«Окно в Европу 2016»: Якутская дочь встретилась с тамбовской блогершей

Оксана ГАВРЮШЕНКО, 17 августа 2016
Окно в Европу 2016

Глава большого жюри XXIV Фестиваля российского кино «Окно в Европу» режиссёр Сергей Урсуляк на церемонии закрытия в средневековом Выборгском замке поблагодарил своих коллег за самоотверженную работу. И это прилагательное в данном случае очень точно отражает тот качественный уровень, с которым пришлось столкнуться жюри игрового конкурса (оператор Дмитрий Долинин, актёры Евгений Ткачук и Агния Кузнецова, кинокритик Леонид Павлючик, режиссёр Арсений Гончуков) в этом году. Прежние годы покажутся «цветочками», впрочем, в области игрового кинематографа в нашей стране в ближайшие годы позитивных перемен не предвидится.

Об этой ситуации много и верно говорили на круглом столе из деловой программы фестиваля, тема которого звучала так — «1956-1986-2016 — Оттепель. Перестройка. Год кино. Вехи новейшей истории и проблемы современного отечественного кино». Так уж сложилось, как отметил президент фестиваля Армен Медведев, что все «интересные события повторялись ровно через 30 лет». Три фильма-вехи исторического 1956-го — «Сорок первый», «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь». Прорыв с «Братом» Балабанова в конце 90-х. И что сегодня? Это даже не кино «морального благодушия» или победа конформизма, как эстетического, так и содержательного. И на Открытом заседании жюри (давняя традиция фестиваля, когда участники, гости и журналисты могут услышать «судей» по окончании конкурсных показов, но до объявления решений жюри) невесёлый разговор (вплоть до «у меня случилась интоксикация от просмотренного») был продолжен.

Сегодняшние авторы не умеют ставить кадр, не знают, что такое композиция, пишут чудовищные диалоги, не владеют азами профессии. Дилетанты стали нормальным явлением в кинопроизводстве. А ведь всего пять лет назад «Окно в Европу» отметило спецпризом жюри режиссёра и сценариста Олега Погодина (за фильм «Дом», увы, так и не увидевший нормального проката) с формулировкой «за владение кинематографическими профессиями». Сегодня представить подобное невозможно.

Второе счастье, или Кино за 40 часов

Порой нельзя было отделаться от впечатления, будто всех нас поместили в машину времени и отправили в 90-е. Приезжает развесёлая компания дилетантов с флагами на Выборгскую премьеру («Второе счастье, или Кино за 40 часов» как некрофильский привет из эпохи кооперативного кино), где режиссёр-дебютант Катя Райская выступает ещё в пяти ипостасях. А в титрах данного «творения» производителем выступает даже не киностудия, а незатейливо «ИП Райская Е.А». На пресс-конференции они гордо называли себя неофитами и людьми, «которые чего-то не доиграли в детстве». А потому «на живую нитку» снимали своё «Второе счастье». У Кати Райской, к слову, есть своя «школа стервозности» и впереди «большой серьёзный проект с Натальей Андрейченко». Ну а в дебютной картине все непрофессионалы (за исключением примкнувшего Бориса Смолкина) играли «свои полные противоположности». Например, банкир — сантехника. С вантузом, да.

Все фильмы, показанные на фестивале, проходят так называемый «Выборгский счёт» (где голосуют и зрители, и участники феста), и не отметили там сделанный для широких масс продукт ИП Райской Е.А. А тройка победителей «по Выборгскому счёту» выглядит так. На 1-м месте историко-приключенческая драма Сергея Снежкина «Контрибуция» (авторскую версию режиссёр обещает 4 ноября на Первом), на 2-м — тёплая лирическая комедия о том, как нужно «гасить» приграничные конфликты «Тэли и Толи» (с 1 сентября в прокате, режиссёр Александр Амиров, дебютант в полном метре), и лишь 3-е место занял победитель «Кинотавра» «Хороший мальчик» (тоже режиссёр-дебютант Оксана Карас).

