Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

9 рота:

9 рота: Афган, каким мы его потеряли

Роман КОРНЕЕВ, 2 октября 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«9 рота», 2005
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
Автор сценария: Юрий Коротков
Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Дато Евгенидзе
Художник-постановщик: Григорий Пушкин
Продюсеры: Елена Яцура, Сергей Мелькумов, Фёдор Бондарчук
В ролях: Алексей Чадов (Воробей), Артур Смольянинов (Лютый), Константин Крюков (Джоконда), Иван Кокорин (Чугун), Артем Михалков (Стас), Михаил Пореченков (Дыгало), Федор Бондарчук (Хохол), Михаил Евланов (Ряба), Иван Николаев (Серый), Сослан Фидаров (Пиночет), Дмитрий Мухамадеев (Афанасий), Амаду Мамадаков (Курбаши), Карен Миртиросян (Ашот), Александр Шейн (Патефон), Олесь Кацион (Михей), Марат Гудиев (Ахмет), Александр Лыков (майор-взрывник), Александр Баширов (Помидор), Алексей Серебряков (капитан-разведчик), Ирина Рахманова (Белоснежка), Михаил Ефремов (дембель), Андрей Краско (комполка в Афгане), Михаил Евланов (Ряба), Станислав Говорухин (комполка в учебке), Алексей Кравченко (капитан Быстров), Алексей Кравченко.

С проектами шумным и знаковыми всегда непросто — вокруг них бушуют яростные споры, и, сказавши «а», здесь обязательно надо говорить «бэ», иначе выйдет форменная неправда. Ведь кроме случаев совершенно клинических, почти все значительные фильмы отечественной кинематографической современности были весьма неоднозначны, поди-разберись, где в успехе фильма доля пиара, а где — дань художественной ценности, где у фильма наступает граница как между «гениально» и «и что тут такого», так и между «ну, недотянули мальца» до «ужасно, как так можно». Да и то, сказать по правде, истина где-то рядом, не всякий, кто ругает хороший фильм, не понимает, что он хороший, и не всякий, кто пытается найти свои плюсы в нелюбимом тобой фильме, сошёл с ума.

Потому, приступая к разбору полётов и стрельб «Девятой роты», я подумал, что будет любопытно попробовать разделить рецензию на две половины — кто желает знать, что же в фильме хорошего и почему он по всем статьям выходит лучшим отечественным блокбастером последнего времени, читайте часть первую, а кто жаждет разгрома элементов вражеской пропаганды и развенчания попыток сделать из фильма наше новоё всё — добро пожаловать на вторую страницу. На отдельной же странице нами опубликован отзыв участника афганской кампании, веско и подробно высказавшегося об обсуждаемом фильме. Приступаем.

Спасение рядового Лютого

С чем только не успели сравнить военно-полевой проект Фёдора Бондарчука «9 рота» с момента появления в лентах информационных агентств первых сообщений о выходе фильма в широкий прокат — от имён и фамилий рябит в глазах. И имена-то какие: Коппола, Стоун, Спилберг, далее везде. Не вдаваясь в подробности того, что многие авторы понапутали тёплое с мягким и в военные блокбастеры поназаписали многое, что только формально содержит в себе камуфляж и автоматическое оружие, главное тут соблюдено, в новейшее время отечественный кинематограф в процессе своей реинкарнации не раз обращался к военной теме, но того, что можно назвать масштабным военным историческим боевиком, у нас ещё не снималось.

И бюджеты такие подоспели только к этому году, и школа технических киноспециалистов, способных снимать по-настоящему на мировом уровне появляется у нас просто здесь и сейчас. Рано или поздно на место исторического гламура «Турецкого гамбита» должен был заступить фильм куда более серьёзный как технически (ох уж эти «спецэффекты»), так и идейно. И Бондарчук, чей отец снял одни из лучших военных фильмов советской эпохи, под эту задачу очень подходил.

Бюджет солидный, масштабы — серьёзные, авторский замах на целую эпоху последней войны Советского Союза, сверхзадача снять масштабное кино о личном подвиге, двух с половиной часовое полотно об одной из сильнейших армий того времени — от военкомата, минуя учебку, воздушным мостом до Кандагара и дальше — навстречу героической гибели.

Как все опасались, что замах будет на десять рублей, а удар не выйдет и на копейку. Сколько раз мы уже наблюдали патетические рассказы про «патриотический кинематограф», под чью сурдинку разные товарищи ладно пилили бюджеты, а на выходе получался невыносимый пшик очередных «Зеркальных войн». И какое же счастье посетило многих на десятой минуте просмотра, когда стало понятно — бюджеты не пилили, актёры играли, вертолёты летали, оператор (а не сапожник, которому свадьбу деревенскую запечатлевать, а не кино) снимал, а режиссёр-продюсер не только вылез покрасоваться в кадре и поорать в мегафон, а действительно — создавать мировоззренческое кино, кино о целом поколении.

И у него не только хватило смелости за такое взяться, но и таланта эту задачу поднять и с честью пронести до самого финала. Не буду смело утверждать, что таланта не меньшего, чем у Бондарчука-старшего, но всё-таки — крепкая, сильная режиссёрская работа мимо зрителя не пройдёт.

Полотно действительно получилось эпическое, причём не масштабами — об этом будет во второй части — а именно подходом. Последовательно, размеренно, без рывков, натяжек и натужных «спецэффектов», перед нами раскрывается судьба участника одного локального военного конфликта — зачем туда шли, как из них делали солдат, куда они потом попадали и как там гибли.

Любопытный способ создания коллективного портрета эпохи был заметен ещё в ролике — огромное количество совершенно разных главных героев и ни единого самого главного, в результате — перед зрителем дотошно выстраивается портрет Безымянного Солдата той войны. Даже практическое отсутствие имён у главных героев, на которое уже слышно столько жалоб, на самом деле просто такой тонкий сценарный инструмент — смешать образы, характеры, дружбу и вражду в единое целое, а потом убить. Всех и каждого. С замахом — ранить сердце зрителя, который должен к тому времени неминуемо почувствовать себя в толпе рядовых необученных, которым так мало осталось жить после пересечения афганской границы.

А там — гром, молния, авария подбитого из «стингера» транспортника, ночные перестрелки, капитан-разведчик, вытаскивающий их товарища по учебке из окружения на дальнем блокпосту, зенитная установка, лупящая в идущего в полный рост врага, взрывы, огонь и снова, который раз — смерть.

Общий фатализм картины, заявленный куда раньше начала премьерного сеанса, не позволил по-настоящему имперсонировать ни одного из главных героев, эти люди-образы перестают быть таковыми лишь в особом случае. Даже Хохол в исполнении самого Бондарчука овеществлён лишь наполовину, он всё равно — образ, а не персонаж. Среди немаленького списка главных, второстепенных и эпизодических ролей, которые указаны в титрах, можно встретить отечественных звёзд разной величины, негодяев и героев всех калибров, но в фильме есть всего два Персонажа с большой буквы, по которым «9 роту» и будут вспоминать.

Первый, конечно же, прапорщик Дыгало, которого сыграл Михаил Пореченков. Где-то это классический «сержант», знакомый киноманам всего мира по лучшим экранизациям военно-тренировочной тематики: подготовка рядового необученного и лепка из него отличного бойца с решимостью на лице — это задача непростая, и без личности тут не обойтись, абстракциями не отделаться. Где-то это и куда более родной нам персонаж ветерана, который рвётся в бой, страдая от пустоты, которую подарило ему прошлое, так что единственной целью прапорщика Дыгало становится подготовка молодых пацанов, которым завтра в бой, желание подарить им лишним марш-броском шанс на выживание, на победу над этой войной и самим собой.

Насколько необъятные возможности этого момента сценария сумел воплотить в жизнь режиссёр — это каждый решит для себя, а пока стоит просто отметить, что за исключением пары-тройки эпизодов, прапорщик Дыгало смотрится невероятно органично, играет на взводе, с достойной энергией, а потому — ему веришь. Как веришь в массе и остальным его призракам-отражениям — Хохлу, капитану-разведчику, капитану Быстрову.

Второй же персонаж — это конечно же Белоснежка, единственный женский образ фильма, образ бесконечной щедрости, бесконечной глупости, бесконечной красоты и бесконечного уродства Родины — вечной девственницы-проститутки, богини и падшей женщины, второй которой — нет. Может быть — в других гарнизонах, странах, на других планетах, но у нас она — вот такая, Мартышка Тарковского, которую чумовыми взглядами в рапиде поедают глазами совершающие марш-бросок воины, как их упорно именует прапорщик Дыгало.

В результате, пронизанное пунктиром подобных персонажей, закреплённое на скелете судеб отдельно взятого взвода, склеенное воедино полотнами батальных сцен, кино получилось порождающим сильные эмоции, в достаточной степени коммерческим, но при этом заставляющим думать, и потому — при всех его заметных глазу недостатках, о которых — ниже, необходимо признать, что ничего подобного за последнее время (лет двадцать, не меньше) у нас не снимали, и ажиотаж у кинокасс, который уже можно наблюдать собственными глазами, удивления в данном случае не вызывает. Более того, будем надеяться, что в данном случае мы получим новый рекорд отечественной кинокассы, тем более что для окупаемости столь дорогого проекта (по разным данным бюджет фильма составляет от 7 до 10 миллионов долларов) иного выхода у его создателей просто не остаётся.

До встречи в кино.

начало статьи » 2 3 читать дальше »

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/10/02/9rota.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

К звёздамЭнгри бёрдс в кино 2Малефисента: Владычица тьмыДора и Затерянный городЗомбилэнд 2: контрольный выстрелФорсаж: Хоббс и ШоуТерминатор: Тёмные судьбыЛучший стрелок 2

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: «ДЕВЯТАЯ РОТА»
Рецензии в рубрике "ВОЙНА"
Долгая помолвка: За много лет до Амели


«Долгая помолвка»:
За много лет до Амели

Роман КОРНЕЕВ

Что в этом сюжете от Амели? Практически всё. Детективная сюжетная канва, флэшбэки главной героини, красочная камера Бруно Дельбоннеля, интимная, осторожно рассказанная история двух влюблённых. И если кому хочется корить режиссёра за эту одинаковость — мне, если честно, нет. Идея осталась свежей, краски не потускнели, инструмент художника отточен и не дрожит в твёрдой руке. Заставляя второй план картины — окопную войну — двигаться, жить по тем же правилам нереальной реальности

Отзывы: [1]


Свои: В плену у своих, любимых


«Свои»:
В плену у своих, любимых

Роман КОРНЕЕВ

Несмотря на мощь и глубину (или по её причине) поднятой темы — Дмитрий Месхиев умудрился запутаться в заросшем лесу собственных задумок. Можно поздравить режиссёра со вполне состоявшимся кино, достойным, но всё же далёким от совершенства. В первую очередь — в результате неопределённости жанровой стилистики. Партизанская сага, библейская притча и военно-полевой роман в одной картине оказались несовместимы. В получившейся мешанине многие и многие мысли режиссёра сгинули безвозвратно. Увы.

Отзывы: [8]


Натянутая тетива: И гумберты рады, и лолиты живы


Натянутая тетива:
И гумберты рады, и лолиты живы

Юлия СЕМЕНЮК

Она — прекрасное лицом эфемерное создание шестнадцати лет. Эта девушка — связь героя с безграничной красотой жизни. Он любит этот мир и перед своим уходом хочет совершить символический акт единения с ним. Ему это удается, но не без помощи мистических сил. Продолжая познавать красоту в глубину, Ким Ки-Дук делает непростое кино. В его фильмах присутствует нечто катарсическое. Что это может быть? Наверное, морской воздух.


Револьвер: Британский гамбит


«Револьвер»:
Британский гамбит

Роман КОРНЕЕВ

Стрельба, гневливые криминальные боссы, крашеные красавицы в бэкграунде, сложные планы «относительно честного увода денег», сумасшедшие киллеры и даже пытки — всё в этом кино присутствует, причём порой даже в большей степени, чем это мы привыкли видеть у Гая Ритчи. На радость фанатам, целителям и просто сочувствующим. Но кино в общем и целом получилось, да и задумывалось, совершенно другим и совершенно о другом. Главный твой враг скрывается там, где ты его не догадаешься искать. Отзывы: [25]


Саундтреки лета: «Город грехов», «Остров» и другие


Саундтреки лета: «Город грехов», «Остров» и другие

Роман КОРНЕЕВ, Елена ПРАВДА

Лето вышло странноватое, провал следовал за провалом, прокат находками радовал мало, рекордными сборами бокс-офис вообще почти не мог похвастаться, однако ударные фильмы всё-таки выходили, а какой же ударный фильм без хорошего саундтрека. Предлагаем вам обзор четырёх лучших звуковых дорожек, представленных нам этим летом. Приступим, в том порядке, в котором фильмы выходили в отечественный прокат.


Братья Гримм: Э, брат, это жулики


«Братья Гримм»:
Э, брат, это жулики

Роман КОРНЕЕВ

Гиллиам — не мастер трэша, он не «спецэффектник», у него очень специфический юмор, плохо ложащийся на чуждую почву, его работа с актёрами стоит дорогого, но тут она — настолько не в тему, что остаётся поражаться стоицизму Вайнштейнов, не только давших на это денег, но и не закрывших всю эту мульку в процессе, а доведших её, пусть только в этом году, до мирового проката, и постаравшихся выбить из проекта все деньги, какие смогли. В этом виде это было сделать ой как непросто. Отзывы: [16]


Нокдаун: Малыш на миллион


«Нокдаун»:
Малыш на миллион

Елена ПРАВДА

Фильм в итоге производит вполне выдержанное положительное впечатление вне зависимости от того, кто там кого в итоге побьёт, и будет ли у семейства Брэддок чего покушать. Смотреть на Рене Зельвегер и Рассела Кроу в роли любящих супругов вполне можно, благо уж эти два актёра могут сыграть в меру правдоподобно, в конце концов, в отличие от той же «Малышки», в этом всём есть некая историческая правда помимо отсебятины сценариста. А уж бокс — бокс просто хорош. Отзывы: [3]


Мужской сезон: Милицейский произвол


«Мужской сезон»:
Милицейский произвол

Роман КОРНЕЕВ

Сюжет по сути, в этом фильме — дело десятое. Ибо красота его и величие не в том, что показывают, а в том, как это делают. За время сеанса если и посещает на минутку мысль — а чего, собственно, на экране происходит, то она тут же уносится прочь в мощном потоке экранного действия. Кто там на ком стоял? Непонятно, да и не нужно. По сути, весь пафос, вложенный в подзаголовок про бархатные революции, ушёл в свисток и, что самое забавное, это — хорошо. Отзывы: [29]





"Сволочи"



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2018   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2018  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама