Каннский кинофестиваль 2017: фоторепортаж

Великий мастер:

Великий мастер: Горизонталь

Никита КОМАРОВ, 1 июня 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Великий мастер

«Великий мастер» (“Grandmaster”), 2013
Режиссёр: Вонг Кар-Вай
Авторы сценария: Вонг Кар-Вай, Ксу Хаофен, Зу Джингжи
Оператор: Филипп ле Сурд
Композиторы: Шигеру Умебаяши, Натаниэль Мешали
Продюсер: Вонг Кар-Вай
В ролях: Тони Люн Чи Вэй, Чжан Цзыйи, Джин Чжан, Чжан Чжэнь, Йен Ву-Пин и другие.

На данной стадии, чего кривить душой, чертовски хотелось бы использовать название этого фильма, чтобы описать самого Вонга. В конце концов, уже 13 лет прошли со времён «Любовного настроения», казалось бы, идеальная возможность для того, чтобы только дальше укреплять в глазах обольщённого зрителя и критика свой новообретённый статус. На деле же «Настроение» так и осталось вершиной творчества, причём такой, на которой автор не стал задерживаться, а наоборот, принялся понемногу съезжать вниз, параллельно озираясь по сторонам, где бы остановиться теперь.

Первым новым проектом тут стал прыжок в ту же реку с другого берега — «2046» выступало сложносочинённым, нелинейным едва ли не эпосом о том, есть ли жизнь после утраченной любви, и таким образом — прямо заявленным сиквелом «Настроения» (а если быть точнее, финалом трилогии, начатой ещё в 1990 году «Дикими днями»). За этим противоречивым, но могучим, достойным тщательного рассмотрения приливом амбиций последовали во многом противоположные «Мои черничные ночи», звёздный американский дебют в виде легковесного романтического роуд-муви. Впервые в карьере Вонга реакция на его творение была практически полностью лишена энтузиазма, и так режиссёр незамедлительно вернулся на родную землю, где принялся вновь возиться с проектом, который уже к тому моменту вынашивал не один год.

Случилось это, надо заметить, в интересный момент — на дворе шёл 2008 год, и фигура Ип Мана, мастера боевых искусств середины прошлого века, патриарха стиля Вин-Чунь и, позднее, учителя Брюса Ли, вдруг стала навязчивой идеей не только для Кар-Вая, но и ещё сразу нескольких китайских киноделов. В итоге уже до конца 2010-го на свет появилась дилогия с Донни Йеном в главной роли, плюс один эпический телесериал, в котором мастер Ип был второстепенным персонажем. Господин Вонг же, тем временем, собрав на площадке всех своих старых знакомых, кроме оператора Кристофера Дойла, сбежавшего от режиссёра после съёмок «2046», да так пока и не вернувшегося, снимал, снимал, снимал и снимал, после чего, верный своему известному перфекционизму, год с лишним монтировал, сводя четыре часа хронометража до двух с небольшим.

Великий мастер

В том, что итоговое кино снял именно Вонг, всякие сомнения отпадают уже к десятой минуте — режиссёр всегда был главной звездой своих фильмов, и здесь даже продолжающееся отсутствие Дойла вновь не вызывает когнитивного диссонанса, кто не всмотрится в титры, тот с большой вероятностью ничего и не заподозрит. На экране появляется знакомое лицо Тони Люна, расцветают декорации Уильяма Чанга, и камера Филиппа ле Сурда, следуя велению автора и движениям героев, принимается отточенно скользить, танцевать, кружиться, замедляться, ускоряться, застывать, нападать, уклоняться и пролетать над, увлекая за собой и зрителя.

Великий мастер

Другой вопрос — где за всем этим визуальным пиром духа скрывается кино, которое прежде у Кар-Вая всегда можно было найти без проблем. Поиски ответа отправляют зрителя вслед за сюжетом, способным уместить первые 40 лет жизни Ип Мана в пять минут закадрового монолога, после чего посвятить не меньше получаса безмерно растянутой истории о приезде северного великого мастера на юг, вроде как должном привести персонажно-драматическую часть фильма в движение. И лишь когда отстрелялась добрая треть хронометража, а в кадре по факту так ничего и не произошло, становится понятно, что в движение приводить нечего. Покинув заданные первой частью истории рамки и установив не одного, а двух главных героев, фильм начинает бессмысленно, вяло бродить от одного из них к другому, по-прежнему создавая в кадре лишь видимость каких-то событий.

Великий мастер

То есть понятно, что формально заявленный в синопсисе традиционный байопик изначально не имел шансов остаться таковым в исполнении Вонга, и просмотра любых двух фильмов режиссёра хватит, чтобы понять, что в его творчестве нарратив в каком угодно виде имеет куда меньшее значение, чем атмосфера. Но если перед нами не байопик, зачем вообще было снимать кино именно про Ип Мана, а не про безымянных мастеров кунг-фу, существующих где-то вне времени и исторического контекста? Если это всё-таки кино про Ип Мана, почему великому актёру Люну в кадре приходится два часа изображать никакой не характер, а либо загадочно улыбающуюся, либо непроницаемо суровую статую, время от времени отпускающую философские изречения? И если оно всё-таки привязано к контексту, почему именно вот так — редкими минутными вставками типа «японская армия захватила Фошан» и «Ип Ман потерял в войне двух дочерей», приходящими и уходящими с нулём эффекта? И если главное здесь — атмосфера, какой от неё толк, когда она не имеет под собой банально никакого сюжетного или драматургического фундамента, а просто тёмно-зелёным туманом висит в воздухе?

Великий мастер

Действие перескакивает из 38-го в 50-й, потом обратно в сороковые и обратно же в пятидесятые, что тоже не служит никакой осмысленной цели. Чжан Цзыйи, в своё время похожим образом сыгравшая самого живого персонажа в «2046», здесь и вовсе находит себя в качестве единственного человека в кадре, к которому можно хоть немного подступиться. Помимо неё, в сухом остатке остаются лишь те самые сцены поединков, во всей их безусловной красоте, пусть даже последняя временами неприкрыто заимствована — достаточно взглянуть на две боёвки под ночным ливнем, вызывающие сильнейшее дежа вю с третьей «Матрицей» и Снайдером одновременно. В этих идеальных боевых танцах всегда был, есть и будет врождённый завораживающий, гипнотический элемент, приковывающий к экрану, несмотря ни на что. Так вот, в «Великом мастере» ни на что другое действительно можно не смотреть. Ровно так же, как в идущем в соседнем зале «Форсаже 6» можно не смотреть ни на что, кроме гонок, драк и прочих разрушений. У Вонга, кстати, есть и своя альтернатива самой длинной взлётной полосе в истории кино — вполне возможно, самый длинный поезд в истории кино. Тоже ничего.

Великий мастер

Когда же поезд наконец уходит и наступает время для финала, Кар-Вай неожиданно приходит в себя и пытается наполнить кадр эмоциями, а весь фильм — поставить в один ряд со своими прежними полотнами о человеческом одиночестве. Но поскольку основы для этого за весь предыдущий хронометраж заложено не было, режиссёр начинает отчаянно перепрыгивать через себя, и вот уже персонажи не только пускают скупую, признаются друг другу в глубоко скрытых чувствах и задумчиво, меланхолично курят на фоне ночного дождя, но и за кадром, откуда ни возьмись, появляется… музыка Эннио Морриконе из «Однажды в Америке». И именно на этом моменте, за считанные минуты до финальных титров, новый фильм Вонга перестаёт вызывать, как до этого, недоумение или раздражение, но просто-напросто становится одним из самых горьких разочарований последнего времени.

Любите кино.

Великий мастер

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Валериан и Город Тысячи ПланетГадкий я 3Человек-паук: Возвращение домойПланета обезьян: ВойнаТрансформеры 5: Последний рыцарьПираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиМумияЧудо-женщина

Написать комментарий:
Имя E-mail
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ЭКШН"

РЕЦЕНЗИЯ

Форсаж 6: От винта!


«Форсаж 6»:
От винта!

Роман КОРНЕЕВ

Мотоциклы, тачки, тягачи, танк и «Ан-124», прыжки с одной эстакады на другую, мордобой «Скалы» с его коллегой по весовой категории, ну, и большой бада-бум в диафрагму, это уж как водится. Когда дым рассеивается, выясняется, что отряд не заметил потери бойца, сидят, младенца тетёшкают. Джастин Лин явно устал от этого франчайза, и плотный график тут скорее повод, чем причина для ухода, сериалу срочно нужна свежая кровь, и не столько в смысле новых актёров, а именно в смысле новых идей. Комментариев: [11]


РЕЦЕНЗИЯ

Бросок кобры 2: Мерчандайзинг


«Бросок кобры 2»:
Мерчандайзинг

Роман КОРНЕЕВ

На чём там настаивали горе-креативщики из «Хасбро», а что придумалось по доброй воле, мы уже не узнаем никогда. Попытка «ореалистичить» эту игрушечную вселенную, при этом получше подав ассортимент продукции держателя брэнда, конечно, не дошла до пуска в ход «тактической бороды», но скуки в итоге нагнала преизрядно, ничего не представив взамен. Всё это живо напоминает старый анекдот про «китайские ёлочные игрушки», которые вроде и сверкают так же, а радости никакой. Да ко всему и не сверкают особо, ибо сделаны из чугуния. Комментариев: [21]


РЕЦЕНЗИЯ

Эпик: Партия зелёных


«Эпик»:
Партия зелёных

Роман КОРНЕЕВ

Назови ты мультфильм, как изначально планировалось, «Листовики», это ж, поди, одни детишки на фильму пойдут, со скандалом и слезами на глазах несчастных родителей, вынужденных тащиться на очередную ясельную тягомотину. А тут родителям как бы намекают — будет и на вашей улице эпик, заодно и в трейлере шуткоюмор просматривался. И действительно, сценаристы будто пытались сделать мультфильм для всех сразу, для взрослых, для детей, для подростков, для толчков. На выходе получилось — ни для кого. Комментариев: [6]


РЕЦЕНЗИЯ

Я очень возбуждён: Первым делом, первым делом самолёты


Я очень возбуждён:
Первым делом, первым делом самолёты

Надежда ЗАВАРОВА

Своё исключительно жизнеутверждающее произведение Альмодовар создаёт из вещей, которые на первый взгляд никакого отношения к радости не имеют: возможная авиакатастрофа, любовницы, готовые покончить с собой, пьющие стюарды, небезразличные к наркотикам молодожёны, великовозрастные девственницы, рефлексирующие бисексуалы. В этом и заключается талант Альмодовара — рассказывая сказку, играя в прятки с формой и жанром, он выражает на экране нашу реальность гораздо ярче и полнее, чем иной документалист.


РЕЦЕНЗИЯ

Великий Гэтсби: Громче некуда


«Великий Гэтсби»:
Громче некуда

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Саундтрек из наиболее актуальной попсы вроде Gotye, Florence + the Machine и Ланы дель Рэй, запредельный гламур на фоне хромакея и дикое количество нарисованных панорам — подход Лурмана рвал и продолжает рвать шаблоны, но нужно жить в каком-то своём закрытом мирке, чтобы думать, будто этой истории требуется здесь и сейчас очередная классическая экранизация. Как давно не нужны они пьесам Шекспира. Лурман изменил форму, но сохранил содержание — все важные образы, от зелёного огонька до глаз доктора Эклберга. Комментариев: [23]


РЕЦЕНЗИЯ

Стартрек 2: Возмездие: А он не может сесть


Стартрек 2: Возмездие:
А он не может сесть

Роман КОРНЕЕВ

Даже если предположить, что главный злодей в этой истории именно Камбербэтч, то как объяснить постоянные склоки и препирательства, которые царят на борту «Энтэрпрайза» даже в его отсутствие? Где бодрый солдатский юморок и смекалка? Почему все ходят с такими унылыми рожами? Неужели для хорошего блокбастера уже достаточно ткнуть пальцем в первого попавшегося Шерлока — этот будет злодеем, и кино готово? То есть, конечно, все бегают, стараются, но кто сказал, что этого достаточно? Комментариев: [20]


ОБЗОР

Сериалы: “Following”, “House of Cards”, “Justified”, “Person of Interest”, “Community”


Сериалы: “Following”, “House of Cards”, “Justified”, “Person of Interest”, “Community”

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ

Маньяки-каннибалы, маньяки-литературоведы, маньяки с мамочками, дворцовые драмы Вестероса, Вашингтона и Ватикана, жрущие мозги мертвецы и зомби с социальными пакетами, ковбои, гики, алкоголики, супергерои и рок-звёзды — последние несколько месяцев у сериаломанов настоящая жара. Посмотреть всё интересное с трудом может даже бездельник. Поэтому мы решили разделить обзор полносезонников и весенних релизов на две части. В этой части мы расскажем о тех сериалах, которые уже завершились.

Комментариев: [4]


РЕЦЕНЗИЯ

Отвязные каникулы: Побег в никуда


Отвязные каникулы:
Побег в никуда

Никита КОМАРОВ

Очередное свержение общества потребления, молодёжной культуры и американской мечты. Четыре студентки настолько утомляются бесцветной университетской жизнью, что грабят ближайшую забегаловку с помощью водяных пистолетов и отправляются отдыхать. По прибытии — немедленно видят то, что кажется картиной идеальной жизни: яркое солнце, глубокие бассейны, обнажённые тела, шикарные машины и постоянные вечеринки. Но вскоре невинные мечты вконец исчезают, водяные пистолеты сменяются настоящими.





Валериан и Город Тысячи Планет
Жанр: пятый элемент
Прокат в России: 10 августа 2017 года

Гадкий я 3

Игра престолов

24 мая, среда

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил журналистам, что у ведомства нет планов по повышению стоимости прокатных удостоверений...
Роланд Эммерих перенесёт на большой экран знаменитое сражение Второй мировой войны — битву за Мидуэй...
Как и за океаном, валовая касса у нас в третий уикенд этого лета продолжила падать, чтобы составить откровенно пресные для сезона 627 млн руб...

Человек-паук: Возвращение домой



Показать расписание фильма:


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9.2%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.9%
афиша 3.1%
другое 3%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама