Гагарин. Первый в космосе:

Гагарин. Первый в космосе: Гагарин летал, бога не видал

Роман КОРНЕЕВ, 8 июня 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Гагарин. Первый в космосе

«Гагарин. Первый в космосе», 2013
Режиссёр: Павел Пархоменко
Сценарий: Олег Капанец, Андрей Дмитриев, Павел Пархоменко
Оператор: Антон Антонов
Композитор: Джордж Каллис
Продюсер: Олег Капанец
В ролях: Ярослав Жалнин (Гагарин), Михаил Филиппов (академик Королёв), Владимир Стеклов (генерал Каманин), Ольга Иванова (жена Гагарина), Вадим Мичман (Герман Титов), Надежда Маркина (мать Гагарина), Виктор Проскурин (отец Гагарина) и другие.

Всё-таки великая сила — заниженные ожидания. Когда в титрах за сценарий отвечают продюсер «Зеркальных войн» (к слову, изобретатель «патриотического блокбастера»), десять лет ничего не писавший сценарист и художник-постановщик, посаженный ко всему в режиссёрское кресло, это уже диагноз. Если прибавить к этому топорно озвученные диалоги и творческую нищету в кадре, продемонстрированную в трейлере, то это диагноз вдвойне. Будет нам не кино, а взвейтесь-развейтесь на уровне заштатного ТЮЗа, снятое на госбабло под «социально значимую» тематику. Там нынче отдельной строкой проходят «светлые страницы нашей истории» и особенно «подвиги войны и труда». В общем, под имя Гагарина Мединский со товарищи дадут с удовольствием хоть кому, хоть Капанцу, хоть чёрту лысому.

Тут хорошо бы повозмущаться, что, мол, Гагарин у нас чуть не единственный неоспоримый герой в истории, безо всяких «но» светлая фигура, тем более что у автора рецензии зудит профессиональная гордость, ведь заканчивал он Факультет аэрофизики и космических исследований Физтеха, и детали первого полёта человека в космос ему отнюдь не чужды.

Однако кинокритик в авторе тут же замечает, что образ Гагарина в общественном бессознательном давно превратился в плакат, и в лирическом герое песни «Ундервуда» про «он обернулся простой такой, белозубый и незнакомый» больше жизни, чем в этом статуеобразном портрете, который сидит у всех в головах. Гагарин сегодня — это дедушка Ленин вчера (он, помнится, тоже всем кудряво улыбался с октябрятских звёздочек), человек-икона, неживой, бестелесный, пелевинский персонаж, а не человек.

Такому Гагарину не может навредить никакой Капанец, за него уже всё сделали ещё при Брежневе, причём образ уже так закостенел, что попытки переосмысления этого образа в исполнении ли Алексея Федорченко с его мокументари «Первые на Луне» или Алексея Германа-младшего с его «Бумажным солдатом», приземлённой драмой врача, отправляющего космонавтов на верную гибель, во многом натыкаются даже в думающей части общества на подспудное отторжение. Так что «патриотический» глянец — это нынче то единственное, что востребовано по поводу Гагарина, и «хуже уже не будет».

Гагарин. Первый в космосе

Однако само кино, в свете таких вот ожиданий, оказывается не таким уж плохим. И актёр Жалнин действительно похож (и «поехали!» говорит похоже), и какой-никакой конфликт с «космонавтом номер два» Германом Титовым в кадре имеется, и Королёв не монументальной глыбой довлеет над происходящим, у него есть свой нерв, своя, как говорится, правда. И даже вот этот страх первого отряда космонавтов перед нависшей над ними смертью прорывается сквозь топорную драматургию (за две недели до старта Гагарина при пожаре в барокамере погиб Валентин Бондаренко, и эта злополучная плитка даже есть в фильме, за полгода до этого взорвалась на стартовом столе Р-16, погиб начальник РВСН маршал Неделин, а через шесть лет после первого полёта один из них, Николай Комаров, погибнет в спускаемом аппарате — не раскрылись основной и запасной парашюты), так что персонажи нет-нет да и становятся в кадре живыми людьми со своими страхами и сомнениями даже при столь неловкой режиссуре и «отлитых в граните» диалогах.

Гагарин. Первый в космосе

В конце концов, 10 миллионов бюджета (Капанец вообще любит эту цифру, у «Зеркальных войн» бюджет заявлен такой же, название «Кремлин филмс» надо как-то оправдывать) на этот раз не выкинуты по ветру, а честно потрачены на декорации, компьютерные задники и визуальные эффекты входа в атмосферу. Кроме того, основная профессия режиссёра Пархоменко (художник-постановщик, кто забыл) и тесное общение с родственниками Гагарина (видимо, теми самыми, что были некогда дико возмущены названием милейшего фильма «Внук Гагарина», но других родственников у меня для вас нет) сделали своё дело — эпоха показана прилично, есть в фильме и своя атмосфера, жиденькая-слабенькая, но позволяющая не морщиться при просмотре, что для подобного проекта — уже достижение.

Плюс актёры, вряд ли усилиями сценаристов и режиссёра, скорее на уровне саморежиссуры, своего понимания того, «о чём снимаем», явно стараются не фальшивить в кадре, переигрывая, конечно, но по крайней мере никто в кадре не орёт, как это было в «Легенде номер 17». На самом деле, подобный вот монументальный подход к живым людям — это такое имманентное свойство «заказного кино», ибо ровно за это и дают госбабла, а не чтобы там кто-то, понимаешь, самовыражался за бюджетный счёт. Вот и получите.

Гагарин. Первый в космосе

Причём в итоге «Гагарин» смотрится на фоне предыдущей хоккейной нетленки настолько братом-близнецом, что ты поневоле смотришь на байопик хоккеиста Харламова и тренера Тарасова новыми глазами — насколько на самом деле оно натужное и выспренное. Наивное творчество Капанца по крайней мере честнее, что ли, хотя драматургия у него куда беспомощнее, а возможности съёмочной группы (как творческие, так и просто производственные) в целом куда скромнее.

Да, они сняли плакат, но плакат честный, осознающий себя таковым, скромный, со своими творческими прорывами — например, роль Виктора Проскурина, который сыграл отца, вообще невероятно живая во всём этом стерильном глянце — но и не претендующий на большее. Они сняли что могли, точнее, что заказывали, не больше, но и не меньше, (даже точечно прорывающаяся местами по сюжету религиозная тематика — явный поклон современному госзаказу даже в такой антиклерикальной теме как полёт человека в космос), так что несмотря на показательную скромность проката, фильм этот смотреть можно, и даже не стыдно.

Вот такое кино.

P.S. А если вам интересен живой Гагарин, вот вам небанальный исторический документ. Ознакомьтесь.

Гагарин. Первый в космосе

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/06/08/gagarin.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Лига СправедливостиПризрак в доспехахСтражи Галактики 2Меч короля АртураЧеловек-паук: Возвращение домойФорсаж 8Спасатели МалибуТрансформеры 5: Последний рыцарь

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв

Посмотрел Гагарина. Все еще хуже, чем в трейлерах. В фильме ровно три живых сцены, и все они - с отцом Гагарина. В фильме ровно два актера пытаются изображать в кадре людей - отец Гагарина и Нелюбов. Ужаснее всего - это скука. Снять так скучно про первый полет надо умудриться. Все мало-мальски интересные сцены (их мало) не связаны с космосом и в них нет диалогов... далее

Написать отзыв:
Имя E-mail
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.


ДРАМА     

РЕЦЕНЗИЯ

К чуду: Амур


«К чуду»:
Амур

Никита КОМАРОВ

По прежнему творчеству режиссёра прекрасно видно, что он никогда особенно не интересовался людьми. «К чуду» — первый фильм Малика, в котором людей нет вообще. Есть лишь красивые оболочки, на которые можно проецировать какие угодно черты и обстоятельства. А диалоги заменяют обрывочные, нередко туманные реплики, заключающие в себе одиночные идеи и зачатки идей, которые только и делают, что сменяют друг дружку одна за другой. По сути, Малик сделал сплошную двухчасовую абстракцию на тему любви.


РЕЦЕНЗИЯ

Мастер: К горизонту


«Мастер»:
К горизонту

Никита КОМАРОВ

И как бы тонко не играли актёры, какие бы чудеса не творили на двоих оператор и художник-постановщик, какими бы пронзительными не были романтические баллады — фундамент истории, однажды потеряв, не вернёшь. В конце концов, создаётся впечатление, что Андерсон, определившись с главными героями и местом времени и действия, сам настолько поразился богатству возможностей, что так и не определился с тем, о чём именно, собственно, снимать кино. Вот и снял в итоге — ни о чём, но одновременно обо всём сразу.


ТАКЖЕ В ЖУРНАЛЕ :     

РЕЦЕНЗИЯ

После нашей эры: Смит и Смит


«После нашей эры»:
Смит и Смит

Роман КОРНЕЕВ

Уилл Смит на площадке давно уже не просто актёр, это человек и пароход, чьи амбиции и эго затмевает разве что размах его же фрустраций. Он вообще уже лет десять человек-фрустрация, бесконечно изживающий в кадре очередные свои проблемы. Теперь Смиту-отцу захотелось, чтобы Смит-сын был таким же великим актёром, как папа, плюс когда сына делал первый шажок, папа был на съёмочной площадке со знойной ассистенткой, и ему теперь стыдно, а время не вернёшь. И тут прозрел папочка: а давайте об этом сымем кино! Комментариев: [27]


АНОНС

Премьеры июня: «Университет монстров», «Человек из стали», «Война миров Z»


Премьеры июня: «Университет монстров», «Человек из стали», «Война миров Z»

Роман КОРНЕЕВ

Начало лета в кинопрокате — время жаркое, надо кидать в топку зрительных залов побольше поленьев-блокбастеров, а то зритель, чего доброго, разбежится по отпускам и дачам. Другое дело, что после майского столпотворения настоящего тяжеловеса из-за океана ждать ещё минимум недели две, так что покуда приходится довольствоваться тем, что дают. А именно: фантастика про семью Смитов, почти фантастика про фокусников, разного рода проходняк и патриотический Капанец.


РЕЦЕНЗИЯ

Мальчишник 3: Жираф большой — ему видней


«Мальчишник 3»:
Жираф большой — ему видней

Надежда ЗАВАРОВА

Филлипс обладает редким даром веселить зрителей, не заставляя своих героев поскальзываться на арбузной корке. Хотя он, конечно, умеет разбросать и их — явные гэги — по сценарию, но всё же главная его заслуга в том, что каждый его персонаж способен рассмешить зрителя одной фразой, взглядом и жестом. Филлипс — настоящий мастер слова. На самом деле, он бы мог без Вегаса, алкоголя, золота и наркотиков — из одних только диалогов — создать смешную комедию, густонаселённую неординарными персонажами. Комментариев: [9]


РЕЦЕНЗИЯ

Эпик: Партия зелёных


«Эпик»:
Партия зелёных

Роман КОРНЕЕВ

Назови ты мультфильм, как изначально планировалось, «Листовики», это ж, поди, одни детишки на фильму пойдут, со скандалом и слезами на глазах несчастных родителей, вынужденных тащиться на очередную ясельную тягомотину. А тут родителям как бы намекают — будет и на вашей улице эпик, заодно и в трейлере шуткоюмор просматривался. И действительно, сценаристы будто пытались сделать мультфильм для всех сразу, для взрослых, для детей, для подростков, для толчков. На выходе получилось — ни для кого. Комментариев: [6]


РЕЦЕНЗИЯ

Я очень возбуждён: Первым делом, первым делом самолёты


Я очень возбуждён:
Первым делом, первым делом самолёты

Надежда ЗАВАРОВА

Своё исключительно жизнеутверждающее произведение Альмодовар создаёт из вещей, которые на первый взгляд никакого отношения к радости не имеют: возможная авиакатастрофа, любовницы, готовые покончить с собой, пьющие стюарды, небезразличные к наркотикам молодожёны, великовозрастные девственницы, рефлексирующие бисексуалы. В этом и заключается талант Альмодовара — рассказывая сказку, играя в прятки с формой и жанром, он выражает на экране нашу реальность гораздо ярче и полнее, чем иной документалист.





25 марта, суббота
Роберт Родригес интересуется постановкой римейка «Побег из Нью-Йорка», анонсированного уже много лет назад...
Джозеф Гордон-Левитт и Ченнинг Татум сыграют ведущие роли в музыкальной картине с рейтингом R «Летуны». Это уже не первая их совместная работа...
Колин Фарелл договаривается об участии в киноадаптации диснеевского мультфильма 1941 года «Дамбо»...
Рубен Флейшер возглавит съёмки экшен-комедии «Арчер и Армстронг» по одноимённому комиксу от издательства Valiant Comics. Сценарий пишет Терри Россио...

Лига Справедливости

Призрак в доспехах
Жанр: аниме
Прокат в России: 30 марта 2017 года

Стражи Галактики 2

Меч короля Артура

Человек-паук: Возвращение домой

Фарго

24 марта, пятница
Джейк Гилленхааль и Даниель Эспиноса, сработавшиеся на научно-фантастическом триллере «Живое», вновь объединяются для создания фильма по истории Сета Харпа «Анархисты...
В разгар съёмок приключенческой картины «Хан Соло. Звёздные войны. Истории», спин-оффа «Звёздных войн»...

Форсаж 8



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Челябинска.

 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.3%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.7%
псевдодокументальное кино 5%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Реклама