Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Автостопом по Галактике:

Автостопом по Галактике: Через тернии, или Туда и обратно

Роман КОРНЕЕВ, 12 июня 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Автостопом по Галактике» (“Hitchhicker’s Guide to the Galaxy”), 2005
По мотивам культового романа Дугласа Адамса
Режиссёр: Гарт Дженнингс
Сценарий: Дуглас Адамс, Кэри Киркпатрик
Композитор: Джоби Тэлбот
Оператор: Игорь Джеду-Лилло
Продюсеры: Дуглас Адамс, Роби Стамп
Роли исполняли (озвучивали): Билл Бэйли (голос Кита), Анна Кенселлор (Квестулар Ронток), Варвик Дэвис (Марвин), Мос Деф (Форд Префект), Зуи Дешанель (Триллиан), Мартин Фриман (Артур Дент), Стивен Фрай (Путеводитель), Джон Малкович (Хумма Кавула), Хелен Миррен (голос Deep Thought), Бил Найи (инженер Слартибартфаст), Алан Рикман (голос Мартина), Сэм Рокуелл (президент Зафод Библброкс)

С некоторых пор (а может, и с момента основания) отечественное, да и мировое фантастическое сообщество раз и навсегда определило мерилом качества и самоценности того или иного произведения его новизну — сиречь оригинальность концепции, замысла, коренной идеи.

Так уж получилось, что ваш покорный слуга с этой постановкой вопроса не согласен в корне. Не согласен? Представь свою концепцию, а мы её замерим с общечеловеческих позиций. Вуаля. Для меня — качество того или иного произведения определяется его гуманитарным посылом. Несёт фильм великое доброе вечное, ну так и добро пожаловать, а разводит сколь угодный художественный фундаментализм — извините, не в того коня корм.

Светлое начало, ободряющее, просветляющее читателя-зрителя, есть огромная редкость по эту сторону реальности, и каждую его крупицу автор этих строк стремится вычленить, обособить, огранить и преподать заинтересованному в том люду во всей его красе. Выходит так, что фильм «Автостопом по Галактике» показался именно таким произведением — оптимистичным, лишённым какого-либо сарказма, цинизма и скабрёзности. Почему так? Постараюсь объяснить в тексте, который следует ниже.

Не забыть полотенце

Случайность то или неизбежность, писатель Дуглас Адамс стал главным действующим лицом фильма задолго до его выхода на экраны. Дело даже не в авторстве книги, хотя, несомненно, и в этом тоже. Его имя в числе авторов сценария — не просто дань уважения, но объективная реальность, ведь буквально каждый поворот сюжета, а вернее, каждый момент отхождения этого сюжета от одноимённого романа есть плод его творения, авторская концепция от начала и до конца.

Книга о том, что «без паники!», давно просилась на экран. И автор положил массу усилий на то, чтобы экранизация состоялась. Нет, конечно, как всякий романист, он по дороге выдвинул уйму возражений, претензий и требований, которые бы способствовали аутентичности, соответствию оригиналу, и прочая, и прочая. Однако именно благодаря стараниям Дугласа Адамса, пусть и откладываясь раз от разу, пускай только после его смерти — выход фильма на большие экраны состоялся.

Пусть с некоторыми допущениями и отступлениями, но вот он, продукт с посвящением Дугласу в титрах. Получите.

Так держать!

Надо отметить и другое. Как это ни печально, безвременная кончина Дугласа Адамса тоже послужила причиной выхода, наконец, фильма в прокат. Слишком много было разнообразных требований и оговорок. Но она же наложила свой отпечаток на кинопроцесс — фильм должен был стать своеобразным памятником писателю, его неуёмному позитиву, тонкому юмору и оригинальному мироощущению.

И он стал. Банное полотенце, друг-инопланетянин, замызганное корыто вогонов, а потом и угнанная со стапелей президентская яхта. Трип-стори поперёк Галактики, безумное космическое фэнтэзи главного оппонента Шекли в поисках истинного смысла человеческого бытия во вселенной, которая не просто не ограничивается коллективным человеческим сознанием, но принципиально шире этого сознания. Улететь, чтобы вернуться, вернуться, чтобы улететь.

На протяжении всего просмотра вы будете ловить себя на мысли, что дело тут не в вогонах и не в пресловутом поиске ответа на Самый Главный Вопрос. И даже не в уничтожении Земли. Открывающая повествование циничная песенка дельфинов даст вам подсказку, где искать ответ на вопрос. Там же, где сам вопрос. Истинный Вопрос.

…и спасибо за рыбу!

Недаром сцена с падающим китом уже включена в список лучших фантастических сцен всех времён. Недаром вообще все эти китообразные в сценарии. Они словно хотят нам что-то сказать, хотя получается лишь свист и улюлюканье. Их мессидж, между тем, прост.

Успейте насладиться тем, что ниспослано вам, что пока вам ещё доступно, ведь и оно — прекрасно. Зачем ещё что-то, ведь есть под рукой полотенце, Путеводитель и лучший друг. Чего ещё желать, коли всё уже есть!

Тот самый гуманитарный посыл этого фильма, как и книги, о котором сейчас речь, трудно переоценить. Он производит светлое, невероятно светлое впечатление, такое редкое в наш циничный век. Тот же робот Марвин — он грустен, а не циничен, он впятеро старше этой Вселенной и потому все трещины мира проходят через его сердце, но ведь именно он воскресает в лучших традициях жанра фильмов о роботах, чтобы спасти всех присутствующих и ещё раз изречь свою пессимистическую речугу.

Это всё ужасно…

В ту же степь играет и мелкий демиург Билла Найи, со всеми его библейскими замашками и пристрастием к фьордам Норвегии. Его знакомая ещё с «Реальной любви» угловатость жестов и нарочитая рок-н-ролльность. В роли самого себя он так же неуверен в себе и так же философичен, что только добавляет шарму неуклюжим попыткам наставить злополучных землян на путь истинного счастья.

Да и сами земляне вместе с бредовой парочкой полуюродных братцев производят исключительно занятное впечатление своей решимостью не терять присутствия духа даже в самых безвыходных положениях. Это ли не пример для подражания всем членам постиндустриального общества циников и неврастеников?

Мне, как безнадёжному романтику, понравилось также всё великое множество британских актёров, десантом высадившихся в откровенно американском фильме, придав ему неуловимый оттенок восхитительно застенчивых английских комедий последнего времени. И скорбный Алан Рикман, озвучивавший Марвина, тоже великолепен в своём амплуа маниакально-депрессивного робота, настолько живо представляется на месте шарообразного пластмассового пессимиста, что просто диву даёшься.

Отдельное спасибо отечественным локализаторам, которые пусть не всегда дотягивали перевод до уровня оригинала, но старались, чёрт побери, старались! Это видно и по по-фанатски растянутым дельфиньим хоралам, и по зажигательному экстремизму парня, «работающего на лимонах». Даже отсебятина про «я убью тебя, лодочник» и «ума планета» смотрится в их исполнении не неуместным креативом, а вполне соответствующим прототипу лингвистическим юмором.

Итого

Мы имеем честь наблюдать, пусть с месячной задержкой, достойное кино. В первую очередь — достойное житейской, пусть и облечённой в фантастическую оболочку добротой, в которой даже сиквелогенераторный открытый финал становится частью идеи, постулатом возможности всеобщего счастья, того самого, в котором каждому воздаётся по заслугам и все наречённые находят друг друга.

И есть ли тут смысл копаться в финансовых успехах или провалах фильма, в распределении бюджета по дорогостоящим спецэффектам, во всей этой общей ретрофантастичности, в новизне ролей и сомнительной обдуманности проявляющихся там и тут камео. Картина оставляет впечатление невероятно светлого, позитивного настроя, что, согласитесь, нынче редкость. А это уже самоценно. Любите кино. И, кто не читал, прочитайте роман Дугласа Адамса хотя бы в переводе.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

К звёздамЭнгри бёрдс в кино 2Лучший стрелок 2Форсаж: Хоббс и ШоуТерминатор: Тёмные судьбыКороль ЛевМалефисента: Владычица тьмыМидуэй

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Смотрите также:
Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
Звёздные войны 3: Месть Ситхов: Звёздные войны прощаются с вами


Звёздные войны 3: Месть Ситхов:
Звёздные войны прощаются с вами

Роман КОРНЕЕВ

Завершился цикл. За время, пока сказочник Джордж Лукас разрушал, потом растил и пестовал, а потом снова воссоздал свою сказочную Империю, успело вырасти полтора поколения людей, не знающих мира без «Звёздных войн». Уже этим фактом сегодня — знаменательный день. Давным-давно, в одной далёкой-далёкой Галактике отбушевали Звёздные Войны. Отзывы: [109]


«Гадкие лебеди» по роману братьев Стругацких


«Гадкие лебеди» по роману братьев Стругацких

Редакция «КиноКадра»

«Гадкие лебеди» станут подлинно жанровым фильмом, нужным, интересным и понятным зрителю во всех странах мира. Зрелищность, научная фантастика, тайна и напряжение, сопровождающие события фильма, драматические личные судьбы героев, их любовные перипетии — все это позволяет, по словам создателей, снять увлекательный и динамичный фильм, решенный в жанре мистического детектива. В то же время это будет авторская картина.

Отзывы: [13]


Константин: повелитель тьмы: Отлично, Джон Константин


Константин: повелитель тьмы:
Отлично, Джон Константин

Роман КОРНЕЕВ

Кроме компьютерных эффектов, а также разного рода мрачных картин и буйства стихий, «Константин» обладает чем-то неуловимым, что отличает проходные блохбастеры от картин, обречённых стать явлением. Не в элементах конструкции дело, пусть те сколь угодно гениальны, а в герое. Зрителю кажет лик интересный, в меру весёлый, в меру циничный и не слишком уходящий от образа Нео герой — без него прочие изыски никому не нужны.

Отзывы: [33]


Саундтреки весны: «Месть Ситхов», «Царство небесное» и другие


Саундтреки весны: «Месть Ситхов», «Царство небесное» и другие

Елена ПРАВДА

Весна традиционно включает два известных годичных всплеска киноактивности — весенние школьные каникулы в марте и майская блокбастерная очередь на выход. Когда же ещё нам ждать могучей волны свежих саундтреков, как не весной, тем более, что в этом году и отечественный кинодел поспел к раздаче, выпустив в конце февраля «Турецкий гамбит» с достаточно сильной звуковой дорожкой, о чём мы уже писали, а уже в середине марта прогремел «Бой с тенью», с которого мы и начнём наш традиционный обзор.


«Полный Пэ»: коллекционные «Бешеные Псы» и «Хроники Риддика» в переводе Гоблина


«Полный Пэ»: коллекционные «Бешеные Псы» и «Хроники Риддика» в переводе Гоблина

Роман КОРНЕЕВ

Гоблин и его студия «Полный Пэ» осчастливили любителей сразу двумя знаковыми релизами. По контракту с компанией CP Digital Гоблином был осуществлён перевод режиссёрской версии фантастического боевика «Хроники Риддика», а также был снят документальный фильм «Вскрытие “Бешеных псов”» для коллекционного издания фильма Квентина Тарантино — перевод прилагается традиционно богатый абсценной лексикой.

Отзывы: [1]


Мадагаскар: С Мадагаскара, где много диких лемуров


«Мадагаскар»:
С Мадагаскара, где много диких лемуров

Елена ПРАВДА

Четверо друзей-зверей из нью-йоркского зоопарка отправляются в самоволку, поддавшись на уговоры остолопа-зебры, которому задурила голову военизированная группа отмороженных пингвинов. И в результате вся банда попадает на этот самый Мадагаскар, где встречается с колонией безбашенных лемуров, у которых есть свои проблемы, и эти проблемы неплохо было бы решить, пока совсем не одичали... Отзывы: [11]


Жмурки: Игры мертвецов


«Жмурки»:
Игры мертвецов

Роман КОРНЕЕВ

Проект «Жмурки» с самого начала позиционировался продюсерами как своеобразный акт прощания с «громовыми девяностыми», прощания такого же грубого и фу, как некультурного, какими они были на самом деле. Чёрная комедия как жанр в нашей стране не очень распространена в чистом виде, и одновременным присутствует в качестве фона буквально во всём. Отличная идея — отсмеяться уже вволю, помянув покойника в пиджаке и с голдой добрым словом. Мол, можно в этом всём беспределе видеть свой юмор. Чёрный. Отзывы: [28]


Премьеры июня: «Война миров», «Автостопом по Галактике», «Мистер и миссис Смит»


Премьеры июня: «Война миров», «Автостопом по Галактике», «Мистер и миссис Смит»

Ирина КОЗЕЛ

При относительном богатстве репертуара июнь демонстрирует сумбурность и неравномерность распределения фильмов по неделям: если, например, на второй премьерный четверг запланирован (точнее, перенесён) всего один громкий релиз, то в третий их сразу три. Наблюдая такую нелогичность прокатного графика можно предполагать, что ближе к делу в нём будут происходить существенные изменения. А уж новомодная практика узкого допремьерного проката — в июне, судя по всему, будет применяться повсеместно.

Отзывы: [1]


Город грехов: Ужасы нашего городка


«Город грехов»:
Ужасы нашего городка

Роман КОРНЕЕВ

Комиксо-кинематографические изыски проходят через весь фильм, составляя костяк повествования, определяя геометрическую красоту кадра. Если кто не видит, не чувствует специфику строения комикса, а искусство графических новелл почитает чем-то недостойным «самого читающего народа в мире», ему остаётся лишь посочувствовать, такому зрителю даже при большом желании удастся рассмотреть лишь бледную тень фильма, который снимал Родригес. Отзывы: [71]




Автостопом по Галактике:



"Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II"
"Звёздные войны 3: Месть Ситхов"
"Аватар"
"Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I"



22 июля, понедельник

20 июля закрылся юбилейный 10-й Одесский международный кинофестиваль. Гран-при международного конкурса...




21 июля, воскресенье
Заокеанский прокат вновь целиком положился на одного новичка и вновь не прогадал — ночные четверговые предпоказы «Короля Льва» собрали $23 млн...
Как и во всём мире, в российском прокате сборы уикенда были целиком отданы единственному новичку — компьютерно-игровому римейку диснеевской классики «Король...




20 июля, суббота





Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.1%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2018   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2018  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама