Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Венеция-2014: Без шума и особенной ярости

Зара АБДУЛЛАЕВА, 7 сентября 2014
Венеция-2014: Без шума и особенной ярости

71-й Венецианский фестиваль подтвердил ожидания, но не удивил, увы, новыми именами, сверхъестественными открытиями. Тем не менее, некоторые авторы всё же засвидетельствовали свой непомеркший талант. А таких людей всегда немного. И не только на фестивалях.

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Приз «За режиссуру» получил Андрей Кончаловский. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — микст документального наблюдения с магическим реализмом (режиссёр награждает своего героя видениями) на фоне прекраснейшей северной природы (оператор А. Симонов) под аккомпанемент саундтрека Артемьева, реквиема Верди и телепередач «Первого канала». Умирающая деревня в Архангельской области, где обитают обаятельные, философически настроенные алкоголики, соседствует с космодромом в Плесецке. Эти два мира существуют отдельно, но сам по себе контраст старинного космоса, где из озера черпают воду для питья, и новейших технологий оглушил европейцев экзотическим контрастом. Единственная профессиональная актриса Ирина Ермолова соревнуется тут с реальными людьми в собственных ролях, впечатляющих незаёмным естеством и киногеничным присутствием.

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Лучший фильм — безусловно, последняя часть трилогии о живущих Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» («Золотой лев»). На первый взгляд, шведский абсурдист, поэт и ультрареалист сработал в известном его поклонникам стиле. Представил череду эпизодов — их тут 39 штук, в которых шведские обыватели грустят, слоняются по Гётеборгу, сидят в кафе, умирают, плачут, смеются, застывают на автобусной остановке в живописной мизансцене, учатся танцевать фламенко. В новом фильме Андерссон не изменил своим заурядным и наивным персонажам — белым клоунам (его актёры появляются на экране с набеленными лицами), но запечатлел их существование нестерпимо печальным. При этом нежным и комичным до слёз.

Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

Два коммивояжёра — Сэм и Йонатан, шведские Кихот с Пансой — связывают самодостаточные сцены-картины, фланируя по городу с чемоданчиком и пытаясь продать зубы вампира, маску однозубого человека, мешочек, который хохочет. Эти игрушки должны развеселить их грустных сограждан, но кто же, кроме любителей жанровых аксессуаров, в это поверит? Лаконичные, не хуже, чем у Беккета, диалоги заставляют партнёров конкретной сцены впадать в ступор, переживать замешательство, а публику, у которой сжимается сердце, улыбаться. Глубинные мизансцены, уводящие взгляд зрителей туда, где таится повседневная жизнь, чреватая внезапной смертью или тихим отчаянием.

Смешение времён — эпизод в кафе со старым завсегдатаем срывается в сороковые роковые. В том же кафе гужуются солдаты Второй мировой, им нечем заплатить за рюмку шведской водки. Тогда барменша запевает песнь про Гётеборг, где стаканчик можно получить за поцелуй. Название фильма разъясняется в безутешном и щемящем эпизоде. В школе для детей с отклонениями должен состояться концерт. На сцену выходит девочка и пересказывает в прозе стихотворение про голубя, который отдыхал на ветке и размышлял, а потом вернулся домой. «Разве голуби размышляют?» — спросил учитель. «У голубя не было денег», — ответила девочка.

В подвале
«В подвале»

Самый радикальный фильм — «В подвале» Ульриха Зайдля, показанный вне конкурса. На сей раз этот антрополог с уникальным бесстрастрым взглядом, от которого возникает в зале паника, изучал (в течение пяти лет), какую жизнь ведут венские обыватели в подвалах своих домов. Там они реализуют персональные фобии и мечты. При всём том — никакой «энтомологии», то есть холодной оптики, поверхностно приписываемой Зайдлю, тут не наблюдается. Напротив — он снимает обычное времяпрепровождение заурядных венцев, обнажая их подсознание в интимных пространствах. Однако взгляд Зайдля на их перверсии, странности лишён моральных оценок и любых предубеждений. Режиссёр фиксирует реальность без поблажек, с пониманием этих людей. Зайдлю хватает чёрного юмора и глубинной проницательности по поводу человеческой природы, чтобы зрители почувствовали за отстраненной позицией режиссёра его же сочувствие опустошенному существованию усредненных венцев, компенсирующих свои недостачи в подвалах, где очень немолодая женщина прячет кукол, которых ласкает, как своих детей; любитель пострелять по мишеням украшает стены портретами Гитлера; охотник-мещанин делится рецептом приготовленного его женой шницеля из мяса не вполне обычного животного. А феминистка назначает своего любовника (театрального охранника) на роль раба, отрекаясь при этом от своего амплуа доминирующей «госпожи».

Взгляд тишины
«Взгляд тишины»

Самый поэтический фильм — документальный «Взгляд тишины» (гран-при жюри) Джошуа Оппенхаймера, снятый по следам знаменитейшего «Акта убийства». После оглушительных эффектов первой картины об индонезийской резне 60-х, где убийцы коммунистов и синефилы, поклонники американского кино, реконструировали с яростным артистизмом пытки ненавистных соплеменников, режиссёр сделал пробирающую до косточек тишайшую картину. Теперь его взгляд занимают жертвы страшных событий и родственники жертв, живущие бок о бок с насильниками, не чувствующими своей вины и, конечно, раскаяния.

Возвращение в Итаку
«Возвращение в Итаку»

Мать убитого сына, его выживший брат — протагонисты сиквела. Брат проверяет зрение у бывших убийц — такова его работа и уловка, чтобы разговорить вполне респектабельных и изношенных годами, но «сильных духом» антикоммунистов. Травмы выживших в резне не заживают. Время не лечит. Мёртвых не воскресить. Длящийся подспудный ужас насыщает трагедию без катарсиса.

Самый актуальный для жителей бывших соцстран, элегантный, отлично снятый, смонтированный и сыгранный фильм — «Возвращение в Итаку» Лорана Канте (главный приз в программе «Авторские дни»). На крыше гаванского дома встречаются давние друзья. Те, кто прозябает в родной стране, не стреножив своего благородства, тот, кто приспособился к режиму, и кубинец, проведший в эмиграции шестнадцать лет. Он писатель, познавший в Испании испытания изгоя, чужака. Родной испанский для его жизни и творчества не сгодился. Он решает остаться в Гаване, чем шокирует своих друзей: инженера, не предавшего идеалы революции, сын которого мечтает уехать, художника, переживающего многолетний кризис после давних унижений, врача, чьи дети посылают маме посылки из Майами, чтобы она смогла свести концы с концами.

Красная амнезия
«Красная амнезия»

Они проводят вместе вечер, ночь. В бесконечных разговорах, взаимных упрёках, исповедальных монологах, счастливых воспоминаниях, в говорящем (во взглядах, ракурсах) молчании. Ни секунды не скучно, хотя суть подобных разговоров (ехать-не ехать, может ли писатель состояться в чужой стране и т.д.) мы знаем назубок. Но саспенс пропавших жизней вдруг взрывается признанием эмигранта, некогда настучавшего — страх сгубил его душу — на своего товарища-художника и разбившего ему, себе жизнь.

Этому сюжету вторит конкурсный китайский фильм «Красная амнезия» Вона Сяошуая. Бывшая активистка компартии и культурной революции, заботливая мать взрослых детей, попадает в странную историю: её допекают телефонные звонки, молчание в трубку неизвестных абонентов, разбитое камнем окно в квартире, угрозы сыну-бизнесмену. Выясняется, что давным-давно, когда закрылся завод в горах, где она работала, возможность переехать в Пекин была только у двух семей. Она настучала на своего друга и оказалась в Пекине. Ужас прошлого, материализовавшийся в образе внука того человека, которого предала старушка, настигает и её семью.

Реальность
«Реальность»

Самый изобретательный фильм — «Реальность» Квентина Дюпьё (программа «Горизонты»). Заурядный телеоператор мечтает снять кинодебют в жанре хоррора. Знакомится с продюсером, недоумком и безумцем, который готов финансировать то, не знаю что. Но с условием: режиссёр должен найти самый страшный в истории кино вопль, за что продюсер получит «Оскара». Параллельно развивается интрига с «настоящим автором» — разумеется, документалистом, вызывающим хохот (в зале) карикатурным наблюдением за т.н. реальностью. А эта кинореальность, раздираемая между сверхреальностью снов героя и фантастической явью, никак никому не даётся. Одно из самых остроумных высказываний по поводу «охоты за реальностью».

Бёрдмен
«Бёрдмен»

Самый обидный фильм — «Шрам» Фатиха Акина об армянском геноциде в Турции. Невозможно представить, что подававший большие надежды режиссёр сподобится на экранизацию учебника для младших классов. Впрочем, если решить, что целью этого псевдоэпического опуса было рассказать миру о событиях, случившихся в 1915 году, то, как говорится, музы смолчали. Акин имел массу выдающихся консультантов — от Скорсезе до Поланского. Прочёл сотни источников. И всё для того, чтобы сделать плакат, где герои-армяне говорят по-английски с акцентом, дабы расширить мировой прокат, чтобы соблюсти политкорректность — показать плохих мусульман и очень хороших. Но главное, чтобы рассказать сентиментальную до неловкости историю о папе в поисках пропавших дочек. В лагере беженцев, в борделях, на Кубе, в Миннеаполисе, Северной Дакоте. Незамысловатое путешествие с однозначными характерами, фальшивыми диалогами и актёрскими клише.

Самый блестящий фильм — «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Мало кто предполагал, что отменно начавший карьеру в Мексике режиссёр, потерявший cвою индивидуальность в Голливуде, так взметнёт и реабилитируется. Сказать, что это «развлекательное» кино — не вся правда. Это то американское кино, которое мы любили и потеряли. И вдруг с экрана повеяло свежестью мыслей, чувств, драйвом, убийственной и спасительной обнажённостью характеров, не говоря о первоклассных диалогах/монологах.

Голодные сердца
«Голодные сердца»

Тут веет нью-йоркским духом. Невообразимая камера Эмманюэля Любецки стоит отдельных аплодисментов. Как и бенефисное тремоло Майкла Китона в роли актёра, звезды коммерческого кино — славу ему принесла роль некоего Бёрдмана, как Китону — Бэтмана. Актёр решается на дебют в бродвейском театре, его тошнит от присосавшейся к нему репутации, заработанной в попсе. О, сколько мук, трений, унижений, преодолений ему предстоит пережить в борьбе с собой, дочкой, женой, любовницей, партнёрами, обстоятельствами, критикессой «Нью-Йорк таймс»".

Жюри не выдало приза Китону, предпочтя наградить кубками Вольпи за лучшую женскую и мужскую роль дуэт Адама Драйвера с Альбой Рорвахер в фильме Саверио Констанцо «Голодные сердца». Что ж, они и вправду сработали на разрыв аорты в борьбе за воспитание крошечного сына: мама сыночка — бескомпромиссная вегетарианка, морит, как кажется папе, крошку голодом. А ему ещё расти и расти. Папа же со своей мамой капитулировать не собираются и втайне кормят мальчика «нечистыми» продуктами. Фильм так себе, хотя артисты выжали себя без остатка. Но всё это мелочи рядом с настоящей победой Роя Андерссона.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/09/07/venice.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Обзор » Венеция-2016: Война Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
ММКФ 2014: кино народов мира


ММКФ 2014: кино народов мира

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ

Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды.


Премьеры сентября: «Люси», «Человек ноября», «Бегущий в лабиринте», «Великий уравнитель»


Премьеры сентября: «Люси», «Человек ноября», «Бегущий в лабиринте», «Великий уравнитель»

Роман КОРНЕЕВ

Сентябрь традиционно считается одним из слабейших, если не сказать самым слабым месяцем в году, и текущий сезон тому лишнее подтверждение — из четырёх премьерных уикендов лишь один — третий — содержит в премьерном листе тысячеэкранники (причём сразу три — проходной боевик, подростковая фантастика и отечественная комедия про водку). В то время как остальное время смотреть практически нечего даже на фоне полупустого августа: сплошные проходные мелодрамы, триллеры и никому не нужное российское кино.






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама