Когда Ридли Скотт вернулся во вселенную «Чужих», все поначалу радовались. Ну как же, благополучно угробленный будущим режиссёром «Амели» при полном содействии сценариста Уэдона франчайз вернулся в руки его создателя (хотя все понимают, что единственный по-настоящему успешный фильм про ксеноморфов снял не Скотт, а Кэмерон), и первые промо-материалы были завораживающе красивы, все эти Жокеи, дизайнерские интерьеры, стиль, в общем. Хотя, например, в том же «Воскрешении» стиля тоже было навалом, но вы понимаете.
Однако фильм с первых же моментов начался странным рыбоглазым существом, не то давшим начало жизни, не то ещё чего, а закончился таким «лолшто», что даже завзятые фанаты выпучивались и начинали задавать неудобные вопросы. Ридли же Скотт в ответ принялся раздавать интервью, что ах раз так, я хотел сделать из «Прометея»дилогию-трилогию, но раз вы такие злые я поступлю, как вы просили, сверну всю эту катавасию (тут под горячую руку подвернулся ни в чём не виноватый Бломкамп со своим «Чужим 5») и сделаю вам прямой приквел к «Чужому», с фэйсхаггерами и Королевой, как заказывали, вы только потом не обижайтесь. Сиквел получил название «Чужой: Завет» (хотя логичнее было бы назвать «Ковчег», учитывая сюжет), и весь свой промо-период провёл в режиме тизера.
Мол, смотрите, у нас и вот такой кадр как в классике, и вот такой, и смотрите, у нас снова космотриллер, а в конце мы сбросим чужого с паровоза современности! У нас снова по сюжету очередная экспедиция (на этот раз колонизационная), там снова героическая женщина, героический андроид, чужой корабль, контаминация, нападение, бегство, взлёт… где-то мы всё это уже видели, скажут одни. Давай нам этого побольше, кричат другие. Однако подвох, как и в случае с «Прометеем», был совсем не в этом.
Его можно было почувствовать в т.н. «короткометражке» по имени «Связующее звено», а на самом деле неловко склёпанном и до безумия спойлерном тизере-отрывке о прибытии Дэвида и Шоу на планету лысиков. В этом минутном видео содержится всё — и кровная обида Скотта на фанатов (лицо реджи во вступлении особенно ок), и предельно краткий пересказ «Прометея 2» (типа летели-летели и оп-па прилетели), и главная причина не смотреть «Завет» вовсе. Но, как обычно, выяснится это всё исключительно по итогам просмотра фильма. Если бы знать.
А пока мы рассаживаемся в креслах, нам быстро покажут предысторию команды «Ковенанта», а именно — ненужное ни для чего камео поджаренного при помощи... э-э-э... нейтрино? вы серьёзно? Джеймса Франко, после чего они быстро поймают сигнал и такие — о, мы срочно сходим с курса и летим не куда велено, а куда попало, там же сигнал! Собственно уже на этом месте можно было смело уходить из зала, потому что про фильм понятно ровным счётом всё.
И уровень проработки персонажей (верующий-идиот, относительно разумная бой-баба, идиот в шляпе, синтет, остальные идиоты), и уровень мотивировок сюжета (потому что гладиолус), и уровень спецэффектов (кажется, со времён первого фильма они не изменились ни на йоту), и вообще всё, включая режиссуру, актёрскую игру и звуковые эффекты.
Потому что когда героическая команда оказывается над населённой (!) планетой с гигантскими постройками (!) они продолжают делать ровно то же, что в начале фильма. А именно — с упорством имбецилов «искать сигнал», лететь на грозу, совершать идиотские поступки, истерить, постоянно ругаться, делать не то, что велено (не закрывать люк, когда говорят закрыть, и закрывать, когда не велят, а потом его же всё-таки открывать, когда как бы уже совсем непонятно зачем, а потом снова пытаться его закрыть), горевать о погибшем товарище примерно секунды полторы, а потом сразу, без паузы, делать «ковбой стафф» на глазах у почтеннейшей публики.
То есть тут реально всё делается наоборот, вопиющая некомпетентность всех и вся, ничего не объясняется ничем, лысые чуваки так и вовсе явно дурачки деревенские, ну или типичные зрители «Евровидения», если проводить аналогию — собрались поглазеть, потом побежали. Это легендарная космическая цивилизация? Это безумие! Это «Чужой: Завет»!
Такое ощущение, что сценарист всех последних частей бондианыДжон Логан писал всё это под тяжёлым отходняком, не успевая вовремя закидываться. Вот, например, пресловутая земная пшеница из трейлера — она была к чему? Или Дэвид их привёл на «место преступления» зачем? А заразились только двое по какой причине? У вируса кончились патроны?
Ну и как верх идиотизма постоянно тычущиеся в камеру обычные современные «гопро», причём даже не самой последней модели. Вы серьёзно? В далёком будущем? Вот так всё плохо? То есть по уровню постановки «Завет» вполне сравним с недавними андреасяновскими шедеврами вроде «Заshitников», а по количеству спецэффектов им даже проигрывает, в то время как бюджет у него, на минуточку, 110 миллионов.
По сути, единственное хорошее, что осталось в фильме (ну, кроме фейсхаггеров, которых тоже, впрочем, зажевали и как-то они ни о чём) — это тот самый Дэвид/Уолтер в исполнении Майкла Фассбендера, тут вам и юмор (больше не шутит никто), и любовные сцены с вистлом (хоть и слизанные с Гамлета), и декламация стихов, и какие-никакие диалоги, и первый, он же последний твист в фильме. Конечно, понятно, что второй андроид в сюжете нужен как козе баян, и притащили его только чтобы было с кем вести те самые беседы-объяснялки, не более того.
Погодите, спросите вы, а как же весь этот Гигер-стайл, капающая слюна, человек против чужого, Ньют, беги! А в том-то и дело, что за безумно тупым сюжетом всё это куда-то окончательно подрассосалось, так что даже милейший машап «Чужой против Хищника» смотрится каноничной твердокаменной НФ с сильными сюжетными ходами, обильными спецэффектами и железобетонной харизмой. На фоне диалога про «нельзя опуститься ниже 50 километров над бурей» сыграет любая залипуха.
В конце же просмотра остаётся такое ощущение пустоты всего увиденного, что только диву даёшься. Триллер, где не страшно, а смешно, фантастика, где нет ни фантастики, ни смысла, ни дизайна. Зверюшки, которых так много и они такие разные, но следить за ними совершенно не интересно, и непонятно, чем там Дэвид так восторгается.
Да и мы сами, от чего мы фанатеем столько лет? Это же какая-то галиматья.
Тут модно нынче среди комментаторов говорить, что мол, испортился Ридли, то ли дело раньше было. На самом деле нет. Раньше было всё то же...
Если кто не помнит, вся суть оригинального "Чужого" заключалась в том, что на протяжении всей фильмы... далее
akametall
"Hangover in Paradise" или "Ридли, вы ли это?!"
Творчество Скотта последних лет настолько...странное, что диву даешься.
Непонятный "Робин Гуд" с грустным Кроу, отбывающим заглавную роль. Куча сериалов на ТВ. Откровенно идиотский в театральной версии "Прометей". Теперь это...
Изначально возвращение к корням и (частично неоправданные) обещания вернуть всю эту "герметику" и ксеноморфа смотрелось очень бодро... далее
getech
О Чужом: Завет (мнение фаната серии)
Как преданный фанат серии считаю фильм не удался. Как продолжение Прометея или отдельный фильм может быть и не плох, но это не тот фильм про чужого, который мы хотели бы увидеть. И самая главная проблема - в подаче сюжета. Жалко ожидать такого шлака от самого Ридли Скота. Идея заражения через споры и развитием чужого слишком проста... далее