Аффлек идеально подгадал, куда вести режиссёрскую карьеру после двух произведений узкого поджанра «бостонская криминальная драма», первое из которых стало суперуспешным у критики, а второе — и у критики, и у зрителя. Неминуемо возникшие шепотки на тему того, а может ли нашедший своё истинное призвание уроженец Бостона снимать не о своём городе, были заглушены так же быстро, как и появились. После объявления в качестве нового проекта «Операции Арго» стало ясно, что «Город воров» открыл для Аффлека куда более широкую площадку среднебюджетных студийных драм, тех самых, что преимущественно выходят в прокат в полгода, предшествующие оскаровской церемонии. На этой площадке он и вознамерился вволю играть, и какая там, прости господи, «Лига справедливости».
Исторический контекст, опять же, потенциально безупречен — за въевшимся в чёрный экран пафосным титром «основано на реальных событиях» скрывается иранская революция 1979 года, захват американского посольства и побег через заднюю дверь шестерых из семидесяти с лишним служащих. Единственных, кого после этого можно было вытащить из страны, и вытаскивать пришлось под прикрытием фальшивого научно-фантастического фильма, для которого дома создавали не менее фальшивую производственную студию, устраивали читку сценария, рисовали постеры и помещали анонсы в газеты, а в Иране — «разыскивали съёмочные локации».
Всё это Аффлек перемещает на экран с поистине фотографической (останьтесь на финальные титры, не пожалеете) точностью и исключительным вниманием к деталям, начиная от стилизации фильма под драматический триллер 70-х (аутентичный логотип «ворнеров» и характерная плёночная зернистость, при том, что снято кино на цифру) и заканчивая самим содержанием кадра, все эти комнаты, кабинеты, машины, маленькие телевизоры и, конечно, сами люди, с их любовно воссозданными костюмами, причёсками, бородами, огромными очками и порно-усами.
При всём этом, та часть режиссуры Аффлека, которая подразумевает приведение всего вышеперечисленного в двухчасовое движение, остаётся сдержанной, как никогда. Точность восстановления событий обращается отсутствием на протяжении добрых полутора часов хронометража хоть чего-то неожиданного как в форме, так и в содержании. Вслед за кратким закадровым пересказом предыстории и дотошным прологом с захватом посольства, сюжетно и драматургически повествование переходит с одного давно уже установленного реальностью камушка на другой. Внутри фильма пострадавших от этого двое — это Гудман и Аркин, которых сценаристу необходимо сначала быстро, но весомо представить, а потом позабросить до самого финала, оставив на прощание лишь повторённое пять раз, а у нас ещё и безыдейно переведённое «арго фак ёрселф».
И как режиссёр, и как персонаж, Аффлек прилетает в Голливуд исключительно потому, что без этого никак — куда ценнее и интереснее ему потом прилететь в Иран, где в итоге и проходит вся вторая половина действа, и где фильм окончательно отбрасывает как многогранность, потенциал для которой находил до этого, так и исторический масштаб. «Арго», в конце концов — не сатира на киношников и не эквивалент сложносочинённого «фильма про ограбление» с вывозом людей из страны на месте крупной аферы, тема фальшивого фильма здесь подана в куда менее броской манере, чем можно подумать из синопсиса, и разбитый от волнения бокал — по сути, вся показанная зрителю драма шести человек, вынужденных изображать дорогих гостей в доме канадского посла, пока неподалёку их коллег водят в подвал с мешками на головах.
Если Аффлек и удосуживается поставить ударение над какой-либо из идей, проходящих через повествование, то уже ближе к финалу, когда он наконец делает весь поступок Тони Мендеза актом особого вида героизма — зависящего от множества минутных деталей, мало для кого заметного, и потому заставляющего недооценивать негативные последствия, которые возникли бы, пойди хоть что-нибудь так. И неудивительно, что для иллюстрации именно этой мысли фильм наконец-то в полной мере теряет свою энциклопедичность. Реальные события сменяются на выдумку и драматизацию, и фильм становится несравненно более живым и кинематографичным, когда Аффлек превращает действо в форменный олдскульный триллер из звонящих телефонов, беготни по коридорам и таких реплик, как «проверьте ещё раз, пожалуйста» и «вы вторые в очереди на взлёт».
Когда же адреналин проходит, воспоминания обо всём предыдущем возвращаются. Если заглянуть в титры, ничуть не удивительно, что своими продюсерскими сообщниками Аффлек выбрал Клуни и Хеслова, показавших примерно аналогичное отношение к историческим событиям прошлого века в своём «Доброй ночи и удачи». В обоих случаях перед нами — исключительно добротное, заботливо и ответственно выполненное всеми участниками переложение истории на экран, не имеющее при этом амбиций быть в чём-то сильно богаче. Аффлек, как и Клуни, безусловно, имеет на это полное право — осталось лишь узнать, готов ли он теперь этим ограничиться, или намерен в будущем рисковать. А пока пусть финальный текст о том, «что с ними всеми было дальше», появится на экране на фоне фигурок персонажей «Звёздных войн» — вот такого мы раньше ещё точно не видели.
В 1979 году митингующие и требующие от США выдачи бывшего тирана Мохаммеда Реза Пехлеви иранцы врываются в американское посольство и берут в заложники 52 граждан Соединенных Штатов. Однако шестерым сотрудникам удается ускользнуть через черный ход и спрятаться от разгневанных граждан исламской республики в доме канадского посла... далее
Кронненберг категоричен в своем пророчестве, предвещая, по сути, крах заплывшего жиром капиталистического общества. Верхи превратились в бесчувственных роботов, утративших способность оценивать что-либо, скупающих из прихоти то, что не продаётся. Низы стали животными, несущими анархию в массы, цитирующими Маркса с Энгельсом и думающими, будто торт в морду уже революция. Прошлое и будущее стало продуктом, никто не живет настоящим. Фильм идёт и стоит на месте.Отзывы: [14]
Тэтчер, как и обещала, отказалась помогать женщине-режиссёру, которая собственным замыслом нанесла фильму тяжёлые травмы, несовместимые с кинобиографией. Вместо байопика у Филлиды получился чистейший вымысел, которому очень бы хотелось основываться на реальных событиях. Это даже нельзя назвать биографическим романом, потому что Филлида так увлеклась драматизацией реальности и так заигралась эмоциями героев, что все персонажи картины, словно не проживают собственную жизнь, а лишь переживают по поводу происходящего.Отзывы: [2]
Тяжело угодить всем, тем более, когда в кадре такая личность, как Высоцкий. И совсем героизировать его не стоит. Но данное кино, не будучи так чтобы уж совсем провальным, оказалось настолько никаким, что может угодить разве что совсем уж незнакомому с фигурой Высоцкого зрителю, либо же зрителю настолько нетребовательному и всеядному, что продолжает до сих пор смотреть отечественное тэвэ. То есть такому, к которому привык апеллировать Константин Эрнст. В свете этого и результат неудивителен.Отзывы: [114]
Ноябрь традиционно завершает кинопрокатный год, в декабре нас уже ждут новогодние блокбастеры и прочие радости нового сезона, пока же заокеанские киноделы соревнуются с нашими, пользуясь последним шансом собрать что-нибудь заметное на излёте не слишком богатой на сборы осени. Ко всему прочему, ноябрь в этом году чисто календарно собрал пять полноценных уикендов плюс один лишний выходной, что арифметически повышает виды на общие сборы. Посмотрим, кто претендует в этом году на наше зрительское внимание.
По ходу трип сопровождается музыкой Ямаоки, розовые кролики высовываются из каждого угла, медсёстры активно режут особо шумливых и замирают в неестественных позах — аж ножки актрис-манекенов дрожат, мелькает знакомая символика, таблички, понятия, и туман такой густой да живой, и Пирамидоголовый уже не совсем пустой спецэффект, как в первой части. А последние минуты фильма так и вовсе концентрируют какое-то удивительное количество отсылок ещё на другие игры серии — специально для тру-знатоков.Отзывы: [7]
Есть ли будущее у франшизы? Конечно! Ведь ещё столько путешествий во времени могут совершить неутомимые галлы-собачники. Как показывает практика, в этой истории заменить можно любого, хоть Цезаря, хоть Обеликса, хоть собачку всех, вскроме старины Жерара. А мсье Д., подобно герою старого анекдота, знает толк в извращениях: в ближайшие годы он не намерен отказываться от ролей: ему всегда будут нужны деньги на ремонт мотоцикла и новые виноградники.Отзывы: [7]