Его дочь

Среди десяти фильмов конкурса игрового кино семь были сняты дебютантами, на шесть фильмов была выделена государственная финансовая поддержка. Гран-при фестиваля «Золотая Ладья», специальный приз жюри «За чистоту и глубину авторского высказывания» и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков присудили режиссёру и сценаристу Татьяне Эверстовой за драму «Его дочь». История производства якутской картины со слоганом «У каждого своя река детства» достаточно драматична. Режиссёр закончила съёмки в 2010-м, и пять лет собирала деньги на завершение картины. В той стороне все чаще снимают на свои собственные средства, а позже деньги, полученные от проката, вкладывают в следующую картину. Четыре человека из Франции работало на фильме, включая оператора, звукооператора, осветителя и стэдикамщика. Причина? «Французские специалисты стоили дешевле, чем российские», — ответила режиссёр.

Этномифопоэтическое пространство «Его дочери» становится определяющим в разговоре о фильме. Очень неспешная по темпоритму, внимательная к деталям, живописная якутская драма о деревенском детстве опирается на документальность фактов (в современной Якутии, по словам режиссёра, так же живут и воспитывают детей, как и в 70-е прошлого века) и автобиографические мотивы самой Татьяны Эверстовой.

Прикосновение ветра

Так вышло, что география самых живых, «человеческих» фильмов конкурса, простирается далеко от привычных глазу центральных мест России. У Эверстовой — Якутия, у Ольги Веремеевой и Елены Демидовой в «Прикосновении ветра» — в Бурятии. И работа Юлии Ауг в этой картине отмечена дипломом жюри. А коллектив фильма получил приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск».

«Прикосновение ветра» — экспериментальный фильм, совмещающий в себе игровое и документальное кино. Недаром же в тандеме режиссёров за док отвечала именно Е.Демидова, выпускница мастерской Марины Разбежкиной. Шаманизм, буддизм и поэзия встречаются в этом психоделическом трипе актрисы Юлии Ауг, сугубой материалистки поначалу, следующей через Улан-Удэ и Байкал к Иволгинскому дацану. Плато Чингисхана, где героиня встретится с настоящим ламой… Без Ауг фильм бы не состоялся. Так, как камера её любит, мало кого можно представить на этом месте. Актриса полагает, что эта экстремальная поездка (а от дебютантов, по её словам, и следует ожидать экстремизма) стала настоящим паломничеством.

А бурятский актёр Эдуард Жагбаев, оперный талант, сказал, что фильм — про Бурятию, про любовь, про людей и про москвичей. Юлия Ауг, отвечая на вопрос, что она, помимо обрядовости и погружения в чужой и чуждый мир, вынесла для себя из этой работы, ответила: «Там существует живая, непосредственная традиция, которая не имеет ничего общего с нашей карнавально-православной эйфорией, что сложилась в последние годы». По словам продюсера Анастасии Разлоговой, в Выборге показали прокатную, продюсерскую версию фильма, а есть ещё авторская, расширенная, с другим монтажом. И 3 сентября, когда состоится международная премьера фильма на Монреальском кинофестивале, её и увидят зрители.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2016/08/17/vyborg.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Бегущий по лезвию 2049Малыш на драйвеУдача ЛоганаПервому игроку приготовитьсяЛего Фильм: НиндзягоТор 3: РагнарёкЛига СправедливостиKingsman: Золотое кольцо

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"




27 июля, четверг
Вслед за объявлением даты релиза очередной картины о Бонде, появились претенденты на место режиссёра...
Кристофер Маккуорри подписал контракт с Netflix на адаптацию статьи Дэвида Гранна из журнала "New Yorker" за 2008 год «Хамелеон»...
Марк Уолберг, Чарли Ханнам, Гаррет Хедлунд и Педро Паскаль договариваются об участии в криминальном триллере «Тройная граница»...
Джаред Харрис сыграет одну из ведущих ролей в мини-сериале «Чернобыль» для телеканала НВО. Сценарий написал Крэйг Мазин...




Смотрел фильм, много думал, понял несколько вещей: 1.Курение вредит вашему здоровью. 2... далее

26 июля, среда
Том Харди подписался на главную роль в драме «Моя прошедшая война, я так скучаю по ней»...
Джаред Лето получил предложение сыграть главную роль в проекте Sony Pictures и Valiant Entertainment «Бладшот»...
У кинокомпании Lionsgate имеются планы по созданию экшен-фильма с женским персонажем на лидирующей позиции из вселенной Джона Уика...
Режиссёр Рик Роман Во получил место режиссёра в экшен-триллере «Падение ангела» от Millennium Films...

Бегущий по лезвию 2049


Малыш на драйве


Показать расписание фильма:


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9.2%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.9%
афиша 3.1%
другое 3%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама