Кинокадр в инстаграме: лучшие фото

Кинотавр-2013: историческое воспитание

Зара АБДУЛЛАЕВА, 10 июня 2013
Кинотавр-24

Идеальное распределение призов на Кинотавре-24 освидетельствовало уровень лучшего российского фестиваля. Объясняю. Когда жюри проявляет «оригинальность», а на самом деле неточность в выборе фаворитов, связанную с персональными предпочтениями (или заблуждениями), любой фестиваль, включая Каннский, Берлинский, Венецианский, себя компрометирует. При этом не подрывает, конечно, свой престиж. Что тем более обидно, поскольку определяет на следующий сезон ориентацию на местности тех зрителей и профессионалов, которые оказались вне круга публики, включая критиков, конкретного фестиваля.

Выбор того или иного призёра не так прост, даже если кому-то представляется очевидным, потому что замешан на комплексе мотиваций. Критерий «нравится/не нравится» не является тут определяющим. Когда же и он совпадает с решением поддержать за правильное «направление удара» один фильм или другой, то всем, кто просто любит, кто ещё и занимается кино, выпадает счастливый случай. Так произошло на последнем Кинотавре.

Самым полноценным — в художественном смысле, но и в социальном, без которого настоящего искусства не бывает, стал фильм Виталия Манского «Труба» (приз «За режиссуру», приз гильдии киноведов и критиков). Автор глубокой, не эпатажной картины мира (без кавычек), картины о людях, проживающих в пяти странах (в шестнадцати точках), где проложена газовая труба, бескомпромиссно отказался от всех искушений, от любых соблазнов, буквально бьющих в глаза на пути из России, Белоруссии, Украины в Польшу, Чехию и Германию.

Труба
«Труба»

Никаких монтажных контрастов, разоблачающих или одобряющих жизнь бедняков и середняков на Востоке и Западе здесь не найдёшь. Никаких публицистических эффектов тоже. Зато попадешь в экзистенциальное путешествие. Увидишь антропологическое исследование. Разнообразные по жанру и стилю истории. Фрагменты культурных кодов, образа жизни, праздников и похорон, обрядов в храме-вагоне и ритуальных услуг. Обычный служитель чешского крематория; покорные жители русской деревни, которым свет подается на два часа в день; «вечный огонь», который включают в украинском городке на время в день Победы; немецкий водитель, развозящий с собачкой газовые баллоны… Эпический строгий фильм о человеческом сознании и подсознании в предлагаемых природой, культурой, цивилизацией обстоятельствах.

Интимные места
«Интимные места»

Самый радикальный фильм, а при этом на удивление целомудренный — «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (приз «За дебют», диплом гильдии киноведов и критиков, приз «За лучшую женскую роль» Юлии Ауг). Вполне «учебная» и концептуальная задача, решенная в конструктивистском духе Тода Соландза, состояла в сломе главного табу нашего открыто лицемерного общества. К тому же не пережившего сексуальную революцию и — не только по этой причине — имеющего перверсивные представления о свободе. Разумеется, не только сексуальной.

Значимость этого остроумного фильма заключается (среди прочего) в необходимой способности обсуждать собственно сексуальность, а не «любовь, страсть, измену». То есть врубиться в важнейшую, так сказать, сферу жизни без ужимок и стыдливости, порождающих фрустрации и бесконечно неадекватные реакции в повседневном существовании. Несколько прихотливо сплетённых сюжетных линий — чиновницы, радеющей за нравственность в кино, но дома использующей вибратор; мужа, открывшего в себе гомоэротические флюиды; половозрелого мальчика, не знающего, как справиться с нахлынувшей потребностью; фотографа, проповедующего свободу без берегов, живущего с двумя женами, но обалдевшего, когда увидел их в лесбийской мизансцене, и т.д. — разрешаются тут одновременно в щемящих и смешных финалах историй каждого персонажа. Все интимные места тут показаны и названы без обиняков. И потому вместо провинциальной порнухи у авторов получилось гротескное человечное кино.

Географ глобус пропил
«Географ глобус пропил»

Самый по сути мейнстримный фильм (если удастся справиться с прокатом, таким он реально окажется) «Географ пропил глобус» Александра Велединского получил Гран-при, а Константин Хабенский — «За лучшую мужскую роль. Роман Алексея Иванова подвергся концептуальной перекройке и тем самым удовлетворил ностальгию по лучшему советскому кино. Кроме того, этот фильм восстановил прерванную традицию маргинального героя-интеллигента, чеховскую родословную которого актуализировал Вампилов в «Утиной охоте» и Балаян в «Полётах во сне и наяву». Эхо картин Динары Асановой, фильма «Доживём до понедельника» тоже звучит в почти хорошо сделанном (за исключением некоторых эпизодов и нескольких стилевых передержек) «Географе…»

Не приветствовать оживление такого героя — пьющего учителя вроде «с запросами», а не персонажей, жаждущих социального успеха любой ценой, или ментов разной степени монструозности, было бы глупо. Вместе с тем не сказать о принципиальном различии с оригиналом было бы лицемерием. Зилов и персонаж Балаяна были истерзаны душевной смутой, маетой и не вписывались в социальные нормы времени. Они и были «гамлетами» русских уездов.

Географ глобус пропил
«Географ глобус пропил»

В поисках себя они заставляли страдать близких людей, но их собственная безутешность была неподдельной. А изнашивала их собственная пустота и брезгливость к рутинной тухлой обыденке. Нынешний герой, отменно сыгранный Хабенским, представляет облегченную версию своих прообразов. Сам себя он чувствует вполне комфортно, хотя им недовольны жена, любовница и в школе, где он наконец нашел работу. Он цитирует Пушкина, но во время празднования его дня рождения звучит «Владимирский централ». Романтическая линия ученицы, влюбленной в учителя-лузера, отдает фальшью, хотя сыграна вполне искренне. Социальные связи обозначены единственной фразой героя о том, что если он не будет вообще пить и есть, накопит на отечественное авто через сто, кажется, пятьдесят два года. Как тут не пить, как не почувствовать себя «другим» или «белой вороной». Впрочем, неотразимое обаяние Хабенского компенсирует light-инвариант экзистенциального интеллигента-одиночки.

Небесные жёны луговых мари
«Небесные жёны луговых мари»

Призы «За лучший сценарий» и «Лучшую операторскую работу» достались Денису Осокину и Шандору Беркеши за фильм Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых мари». Совершенно справедливо. Осокин — один из самых своеобразных современных писателей. Точнее, поэтов. Его проза, расположенная на стыке фольклорных изысканий финно-угорских племен, живших на территории северного Поволжья, и нетривиального воображения, преисполнена нежности и гротеска. Собранные в живописное ожерелье двадцать две истории о женщинах, чьи имена начинаются на букву «О» (Оразви, Окай, Ошвика…) утверждают заветную силу женских прелестей, суеверий, наваждений, проклятий, прощений, глупостей, радостей. Снята эта радикальная, неопримитивистская картина, действие которой происходит в четырёх временах года и знаменует полный жизненный цикл, в чистых локальных цветах, в подобающем не отлакированном свете. Беркеши не заподозришь ни в приязни к красивостям, ни в эксплуатации экзотической — нарядной фактуры. Настоящее достоинство.

Остальные фильмы главного конкурса, обойденные вниманием жюри, были небезынтересны с точки зрения осмысления различий между квазиартом, так называемым фестивальным кино и художественным высказыванием, между идеологией жёсткого мейнстрима, будто бы востребованного публикой, и не поверхностной радикальностью. Но такой сюжет — не для обзора итогов Кинотавра-24.

Интимные места

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/06/10/kinotavr.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Первому игроку приготовитьсяЗвёздные войны: Последние джедаиБегущий в лабиринте: Лекарство от смертиМир Юрского периода 2Тихоокеанский рубеж 2Мстители: Война бесконечности. Часть 1Джуманджи 2: Зов джунглейИзлом времени

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
Премьеры июня: «Университет монстров», «Человек из стали», «Война миров Z»


Премьеры июня: «Университет монстров», «Человек из стали», «Война миров Z»

Роман КОРНЕЕВ

Начало лета в кинопрокате — время жаркое, надо кидать в топку зрительных залов побольше поленьев-блокбастеров, а то зритель, чего доброго, разбежится по отпускам и дачам. Другое дело, что после майского столпотворения настоящего тяжеловеса из-за океана ждать ещё минимум недели две, так что покуда приходится довольствоваться тем, что дают. А именно: фантастика про семью Смитов, почти фантастика про фокусников, разного рода проходняк и патриотический Капанец.





Пока «Дисней» пытается монополизировать кинопроизводство по пути к выходу на стриминговый рынок, лидер этого рынка Netflix продолжает покупать и создавать большинство...
В отличие от заокеанского проката, отечественный зритель почти не отреагировал на появление в прокате главного тяжеловеса декабря...

17 декабря, воскресенье
Заокеанский уикенд в точности согласно прогнозам выдался жарким, но главная дилемма его парадоксальным образом состояла в том...


16 декабря, суббота
Каждую неделю в Сети публикуются креативные рекламные ролики, короткометражные фильмы и мультфильмы...






Показать расписание фильма:


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9.1%
кадры, постеры 3.4%
блоги, бокс-офис 2%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 4.1%
афиша 3.1%
другое 3.1%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама