Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Морфий:

Морфий: Лекарство от любви

Катя ТАРХАНОВА, 30 ноября 2008
 
Поставьте фильму оценку!
Морфий

«Морфий», 2008
Вольная экранизация цикла рассказов «Записок юного врача» и повести «Морфий» («Записки морфиниста») Михаила Булгакова
Режиссёр: Алексей Балабанов
Сценарий: Сергей Бодров-младший
Оператор: Александр Симонов
Продюсер: Сергей Сельянов
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Юрий Герцман, Алексей Полуян и другие.

Если закрыть глаза на несколько эпизодов, специально не предназначенных для глаз юных чувствительных барышень, фильм можно назвать милым. «Милый, милый Алексей Октябринович, про которого думали, метит в вожди мирового пролетариата, а он ближе к пенсии стал юношей Канегиссером, стрелявшим в людоеда Урицкого», — ну, что за прелесть. А если смотреть на морфий как на метафору времени, всепожирающего и грубо физиологичного, фильм, наоборот, специально предназначен юным чувствительным барышням, в том числе наших дней. Они больше боятся старости и быстрее поймут.

А то, ну, что же это такое — «смерть души морфиниста»? Кому интересна вся эта медицина, как бы точно ни была сделана? Тогда лучше в анатомичку, друзья, сразу в анатомичку... То есть морфий компактен и конкретен, но происходит в фильме то же, что с годами — в жизни каждого человека. Сплошь разочарования — в близком счастье, завтрашнем дне, любимой профессии, людях, детях и внуках, любых человеческих отношениях, искусстве, бананах и лимонах, в Сингапуре, в себе, во всем.

Морфий

Рано или поздно от потерь наступает паника, ломка, дикая жажда страсти. Ага — прям сейчас тебе будет «одна, но пагубная страсть». Чем дальше, тем меньше перемен. Снова ломка. Ах, вот как? Из-за того, что столь полной отчаюги еще не было, увеличиваешь дозу. Инъекции начинают питать подкожную бронированную камеру, которая тихо, но плотно закрывается. Это и есть смерть, хотя какое-то время она кажется спасением — теперь уж ничто не проникнет, никакие эмоции. Ты делаешь вид, что лакируешь дверцу, деградируя на глазах. Гадишь близким, рубишь бабло, на уме — сексуальный спорт или анестезия (пьешь, нюхаешь). Но вообще ты всего лишь уклоняешься от вопроса — насколько хватило выдержки оттянуть условную смерть. Главным всегда был только вопрос, поскольку ответы давно получены: убить себя об стену, свалить свою смерть на других или держать ее в себе.

Морфий

Фильм Балабанова мил и приятен именно тем, что выбрал последнее — оттягивать как можно дольше и после держать в себе. Это сразу заметно, если смотреть фильм, а не спектакль с юным врачом + пара тяжелых больных + секс + заветные шприцы на фоне Великой Октябрьской социалистической революции. Помимо «рассказанной истории» присутствует «рассказчик». Какой бы мелодрамой ни было «Мне не больно», какой бы комедией ни был «Груз 200», всё это примерно лесковский «сказ».

И в «Морфии» рассказчик — не за кадром. Это он ясно видит глухой полустанок под Угличем с огромным чемоданом, тележную езду по «средней полосе», красоты русской зимы и старорусского быта, включая унитазы. Он чует красоту порока и романса, женской бани и волчьей погони. Рассказчик отнюдь не «закрылся насмерть». Ему любопытно разглядывать жизнь до мельчайших подробностей, то с ностальгическим, то с тяжелым ощущением. А то, что два раза за два часа с нами делают невыносимое, ни в какие ворота не лезущее — о чем, впрочем, все в курсе, подстраховались (ампутация и трахеотомия, ну, для мальчиков еще — роды) — так это значит только, что он рассказывает «по-взрослому», не врет про кисельные реки и молочные берега.

Морфий

То, что морфий — метафора, Балабанов доказывает совершенством профессии, как к ней ни относись. В который раз ставит ее на кон. Выигрывает, потому что «внутри» рассказанной истории тоже можно считать себя свободным, как сумасшедшему. Понять, например, что быть врачом, женщиной, гвардейским офицером и просто завзятым добряком — опасно для жизни. Дольше всех живут старые фельдшеры, пожарники, лошади, собаки и коты — все они в фильме представляют «градус невинности». И весьма символично, что никем не любимый, давно умерший фельдшер — это вдруг Андрей Панин (плейбой ты наш), а богатый помещик, умный и добрый от роду — представьте, Сергей Гармаш (простак). Тут речь идет о человеческих типах на все времена, и в фильме они максимально выразительны.

Морфий

Но так же понятно конкретное человеческое поведение. Ты можешь жрать ханку бочками, пока из-за тебя люди не погибли. Ты раньше был примерным мальчиком, даже с дурацкими уколами и детским промискуитетом, это смешно, на тебя смотрелось с улыбкой, но, как только гибнут люди, ты — труп. Фильм не размазывает «вечное чувство вины русской интеллигенции», опять не совершившей «в 10 утра по расписанию подвиг». Он — дельный. Во-первых, подвиг будет, несмотря на все разложение (Леонид Бичевин реально похож на молодого Булгакова). Пистолет остался и выстрелил. Во-вторых, имеется финал (хотя он тоже — метафора, причем веселая). И не забудьте, врач отдал любимой женщине последний украденный пузырек (свалил к белым во Владикавказ). Рыцарь на белом коне.

То же касается «судьбы России», ВОСР, женщин, евреев и погоды. Всё это каждый поймет в меру своей испорченности («все бабы — бляди», «Балабанов — антисемит», «зима, Барклай иль русский бог» накрылись, «интеллигенция и революция» — близнецы-братья, спасибо Блоку, «спасенная» Россия в лице кулацкой дочки скоро пешком пойдет на Колыму). В общем, здесь жить нельзя. На Гоа захотелось? Фильмом предложено именно понимать, чего ты сам хочешь, причем легко и мимолетно. Это благодаря розовощекой безногой красавице, которая все равно дойдет, благодаря кожанке и пенсне на еврее с наганом (а калмыка сыграл калмык) или непреходящим зипунам, так что снег падает с экрана. Надо еще подумать, как удалось добиться такой эмпатии.

Морфий

Тебя втягивает в экран, как пылесосом. А как выглядит его бывшая пассия на фото в рамке? Как началось с Дапкунайте? Почему ЗТМ и титры не соответствуют содержанию? Что за синкопа? Дом синий... Собаку не убьют? Ой, и самое интересное — картиночки родов в учебнике с аппликацией. Если не Вяльцева, кто поет женским голосом? Где рецепт крыжовенного варенья, а то в Интернете — какие-то дурацкие? Минет правильный, но что ж дочка с косичкой одну попку показывает? Может, у ней грудка лучше, в отличие от медсестер? Каждую мелочь в меру своей испорченности — даже будучи барышней наших дней — вы можете оценить и взять на вооружение. Только от вас зависит, сколько вы сами продержитесь.

Единственное, что фильм внятно заявляет, не стесняясь быть жестким — это то, что его автор, будучи жанровым режиссером, умеющим крепкие боевики, смешные комедии, слезливые мелодрамы, решительно не готов на «Никто не знает про секс», «Код Апокалипсиса», «Адмиралъ», «1612», «1814», «Нирвану» и «Русалку». Он лучше горькую пить будет. Но красть морфий у раненых он больше не будет никогда, да и пошли вы с вашим Апокалипсисом.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2008/11/30/morphia.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

МидуэйЗомбилэнд 2: контрольный выстрелТерминатор: Тёмные судьбыХолодное сердце 2ВперёдМалефисента: Владычица тьмыГеминиХищные птицы

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 pua
Доктор или пациент

Все было бы совсем печально и просто неинтересно, если бы не финальная сцена в кинозале. Вот за нее я почти был готов простить весь предыдущий фильм. Надо понимать ее, как смачный такой прощальный плевок в лицо зрителю, и персонально в лицо зрителю “Морфия”, особенно тому зрителю, который очутился на сеансе случайно (если найдутся такие безумцы)... далее

 Семен

Хочется процитировать предыдущего коментатора:

*Вот, мол, посмотрите на себя, рядом с вами происходит страшное, а вам, используя монолог Михаила Ефремова из “12” Н.Михалкова, “бы все ржать и ржать”.*

По крайней мере если верить рецензии сие была метафора,ну вроде как : ... далее

 Санитар
Эх, не хотел говорить...

Исключительно из профессиональных соображений. Посыл фильма ясен, причем, как и в любом другом фильме Балабанова, где провокационность и нарочитая невнятность, не более чем прием: жизнь кошмар, будущее – пропасть и все попытки встроиться в них, не стоят и склянки морфия. Балабанову очень важно убедить зрителя... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Бумажный солдат: Никто не хотел умирать


«Бумажный солдат»:
Никто не хотел умирать

Катя ТАРХАНОВА

Фильм — о том, как законно случается всё на свете, даже когда следа не остается, и никакого профита. О неизбежной участи, которая вдруг кому-то выпадает, иначе все навернется. О диком нежелании тех, кому выпало, делать то, что им выпало, и черной зависти тех, кому не выпало ничего. Мераб Нинидзе как бледная тень с больной головой — лишь часть «трагического героя». Сам герой — нечто гигантское, многоглавое и многохвостое, но все равно несопоставимое с той прорвой неверия, против которой оно вращает землю. Отзывы: [32]


Все умрут, а я останусь: Ненормативная Лера


Все умрут, а я останусь:
Ненормативная Лера

Катя ТАРХАНОВА

Попытка смелости обернулась своей противоположностью. В фильме сценарные проблемы вылезают буквально через каждую сценарную удачу. Те самые слова «все помрут, а я останусь», которые хоть что-то должны значить, вдруг становятся пафосными. Фильм было бы нужно расклеить и снова склеить — без сюжета, вот просто о том, насколько ничего не происходит. Тогда, может, был бы шедевр, хотя уже строго по гамбургскому счету. Хотя на фоне сегодняшнего совкового кино фильм все равно выглядит прилично. Отзывы: [26]


Светлячки в саду: С жиру беситься — в саду светиться


Светлячки в саду:
С жиру беситься — в саду светиться

Катя ТАРХАНОВА

Главная Книга — полное разоблачение папы, семейного тирана. Вот она выйдет, и аз воздам, а пока разберусь с мамиными бумагами, почитаю чужие письма. Страшное дело, вдруг выискал, что у нёе в последние годы была тайная личная жизнь. Видимо, в детстве очкарик запамятовал, что мама папу терпела, пока дети росли. Но неужто, когда они выросли, она такое посмела? «И башмаков не износила», пока очкарик уехал, учился, работал, женился, развёлся — а всё туда же, кого-то завела. Отзывы: [2]


Перевозчик 3: Лирический герой


«Перевозчик 3»:
Лирический герой

Роман КОРНЕЕВ

Стэйтам вообще хорош в любом ракурсе и любой роли, хоть у Люка Бессона, хоть у Гая Ритчи. В кои-то веки к нему в машину подсел не пацан и не страшенная немецкая медсестра с двумя пистолетами, а вполне фертильного вида, пусть и предельно рыжая украинская дивчина, а значит, наш небритый, но зато короткостриженый британец на пару с замученным нарзаном инспектором Таркони ещё дадут прикурить клиентам одной частной службы доставки. Уан рул — ай драйв май онун кар. Отзывы: [38]


Совокупность лжи: Не ври, козлёночком станешь


Совокупность лжи:
Не ври, козлёночком станешь

Роман КОРНЕЕВ

Неважно, что фильм снят и сыгран мастерски, важно, что автор не только сам запутался в этой самой лжи, пойдя по сути у неё на поводу, но ещё и зрителя запутал, оставив фильм без мысли, без логики, да в итоге и без персонажей. Феноменальное насилие над героями, которым идеология не даёт жить своей жизнью, в итоге приводит к тому, что в зале становится банально скучно. Вроде бы — перестрелки, теракты, спутники-шпионы, арабы, американцы, 911, ан нет, всё в итоге натянуто, вымученно и низачем. Отзывы: [12]


Платон: Ехал грека через реку


«Платон»:
Ехал грека через реку

Надежда ЗАВАРОВА

Пригласив на главную роль Павла Волю, режиссёр показал пример создания типажа: исполнитель роли привносит в образ своего героя оттенки собственного имиджа, его медийный образ дополняет и расцвечивает характер, заложенный в сценарии, в значительно большей степени, нежели, скажем, его актёрская игра. Возникающее нерасторжимое целое, которое уже не позволяет отличить «гламурного подонка» Волю от «беспечного ездока» Платона, словно играет неоновыми бликами на глянцевой поверхности московской тусовки. Отзывы: [25]


Очень русский детектив: Особенности национального детектива


Очень русский детектив:
Особенности национального детектива

Олег ДЕНЕЖКА

Всё то же увлечение эксцентрикой, в ущерб тексту. Клоунада рулид. Арбузы на голове, зонт во рту, падание на закрытый мусорный ящик, прочие физиологические нелепости. В общем-то, странно это для бывших кавээнщиков. Но тем не менее факт. В основном они строят ужасно комические гримасы, падают с лестниц и получают разыми предметами по балде. Всё это из арсенала немого кино, но людям эпохи «камеди-клаб» почему-то нравится. Для гармонии не хватает только Евгения Ваганыча. Отзывы: [11]


Зак и Мири снимают порно: Снова здорово


Зак и Мири снимают порно:
Снова здорово

Роман КОРНЕЕВ

Кевин Смит снова рассказывает нам, что мы — это окружающее нас вечное, никуда от нас не девающееся Джерси, сакральная Внутренняя Монголия каждого человека на Земле. И пока ты не увидишь вокруг себя этой настоящей жизни, ты навеки обречён остаться неудачником, даже выиграв в лотерею миллион. Ты будешь продолжать бессмысленно бороться за аборты или против абортов, варить кофе, заворачивать гамбургеры, работать в видеопрокате или бесцельно подпирать стену с бумбоксом подмышкой. Отзывы: [14]


Домовой: Марш Хабенского


«Домовой»:
Марш Хабенского

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Хабенскому, как сложившемуся специалисту по персонажам с ломающимися судьбами, нашлось где разгуляться — фильм целиком и полностью превратился в плацдарм для него одного. Он легко и непринужденно крадет фильм у остальных актёров, причина банальна — в отличие от оных, ему-то есть что особенного играть. Все остальные — лишь элементы декораций, между которыми мечется ищущий вдохновения главный герой. И только в виде небольшого парадоксального исключения периодически мелькает хладнокровный Машков. Отзывы: [17]





"Гран Торино"
"Ангел-А"




19 октября, суббота









18 октября, пятница





17 октября, четверг



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама