Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Ахтунг! Фанатское кино

Утомлённые солнцем 3: Цитадель:

Утомлённые солнцем 3: Цитадель: Утя и мышка-норушка в тылу врага

Роман КОРНЕЕВ, 8 мая 2011
 
Поставьте фильму оценку!

Боттом 11

Боттом 11
Утомлённые солнцем 3: Цитадель

«Утомлённые солнцем 3: Цитадель», 2011
Режиссёр: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Глеб Панфилов, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Эдуард Артемьев
Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин
В ролях: Никита Михалков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Олег Меньшиков, Владимир Ильин, Анна Михалкова, Максим Суханов, Андрей Мерзликин, Артур Смольянинов, Инна Чурикова и другие.

Считается, что «режиссёра к зрителю не приставишь», в том смысле, что если уж фильм снят, то всё в нём уже сказано, и каждому предстоит самостоятельно, пользуясь раскиданными по сюжету подсказками, решить для себя, о чём кино, что хотел сказать режиссёр и так далее. Мол, максимум, что может позволить себе автор, это три строчки синопсиса, слоган на постере плюс допматериалы к видеорелизу. Это в теории.

На практике же иные кинематографисты занимают так много места в медиапространстве, что буквально каждое их телодвижение становится бесплатным приложением к очередному «великому кино о великом мне». Весь последний год мы только и делали, что работали статистами на грандиозном пиар-спектакле по имени «Никита-бесогон».

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

Пиар был осознанный (как в случае с одноимённым видеобложегом, многочисленными громогласными интервью, публикациями многословных манифестов, встречами со студентами и просто ценителями творчества и пр.) и вовсе непрошенный (все эти мигалки, однопроцентные налоги и пр. наш герой с удовольствием бы оставил под спудом), было ещё негодование широкой интернет-общественности, по недомыслию принятое за нарочно развязанную кампанию, были многочисленные попытки объясниться и нивелировать народный гнев.

В общем, Михалков в итоге с мая по май разговаривал буквально из каждой розетки. Его было так много, что хоть сколько-то заметно абстрагироваться от его личности уже не получится при всём нашем желании. Да будь «Цитадель» правда гениальным кино, достойным всяческого восхищения, даже в этом маловероятном (в свете «Предстояния») случае волна всеобщего раздражения накрыла бы его, что называется, по рубку и даже по перископ.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

Но мы попытаемся. Забудем и позирование на фоне призов двадцатилетней давности, и приглашение заикающихся блоггеров для оттенения величия, и деятельность на посту Председателя на время отставим в сторону. Вы говорите, «сперва посмотрите целиком, тогда и делайте выводы»? При годичной паузе это тяжело, но попробуем. Нет, ну правда, а вдруг, хотя вдруг бывает только сами знаете что.

Итак, Митенька ищет окопную правду в лице бывшего комдива Котова, Наденька свистит в свисток и стреляет в ногу, Цитадель стоит на горке, мышка бегает в колесе, бабы рожают, генералы пьют, Сталин пыхтит трубочкой «Герцеговины флор» и пьёт грузинский чай с бывшими штрафниками. В общем, целый фильм прошёл, а мы всё на низком старте.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

В этом плане автор прав, первая часть — это не кино, это так, прости оспади, приквел, по недоразумению пущенный за год до собственно фильма. Смысла в нём не более чем в каких-нибудь «Людях-Икс: первый класс», так, потешная история как пушистый шмель прилетел на душистый хмель, и как цапля белая села в камыши. То есть мина плыла, баржа шла, самолёт бомбил, сарай жгли, протез протезировали, мост взрывали, хоругви реяли и, наконец, пленный немец бежал только затем, чтобы, как в старом добром жанре квеста (к слову, существующему ещё со времён Древней Греции и даже ранее), все пути сошлись у той самой Цитадели, и всё там сразу же заверте.

Нет, у стен Илиона отнюдь не сразу сошлись все герои, сперва эдак с часок нам допиливали всё ту же болванку — не все бабы родили, не все лётчики отбомбились (в третий уже раз, загибайте пальцы), не вся окопная правда была обнажена (см. «видишь трупаки»), не все сорин… эээ… слезинки в детских глазах были выплаканы, в конце концов — не во всех речках прошли торжественные омовения.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

К слову о последнем, неизвестно, как сильно годичная пауза была использована авторами для нивелирования странноватого околоправославного пафоса «Предстояния», но в «Цитадели» его вовсе не стало меньше, что бы тут ни поспешили заявить некоторые недальновидные коллеги. Да, он теперь выпячивается не так сильно, в конце концов, героическая мышка-норушка и хтоническая утя, эти поистине главные герои финальной части, в процессе своих похождений ни разу не перекрестились на косяк. Но это не значит, что ничего не было.

Спасительные младенцы божественного происхождения, ещё одна инкарнация православной мины (теперь противопехотная), то самое омовение в водах Ганга, блаженны нище духом и прочие аттракционы неслыханной духовной борьбы в отдельно взятой бесогонной голове. Всё это есть, и оно есть в столь преизрядных количествах, что даже наши намозоленные за год глаза отказываются это не замечать.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

Вообще, конечно, правы те, кто горько усмехается гибкости зрительского сознания, хучь «простого», с улицы, хучь сколь угодно профессионального. Несчастный год назад всё примерно то же самое вызывало тупо шевеление волос на голове, все хватали воздух ртом и пытались вымолвить дозволенные речи. Сейчас ровно то же самое воспринимается уже как нечто привычно-знакомое.

А чо, ну утя, резиновое изделие номер эн, ну гоп-стоп, мы подошли из-за угла, ну паратовский белый плащик и белый же конь (только вместо пристани вокзал), а чиво, намано. В одной сцене Котов бегает петушком, в другой чуть в штаны не ложит, причём на расстоянии монтажной склейки.

И вот в таком вот духе мы подходим, наконец, к сути (издалека-долго), а именно к тому, зачем вообще и задумывалась, видимо, вся история с сиквелизацией оскароносного фильма. А именно, рано или поздно повествование должно было вернуться на ту самую генеральскую дачку, где бабушки-дедушки, рояль, изнемогающая Маруся-Толстоганова, мятущийся Митенька и воркующий Котов.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

Вот он, ключевой момент, а вовсе не вопиющий поход с палками-копалками и даже не похождения мышки-норушки в колесе. Михалков сколько угодно может говорить, что фильм — о том, как отец нашёл дочь. Это, конечно, тоже, но это так для самого Михалкова, а копаться в столь вопиющем, на весь честной народ, семейном психоанализе отдельностоящего николиногорского семейства, мне лично просто неловко. Самому автору вываливать семейные страсти на зрителя кажется нормальным, но это его личные проблемы. А для зрителя дачка узнаваемее, а потому важнее.

То самое освещение, та самая гостиная, та самая банька, те самые артисты (за минусом Дапкунайте и Наденьки и за плюсом младенца), та самая музыка, те самые персонажи, даже тот самый конфликт, через колено выгнутый взад-назад. Квинтэссенция. Катарсис. Михалков-режиссёр сам себе дал возможность показать, что он никуда не делся за прошедшие годы, что он ещё тут, со своими былыми (а может и нынешними) поклонниками. Чистый, так сказать, эксперимент, бескомпромиссная попытка второй раз войти в ту же воду, договорить недосказанное, проявить недопроявленное.

Господа, это чудовищно. Это даже хуже, чем мышка-норушка, резиновый Сталин и блаженный немец.

Этим можно было и ограничиться, сославшись на непреодолимую немоту, но всё-таки постараюсь объясниться. Есть такой студенческий жанр, называется «предлагаемые обстоятельства», в котором тебе даются разной степени идиотичности ситуации, диалоги, повороты событий, а тебе нужно сыграть, срежиссировать или смонтировать всё это так, чтобы в итоге получался «смысл и рифма». И вот, значит, режиссёр-оскароносец Михалков, контролирующий на площадке и вне её буквально каждый чих, сам себе (а кто же ещё) ставит ровно такую задачу. Придумывает предельно неловкую ситуацию в стиле фон Триера, помещает туда случайных людей в стиле герметических триллеров, устанавливает характеры, взятые из первого фильма, прописывает рассыпные диалоги в стиле диалога с самим собой, суёт в руки Котову резиновую утю и — начинает снимать.

Утомлённые солнцем 3: Цитадель

Со студенческим заданием Михалков, разумеется, справился на ять, уж что-что, а профессией он владеет, это же чисто механическая задача на режиссуру как профессию — придумать разбор, в котором у всего приданного сценарного бреда появляется смысл и внутренняя логика, в меру искусственная, в должной степени мелодраматическая, заметно рассыпающаяся при малейшей попытке критического разбора, но всё-таки логика.

Но что это за логика? Где этот психиатр, который возьмётся препарировать хладный трупик чужих страхов, фобий, проговорок и комплексов? Внезапный тельник Котова, лупцующая его Маруся, секс в галифе, пьяненькая бабушка, ребёночек этот, аки троянский конь в пальто. Бегство на волю, в пампасы. Кич. Тяжёлый психиатрический бред. Квазилогика бытовой шизофрении.

И на этом фоне героический поход с палками, искомый бадабум и танкистский эпилог — это уже такой скромный кунштюк, экая безделица, так, лёгкое баловство. Дальше можно снимать уже сериал, «Котов на Халхинголе», «Котов против Гитлера», «Котов: Муссолини капут» и далее вплоть до личного вклада в разрешение Карибского кризиса, как в поздних книгах Юлиана Семёнова или, если хотите, в продолжениях «Операции «Игельс». С той же невеликой ценностью в плане искусства.

Так что, господа, Михалков был прав, сначала посмотрите фильм до конца, взгляните в глаза этой бездне, постучите сами себе с той стороны самого дна. И только тогда делайте выводы.

Только не забывайте при этом любить кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Соник в киноХолодное сердце 2ДушаFord против FerrariПлохие парни навсегдаВойна токовТерминатор: Тёмные судьбыСемейка Аддамс

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 oldmen
Хроника маразмирующего бесогончика

Выдающийся психопациент России, шизофреник с мировым именем дал новые дорогостоящие показания. Поток сознания обычных пациентов психиатры выслушивают в тиши кабинета или разглядывают какие-нибудь их рисунки на свободные темы. Но этот пациент не обычный. На точную постановку диагноза он бросил всю мощь широкого формата... далее

 Киносозерцатель
Утомлённые Солнцем 4. Надежда

Митю везут на расстрел в Сибирь, но Митя подло убивает охранника - простого малограмотного крестьянского парня из Малороссии. Сперва он в страхе прячется, думая, что его будут искать, но эшелон разбомбила немецкая авиация, так что получилось так, что он единственный, кто спасся... далее

 Валерий
Основано на реальных событиях из жизни зомби

Режиссер - просто мега, и фильм - Великий! Ждем с нетерпением новых похождений Сотоны Котова с Железной Рукой. А также ждем приятных бонусов: хроник восставших мертвецов, божьей помощью подвигов бессмертных членов семьи изменника Родины. И поскольку сиськи уже предъявлялись, интересно: а не замахнется ли Режиссер на эти самые... на пиписьки.

Тонны архивов перелопатил Режиссер, километры хроники. Так что все основано на реальных событиях из жизни зомби.

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензия » Котов и Пустота Роман КОРНЕЕВ
Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Мастер и Маргарита: Семнадцать лет спустя


Мастер и Маргарита:
Семнадцать лет спустя

Роман КОРНЕЕВ

Культовость романа загнала его постановщиков в слишком узкие рамки, ведь слишком вольно обойтись с культовым романом значит быть обречёнными на провал ещё до начала съёмок, а не вложить достаточно своего — значит попасть в порочный круг бесконечных сравнений. Так наконец разобравшийся в путанице с правами и сокращённый до двух часов вариант Юрия Кары тут же невольно противопоставляем продукту Бортко. Таковое сравнение идёт уже в голове зрителя прямо в кинозале, мешая «просто смотреть фильм». Отзывы: [16]


Король говорит: Маленький принц


«Король говорит»:
Маленький принц

Роман КОРНЕЕВ

Фильм не о том, как перестать быть заикой за три занятия, не о сложных взаимоотношениях доминионов и метрополии в лице их отдельных представителей, не о грамотной британской речи, и даже не о том, в каком мире, в какой семье выросла нынешняя Её Величество Елизавета II. Фильм, напротив, — это очень личная, чрезвычайно камерная история о том, как важно поверить в себя, если в тебе действительно сокрыт великий, например, монарх и отец великого монарха. Просто ты ещё об этом не знаешь. Отзывы: [15]


Где-то: Простые вещи


«Где-то»:
Простые вещи

Роман КУЛАНИН

София Коппола взялась за новую для себя тематику, не забыв про собственный опыт с папой, сняла свой лучший фильм. Если раньше к Софии были применимы какие-то скидки: киношная семья, талантливая девушка балуется и прочее, то после этой картины становится понятно, что Коппола-дочь вполне себе самостоятельная творческая единица. Теперь в большом семействе выходцев из Италии, живущих в Сан-Франциско, официально два больших режиссёра, о чём мы и раньше догадывались, а теперь — убедились.


Ханна. Совершенное оружие: С чем пирожки?


Ханна. Совершенное оружие:
С чем пирожки?

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Красная Шапочка бежит по длинной тропинке, ускользая от преследователей. И постепенно привыкая к суетливому новому миру, блистающему эмтивишными сплетнями, гермафродитами, бомжами, кемпингом и кавайными накрашенными мальчиками. Райт всё это старательно организовывает, актёры исправно изображают, создавая живых персонажей практически из ничего. Выбросить харизмы, нервозные ужимки, блеск в глазах и другие важные нюансы — и от этих агентов, милых семей да раскрашенных друзей-наёмников ничего не останется. Отзывы: [3]


Премьеры мая: «Ханна», «Пастырь», «Пираты Карибского моря 4», «Кунг-фу панда 2» и Михалков


Премьеры мая: «Ханна», «Пастырь», «Пираты Карибского моря 4», «Кунг-фу панда 2» и Михалков

Роман КОРНЕЕВ

Летний сезон у нас начался небольшим фальстартом, чему поспособствовала наша календарная аномалия в лице повсеместных затяжных майских, так что непосредственно майские премьеры стартуют уже, что называется, на ход ноги, причём поскольку май традиционно берёт не числом релизов, а их качеством, то и обзор у нас в итоге получится недлинный, тем более что из всего семи хоть сколько-то заметных релизов месяца — четыре приходятся на первую декаду.

Отзывы: [3]


Тор: Бублик


«Тор»:
Бублик

Роман КОРНЕЕВ

В итоге мы имеем не один фильм, а два. Загибаем пальцы на аттракционы, шутим про «фотки в интернете», умничаем про астрофизику, разносим декорацию, профит. Другое дело скандинавское «а в это время в Черёмушках» — героические хранители мостов, трагические ледяные великаны, сантабарбара с усыновлениями и родимыми пятнами, в конце концов, красочные задники и приключенческие приключения. Тут тебе и сюжет какой-никакой, и детективчик, и масштабненько, осталось только понять, причём тут какие-то Мстители. Отзывы: [25]


Форсаж 5: Опять тачки


«Форсаж 5»:
Опять тачки

Роман КОРНЕЕВ

С одной стороны злые, а потому не успевающие разрывать на груди тельники Торрето с Голубоглазиком, с другой — местный злой и потому глупый наркобизнес, с третьей — борода и бицепс агента Хоббса. А посредине — трёхтонный сейф с наличкой. Собственно, если до этого момента франчайз хоть и грешил против законов физики, но делал это украдкой, то начиная с проламывания банковской стены начинается чистый сайфай, а у создателей автотрюков начисто срывает крышу, тормозные колодки и представления о палате мер и весов. Отзывы: [21]


Пропущенные фильмы: снова триллеры


Пропущенные фильмы: снова триллеры

редакция Кинокадра

Пока мы мучились с оскароносцами, наше любимое внеформатное жанровое кино потихоньку просачивалось — кто в наш узкий прокат, а кто и сразу на видео, а значит, пора расчехлять лыжи и возвращаться к традиционной рубрике «пропущенных фильмов». Сегодня речь пойдёт о триллерах разновсяческих видов, коих скопилось так много, и среди них такие неожиданные, что впору делать несколько выпусков подряд. Поэтому отберём лучших из лучших и постараемся их подробно обсудить.

Отзывы: [21]


Воды слонам: Пани слонь


«Воды слонам»:
Пани слонь

Роман КОРНЕЕВ

Сложно сказать, сыграла тут свою роль цирковая мишура, слишком яркая, чтобы не застить глаза и слишком фактурная, чтобы ею пренебрегать, или мелодраматичность чересчур глубоко засела в сам извод сюжета, где много народу любят друг друга странною любовью, включая слониху. Лоуренс не сумел отойти от банального «цирк сгорел, клоуны разбежались, после чего жили долго и счастливо», а жаль, поскольку первое знакомство, помноженное на харизму Вальца и вполне цирковую фактуру Уизерспун, обещало всё-таки не мелодраму, а древнегреческую трагедию. Отзывы: [4]





"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"



18 ноября, понедельник



Да, согласен, фильм опоздал, но это не значит что он плохой. В отличии от еды все таки я сравнил этот фильм с жилеткой... далее
Есть такой жанр - Брутальный боевик. Таким когда то были Орешки, но Брюс устал, а пятую часть откровенно слили... далее

17 ноября, воскресенье
За океаном заведомо слабый уикенд целиком был построен на противостоянии «Ford против Ferrari» и «Ангелов Чарли»...
В отечественном прокате очередной масс-старт, и очередной недобор, и интрига на неделе если и была, то исключительно в том...



16 ноября, суббота






Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама