Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Венеция-69: ода к радости

Зара АБДУЛЛАЕВА, 10 сентября 2012
69-й Венецианский кинофестиваль

Невероятно, но факт: критики, журналисты остались последним — с новым директором Альберто Барберой — Венецианским фестивалем очень довольны. Совсем не букали на фильмах, разве что на опусе Теренса Малика «К чуду». Но если свистят после фильма каннского завоевателя, значит, перемолото в фестивальной мясорубке не всё. Сокращение числа конкурсных фильмов пошло Мостре на пользу. Одна обида, да и та обсуждаемая: выбор жюри во главе с Майклом Манном.

Самый виртуозный фильм Венеции — «Отвязные каникулы» Хармони Корина. Он и должен был получить серебряного льва «За режиссуру» (а не Пол Томас Андерсон за «Мастера»). Четыре половозрелые школьницы едут во Флориду оттянуться. Там их ждет, радостно встречая, сексуальный беспредел, наркотические трипы, музыка навсегда и — тюрьма. Из неё девчонок (в их ролях — сериальные суперзвезды телеканала «Дисней»), выводит на вольные пляжи, бросает в сверкающие бассейны, грязные постели, шикарные машины местный бандюган (Джеймс Франко).

Отвязные каникулы

Татуировки, металлические фиксы, эротический гон сводит девочек в бикини с ума, сносит головы, заворачивает их тельца в штопор. Наигравшись с бухлом и наркотиками, они надевают розовые балаклавы и берутся за оружие. Изобразительный, монтажный, клиповый — оргиастический пир не помеха посланию — радикальному содержанию фильма. Общество потребления, головокружительного развлечения в образах девиц, они же прирожденные убийцы, они же прирожденные жертвы и герои телевизионной пошлятины, скомпрометировано и разбито на куски. Так мечты, сбываясь, разбиваются, а игра заканчивается.

Самый нежный и сложный, как роман, фильм Мостры — «После мая» Оливье Ассаяса (приз за сценарий). Начало 70-х. Время юности и взросления режиссера. Взгляд на пропущенную или непонятую эпоху. Споры о Ленине и Мао, влюбленности и разрывы, революционные листовки и романтические музы, путешествия в Италию, Лондон анархистов, марксистов и героя, не причастного к идеологическому удушью, мечтавшего стать художником, потом выбравшего кино, воссоздают в динамичной и личной постройке Ассаяса идеализм поколения, вступившего в жизнь после майских событий 68-го года.

Мастер

Самый добротный фильм Мостры — «Мастер» Пола Томаса Андерсона (приз за режиссуру) с харизматичным дуэтом Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана в ролях отчаявшегося ветерана Второй мировой Фредди — действие фильма происходит в 50-м году — и главы секты или «духовного движения» Додда, чей образ вдохновлен Рональдом Хаббардом, основателем сайентологии (приз за лучшую мужскую роль разделили оба актёра). Отменно чёткое изображение (фильм снят на 70-мм плёнку), эффектные сцены агрессии героя Феникса, обольстительные эпизоды шарлатана-психолога — героя Хоффмана, их притяжание и конфликты не спасают фильм от явной необязательности, если только ты не поклонник хорошо сделанной вещи и только. Или если ты не фан этих актёров, заслуживших грандиозные бенефисы.

К чуду

Самый пустой фильм — «К чуду» Терренса Малика. Даже удивительно, что этот затворник, автор ранних замечательных произведений, вдруг сподобился быстро и глупо снимать. История любви русской балерины (Ольга Куриленко) и американского писателя (Бен Аффлек) в томительных па, прикосновениях, прогулках и с пошлейшим закадровым текстом вызвала чувство неловкости. Герои бродят по Парижу, удаляются к берегам Нормандии, к Мон Сан-Мишель (это чудо и дало название фильму), потом в Америку, где Бардем в роли пастора, переживающего кризис веры, смешон, а балерина, бегущая под музыку Чайковского в Париж, потому что её дочке Татьяне в Америке неуютно, несносна. Бесконечные пластические этюды, импрессионистические зарисовки объяснимы только одним: Малику надо снимать реже, чем нам всегда хотелось. Зато лучше.

Беспредел 2

Самый скучный фильм — «Беспредел 2» Такеши Китано, где треть фильма идут бесконечные «партсобрания» представителей разных кланов якудзы, обсуждающих как кому надобно себя вести и кого куда перераспределить. Наконец появляется сам Китано и становится веселее. Но только чуть-чуть.

Самый смешной фильм — израильский лубок «Заполнить пустоту», где зрители проникают в закрытый мир хасидов, знакомятся с их культурой, нравами, узнают об их праздниках, обычаях, одежде, мотивах поведения. Хадас Ярон, сыгравшая молодую красавицу, чья скорая свадьба омрачена внезапной смертью старшей сестры при родах, а новые брачные испытания предстоит вот-вот пройти, получила кубок Вольпи «за лучшую женскую роль». Хотя на такую награду могли претендовать либо Нора Аунор из фильма филиппинца Брильянте Мендозы «Утроба» (вообще-то «Матка»), с настоящей деликатностью и не показным страданием сыгравшая бесплодную жену, к тому же повитуху, чей муж мечтает о ребёнке и для этого они вместе находят ему подходящую молодуху. Либо Ли Джун-джин, леди Месть из фильма «Пьета» Ким Ки Дука, удостоенного «Золотого льва».

Заполнить пустоту

Типичный фестивальный выбор. Хотя сделана картина с той свободой режиссёра-вундеркинда, который может «на раз» снять любой сюжет. Эта притча о сборщике денег с бедняков, задолжавших каким-то бандитам уплату процентов за свои долги. Она слишком смахивает на трэш или на игру с ним. Жесточайший парень калечит бедняков, чтобы медицинская страховка покрыла их долги. Однажды этот садист встречает на улице женщину, которая выдает себя за его мать. Будто бросила она малыша, а теперь надеется возместить недоданное. Она кормит его, нежит и холит. И он покупается. Не может без неё обойтись и постепенно пробуждается к новой жизни. Однако режиссёр ставит ловушку. На самом деле эта мать мстит за сына, который стал жертвой бандита. И сама кончает самоубийством. Зато «сын», разгадав её замысел, становится человеком и уезжает из города. Лихо закручено — успех обеспечен.

Два близких к гениальности фильма Мостры-69: «Я тоже хочу» Алексея Балабанова (программа «Горизонты»); «Рай. Вера» Ульриха Зайдля (спецприз жюри в главном конкурсе). О них надо писать отдельно, подробно, а не в фестивальном обзоре. И все-таки.

Я тоже хочу

Жанр или стиль своего фильма Балабанов называет «фантастическим реализмом», потому что по сюжету четыре героя (Бандит, Музыкант, друг Бандита и его отец) собираются в путь к колокольне счастья, откуда никто ещё не возвратился, но куда все будто бы мечтают попасть. Находится колокольня в зоне вечной мерзлоты и, добравшись туда из солнечного Питера, эти люди, а также подобранная на дороге проститутка, бывшая студентка философского факультета, попадают в «ледниковый период». Балабанов называет такой переход «фантастическим», хотя на самом деле это условность, без которой немыслима обыденная, вся в невидимых складках реальность, которую режиссёр и Александр Симонов снимают так естественно, гармонично, что диву даешься.

И это вот чудо. Тут мурашки бегают по спине не от сюжета — поехали туда, знают куда, за счастьем. Иначе говоря, за счастливой смертью, а ещё точнее, за тем, чтобы колокольня «забрала», не дав помереть прямо на снежной земле. А таких замороженных тут полно. И так помирают Бандит и Балабанов, примостившийся у колокольни, в роли Балабанова (тут все себя играют), тоже мечтающей о счастье. Но, как сказал режиссёр на пресс-конференции, его «не взяли» потому, что в прежних его фильмах было много убийств.

Рай. Вера

Таков сюжет этой сказки или притчи. А пленяют в ней редчайшие сочетания свойств: силы и бессилия героев, глубокой усталости и всё-таки надежды на счастливый конец в самом прямом смысле слова. Конец жизни. Пронзительная мягкость: так Питер никто не снимал — разве только Балабанов в чёрно-белых «Счастливых днях», но совсем иначе, и тоже по-своему, неожиданно. Так в российском кино не существуют актёры — тут непрофессионалы, поражающие достоинством, пластикой, простодушием, реактивностью. Самим только существованием в кадре.

Если «Жмурки», комедия масок, была прощанием с 90-ми годами, то фильм «Я тоже хочу» транслирует образ нулевых с их надеждой на чудо, с их верой, навязанной теликом, в конец света, с их усталостью, деградацией и желанием счастья в тот самый момент, когда нету возможности или больше сил жить. Или когда всё достало.

Зато Ульрих Зайдль во второй части скандальной трилогии «Рай: Вера» — спецприз жюри — дотянулся до своих вершин: «Животной любви» и «Собачьей жары». Актриса Мария Хофштаттер сыграла медсестру в кабинете компьютерной томографии. Она прошла за два часа, что длится фильм, колоссальный путь — от фанатичной преданности Христу до чувственного влечения к Распятию, с которым она едва ли не совокупляется в своей комнате, предназначенной для молитв, от отречения от него до оплакивания этого же Распятия. Это роль легендарная, как раньше говорили, но Хофштаттер за нее ничего не получила. Между тем, «пьета» современного искусства Зайдля была бы немыслима без такой актрисы.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/09/10/venice.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Новые мутантыНеистовыйВратарь галактикиАгент ЕваПроект ПауэрСпутникДушаЧернобыль

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Обзор » Венеция-2016: Война Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
Из «Окна в Европу» показались зубы


Из «Окна в Европу» показались зубы

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Юбилейный кинофорум «Окно в Европу», проходивший в Выборге, не изменил слогану «Российское кино — прогноз на завтра». B прогноз, в основном, неутешителен. Хотя зрительские выдержка, долготерпение и патриотизм тоже дело хорошее. «Шопинг-тур» Брашинского, снятый за 69 тысяч долларов комедийный хоррор с элементами психологической драмы, взорвал унылое течение конкурсной игровой десятки, в которой пытались состязаться между собой фильмы, в одном интерьере снятые, с беспомощной зачастую драматургией и невнятной режиссурой.


ММКФ-2012: Любовь, секс, смерть и снова любовь


ММКФ-2012: Любовь, секс, смерть и снова любовь

Роман КОРНЕЕВ, Роман КУЛАНИН

Итоги фестиваля подведены, красная дорожка прошла, но как это водится в случае Московского кинофестиваля, они нас как раз мало волнуют. Куда интереснее всё то, что происходит в кинозалах, отыскать те зёрна истины и высокие творческие порывы, которые можно было найти на афишах «Октября», и которые на самом деле составляют суть любого большого кинофорума. Завершающий обзор посвящён разнообразным историям про любовь, любовь как вполне телесную, так и в каком-то высочайшем смысле этого слова.


ММКФ-2012: Вокруг света с музыкой и космонавтами


ММКФ-2012: Вокруг света с музыкой и космонавтами

Роман КУЛАНИН, Роман КОРНЕЕВ

Большой фестиваль хорош тем, что в его программах можно обнаружить совершенно невероятные вещи, о которых ты даже подумать не мог, заглянуть в такие уголки планеты, о которых ты даже не помышлял, заинтересоваться проблемами, которые тебе даже в голову не приходили. Особенно этим хорошо кино документальное или околодокументальное. И открытия эти так удивительны и прекрасны, что ты готов за них простить фестивалю любые слабости конкурсного отбора или вечные проблемы организации.


Москва 2017: Криэйтором, Вава, криэйтором


«Москва 2017»:
Криэйтором, Вава, криэйтором

Роман КОРНЕЕВ

Кино, изначально не вызывавшее к себе интереса, сумело сначала его к себе привлечь, а потом, увы, создателям удалось лишь на некоторое время растянуть розданные ранее авансы, так что в итоге к финалу ты слава богу что не засыпаешь, и что деванька проснулась, уже как-то ни разу не интересно. Однако послевкусие от фильма всё-таки осталось, и в первую очередь забавно было с подозрением оглядываться этажом ниже кинозала на многочисленный тамошний фастфуд, а ну как он сейчас взлетит и начнёт мыть тебе мозг? Отзывы: [11]


Медальон: Было дело


«Медальон»:
Было дело

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Старые клишированные персонажи, которых уже переиграла половина Голливуда, под новыми именами бегают друг за дружкой в знакомой последовательности. Агенты, которые «не верили, а потом прониклись», напарники которым «верили, а потом не сложилось», дочь, которая «не забуду, не прощу». Ещё эти вставные эпизодические прохожие-шутники, без которых, видимо, таксисту никак не продать этот чёртов сценарий... Смотреть всё это бессмысленно, но можно. Кейдж всё-таки остаётся Кейджем.


Премьеры сентября: «Обитель зла 5», «Судья Дредд», «Петля времени» и другие боевики


Премьеры сентября: «Обитель зла 5», «Судья Дредд», «Петля времени» и другие боевики

Роман КОРНЕЕВ

Окончательное расставание с летним прокатом ничуть не переместило в этом году прокатные акценты, скорее это очень похоже на август — каждую неделю выходит по фантастическому боевику, далее по частоте встречаемости просто боевики, а потом ромкомы. В остальном прокат приправлен разнообразными средне- и узкопрокатниками на развес.


Эволюция Борна: Эвольвента Кросса


«Эволюция Борна»:
Эвольвента Кросса

Роман КОРНЕЕВ

В основном в фильме жрут таблетки, разговаривают по телефону и бегают от волков. И это главная ошибка сценариста Гилроя. Он так пристально следит за Борном, что напрочь забывает, что следить надо за Кроссом. А тот не будь дурак, идёт себе и идёт, по горам, по долам. Ему-то чего. Потом словно внезапно просыпается и ну медичек спасать, беспилотники сбивать белкой в глаз, а также рассказывать всем налево и направо, как мол это неприятно, когда ты ниразу не компенсирован, со своим-то базовым айкью. Отзывы: [11]


Параллельные миры: Туда сюда обратно


Параллельные миры:
Туда сюда обратно

Роман КОРНЕЕВ

Висят себе друг над другом плоско-параллельные планеты, на одной, наверху все ходят в белом и танцуют, а внизу постоянно идёт нефтяной дождь. Верховодит этим всем зловредная корпорация Транснефть, которая заодно построила между двумя мирами лифт, как в пещерах со сталактитами, тянущийся одновременно сверху и снизу. Такая концепция. При этом два мира два Шапиро висят друг над другом так близко, что неловкоий попаданец из мира нижнего может запросто поднырнуть из одного мира в другой безо всяких для себя последствий. Отзывы: [3]


Дружинники: Не ванильно


«Дружинники»:
Не ванильно

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Весь этот абсурд и бардак, конечно, можно было бы свести к чему-то цельному и даже достойному. Но в данном случае то ли режиссёру не хватило чувства юмора, то ли он запутался в этих жанровых дебрях, придуманных сценаристами между первой и второй мэриджейн. Но, скорее всего, верны оба варианта. У него не было чёткого представления, для кого он снимал — для тинейджеров, которым про сиську, или для тех, кому за тридцать, которым про кризис среднего возраста. Потому что вторые ведут себя как первые.






Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама