Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Турецкий гамбит:

Турецкий гамбит: Сеанс одновременной игры

Роман КОРНЕЕВ, 27 февраля 2005

Разбор полётов

Бегущий по братскому болгарскому полю Фандорин в солдатском обмундировании. Разлетающиеся в клочья под музыку Горана Бреговича подсолнухи. Игрушечные турецкие солдатики в красных фесках. Сначала падают они. Потом падает Фандорин. Так видит происходящее зритель.

Выверенный монтаж, порхающая по площадке камера, контрастная картинка, массированное использование спецгрима, спецэффектов, пиротехники. Кичёвая, но выглядящая достоверной стилизация (если есть желающие почитать на этот счёт подробнее, коллеги уже высказались изрядно). Так видит происходящее завзятый киношник.

Если бы фильм состоял только из этой сцены, он мог бы претендовать на звание шедевра. Так можно снимать миниатюры. Клипы, наконец. Но именно в таком же ключе снят весь остальной двухчасовой с гаком полнометражный фильм, претендующий на звание кинособытия этого года. Попробую вместе с вами понять, почему описанная выше схема не могла не привести картину туда, куда она её привела.

Весь фильм Фандорин совершает непонятные телодвижения, которые, по сути, неинтересны, а часто просто непонятны зрителям. Зритель наслаждается экшеном. Когда вокруг — красивое действие, подведённое под бесконечно красивый антураж. Который, впрочем, в любой момент можно заменить любым другим, хоть Северным Полюсом, потому что он служит лишь ширмой для полувиртуального, не подкреплённого внутренней логикой и мотивацией сюжета. В этот же «задник» глубоко погружены и все персонажи, лишь изредка выныривающие на поверхность, дабы произнести очередную не важную никому реплику. И закончится фильм как и первая его сцена — бессмысленно-трагично. Зачем это всё? Что это было? Тщета и тлен. Почему так? Почему никак иначе?

Акунин литературный очень насыщен деталями, он состоит из них. Канцелярские скрепки конца позапрошлого века — символ Акунина. Да, там за кадром ещё и детектив есть. Но. Стиль Акунина — стиль канцелярской скрепки. Это главный образ. При экранизации неизбежно происходит выжимка, выхолащивание, квинтэссенция. Потому тонкости детектива, психологизм, драматизм, всё уступает Скрепке. Так уже было с «Азазелью». Такая же кара постигла и киноинкарнацию «Турецкого гамбита». Даже суть этого гамбита в фильме утеряна. На выходе остались — Фандорин, Анвар Эфенди, один за другим бегает, другой первого постоянно водит за нос, подсовывая вместо себя всё новых кукол, да ещё мечтает «немножко зарезать». Зачем? В чём такая уж ценность поимки этого Анвара, если все его проделки всё равно удаются, а наши всё равно выигрывают в войне, проигрывая потом на политическом фронте. Непонятно. Зачем Анвару совершать массу безумных поступков, вместо того чтобы просто затаиться — снова непонятно.

Выжимку сюжета книги по классическому рецепту требуется обратно наполнить жизненными соками, на этот раз киношными. Наполнили. Режиссёр по визуальным эффектам — этими самыми эффектами. Художники по костюмам, декораторы, осветители, бутафоры и прочая трудовая братия — охудожествили, расцветили картинку. Актёры приняли подобающие позы и «сыграли лицом». Композиторы написали музыку. Музыканты сыграли. Но это всё — мишура без режиссёрского замысла, без идеи, сверхзадачи.

А вот этого кино так и не получило, оставшись «кинопроектом». Забыли вдохнуть в куклу жизнь, господа продюсеры. Не сложилось этого пункта в вашем бизнес-плане. А потому… Спецэффекты остались сами по себе, убери их из фильма, поменяй на любые друге — ничего не изменится. Красоты остались мельтешением на заднем плане. Музыка не подвела, но оказалась сущей безделицей в себе. Зачем она, такая? Почему не другая? Батальные сцены местами хороши (ну нет у нас денег на «более другое») и даже где-то масштабны. Но к чему они — тоже не поймёшь. В качестве самоучителя по русско-турецкой войне вроде как слабовато, как кинопамятник героям Плевны — как-то скромно, и тоже непонятно — почему только им? Великодержавный пафос? Тоже проходили уже, на нём фильма не вытянешь даже с талантами Никиты Михалкова.

Где следы реанимационных действий? Не вижу. В упор. Разве что считать за них подмену в сценарии одного Анвара на другого Анвара, в точности такого же. Сути смена подозреваемых не изменила. Происходящее на экране в течение всего фильма интересно только как мозаика калейдоскопа, сюжета в этом нет, и будто даже не предполагалось.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/02/27/gambit.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Смотрите также:
Ссылки по теме: «ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ»
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Забытое: И Малдеры с косами стоят…


«Забытое»:
И Малдеры с косами стоят…

Елена ПРАВДА

Так уж получилось, что все значительные психологические триллеры или приравненные к ним картины смешанных жанров крутятся в своей идеологии вокруг шаткой границы между мистикой, психоанализом и барабашками. Вряд ли я открою страшную тайну, если скажу, что усилиями Голливуда и мистика, и «напланитяни», и уж тем более психиатрическая лирика нынче пребывают в жутком запустении. Придумать по этому поводу что-то действительно оригинальное и трогающее душу зрителя нынче практически невозможно

Отзывы: [3]


Охотники за разумом: Десять негритят из ФБР


Охотники за разумом:
Десять негритят из ФБР

Роман КОРНЕЕВ

По сути — фильм ничего нового в деле развития детективного жанра, равно как теории маньяковедения и блокбастеростроения не делает, режиссёр Ренни Харлин нынче так и вовсе очень занят в производстве нового «Бэтмэна», а потому совершать немыслимые шаги и огромные скачки не слишком старается, однако стоит заметить, что продукт его на выходе преизрядно развлекателен и совершенно не находит в себе поводов пораздражаться или поругать. Крепкое кино, сделанное по всем канонам современного состояния жанра

Отзывы: [2]


Секретные агенты: Засекреченные недоагенты


Секретные агенты:
Засекреченные недоагенты

Елена ПРАВДА

Основные же возражения создателям фильма приходит в голову предъявлять только в пункте сценария. Весь фильм на экране происходит невесть что. Объяснения, перемигивания, переглядывания, одни типы бегут за другими типами, какие-то чипы, какие-то прослушки. Корабль взрываем — корабль не взрываем, подлючее начальство, честные оперативники, бессовестные наёмники, швейцарские паспорта, прислуживающие разведке посольские работники. Классика маразма в стиле «ТАСС уполномочен заявить»


Ночной базар: Очень грустное кино


«Ночной базар»:
Очень грустное кино

Роман КОРНЕЕВ

Приступая к разбору этих ночных полётов и пролётов, мне в меньшей степени хочется увязать в дискуссии относительно того, правомочно или нет «Первый» на дисках с «Ночным базаром» употребил слово «гоблинский». Предоставим участникам мероприятия разобраться в этом деле лично. Интересно составить и изложить мнение непосредственно о переданном на суд общественности продукте. А с продуктом не всё так просто, так что разговор будет долгий и трудный

Отзывы: [15]


Волшебная страна: Сказка о сказке


Волшебная страна:
Сказка о сказке

Роман КОРНЕЕВ

Питер Пэн возникает перед нами сначала отдельными штрихами — перед нами предстаёт танцующий медведь, четвероногая лохматая няня, капитан Крюк, мама-Вэнди, другие персонажи из сказки о Небыляндии — а потом и крупными мазками — перед нами в ряд проходят претенденты на звание прообраза Летающего Мальчика, включая самого сэра Джеймса Мэттью Барри, подарившего нам, взрослым, сказку о том, что сказки не умирают, оставаясь в нас самих. Навсегда. В этом - главная магия этой истории.

Отзывы: [9]


Нападение на 13-й участок: Всех расстрелять, участок сжечь


Нападение на 13-й участок:
Всех расстрелять, участок сжечь

Роман КОРНЕЕВ

Зачем берутся переснимать матёрую классику? Ответ на этот вопрос может быть разным — хочется сказать что-то новое, реанимировать любимый с детства сюжет, хочется припасть к первоисточнику, просто славы, наконец, дешёвой или нет, это уж как получится. Что там на самом деле творится в голове у соискателя искомой славы, кто его знает. Но можем ли мы, зрители, сами для себя определить, что такого ценного мы хотим извлечь из кинопросмотра, направляясь на очередной сеанс? Наверное, можем.


Блэйд: троица: Ликом чёрен и ужасен


«Блэйд: троица»:
Ликом чёрен и ужасен

Роман КОРНЕЕВ

Что-то странное творится в таком выдающемся жанровом кино как кинокомиксы. Они отчего-то повадились проваливаться в прокате. Либо что-то творится со зрительскими пристрастиями (тогда почему Сэм Раими со своим пачучком продолжает рвать кассу?), либо что-то не ладно в консерватории. Рецепты известны, но так ли просто ими воспользоваться? Рассмотрим только что дошедший до наших весей кинопродукт, дабы мне не быть голословным.

Отзывы: [11]


Игра в прятки: Кто не спрятался, я не виноват


«Игра в прятки»:
Кто не спрятался, я не виноват

Елена ПРАВДА

Фильм представляет собой эдакую смесь Шьямалана с Дэвидом Линчем. Совы не то чем они кажутся, знаки оставили не те, кто ты думаешь. Подозреваемыми последовательно становятся все, включая форменную мистику. В каждом шкафу оказывается целая гора скелетов. Ужас пустых лесов и маленьких американских городков, где шериф — царь и бог, но и он не остаётся вне подозрений, а ну как у него в кладовке вязанками раскачиваются высушенные головы его случайных жертв? В таком коктейле недолго и потеряться.

Отзывы: [5]


Близость: Любовный четырехугольник


«Близость»:
Любовный четырехугольник

Ирина КОЗЕЛ

Российский зритель посещает фильм с заметной активностью — в многозальных мультиплексах картина идет в больших залах, и наполняемость залов выше обыкновенного. Однако пиар и взращенные на нем зрительские ожидания нацелены тут скорее не на достоинства картины, а на такие простые приманки как актёрский состав и подкорректированное нашим прокатчиком для пущей игривости название. Превратив оригинальное туманное «Ближе» в откровенную «Близость», прокатчик избавил аудиторию от ненужных сомнений

Отзывы: [8]





"Статский советник"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама