Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Сволочи:

Сволочи: Ах зачем я на свет появился...

Роман КОРНЕЕВ, 5 февраля 2006
 
Поставьте фильму оценку!

«Сволочи», 2006
По повести Владимира Кунина
Режиссёр: Александр Атанесян
Сценарий: Владимир Кунин, Александр Атанесян
Художник-постановщик: Максим Фесюн
Оператор: Дмитрий Яшонков
Композитор: Аркадий Укупник
Художник по гриму: Елена Фомичева
Монтаж: Уильям Шарф, Чавдар Гергиев
В ролях: Андрей Панин, Андрей Краско, Саша Головин, Серёжа Рыченков и другие.

Вокруг «Сволочей» за последнее время успел развиться какой-то непонятный простому человеку чуть ли не международный скандал на тему того, кто и как написал эту историю, готовили или не готовили, были такие лагеря у нас, а может они были у немцев, и имеют ли право создатели фильма на художественный вымысел, и претендуют или не претендуют они на историческую правду, и кто там кого в итоге очернил, и причём тут архивы спецслужб — разобраться в этих хитросплетениях нынче сможет разве что очень заинтересованный в познавательном процессе человек, к таковым меня отнести трудно, потому поговорим мы вовсе не об этом. Вышел новый, что называется, сложнопостановочный отечественный фильм, уже в премьерный четверг собирая изрядное количество зрителей, потому вспомним старый добрый лозунг «мы вообще-то тут о кино разговариваем» и не будем удаляться от основного вопроса, оставив шпионско-предательские страсти историкам-любителям.

Режиссёр Александр Атанесян снял историю о подготовительном лагере для юных диверсантов из числа малолетних уголовников, которым по суровым законам военного времени за тяжкие преступления грозит высшая мера социальной защиты — расстрел. В горный спецштрафбат по лагерям собирают таких же инструкторов, окружают подходы к лагерю подразделениями НКВД и начинают подготовку, основной целью которой служит создание мобильных альпийских отрядов для нападения на труднодоступные немецкие горные базы.

Собственно, если отбросить реалии вроде малолетних сиротских банд и многократно повторённой фразы «смыть кровью» — перед нами предстаёт образец традиционного жанра военно-подготовительного кино, только на месте элитного подразделения морских пехотинцев оказывается заведение полулагерного типа, а на месте лысой Джейн оказываются тринадцати-четырнадцатилетние уголовники, готовые в общем-то на что угодно, только не на службу родине. Перед режиссёром, сценаристом и актёрами в данном случае стояла достаточно сложная задача — изобразить эту жизненную коллизию без разлюли-малины, не устраивая из фильма «Ералаш» и профанацию. Получится — вот вам слава и зрительская симпатия, не получится — никакая историческая правда или её отсутствие результат не скрасят.

И самое сложное, с чего нужно было начать — это выстроить мир детской преступности, со своими, совсем не детскими, но и отличающимися от взрослых преступников законами, показать этот узкий мирок, и отдельных людей внутри него. Ещё сложнее — этот мир преподнести зрителю так, чтобы не пережать, не устроить чернуху сверх меры, жестокость сверх необходимого.

И во многом эта неординарная задача была авторами фильма выполнена — где коротким злым матерком, где долгим взглядом в упор, говорящем не о начале юной жизни, а уже о её скором конце, к которому всё и идёт. Доведи режиссёр идею до конца, уже одно это сильно сместило бы акценты на весь остальной фильм, проблема тут оказалась в нюансах, в режущих глаз и ухо невынужденных ошибках создателей фильма — мучительное вступление-объяснялка, к которому авторам отчего-то приходится снова и снова возвращаться, обстоятельства поимки главного героя, надуманный диалог с особистом-вербовщиком, всё это слишком уж отсылает к традиционным сюжетам отечественного сериалостроения, а никак не к «исторической правде».

Впрочем, как прелюдия к занимающей половину фильма истории подготовки в лагере, всё это может быть вполне уместным, хотя и слишком уж гротескным, прочно выстроенный дальнейший сюжет мог эти недочёты загладить и вовсе стереть из памяти, но дальше получается как-то тоже не слишком гладко. Лагерь неожиданно превращается в горный курорт, где за побег расстреливают, а так — делай, что хочу. Регулярно тут происходят драки стенка на стенку, инструктора ходят по территории с кошельками в карманах, каковые кошельки демонстративно и безнаказанно тырят специально обученные щипачи-карманники, воровство тушёнки со склада заканчивается публичным заголением мягкого места, малолетние «бугры» получают отпор только от своих же «однополчан». Боевая подготовка тут состоит из скалолазанья и лыжного спорта, политическая же ограничивается молчаливым до идиотизма гражданином в особистских погонах, маячащим по лагерю.

Да, Панин и Краско замечательно играют «отцов солдатам», суровых, но справедливых, два мальчика-главных героя тоже играют более чем хорошо, но уж больно странные речи они все произносят и больно странные дела делают — большую часть времени персонажи курят под гитару, травят друг другу жизненные байки, и где тут чистилище для малолетних зверёнышей, готовых вцепиться друг другу в глотки, понять и разглядеть не удаётся.

И опять же, невынужденные сценарные огрехи вынуждены заглаживать оператор с монтажёром (обе работы — весьма и весьма интересные, сильные), специалисты по спецгриму и пиротехнике — стараются как никогда, музыкальные композиции Аркадия Укупника не дают зрителю расплываться мысию по древу, удерживают внимание, как и положено триллеру. Но всё равно, не хватает многого — деталей, взаимоотношений, многомерности. Взявшаяся ниоткуда дружба двух пацанов так и остаётся взявшейся ниоткуда, а песня Вертинского просто вязнет на зубах. Суть и смысл спецподготовки всё так же остаются непонятными, что такого должны были делать дети, чего не смогли бы взрослые? А тут, как снег на голову, «им дан приказ на север», снова интерлюдия «в подвалах», монотонный монолог-объяснялка, отправляемся.

С этого момента фильм благодаря окончательно развалившемуся сценарию превращается в набор аттракционов — аттракцион «старший группы просит выйти», аттракцион «проход через строй», аттракцион «скоро тут такой дубак будет», аттракцион «нас кинули, ребят кинули» (кстати, зачем надо было долго готовить диверсантов, чтобы ими вот так бездарно распорядиться?) и финальный аттракцион «я запомнил где тут хранилище, щас рванём» с последующим замечательно снятым, но абсолютно безумным сиквенсом побега вплоть до сцены с миной, после которой авторы сценария ну окончательно перестали понимать, что же с этим сюжетом делать.

Закончился фильм как закончился — немотивированным продакт-плэйсментом и абсолютно ничего не означающим и не поддающимся осмыслению финалом в том самом стиле, за который любят у нас поругивать Голливуд.

В итоге нам остаётся порадоваться, что, несмотря на плоско-фанерные фигуры второго плана, актёрская школа плана первого у нас не переводится, постепенно обрастает наш кинобизнес и мастерами технических профессий, в коих до сих пор был жуткий недостаток, но вот тот факт, что голливудская болезнь полной нехватки серьёзных сценаристов в нашем кинобизнесе цветёт махровым цветом — он как бы уже и в доказательствах не нуждается, ибо его можно наблюдать невооружённым глазом. Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/02/05/svolochi.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Не время умиратьДюнаЛьвицаМуланДоводНовые мутантыБилл и ТедБэтмен

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ВОЙНА"
Морпехи: Война и мы


«Морпехи»:
Война и мы

Роман КОРНЕЕВ

Фильм заканчивается с окончанием операции «Буря в пустыне», демобилизация, возвращение, там будет какая-то жизнь, а может, и не будет. Люди, которые были на войне не ради славы, а просто — находясь на службе, по приказу, вдруг понимают, что всё равно, они остались там, они всё ещё в пустыне. И этому веришь без громких слов о долге, чести, гибели ради интересов родины. Просто веришь. Ещё одна судьба солдата, рассказанная честно, достойно, талантливо, без политизирования и полемизирования. Отзывы: [5]


Первый после бога: Дифферент на корму


Первый после бога:
Дифферент на корму

Роман КОРНЕЕВ

Городили-городили, никого не арестовали, никого не полюбили. И даже гибель подводной лодки Маринина в итоге будет обставлена совершенно непонятными сценарными изысками. В результате неплохое, в сущности, кино оставляет после себя гору вопросов класса «зачем» и ни одного на них ответа. Хорошего в нём можно вспомнить преизрядно, но и совершенно невынужденных ошибок допущена масса. По всему выходит, что пока отечественный «Дас Бут» ещё не снят. Будем ждать. Отзывы: [4]


9 рота: Афган, каким мы его потеряли


«9 рота»:
Афган, каким мы его потеряли

Роман КОРНЕЕВ

Полотно действительно получилось эпическое, причём не масштабами, а именно подходом. Последовательно, размеренно, без рывков, натяжек и натужных «спецэффектов», перед нами раскрывается судьба участника одного локального военного конфликта — зачем туда шли, как из них делали солдат, куда они потом попадали и как там гибли. Перед нами дотошно проявляется портрет Безымянного Солдата афганской кампании. А что до исторической правды... у каждого она своя. Отзывы: [216]


Оружейный барон: Калашников ряд


«Оружейный барон»:
Калашников ряд

Глеб СОНОВ

Да, на планете воюют часто, и совершенно не нуждаясь в поводе. Есть на планете такие места, где человеческая жизнь не стоит ничего, а автомат стоит дешевле курицы. Да, с этим что-то надо делать. Нет, ничего с этим не поделаешь, потому что в этом слишком многие заинтересованы и слишком немногие, если не считать конкретных жертв, заинтересованы в обратном. Нам просто напомнили о. Довольно ли этой цели для целого фильма? Наверное, да. Довольно ли этого, чтобы заставить кого-то задуматься? Отзывы: [2]


Премьеры февраля: «Мюнхен», «Казанова», «Ультрафиолет»


Премьеры февраля: «Мюнхен», «Казанова», «Ультрафиолет»

Редакция КиноКадра

Февральская программа начинается с относительного затишья в виде скромных трёх релизов в неделю, переходя к концу месяца, в преддверии пары длинных праздничных уикендов, в ударный режим из пяти и более новинок проката на один премьерный четверг, и далее в таком насыщенном ритме прокат будет продолжаться до самого конца марта. В феврале мы увидим сразу несколько оскаровских номинантов, которые до сих пор ещё не успели побывать в российском прокате.


Труп невесты: Невыносимая лёгкость небытия


«Труп невесты»:
Невыносимая лёгкость небытия

Ирина КОЗЕЛ

Три вещи, которые всегда отличали фантазёра и сказочника Тима Бёртона — невозможная безупречность его художественных концептов, маниакальная страсть к потустороннему и умение смешивать откровенный трэш с невыносимым гламуром, выделяя из этой смеси некое особенное, извращённое совершенство — нашли своё достойное пристанище и где-то достигли своей кульминации в новой бёртоновской сказке для взрослых, музыкальной кукольной некромелодраме. Отзывы: [11]


Распутник: Театральная трагедия


«Распутник»:
Театральная трагедия

Роман КОРНЕЕВ

В этом фильме действительно нет нарочитых поз арт-порнографии, авторы не ставили перед собой цели кого-то эпатировать, их основная сюжетная вязь идёт тонкими мазками по грубой холстине средневекового театрального грима, они рассказывают историю. В ней довольно всякого — и распутства, и загула, и содомии, и обычных житейских грехов. Но всё это там, далеко, фоном, легендой, сказкой. Настоящая сказка, настоящая легенда тут царит в Джонни Деппе, пытающемся отыскать смысл в бессмысленности жизни. Отзывы: [3]


Интервью с создателями фильма «Меч Без Имени»


Интервью с создателями фильма «Меч Без Имени»

Дмитрий ЛЕЙКИН

В плеяде отечественных фантастов, чьи произведения будут перенесены на большой экран, появилось новое имя — Андрей Белянин, известный автор юмористического фэнтези. По его роману «Меч Без Имени» сейчас в Чехии снимается одноименный фильм. Предлагаем вашему вниманию интервью с писателем Андреем Беляниным и режиссёром фильма Владом Тапеушем.

Отзывы: [14]


Мемуары гейши: Последняя гейша


«Мемуары гейши»:
Последняя гейша

Ирина КОЗЕЛ

Неизвестно, что там собирался снять Стивен Спилберг, намеревавшийся сам занять режиссёрское кресло и отдавший его Робу Маршаллу лишь из-за отсутствия времени, но оскроносный после «Чикаго» Роб Маршалл, вооружившись своим хореографическим прошлым, снял красивую и нежную, вполне западную костюмированную мелодраму, используя японский национальный колорит более как выразительное средство, чем как историческую реальность. Перед вами, безусловно, очередной пример Японии экспортного образца. Отзывы: [25]





"9 рота"


Отечественный прокат желает открыться, и в первую очередь желают этого наши зрители, а потому даже в отсутствие внятных премьер сборы продолжают расти. В данном случае...

19 сентября, суббота



18 сентября, пятница


17 сентября, четверг



16 сентября, среда



15 сентября, вторник





14 сентября, понедельник
После более чем скромного старта главной надеждой недооткрывшегося из-за ковида и пожаров североамериканского проката стала выносливость главного тяжеловеса сентября по...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.5%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама