ММКФ-XXVII: «Вера Дрейк», «Скрытое» и печальная музыкаЖурнал КиноКадр продолжает знакомить своих читателей с заметными премьерами различных программ Московского кинофестиваля. Ранее мы представили вашему вниманию фильмы «Последние дни», «Входите без стука», а также «Проклятие», «Хористы», «Дорогая Венди». «Самая печальная музыка на свете» (“Saddest Music in the World, the”), Канада, 2003 Как кинопритча, этот фильм навевает столь сложные ассоциации, аналогии, аллюзии и параллели, что мысли разбегаются. О многом можно поговорить. Даже слишком о многом. Это филигранная техническая, эстетическая, жанровая стилизация кино тридцатых годов. От чёрно-белых немых импрессионистских экзерсисов до первых цветных мюзиклов. Это кино снято восторженным фанатиком старого кино, который готов до бесконечности наполнять картину монтажными склейками, добиваясь идеального сходства, восстанавливать аутентичную зернистость, малоконстрастность, живую рябь старой плёнки. Аплодисменты за техническое решение, право. И художнику-постановщику тоже. Это грандиозный политический памфлет (куда там Паркеру со Стоуном), в котором мировая война и Великая депрессия, пир во время чумы и американская экспансия, а также Канада как мирок упадка и пивных королей, которые сажают безногую звездульку судить конкурс на самую печальную музыку на свете. Аплодисменты за достоинство и патриотизм. Это музыкальная феерия, где вопль ревуна прерывает стук кастаньет, а ярость виолончели разбивает стеклянно-пивные ноги королевы бала. Это латиноамериканские семейные страсти, хичкоковский транс и трагедия одиночества скромного гения, хранящего на память в банке сердце своего сына. Аплодисменты композитору за музыкальный катарсис, а сценаристу за фрейдистское полотно повествования. Удивительно, почему такое кино не может похвастаться десятком фестивальных железяк. Нет справедливости на свете. «Скрытое» (“Cache”), Франция, Австрия, Германия, Италия, 2005 Вообще, слухи об окончательном грехопадении Каннского кинофестиваля ходят в кулуарах давно. Мол, отборочный комитет и само жюри из года в год работает не ради искусства, а в пику Голливуду. Назло маме отморожу уши, это называется. Отбор по принципу «кто нарушит больше стандартов коммерческого кинематографа» он, конечно, замечателен и забавен, но, вкупе с принципом награждения «этому дала, этому дала, а Золотую пальмовую ветвь — самому гадкому утёнку», итоговое покручивание у виска по поводу результатов очередного каннского дефиле мне уже не кажется таким уж нелогичным. Фильм Михаэля Ханеке «Скрытое» в этом отношении очень показателен. Можно сколько угодно ценить юмор автора, заполнившего хронометраж ленты недвижимыми планами этого злосчастного дома, мимо которого раз в пять минут проезжает машина, которой радуешься, как ребёнок. Смешно, нечего сказать. Если бы эта шутка встречалась раз-другой, то это было бы даже забавно и поэтично. Но «шутка, повторённая трижды, становится в три раза смешнее». Если каннская публика полагает, что прежних заслуг Ханеке достаточно для того, чтобы ценить любые режиссёрские выходки, то увы, я с ними не могу согласиться. Обман, он и есть обман. Фильм, который показывает фильм, который показывает фильм, который третий раз подряд через перемотку показывает фильм, состоящий из статичной картинки фасада дома. Некоторые полагают, что это гротеск. Я полагаю, что это уже маразм. Ладно, хорошо, положим, в фильме сие умственное упражнение — вовсе не главное. Просто художественный приём, долженствующий вызывать напряжение, ощущение подглядывания и ощущение себя подглядываемым одновременно. Но должен же этот приём чему-то служить, каким-то сюжетным ходам, какому-то сценарию. Взглянем. Когда герою было шесть лет, его родители хотели усыновить арабского мальчика, сына их пропавших без вести работников. Мальчик совершил нечто, в результате пришлого увозят в приют, а сынок спокойно себе живёт, вот он уже взрослый и серьёзный, работает на телевидении, и вообще. Но тут появляются откуда ни возьмись эти кассеты, и прошлое всплывает сначала в умах, а потом и в поступках. Результат — один труп и неприятный осадок на душе. Никаких других итогов двухчасового времяпровождения. Зачем это самоубийство? Кто посылал кассеты? К чему эта история с сынулей, бассейном и пропажей из дома? К чему этот бэквокал из французских гест-стар, которые исчерпываются тремя долгими планами? Клубок верёвок с торчащими во все стороны концами. Да, это жизнь. Но это — не кино. Городил, городил… какая-то полиция, какие-то арабы, какие-то негры (политкорректность, Франция, ага), дебильно-стерильное болтливое французское телевидение, и эти злосчастные куры во дворе. А также вялая, отстраненная и нелогичная сцена с увозом (чего он так брыкался и орал? всей душой полюбил новых родителей? да ну?) и столь же безумный финальный план двора школы. Мда. У них для нас других кинематографистов нет? «Вера Дрейк», (“Vera Drake”), Великобритания, Франция, Новая Зеландия, 2004 Пятидесятые годы двадцатого века. Чопорная викторианская Англия. Вера Дрейк, мать двоих взрослых детей, скромнейшее и безобиднейшее существо, вечно всех опекающее и всем помогающее, занимается нелегальными абортами с единственным побуждением — помочь оказавшимся в беде девушкам. Неожиданно одна из пациенток попадает в больницу в тяжелом состоянии, и Веру Дрейк заключают под стражу. Тема нелегальных абортов отнюдь не нова. Об этом снимали кино и философское, и гуманистическое, и феминистское. И трагедии, и мелодрамы, и чуть ли не детективы. История Майка Ли о другом — о человеке, о личности, об этой вот уникальной, участливой, нелепой и несуразной Вере. О ее тихом и скромном, незаметном существовании, растворившемся в суетливой, повседневной заботе о чужих судьбах. В этом фильме нет ни грамма пафоса, ни героического, ни обличительного. К рассказанной истории не подходит ни одно из громких слов. Образ жизни Веры Дрейк не назовешь ни самоотверженностью, ни самоотречением — ведь для этого должно существовать то, от чего отрекаются и чем жертвуют. Вера же как будто и не мыслила никогда ни о чем для себя, и одновременно забота о ближнем, которой она живёт, для нее тоже не девиз и не чужая боль, принятая как своя, а некая простая сирая повседневность. Обыкновенный, естественный закон существования. Эту сложную историю маленькой женщины, оказавшейся в немыслимой ситуации, когда всё перевернулось вверх дном, когда её участливость к чужим трактуется её предательством к близким, Майк Ли рассказывает зрителю в жанре классической драматической, почти театральной постановки. Главнейший инструмент режиссёра в этом фильме — актёрская игра, тонкая, построенная на мельчайших нюансах, со сдержанным эмоциональным фоном при большой философской нагрузке. На этой игре построен весь диалог со зрителем, вся неоднозначность сюжета. На фоне засилья экспериментального кино на нынешнем ММКФ, фильм кажется подчёркнуто, до старомодности, каноническим и эталонным по художественной и исполнительской манере. В высшей степени тактичный и выдержанный, не использующий никаких резких тонов (включая невероятную мягкость приговора), он сам как изображенная в нём викторианская Англия — констебли-джентльмены, накрахмаленные воротнички, безупречные манеры. И маленькая, скромная житейская трагедия. Любите кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/06/23/mmkf.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|