![]() |
![]() ММКФ-2011: «Артист», «Буря» и семейные ценностиКак обычно, под финал уже никто не помнит про конкурс, и кто там кого победил и какие бронзулетки получил — в общем уже и неважно, пусть об этом жюри думает, на то оно и жюри. Столичные киноманы пытаются урвать последние порции своего профессионального счастья, мы же спешим поделиться этим счастьем с теми, кто этого не сумел или не имел такой возможности вовсе. Итак, завершающий обзор фестивальных программ 33 ММКФ.
«Артист» (“Artist”, Франция), 2011 Обожаю такие штучки, любая современная стилизация под времена давно ушедшие, от грайндхауса по, вона, немое кино включительно в нашу эпоху умершего, но не похороненного постмодернизма сразу расцветает такими непривычными красками, что впору лить слёзы счастья, даже если в описываемую эпоху мы не только не были «какие молодые», но вдобавок и вообще не родились. Режиссёр с трансконтинентальным именем Мишель Хазанавичус не просто решил снять собирательный оммаж Великому немому, в один не совсем прекрасный день сдавшемуся под натиском кино звукового, он живописал на экране нам, наблюдающим сейчас вживую аналогичную попытку «трёхмерной революции», тот культурный излом, который случился на рубеже эпох в 27-29 годах, когда огромная плеяда артистов немого кино с их гипертрофированной пластикой навеки уступила место воркующим блондинкам. В итоге получилось очень лирическое, трогательное и задушевное кино, со своими открытиями (стук стакана), со своими благоглупостями и своей философией, не отданной на откуп исторической правде. Вот последнее под конец окончательно отметает всякие попытки оммажа и превращает картину в «просто прекрасное кино», потому что если первые кадры ещё где-то вписываются в стилистику начала двадцатых, то под конец мы уходим по картинке (несмотря на отсутствие звука как такового) в художественный инструментарий сороковых, какой уж там Великий немой. В этом плане прекрасное кино «Самая печальная музыка на свете» куда честнее и в техническом плане, и в плане посыла. Там суперконтраст, яростный грим и пластика остались верны себе до конца. Впрочем, и «Артист» с его хеппи-эндом — это ценное приобретение в коллекции мирового кино, а слишком подвижную камеру заметят только отдельные ценители. «Буря» (“Tempest”, Великобритания), 2010 Шекспировскую «Бурю», которую многие историографы полагают за последнюю пьесу мастера, не очень любят ставить и экранизировать. Ну, в сравнении с «Гамлетом», «Отелло» и тем более «Ромео и Джульеттой». Её и ставили-то почти до самого двадцатого века в переложении, поменьше фэнтэзи, побольше искромётности и драмы. А ведь «Буря» — это своего рода предтеча жанра «меча и магии», причём выполненная на очень глубоком уровне. Калибан, Сикоракса, Сетебос, Ариэль, Просперо, в этих персонажах такой сложносочиненный символизм, что, например, противостояние Просперо и Калибана исследователи почитают как образ борьбы просвещённой технократии и тёмной «народной воли», не говоря уже о многочисленных христианских толкованиях. Ну и плюс это, одновременно, вполне гротесковая комедия с клоунадой и выходом вприсядку, где, что называется, «есть что играть», собственно, последнее до некоторых пор и стараются ставить, предварительно отделив муть и, на самом деле, суть произведения. Режиссёр «Фриды» Джули Теймор тоже поддалась чарам «юмористической стороны», и устроила очередное нам переложение, где маг Просперо стал женщиной, Калибан большую часть времени просто красуется специфическим гримом, а все остальные либо хохмят, либо «читают текст», либо удаляются в техномагию со шпецэффектными гарпиями и летучими Ариэлями. Впрочем, всё это так здорово снято, а ужимки и прыжки так уверенны, благо их исполняют весьма замечательные артисты в оскароносных костюмах «современность под старину», так что сразу подмену и не заметишь. А заметна она становится в самом конце, когда все группы героев наконец сбредаются в «пещеру» и держат совет. Тут-то внезапно выясняется, что за красивостями и хохмами суть пьесы как-то подрастеряна. Получается, что во вполне голливудском духе мстительная героиня блистательной Хелен Миррен просто хочет взад трон. А к чему там был Калибан и его мамочка Сикоракса, зачем Сетебос и Ариэль, да без понятия. Ну, и текст да, шекспировский. ![]() «Матери» (“Majki”, Македония), 2010 Сборник новелл македонского режиссёра Милчо Манчевски «Матери» есть пример вопиющей несправедливости: на первых двух историях хочется незамедлительного продолжения; последняя, которая идёт добрый час, кажется, попала сюда по ошибке. Впрочем, для программы «Вокруг света», пожалуй, превращение художественного фильма в документальный (пресловутая третья новелла) — уже небольшое достижение. ![]() В первой истории говорится о том, как две девочки решили попроказничать: рассказать выдумку о том, что к ним приставал эксгибиционист. Пикантности ситуации добавляет то, что рассказать это девочки решили в полицейском участке. Вторая новелла удаляется из города и повествует о том, как съёмочная группа приезжает в заброшенную деревню, где осталось всего два жителя, брат и сестра, которые много лет не разговаривают друг с другом. А на третьей что-то произошло со вполне славным режиссёром Манчевски, и он ударился в телевизионный терроризм, более известный как «документалка с телеканала НТВ». И сюжет тут подходящий — изнасилование и убийство пожилых одиноких женщин. Конечно, такая панорама судьбы женщины гор, т.е. Балкан, претендует на некую всеобъемлемость, если не в смысле фактов, то в смысле эмоциональных переживаний и точности передачи архетипов. Но всё же совершенно непонятно, как режиссёр умудрился совместить что-то вроде истории из «Ералаша», лирическую зарисовку и откровенную чернуху. Триединство, конечно, — по-прежнему один из главных принципов искусства, но в данном случае можно было бы пойти на попятную и ограничиться двумя историями.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/07/03/mmkf.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|