Из «Окна в Европу» показались зубыНазваны призеры ХХ кинофестиваля отечественного кино в Выборге Юбилейный кинофорум «Окно в Европу», проходивший в старинном городке близ финской границы, не изменил слогану «Российское кино — прогноз на завтра». И прогноз, в основном, неутешителен. Хотя зрительские выдержка, долготерпение и (в хорошем смысле) патриотизм тоже дело хорошее. Как сказал на церемонии закрытия фестиваля его президент Армен Медведев, в общей сложности было показано 55 сеансов, которые посетило более 21 тысячи зрителей. Проголосовали они в итоге за безбашенный комедийный экшн «Соловей-разбойник» с Иваном Охлобыстиным в трёх ипостасях (сценарист, актёр и сопродюсер). Его в конкурсе «Выборгский счёт» (приз зрительских симпатий по результатам голосования среди всех фильмов основного конкурса плюс «засвеченные» на других фестивалях картины) поставили на первое место. У молодого режиссёра «Соловья» Егора Баранова за спиной — спорные «Самоубийцы». На втором месте старомодная мелодрама «Поклонница» о платоническом романе Чехова и Авиловой ветерана Виталия Мельникова, а на третьем — лауреат последнего «Кинотавра», испытывающий слёзные железы фильм Павла Руминова «Я буду рядом». Если с прокатными перспективами лихого «Соловья-разбойника», которого сам режиссёр называет комикс-вестерном (а были зрители с резюме «Гай Ритчи для бедных», «Тарантино на отдыхе») всё очевидно, то в тумане остается судьба основных победителей. Жюри игрового конкурса во главе с Романом Балаяном разделило главный приз между двумя фильмами — «Шопинг-тур» Михаила Брашинского («за юмор и жанровую дерзость») и «Все ушли» Георгия Параджанова («за гуманизм и верность традициям»). Трудно представить более диаметральные, в полярной эстетике снятые картины, чем сегодняшние победители Выборгского феста. Фильм Параджанова (участвовавший в конкурсе «Перспективы» на последнем ММКФ) — ностальгически-исповедальное ретро, воспоминания о детстве, отчем доме, соседях и двориках старого Тбилиси, такой грузинский «Амаркорд» для посвящённых. С отличной операторской работой Сергея Мачильского (спецприз жюри). Мимо кассы однозначно. Только для фестивальных и клубных показов. «Шопинг-тур» Брашинского, снятый за 69 тысяч долларов комедийный хоррор с элементами психологической драмы, взорвал унылое течение конкурсной игровой десятки, в которой пытались состязаться между собой фильмы дебютантов и авторов вторых фильмов, в одном интерьере снятые, с беспомощной зачастую драматургией и невнятной режиссурой. С несколькими финалами, с отсутствием резюме, «без выдоха», как сказал Роман Балаян. Неудивительно, что Роман Гургенович перепутал в своей речи камерную драму «Разговор» про сходящего с ума в тюремной камере Гошу Куценко с не менее камерным фильмом «6» по мотивам повести братьев Стругацких «Пять ложек эликсира», где мучительно долго в комнате с ковром на стене говорят о бессмертии. Действие происходит в СССР в середине 1980-х, но кажется, что и фильм «6» был снят тогда же. Для какой целевой аудитории — вопрос открыт. Столь же мучительно долго выясняет отношения с женой герой Гоши Куценко, страдающий амнезией и раздвоением сознания. Время тянется, история буксует, актёрам нечего играть. Эпатирует зрителей «Энтропия» Марии Саакян, спекулирующая на модной ныне апокалиптической теме (жалкий привет «Меланхолии» Триера). А маются тут в предвкушении апокалипсиса Ксения Собчак, Валерия Гай Германика и Данила Поляков. Для кого-то уже знак, кто-то предпочтёт пропустить данное произведение, в котором не вызывает вопросов только работа художника-постановщика Андрея Бартенева. Роттердамского, к примеру, зрителя, «Энтропия» не заденет, там и не такое видали, у нас всё сложнее. Но, возвращаясь к «Шопинг-туру» с его микробюджетом, со стилизацией под съёмку на камеру мобильного телефона, не удержаться от вопроса о кинематографической культуре автора. Михаил Брашинский в прошлом кинокритик (кстати, Гильдия киноведов и кинокритиков также отметила его фильм своим призом), в 2003-м дебютировавший на большом экране с картиной «Гололёд», очень точно знал, что он хочет снять. Да, пусть за три копейки, независимо ни от кого. Специально под «Шопинг-тур» была создана компания со знаковым названием «Дьюти фри продакшнз», сам Брашинский выступает и как сопродюсер. Уложиться в бюджет получилось, но при этом снята картина, которую при грамотном продвижении можно сделать зрительской. Вот с этим маленьким бюджетом. История о том, как мама (блистательная Татьяна Колганова, получившая спецприз жюри за лучшую женскую роль) с 15-летним сыном (очень хороший дебютант Тимофей Елецкий) попали в жуткую катавасию с финнами-каннибалами, обладает отличным драйвом. Фантастическая коллизия (раз в году в Иванов день каждый финн должен съесть иностранца) плюс чёрный юмор плюс технический приём с камерой мобилки — и вот уже глаз не оторвать. Сам Брашинский на пресс-конференции сообщил, что это его признание в любви Финляндии и финнам, а фильм в сентябре будет участником кинофестиваля в Хельсинки. Безусловно, «Шопинг-тур» имеет потенциал стать хитом не только на ютубе. Но понимают ли это наши продюсеры, выпускающие очередную так называемую «семейную комедию», с Дюжевым, Сиятвиндой и Стругачёвым, например («Вождь разнокожих», гала-премьера осени, по мотивам рассказа О. Генри)? Несмешную, необаятельную, с примитивными гэгами, и топорной актёрской игрой? Коммерческий продукт у нас чаще всего оборачивается вот подобным «кино для всех». А штучные фильмы типа «Шопинг-тура» заслуживают места на большом экране, где мейнстрим отвращает зрителя от кинотеатра. И «Доктор» Владимира Панкова, необычный по форме, привлечёт нормального, не попкорнового зрителя. О ежедневном труде и ратном подвиге в профессии, кровавой, властями не уважаемой (какие там оклады у наших врачей?..). Панкова хорошо знают театралы (и «Доктор» поставлен по его же спектаклю), в его студии SounDrama сложился свой зритель. Язык музыки в «Докторе» — основной инструмент, его можно принимать или не принимать, но это также штучное кино, встречи с которым в последнее время становятся все более редкими. Владимиру Панкову жюри вручило диплом с формулировкой «За оригинальность музыкального решения».
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/08/19/vyborg.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме:
Обзор » «Окно в Европу 2016»: Якутская дочь встретилась с тамбовской блогершей Оксана ГАВРЮШЕНКО
Рецензия » «Окно в Европу 2015»: лидер не обнаружен, лучшей стала Купченко Оксана ГАВРЮШЕНКО
Обзор » «Окно в Европу»: зрители выбрали комедию, а большое жюри трагедию Оксана ГАВРЮШЕНКО
Обзор » Окно в Европу: Зимний путь в сумерках Александра ИВАНОВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|