Жмурки:Жмурки: Игры мертвецов«Жмурки», 2005 Алексей Балабанов, так получилось, стал символом той эпохи, которая является музой самых знаменитых его фильмов. То, что он описывал эзоповым языком «Брата», не просто возвращалось в реальность фразеологизмами и штампами, оно во многом оседало на творческом имени, заставляя оглядываться, и… в конце концов, надоело. Проект «Жмурки» с самого начала позиционировался продюсерами как своеобразный акт прощания с «громовыми девяностыми», прощания такого же грубого и фу, как некультурного, какими они были на самом деле. Чёрная комедия как жанр в нашей стране не очень распространена в чистом виде, и одновременным таким парадоксом присутствует в качестве фона во всём, что ни возьми в руки, от текущих новостей до символа последних лет — жизнедеятельности так званных «светских львиц». Отличная идея — взять за основу могучий сей жанр и отсмеяться уже вволю, помянув покойника добрым словом. Мол, времена «беспредела» как вида бизнеса давно прошли, это было ужасно, но мы были такие молодые, и когда это всё ушло, мы вряд ли стали моложе, но, наверное, счастливее и уже потому можно в этом всём видеть свой юмор. Чёрный. Смеяться над собой мы ещё не очень умеем, у нас для этого специальный аншлаговский балаган уродов есть, над ними смеяться куда проще, чем перед зеркалом. И потому помимо культурного аспекта, некий саркастически воспитательный момент от «Жмурков» ожидался тоже. А потому хотелось чернее, чернее и ещё раз чернее, и побольше того самого любимого народом юмора. И пусть только кто-нибудь скажет про воспевание культа насилия, про цинизм и кровищщу, и прочая, и прочая. Ответ ревнителям розовых соплей был явлен лозунгом фильма — для тех, кто выжил в девяностые. Тех, кто очнулся уже «в наши дни», просьба не беспокоиться, тута вам не здеся, смешно не будет. Ваш покорный слуга направлялся на посмотр «Жмурков» с чувством предстоящего апофеоза чернушной магии Балабанова былого, и, как водится, в предвкушении разоблачения этой самой магии. В ролике играл нарочито аляповатый рок-н-ролл, свистели аляповатые пули и корчились аляповатые персонажи под девизом «а почему в зоопарке? чтобы тебя никто не узнал». А ещё там был замечательно-неузнаваемый Никита Михалков в рыжем парике злого клоуна, в роли белых клоунов выступали люди в докторских халатах и Андрей Краско, а в роли клоунов траурного цвета — многочисленные покойнички, даже те, что в результате остались живы-здоровы. Клоунада удалась создателям ролика на все сто. Именно развития, раскрытия и петюкания этой темы можно было ждать от идеально чёрной, идеально замогильной нашей балабановской комедии. Увы, со второго буквально кадра (а кому — и с первого) в потемневшем переполненном зале предпоказа стало понятно, что ожидания наши, равно как жанровые обещания, оказались мимо кассы. Это была никакая не комедия, хоть сколько мажь её ваксой цинизма и сарказма. Никакая не. То есть, сосед слева от меня ничего такого не заметил. Ему сказали перед фильмом, что сие — комедия. Потому он с готовностью принялся ржать над всем подряд, включая сцену в аудитории МГУ класса «а это Наташа, будущий продажный журналист». Бог с ним, с непонятно-бесформенным началом, достойным средненького риэлити-шоу, а не художественного кино, но дальше пошло, буквально, то, что заказывали — чёрный юмор. И тут уже стало несмешно даже моему соседу. Чёрный юмор по-жмурковски, это когда паталогоанатом в морге хочет уже таки начать пытать пациента, пока тот ещё живой, но тут подваливают трое в масках, расстреливают пациента, паталогоанатома, сами частично мрут под пулями, а последний оставшийся в живых уходит под кровавый титр «Жмурки», унеся с собой нечто, написанное на бумажке. Чёрной ночью негры воруют уголь. Картина Малевича «Чёрный квадрат». Нет, вы поймите меня правильно, гротеск — это смешно. Михалков в роли Михалыча в малиновом пиджаке, с голдой и фиксами, с крестом на пузе и наколкой «СССР» поперёк него же. Действительно, неожиданно, свежо, небанально именно в таком исполнении. Только Сталин наколотый тут ни при чём, разве что как отсылка к чухраевскому «Вору». И на Михалыче мой любезный сосед и правда отрывался от разговоров по мобиле «про мебель» и снова начинал в голос ржать, на полсекунды опережая шутку. Аналогично живо он реагировал и на парочку громил на раздолбанном бимере, которая со стволами под мышкой носилась то с коробкой героина, то с чемоданом денег, а то — без чемодана вовсе, но в его поисках. История чемодана — классический ход для хохмоплейсмента. Поверхностного, лицедейского юмора в фильме и правда хватает — корчатся рожи, хмурятся лица, дуркуют подручные и воротилы, истошно вопят все подряд (этот тип шуток очень любят грудные и жадные дети). Даже если в фильме оставить только это, ну что ж, получится неплохая молодёжная комедия класса «День хомячка», хотя в «Хомячке» юмор в основном ситуативный, а не черепно-лицевой, ну да ладно. Но заказывали же не молодёжную комедию, а «чёрную», и потому Балабанов начинает на вот тот самый юморок наслаивать эту самую черноту. Мочилово с чукаловым как стартуют с места в карьер так и продолжаются без устали и перерыва на обед. Персонажи появляются и исчезают со стремительностью сверхзвукового лайнера. Многих выносят ногами вперёд. Сперва эта кровавая карусель даже вызывает некоторые занятные эмоции. Встреча с доктором богата как неожиданностями (неожиданности по теории либо пугают, либо смешат, в чёрной комедии они — двигатель прогресса), так и требуемым грубоватым юморком. Посиделки троих отморозков тоже радуют — особенно шутками про Эфиопию «я русский». Когда персонаж Маковецкого говорит, что «раньше они думали что мы не совсем отмороженные, а теперь думают, что совсем», ему веришь. Эти всех убьют, всех зарежут. Конец цитаты, смех в зале. И первая аудиенция с Михалычем и его сынулей тоже богата на открытия. Тут вам и Церетели, и ути-пуси, и такое обаяние полностью асоциального альфа-самца, который с утреца уже пометил всю территорию, и теперь принимает посетителей. Текстуальные шутки тоже есть. Да и люди не сказать что последние играют. Ещё бы поменьше было в стиле «Турецкого гамбита» великих числом ничем не оправданных бесконечных «камео». Шутка повторённая трижды, как известно, становится в три раза смешнее. Три раза про Эфиопию, три раза про Церетели, три раза про Михалыч убьёт, а про «мама заругает» — ну раз двадцать повторили. Утомила изрядно и бесконечная сцена про «перебирайтесь в центр». На сороковой раз до крайности надоела шутка с набожностью Сергея, который с папочкой. И сто раз про «бэнг-бэнг, ю шут ми даун». Да и шут бы с ним, чёрная комедия — искусство не столь высоколобое, сколь тонкое, со своими внутренними правилами. Понимаете, правилами. Бывает, когда шутка на фоне крови, бывает, что как бы кровь на фоне шутки, но никогда — занудная мораль, объясняющая шутки на фоне крови, крови, крови, бесконечной крови. Почему я вспомнил про мораль? Потому что она как началась в первой сцене в виде убогой типа-экономической лекции, так и продолжилась дальше. «А Михалыч-то архитектора в камине сжёг. — Фак!» История с папкой этой. Затянутая, безумная и ничем не обоснованная сцена с русской рулеткой. Непонятно что олицетворяющий, но многозначительный «доктор номер два». Вся эта продажная милиция и т.п. Проблема в том, что это категорически несмешно, и при этом занимает львиную долю хронометража. Как те бесконечные вояжи по раздолбанным пейзажам вполне контемпорального нам Поволжья. И хибары Саратова с Нижним могут быть смешны в течение первых двух обгонов через две полосы на разбитом бимере, но никак не сорок раз подряд под неоригинально острящую на тему «Бумера», «Боя с тенью» и «Брата» сразу музыку тов. Бутусова. Эх, слышал бы Данила Багров… И закономерный финал — депутат, бизнесмен и бывший пахан перекрасился из рыжего в седого (как будто не 10 лет прошло, а эдак тридцать, ага). Смешно? Ну, улыбнуться можно, не более. Возникает вопрос, что это за комедия такая, в которой шуток даже несмешных наберётся с кулачок, у вполне несмешного «Брата» из было куда больше. Сосед слева забывается посреди просмотра беспокойным сном. Потому что если вдруг, на секунду, забыть про «комедию», и задуматься, то понимаешь. Перед нами — типичный политический памфлет, замаскированный, чтобы никто не догадался, под шуткоюмор. Такой вариант «Команды Америки» в отечественном исполнении. Мол, вот из такого сора мы выросли. Вот наша власть (чо ж не президент, а только депутат — а партию не назовёте, в гостинице Россия-то?), вот наш бизнес (чай, нефтяной да? а это не он сидит нынче, нет, мусью Балабанофф, не на МБХ намекаете?), а всех остальных просто замочили в процессе первичного накопления капитала. И процесс сакрального прощания с эпохой посредством белой простыни тут становится тоже вполне логичен со всей этой кровищщей кетчуповой и прочими грампластинками. И старый винил, что забрал с собой Саймон, тоже чего-то, да и обозначает. И несмешно это не капельки. Потому что крайне грустно. Обманул нас Балабанов. Звал на день рождения, а привёл на похороны. Потому что чёрные комедии — это у Тарантино. А у Балабанова — всё-таки чёрные трагедии. Глядя на которые хочется спросить господ ревнителей нравственности — вот вы Фрэнка Миллера с Робертом Родригесом обвиняете в пропаганде насилия. Почто ж обвинений сих не слышно в сторону «Жмурок». Ах, да, потому что написано «комедия». Ну, дык на заборе тоже разное пишут. Любите кино, но, ей-богу, будьте разборчивы.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/05/29/zhmurki.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Alex
Вы еще не наблевались? Тогда смотрите "Жмурки"
Господину Корнееву респект, хорошая рецензия. Я бы жесткости в оценке добавил, в стиле самого этого «художественного произведения». Имхо, говно надо прямо называть говном, нечего стесняться. Ведь господин Балабанов не стеснялся нам показывать на протяжении всего фильма тупые, плохо, по большинству, сыгранные актерами диалоги... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "КРИМИНАЛЬНОЕ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|