персонажей провоцирует критика к выдаче на-гора различных трактовок. Хотел ли автор сказать, как трактуют некоторые критики, что жизнь в той стране была столь ужасна, что все мечтали сбежать хоть в космос, хоть за границу? Почему в таком случае фильм оставляет столь светлое ощущение? Почему ничего не понимающий Конёк вызывает такую симпатию и при всём своём простодушии нисколько не кажется глупым? Сюда же добавим звучащие в фильме метафорические диалоги о том, кто самый умный — Герман или Конек, а также мелодию песни «не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна». Как всякое хорошее кино, этот фильм не даёт ответов, он задаёт вопросы. Ответы зритель должен искать сам. И каждый формулирует их для себя по-разному. У пытливого, открытого искусству зрителя нет проблем с вопросами и ответами, он приходит сопереживать представленному на экране миру, и чем он многограннее, тем сильнее впечатления от картины. В фильме Учителя даже подкованный зритель удовлетворит свои ожидания и сложной драматургии, и впечатляющего художественного решения и сильной режиссуры, объединяющей приложенные во всех областях усилия в единое, гармоничное, затейливо-многогранное полотно. И если работа кинокритика обычно заключается в том, чтобы найти подтексты и параллели там, где их нет, то в подобных картинах любые толкования только сужают и упрощают действительный смысл повествования. Это жизнь, бесконечная, как космос. В эпоху, когда ощущение жизни просто стало острее, потому что человек впервые вырвался за пределы Земли. «Дитя» (Enfant, l’), 2005 Мы не ошиблись? Это и правда победитель Канн этого года? Тот самый фильм, что так воодушевил Кустурицу, что он буквально силой продавил «своего» победителя сквозь сопротивление остального жюри? Складывается впечатление, что и братья Дарденны, и отборочный комитет Каннского кинофестиваля, и сам Кустурица не знакомы с таким культурным явлением XX века как соцреализм. Иначе как объяснить их коллективную любовь к этим бесконечным гламурным историям об одноногой собачке. В гламурной общеевропейской человеколюбивой Франции живёт-поживает странная пара. Она пару дней назад родила ребёнка, непохоже, чтобы чем-то до его рождения занималась, приезжает из роддома к нему. Он, блуждающий тип, снова остался без денег, пересдал их комнату знакомому, и теперь бомжует по ночлежкам, зарабатывая посредничеством между малолетней благополучно-одетой и накормленной шпаной, которая тырит чо-как по карманам денег и мобил с фотоаппаратами, и скупщиками краденого, с которых имеет вполне приличные деньги, однако деньги, как мы помним, у него не задерживаются. То есть пока они есть, он ходит по кафешкам, где играет чуть-чуть на автоматах, покупает по случаю ребёнку коляску и берёт в аренду автомобиль, а также снимает квартиру. Когда денег нет, он ночует в коробке, переодевается в свежевытащенный из-под контейнера балахон и идёт на дело благополучным мальчиком-механиком на мотороллере. Она при этом всю дорогу прилично одета, накрашена, причёсана, однако ночлежки и случайные углы её не смущают, как и отсутствие у обоих какой-то работы. Ребёнок ухожен, покормлен, при случае ему на дом вызывается медсестра, однако оба-два родителя почему-то страшно расстраиваются, когда им сообщают новость, что содержание ребёнка им обойдётся в тысячу евро в месяц. Оба в шоке, хотя тем же днём папашка перепродал украденную фотокамеру за 450 евро, и курит он явно не беломор, и на автоматах сыграть себе не отказывает. Зато он приходит в бурный восторг от грандиозной идеи «отдать» ребёнка «желающим его усыновить» ажно за 5 тыс. этих самых евро. Что он благополучно и проделывает, сообщая о сием факте простоявшей весь день в очереди за пособием матери. И всё бы у них срослось, если бы мамаша не попала от расстройства в больницу и не заявила бы там полиции на нерадивого папашку-бизнесмена. Папашка выворачивается из кожи вон, но ребёнка возвращает. За что ему сообщают, что он должен вернуть сверх вышеприведённой суммы ещё 50 тыс евро. И дают по печени. Один раз. Небольно. Даже на счётчик не ставят. Добрые люди. И вот он решает снова идти на дело (см. выше, про мальчика с мотороллером). За этим делом они чуть не теряют чужой мотороллер, чуть не тонут в ледяной реке, а в результате мальчик уже без мотороллера оказывается в участке, папашу мамаша выгоняет взашей, а тут ещё этот долг, и уже есть как-то хочется, аж переночевать негде. Так что он идёт он сдаваться в полицию, и там его сажают, а она начинает ходить к нему на тюрьму и носить передачки, а на свиданках оба обнимаются и плачут. Очень трогательная история. Такого выдающегося гламура о современных клошарах ещё видеть не доводилось. Чистенько тут у вас. И супчик на плиточке греется. Ребёночек не плачет. Колясочки там, пелёночки. Женщины кормят грудью детей прямо в общественном транспорте, не гнушаясь холодов. Охрана материнства и детства. Полная социальная защищённость. Вызывает же этот фильм даже не желание покрутить у виска, а выматериться. Где тут кино, «сближение документального и художественного»? Где тут искусство, «тонкости звериного в человеческом обществе»? Соцреализм. Про одноногую собачку. Но её в таком препарированном общеевропейском состоянии хочется уже не пожалеть, а пнуть, чтобы взбодрилась. Это просто праздник какой-то. «Время прощания» (“Temps qui Reste, le”), 2005 В своём новом фильме Франсуа Озон тоже, формально, пошёл по пути рисования судьбы пресловутой одноногой собачки. Человек узнаёт, что у него рак в запущенной форме, и жить ему осталось от силы месяца три. Вот уж поле для сентиментальных переживаний, разведения соплей с сахаром и прочей непременной атрибутики латиноамериканских телесериалов и современного европейско-типагуманистического кино. Однако Озон нарочито отказывается от классической канвы повествования, не раз реализованной в том же Голливуде, следуя по пути нарочного, максимального отстранения зрителя от персонажа картины. Он у нас и голубой, и весь такой богемный, и не терпит детей, резок характером, не может нормально общаться со своей семьёй, и понимание находит у одной лишь бабушки, тоже старой греховодницы, играющей в семье роль ещё одного изгоя. Все эти фотосессии, амурные гомосексуальные сцены, употребление кокаина, замкнутость — всё работает против того, чтобы зритель начал кого-то жалеть. Так в чём была цель Озона? Тут важен один момент, связанный с трудностями перевода. По-французски, то есть в оригинале, фильм называется Le Temps qui Reste, что есть «Время, которое осталось». Англоязычное же название «Time to Leave» было, конечно же, традиционно перевёрнуто отечественными ценителями прекрасного с ног на голову — так появилось «Время уходить» или «Время расставания». То есть вполне философско-размышленческое название стало слащаво-сентиментальным. Так и фильм. То, что могло стать сентиментальной прозой, стало самосозерцательной поэзией не умирания — жизни. Просто — последних её часов. Долгие поиски выхода, достойного завершения своей безумной-безумной жизни приводят героя к решению простому и бредовому — сделать ребёнка, оставить всё ему, ещё до рождения, и умереть спокойно. А до того попробовать помириться со всеми, с кем стоило, да поснимать напоследок на цифровую мыльницу всё, что попадётся хорошего. И не забыть перед смертью выкинуть мобильник. Что ещё нужно человеку для успокоения? Разве что умереть красиво, на закате, на берегу океана.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/06/26/mmkf.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|