Выбор редакции: маст си

Супермен в кино: 1941-2013, история Человека из стали

Никита КОМАРОВ, 16 июня 2013
Человек из стали

Два месяца назад, 18 апреля, исполнилось ровно 75 лет со дня публикации “Action Comics #1” — выпуска комиксов, с тех пор ставшего самым ценным в истории. Это был первый комикс, на страницах которого появился классический супергерой, и его невероятный успех открыл ворота для немедленно последовавшего Золотого века комиксов. Супергероем, о котором идёт речь, был Супермен, и он также сумел стать самым узнаваемым среди своих многочисленных товарищей. И хотя на широкие экраны кинозалов он также попал быстрее, чем любой из последователей, его путь, однажды начавшись, оказался полон и взлётов, и падений, и сопровождавших всё это небанальных обстоятельств. Им, в преддверии выхода на российские экраны «Человека из стали» режиссёра Зака Снайдера и продюсера Криса Нолана, мы и посвящаем этот обзор.

Супермен в кино: 1941-2013

В 1941 году, уже через три года после первого появления Супермена перед публикой, Paramount заинтересовалась производством анимационных короткометражек с его участием, которые показывали бы в кинотеатрах перед новыми фильмами. C этим студия обратилась к братьям-аниматорам Максу и Дэйву Флейшерам, которые, получив беспрецедентный на тот момент бюджет в $50 тыс. на мультфильм (вдвое больше нормы), в последующий год произвели на свет 17 короткометражек под баннером Fleischer Studios и Famous Studios.

Мультфильмы ФлейшнеровМультфильмы Флейшнеров

Их традиционная длина составляла восемь-девять минут, а за неимением одного суперзлодея (Лекс Лютор появился в комиксах годом ранее, в апреле 1940-го, но в экранизациях с ним решили подождать), угрозами для Супермена и Метрополиса успели побывать сумасшедшие учёные, гигантские роботы, землетрясения, вулканы, гангстеры, японцы, нацисты, египетские мумии, люди-птицы, а также гигантская горилла (через 10 лет после «Кинг Конга») и не менее гигантский размороженный ящер (за 10 лет до «Годзиллы»).

Лоис Лейн, срисованная будто точь-в-точь с Розалинды Расселл из «Его девушки Пятницы», являла собой олицетворение стереотипа бесстрашной девушки-журналистки, бесконечно влезавшей в передряги, из которых один лишь Супермен мог её вытащить — после чего, комичным образом, каждый раз остаться неузнанным, приняв вид Кларка Кента. Понятно, что в установленных рамках эти мультфильмы почти не имели шанса выйти за пределы штампов, однако братья Флейшеры знали своё дело — 70 лет спустя их творения, с их энергией, воображением и ретро-антуражем, продолжают оставаться приятными на глаз и вызывающими лёгкую ностальгию. Первые шаги были сделаны.

После этого пришло время и для игрового Супермена. Его прибытие состоялось в 1948 году в четырёхчасовом киносериале, называвшемся просто «Супермен» и состоявшем из 15 серий. Каждая из них, теперь уже обладая длиной в 15-20 минут и концовкой-клиффхэнгером, также демонстрировалась в отдельно взятых кинотеатрах перед отдельно взятыми фильмами. Как и предполагалось, сериал ждал невиданный успех, и через два года у него появился сиквел — «Человек-атом против Супермена», обладавший уже более связным общим сюжетом и ознаменовавший первое появление на экране Лекса Лютора.

Сериал 1948-огоСериал 1948-ого

Несмотря на характерно дешёвый визуальный ряд и преимущественно деревянную актёрскую игру, оба сериала, являясь первыми игровыми экранизациями комиксов о Человеке из стали, не имели шанса не войти в историю. Первыми же, кому довелось в полной мере воплотить на экране Кларка и Лоис, стали Кирк Элин и Ноэл Нил. Правда, имя первого в кадре не указывалось — в качестве умилительного примера тогдашнего маркетинга, «Коламбия» в промо-материалах лукаво заявляла, что не смогла найти актёра на главную роль, а потому «наняла самого Супермена». Почти 30 лет спустя Элин и Нил сыграют эпизодические роли родителей Лоис Лейн в «Супермене» Ричарда Доннера, по-прежнему остающемся вершиной киношного пути героя.

В ноябре 1974 года права на полнометражную экранизацию комиксов о Супермене были выкуплены Александром Солкиндом, его сыном Ильёй и их партнёром Пьером Спенглером. Их планом было снять сразу же два фильма, дабы выпустить их с небольшим интервалом и сэкономить на общем производстве. Серьёзность намерений продюсеров курьёзным образом отразилась в их вариантах потенциального режиссёра, сценариста и исполнителя главной роли: Солкиндов интересовали почти исключительно знаменитости, звёздный статус которых не всегда подходил этому конкретному материалу.

Так, для написания сценария за кругленькую сумму был нанят Марио Пьюзо, причём после того, как ранее приглашённый писатель-фантаст Альфред Бестер был сочтён недостаточно известным. Переговоры о постановке проекта, среди прочих, вели Фрэнсис Форд Коппола, Уильям Фридкин и Сэм Пекинпа; в качестве кандидатов на роль Супермена рассматривались Аль Пачино, Дастин Хоффман, Стив Маккуин, Клинт Иствуд и даже Мухаммед Али.

В начале 1975 года продюсеры сумели договориться с Марлоном Брандо и Джином Хэкманом о принятии ролей Жор-Эля и Лекса Лютора. Летом по рубку с оглушительным грохотом всплыли спилберговские «Челюсти», ставшие первым крупным блокбастером в сегодняшнем понимании этого слова и тем самым придавшие новой уверенности создателям «Супермена». Гай Хэмилтон, прежде снявший четыре фильма о Джеймсе Бонде, был нанят в качестве режиссёра.

Супермен
«Супермен»

Однако процесс оставался медлительным — когда Пьюзо наконец вынырнул с двумя сценариями, их общая длина составляла свыше 500 страниц, которые Роберт Бентон, Дэвид Ньюман и его жена Лесли Ньюман теперь должны были сократить всеми средствами. Их сценарий, длиной в 400 страниц, был сдан лишь в июле 1976 года и отличался намеренно нелепым комедийным тоном, характерным для сериала 1960-х о Бэтмене, но никак не вписывавшимся в американское кино 70-х с его серьёзностью и натурализмом. Тем не менее, в Риме начался пре-продакшн, тут же закончившийся, когда Брандо выяснил, что не может появиться в Италии, если не хочет попасть под суд за «непристойности», якобы совершённые на съёмках «Последнего танго в Париже». Съёмочная площадка переехала в Англию — только чтобы выяснить, что Хэмилтон не может находиться у себя на родине дольше 30 дней из-за уклонения от уплаты налогов. Либо актёр, либо режиссёр должен был уйти, и выбор был очевиден.

Супермен в кино: 1941-2013 «Супермен»

Посмотрев вышедшего несколькими месяцами ранее «Омена», в январе 1977 года продюсеры наняли для постановки обоих фильмов Ричарда Доннера, и только после этого проект начал выходить на верный путь. Доннер решительно отправил все ранее написанные версии сценария в утиль и нанял Тома Манкевича для его переработки. Правда, Гильдия сценаристов впоследствии отказалась признавать работу последнего, и потому в титрах первого фильма Манкевич значится «творческим консультантом», в то время как сценаристами все равно заявлены Пьюзо, Бентон и Ньюманы.

За сценарием шёл кастинг. Брандо и Хэкман оставались на своих местах, и Доннер даже сумел отговорить первого, который не читал сценарий, от идеи ограничиться озвучкой Жор-Эля, а на его место в кадре поставить зелёный чемодан или бейгл. Довольно быстро режиссёр определился с идеей взять на главную роль неизвестного актёра, но с самим актёром определялся дольше; поиски так затянулись, что на пробы пришёл стоматолог жены Ильи Солкинда.

Кристофер РивКристофер Рив

Когда в феврале 1977-го свой шанс наконец получил Кристофер Рив, он сразил режиссёра и продюсеров наповал. 24 марта 1977 начались съёмки двух фильмов, общий бюджет которых был на тот момент рекордным. По плану они должны были закончиться через семь-восемь месяцев, но в итоге заняли девятнадцать. В приливе вдохновения и перфекционизма Доннер, не имевший строго установленных бюджетных и временных рамок, снимал, снимал и снимал, в итоге дойдя до точки, на которой Warner Bros. пришлось подбросить в бюджет $20 млн своих денег и перенести дату выхода с лета на зиму 1978 года, а Солкинды отказались разговаривать со своим режиссёром и наняли Ричарда Лестера, снявшего для них «Трёх мушкетёров» и «Четырёх мушкетёров», в качестве «посредника».

К октябрю 1978-го, когда Доннер отснял уже 80% второго фильма, было принято решение приостановить съёмки и сосредоточиться на том, чтобы закончить первый. «Супермен» появился в кинотеатрах в декабре и удачно закончил собой трио вышедших на волне «Челюстей» блокбастеров с фантастическим уклоном (первыми двумя были «Звёздные войны» и «Близкие контакты третьего вида»).

Костюмы Супермена в поп-культуре «Лого Супермена в поп-культуре»

Не может быть никаких сомнений в том, что «Супермен» — это продюсерское кино; таковым, при всех заслугах Доннера, он был снят, и таковым он воспринимается. Но в контексте семидесятых это означает не то, что обычно означает сегодня, когда редкий блокбастер пробивается через рамки сошедшего с конвейера продукта одноразового потребления. 35 лет назад блокбастеры едва начинались, их насчитывалось в лучшем случае два-три в год, и работавшие на них люди, опьянённые новыми возможностями, многие из которых сами же впервые открывали, одновременно ощущали гораздо большую ответственность перед зрителем. Все понимали, что ни «Челюсти», ни ЗВ, ни «Близкие контакты» не достигли бы своих кассовых высот (а выносливость в бокс-офисе была в сотню раз важнее цифр первого уикенда), если бы их создатели не вложились по максимуму, и риск провалить на глазах у всех такой проект, как «Супермен», не позволял халтурить на площадке никому.

Усилия не прошли даром. Фильм Доннера стал не просто первым кинокомиксом в том виде, в каком мы знаем жанр сейчас, но и первым же супергеройским эпиком. История происхождения Супермена прекрасно послужила тому, что стандартные три акта принадлежали каждый к своему жанру: первые полчаса — старомодная космическая фантастика; вторые полчаса — американское кино 50-х с уютной атмосферой ферм и бескрайних канзасских полей; финальный час с лишним — городской кинокомикс, удивительно органичным образом помещавший идеализм и героизм на пыльные серые улицы, до этого десяток лет служившие местом действия исключительно для циничных криминальных драм, триллеров и боевиков вроде «Грязного Гарри».

Супермен

У Доннера задолго до Нолана получилось снять пусть не мрачный и не слишком серьёзный, но вполне реалистичный и приземлённый кинокомикс. Этому способствовала и атмосфера настоящего города, и реальные угрозы, и актёрская игра, в которой застенчивую неуклюжесть Рива-Кента и квадратную челюсть Рива-Супермена дополняли величественность Брандо и безграничное эксцентричное обаяние Марго Киддер. По сути, единственной серьёзной слабостью фильма стал Лютор, которого и сценарий, и игра Хэкмана свели в область откровенно раздражающей клоунады, упорно вторгающейся в окружающий её праздник жизни и даже у самых терпеливых вызывающей каменное лицо и немое желание, чтобы она поскорее закончилась. В целом же кино все равно было встречено с заслуженным всеобщим одобрением, в прокате выстрелило так, что все пошатнулись. Казалось бы, нет ничего проще, чем вернуться на съёмочную площадку и завершить начатое, благо оставалось совсем немного.

Но первое же, что сделали Солкинды после триумфального выхода «Супермена» — это уволили Доннера с поста режиссёра.

Супермен в кино: 1941-2013

начало статьи » 2 3 читать дальше »

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/06/16/superman.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Мстители 4: ФиналХеллбой: Возрождение Кровавой королевыДжон Уик 3Годзилла 2: Король монстровАладдинБитва за ЗемлюЛюди в чёрном: ИнтернэшнлЛюди Икс: Тёмный Феникс

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ЛИГА СПРАВЕДЛИВОСТИ
Рецензия » Строя глазки Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензия » Закройте проект Роман КОРНЕЕВ
Рецензия » Мужчина в трико Роман КОРНЕЕВ
Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
Саундтреки весны: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Гостья»


Саундтреки весны: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Гостья»

Александр ТВЕРСКОЙ, Роман КОРНЕЕВ

Весна включает в себя сразу два сезона-тяжеловеса, март и май, когда заокеанские студии дружно отчитываются о проделанной работе, выдавая на-гора всё лучшее, что успели накопить за последние полгода. В связи с этим количество звуковых дорожек, достойных обзора, растёт как на дрожжах, важно лишь — не мельчить, а ограничиться самыми заметными названиями. Другое дело, что труд композиторов в этом году во многом оказался неблагодарным, ибо режиссёрские провалы не спасёшь пышной оркестровкой.









Странное такое ощущение вызывает эта многосерийное изделие. Вроде бы и хорошо, но настолько старо, не раз читано и смотрено - шо дежа вю до оскомины... далее

25 марта, понедельник
Масс-старты в российском прокате — это к слабому уикенду, старт патриотического блокбастера — к нему же...





24 марта, воскресенье
Главным вопросом заокеанского уикенда был старт триллера «Мы», нового проекта Джордана Пила...

23 марта, суббота



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.3%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2018   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2018  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама