Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

«Окно в Европу 2015»: лидер не обнаружен, лучшей стала Купченко

Оксана ГАВРЮШЕНКО, 15 августа 2015
Окно в Европу 2015

Жюри игрового конкурса «Осенние премьеры» XXIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» под руководством режиссёра Светланы Проскуриной не стало присуждать главный приз ни одному фильму конкурсной программы. Регламент фестиваля предполагает относительную свободу судейской команды, которая имеет возможность выделить кого-то из членов съёмочной группы и обойти саму кинокартину.

В итоге, Гран-при был вручён актрисе Ирине Купченко (главная роль в фильме «Училка» Алексея Петрухина) с формулировкой «за безупречное мастерство, за достоинство и честность». Передавая награду Ирине Петровне, глава жюри также говорила о «чувстве стыда» и вспоминала своего учителя Илью Авербаха с его знаковой картиной «Чужие письма», снятой 40 лет назад, где Ирина Купченко также сыграла учительницу. Доведённую однажды до взрыва ученицей, не ведающей о моральных заповедях, пригретой педагогом в трудную минуту в её же, учительском, доме.

Авербах работал в другой стране и снимал своё бескомпромиссное кино, веря в то, что человека нужно и должно воспитывать. Нужно ли воспитывать зрителя сегодня, не опоздали ли мы, и что делать с кинематографистами, не владеющими профессией, задавалась вопросами Светлана Проскурина на Открытом заседании жюри. Это важная традиция выборгского киносмотра — встреча в день закрытия феста, но до оглашения итогов.

Окно в Европу 2015

Блистательный спич Проскуриной касался не только программы этого года (отборщики делают что могут, но их возможности не безграничны), а состояния российского кино в целом. Председатель жюри справедливо ругала свой же, режиссёрский цех: «Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать. Герой два часа конструляется по экрану — у него депрессия», — говорила Проскурина, убедительно оперируя изобретённым ею глаголом.

Училка

И продолжала о явных, известных бедах российского кинематографа: «При этом режиссёр — сам автор сценария, сам монтажёр. Он не знает, что есть сценаристы, что есть художники, что музыку пишут композиторы, что монтаж делает монтажёр, что есть другие профессии в кино. Почему вы забываете о величии замысла и о диалоге? Почему вы сами с собой разговариваете? Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, чудовищно работают актёры. Какой прокат? Это горячечный сон!»

Её почти 20-минутный монолог стал важной отправной точкой для понимания и распределения призов этого года. Трудно было не отметить большую русскую актрису Купченко в роли учительницы истории в фильме, который во многом схож с пропагандистской агиткой. О том, что старшеклассники современные аморальны и беспринципны, а потомственная «училка» с сорокалетним стажем, может привлечь их внимание лишь под дулом пистолета, который не она принесла в класс.

Начавшись как психологический триллер, фильм распадается на множество новелл, которые Купченко, порой лишь одним своим присутствием в кадре, и пытается «склеивать». Здесь и безнравственные подростки, каждый из которых устроит самопрезентацию, и циничные беспредельщики с телевидения (как говорит героиня Алисы Гребенщиковой, корреспондентша, «мимо нас не пронесут»), и строгий, но справедливый капитан-омоновец в исполнении Андрея Мерзликина, который столько уже «добрых ментов» сыграл.

Училка

А главное, в «Училке» с её форматом за 2 часа — несколько финалов, включая последний, совершенно неправдоподобный. Потому что не могут герои, «дебилы и подонки», вдруг так волшебно преобразиться за один нетривиальный школьный урок, на котором много чего нелицеприятного услышано было. И начавшись как остросовременная драма, в финале картина Петрухина живописует нам «посиделки с гитарой у костра» а-ля привет шестидесятникам. И все друг с другом подружились, и конфликт исчерпан, и нет пресловутых разногласий у двух поколений, будто и не было.

