2012:2012: Так всё и будетосновано на нереальных событиях «2012», 2009 Забавно, что один из самых молодых киножанров (в современном виде ему всего-то два десятка лет) — фильм-катастрофа — сумел так закостенеть в своих канонах, штампах и традициях, что малейшее отступление от них нещадно карается. Даже великий Спилберг, снявший, по сути, первый в истории фильм в стилистике «Монстро» (которого тогда и в планах не было), оказался в итоге в зрительской опале, потому что не следовал канонам. Канонам, которые нечаянно сформулировал однажды Роланд Эммерих в своём «Дне независимости». И снимал-то он вовсе не фильм-катастрофу, а просто безбашенный боевик о понаехавших пришельцах, вполне себе в общей канве второй половины девяностых (ближайшим родственником фильма можно считать ту же «Эволюцию»), но кто ж его потом спрашивал, канон был сформулирован, а после закатан в гранит и мрамор многочисленными последователями, но самое главное — самим Эммерихом, от которого теперь ждали одного — моар катастрофы. И её, по словам их, становилось моар. Годзилла (куда позже, по иронии судьбы, воспетая детищем Джей-Джей Абрамса) уже казалась мелкой рыбёшкой по сравнению с титаническим «Послезавтра», вобравшем в себя все эти почти ноунейм «Штормы», «Вулканы», «Цунами» и «Ураганы». Это было крещендо жанра, идеальная, выкристаллизованная форма, в которой учёный герой-одиночка спасает «хоть кого-нибудь», где героический американский президент и героический детский врач, где вид из космоса на разворачивающийся внизу катаклизм и двадцатиминутные компьютерные эффекты. На этом нужно было заканчивать. Тем более подоспевший Майкл Бэй потихоньку готовил свою мину замедленного действия уже даже не под жанр фильма-катастрофы, а вообще под манеру напихать в хронометраж как можно больше терабайт. И Эммерих сделал усилие, но ни рывок, ни жим, увы, не удался. Прехисторик «10 тыс. лет до н.э.» был плодом четырёхлетнего раздумья, но зритель его не оценил. Ах, так, подумал Эммерих, и решил закрыть лавочку раз и навсегда. Закрыть с помпой, фейерверком и в точности согласно собственным канонам, которыми раньше можно было по праву гордиться, но которые теперь стали ярмом на шее у жанра. Вы хочите песней? Их есть у меня! Тут необходимо сделать небольшое лирическое отступление, потому что, супротив всего вышесказанного, никакого жанра фильма-катастрофы на самом деле, конечно же, не существует. Так упомянутая выше «Война миров» — на самом деле семейная мелодрама, «Титаник» — викторианская драма про высший свет, «Послезавтра» — производственный роман про полярников («Армагеддон», соответственно — про буровиков), тот же «День независимости» — скорее «Горячие головы» нежели «День, когда Земля остановилась», а «Монстро» вообще больше зомби-трэш, чем что бы то ни было. Но зритель об этом не задумывается, потому что всё летит, тонет, взрывается и верещит, какие драмы-мелодрамы-комедии? Онли фильм-катастрофа! А значит, будет вам фильм-катастрофа, с традиционными «семейными ценностями», героическими президентами (чернокожими, дань актуальности), самоотверженными, хотя и немножко ненормальными русскими, полубесконечными монологами «за жизнь» и уже практически отрицательной харизмой главных героев. Потому что радеть за качество цемента, соединяющего очередные терабайты между собой, — глупо, как глупо сопереживать тем двум старушкам (с яйцами, да), что ухнули в пропасть на своём драндулете ровняк между вторым и третьим терабайтом. Особенно когда весь этот цемент является одним большим, просто титаническим, подстать катастрофе, жанровым штампом. «Специальные трусики», «называй меня папой», «ты думаешь, я не знал», «капитан решил не покидать судно», спасение собачки, ныряние а-ля «Посейдон» и «Титаник» разом, весь этот суповой набор банальностей вышибает из тебя такую горькую фанатскую слезу, будто ты не в кино пришёл, а на поминки. Впрочем, в перерыве между терабайтами, а точнее, в самом их начале Эммерих всё-таки пожалел нас, несчастных, а заодно показал, что он со своим сценарно-композиторским альтер-эго Клозером ещё вовсе не сошёл с ума и не в маразме, а наоборот, себе на уме. Потому что на сцену выходит дважды герой этого года Вуди Харрельсон и даёт нам мастер-класс. Харизмы, энергетики, искусства монолога, проработанности персонажа, просто обаяния. И того самого героизма, которого не хватило героическому президенту в ожидании “USS John F. Kennedy” на его афро-американсую голову. Этот своеобразный парафраз финала «Рок-волны» просто обречён войти в пантеон лучших апокалиптических сцен всех времён именно благодаря человеку в кадре, а не красиво летящим в воздухе древесным насаждениям. Кстати о насаждениях, не знаю, как это получается, но именно тот самый вулкан вроде бы оказался единственным не до конца проспойлеренным терабайтом из всего хронометража фильма. То есть да, в кинотеатре оно всё смотрится куда красочнее и масштабнее, чем дома в промо-ролике, но эффект новизны за последние полгода как-то утерялся, да и при первом просмотре волна, захлёстывающая Гималаи, впечатляла куда больше. В целом же Эммерих и правда, кажется, выжал из жанра катастрофы всё, что было возможно. Сказал, так сказать, последнее слово. Ибо теперь, после «2012», глядя на удаляющийся голубой шарик, осталось одно — всё-таки хрястнуть ему в бочину солидным астероидом, чтобы уже наверняка никому из жалких людишек не понадобились бы больше «специальные трусики». Вот такое кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2009/11/15/2012.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Джокер
Апокалипсис сегодня
«Папочка, мне больше не нужны непромокаемые трусики!»
- финальная фраза фильма
Как годами уже твердят нам люди, к сожалению, абсолютно не понимающие, какую чушь они несут, 21 декабря 2012 года нашей с вами планете, согласно некоему «пророчеству» индейцев Майя... далее Мнение-рецензия
Что бы там ни говорили про голливудские блокбастеры последних лет, которые не показывают нам ничего нового, помимо все более масштабных компьютерных зрелищ, именно на такое кино стоит идти в лучший кинотеатр города с самым большим экраном и оглушающим звуком. В 2009 году этому жанру не везет - сплошные разочарования... далее Для всех и про каждого
В фильмы о глобальной катастрофе планетарного масштаба главное все-таки масштабность съемок, количество и качество спецэффектов, стремительная беготня/езда/летание от неумолимой погибели в поисках призрачного спасения. Здесь взволнованные поедатели попкорна ждут новых зрелищ... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|