Но зритель не замечает фальши, и потому неудивительно, что по «Выборгскому счёту» (традиционный конкурс, в котором итоги определяются путём голосования всех участников, гостей и зрителей фестиваля) фильм «Училка» занял I место. Актёрские имена (здесь ещё отличная как всегда Роза Хайруллина, удостоенная спецприза «за виртуозное владение жанром» в фильме «Норвег»), в доброй трети картины телерепортажная подача материала, к которой так привык в последнее время зритель, плюс пропагандистский напор делают своё дело. Финальный титр «Нашим учителям посвящается…» также вызывает у многих слезоточивый эффект. Как сказал поэт Вознесенский, «за попытку спасибо».

Норвег

Кстати, в Выборге вообще хватало посвящений, свидетельствующих о том, что с оригинальными идеями по-прежнему всё печально. В авантюрной комедии «Норвег» Алёны Званцовой (сценарий её же, идеальное зрительское кино в телеформате выходного дня) в финале мы увидели «Посвящается товарищу Сухову». «Норвег» занял II место в «Выборгском счете». Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, всё те же Андрей Мерзликин с Розой Хайруллиной, Дмитрий Марьянов и Северия Янушаускайте играют в «доброй комедии о современной России», показывающей зубы и порой обижающей бесправных мигрантов, но всё же не бросающей их в беде. И главный герой в исполнении Евгения Миронова, не ставший «норвегом» (не бросит он родину и родной, нелепый ералаш событий), есть такое воплощение сказочного национального характера. Пусть выдуманного, но такого приятного зрительскому сердцу.

Тема гастарбайтеров была одной из главных и в социальной драме Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада», где инспектор ФМС в исполнении удивительно похорошевшей Марии Машковой получает в напарники таджика (Джавахир Закиров). А у героини от рук «гастеров» погиб муж. Опытный сценарист и режиссёр, написавший эту историю, Юсуп Разыков, был удостоен Специального приза жюри, а Дарья Полторацкая (у неё дебют в полном метре, а за плечами с дюжину телефильмов) получила Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Гильдия, не сумев найти лучший фильм, свой приз решила не вручать вообще, ограничившись лишь дипломом.

Побег из Москвабада

Досадно, что Александр Прошкин, мэтр отечественного кино, в год своего юбилея представлявший два фильма («Райские кущи» на ММКФ, «Охрану» — в Выборге), не отмечен большим жюри. Между тем, в акварельной, по-настоящему доброй и трагикомической провинциальной истории (доброй без «милоты») о поисках счастья рыжеволосой Клавдией, заложен большой потенциал. Он и в сценарии Юрия Арабова (там вообще было о «непорочном зачатии»), и в убедительной игре прекрасной дебютантки, театральной актрисы из Сыктывкара, Марии Коровиной.

Прошкин вообще умеет открывать новые лица. Героиня работает в охране умирающего металлургического завода (там, как рассказывал Прошкин, многие женщины работают), живёт на плавучем дебаркадере вместе с отчимом-инвалидом (Виктор Сухоруков), мечтает о материнстве и любви, но в пустоши этой глубинки отчаянно не от кого забеременеть… Эту жажду любви и романтику, которой они переполнены, девушкам просто некому подарить, рассказывал режиссёр. А он знает ситуацию изнутри: два фильма Прошкин снимал в окрестностях Тулы, Углича и Мышкина, знает об этом заводе не понаслышке. Виды Волги, небо над рекой, прекрасные, яркие девчата (все из семёрки подружек хороши), и вот такое несовпадение желаемого и окружающего. Почему же не жить по-человечески? — задаётся вопросом режиссёр. И если хеппи-энд может примирить с действительностью, то это тот случай.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/08/15/vyborg.shtml
Поиск по Кинокадру:   

ДушаНа связиНе время умиратьТоп Ган: МэверикФорсаж 9ДоводЧудо-женщина 1984Главный герой

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"




Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.2%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама